Ознакомление с театрализованной игрой в группе раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов - создать для этого все необходимые условия.

Ознакомление с театрализованной игрой является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте. Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театрализованная игра помогает развить у ребенка интерес к окружающему миру, любознательность; стремление к познанию нового, усвоению новой информации. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных подвижных игр, игр-забав, хороводов.

В процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованная деятельность помогает развить у детей уверенность в себе, сформировать социальные навыки поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

  1. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  2. детский сад № 44 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

  3. деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

  4. Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 44 Красносельского района Санкт-Петербурга)

Методические разработки

Ознакомление с театрализованной игрой в группе раннего возраста

 «Перспективное планирование по ознакомлению

 с театрализованной игрой детей 2-3 лет»

        Составитель: воспитатель

ГБДОУ д/с № 44 И. В. Тормозова

Санкт-Петербург

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность:

Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов - создать для этого все необходимые условия. 

Ознакомление с театрализованной игрой является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте. Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театрализованная игра помогает развить у ребенка интерес к окружающему миру, любознательность; стремление к познанию нового, усвоению новой информации. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных подвижных игр, игр-забав, хороводов.

В процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованная деятельность помогает развить у детей уверенность в себе, сформировать социальные навыки поведения.

Значение театрализованной деятельности:

  • дети получают эмоциональный подъём;
  • улучшается усвоение содержания произведения;
  • стимулирует активную речь
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • совершенствует артикуляционный аппарат
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • позволяет формировать опыт социального поведения

Цели, задачи и содержание работы

Цели:

  • Развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
  • Обогащение словаря детей, активизация его;
  • Совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
  • Способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к театрализованной игре;
  2. Развивать эмоционально-чувствительную сферу детей;
  3. Побуждать к активному участию в совместной деятельности;
  4. Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой; активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации;
  5. Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
  6. Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними

В группе были созданы необходимые условия для театральной деятельности детей. Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра: настольный театр, театр вязаных игрушек, театр «Варежка», театр медалек, театр деревянной игрушки, театр обручей (масок), театр на фланелеграфе,  театр масок, на картине-фоне, театр ложек.

Содержание работы:

Знакомство с театрализованной игрой начинается в процессе совместной деятельности, в которой  воспитатель, взяв за основу содержание знакомых  потешек, стихов знакомит детей с персонажами (героями) русских народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»). В дальнейшем важно стимулировать желание детей участвовать в совместной деятельности связанной одной темой.

 В группе мы используем театрализацию в разных видах деятельности. Педагогический процесс построен так, что ознакомление с театрализованной игрой проходит через все образовательные  области:

  1. Физическое развитие - подвижные игры
  2. Социально-коммуникативное развитие - хороводные, дидактические, игры с предметами
  3. Познавательное развитие – дидактические игры, экспериментирование
  4. Художественно-эстетическое развитие - лепка, рисование, аппликация, музыкальные игры
  5. Речевое развитие - пальчиковые игры, чтение потешек, стихов, сказок

С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.

 Вывод:

  1.  Благодаря проделанной работе в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: умение сопереживать, умение работать в коллективе, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в  играх - драматизациях.
  2.   К 3 годам мои воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»)
  3.   Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя, можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективное планирование по ознакомлению с театрализованной игрой детей 2-3 лет

Месяц

Игровая деятельность

Сказка

 Ознакомление с художественной литературой

(Потешки)

Интеграция с другими областями

Используемые театры для обыгрывания сказок

Сентябрь

Адаптационный период

Октябрь - Ноябрь

«Курочка Ряба»

- Чтение

- Рассказывание

- показ (использование различных театров)

«Курочка-рябушка»

«Цыплята»

«Мышка»

«Бабушка»

«Дедушка»

Физическое развитие

(подвижные игры)

«Мышки в норочках сидят»

«Курочка и цыплята»

«Куры и петух»

«Курочка, цыплята и кошка»

«Собери яички»

Социально-коммуникативное развитие 

Д/и «Поможем курочке найти цыплят» (игра изготовленная из бросового материала)

Речевое развитие

Пальчиковая игра

«Про курочку Рябу»

Дыхательная гимнастика

«Подуй на перышко»

Познавательное развитие

«Курочка и ее друзья (домашние животные и птицы))

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Украсим тарелочки для курочки» (рисование пальчиками)

Аппликация:

«Украсим яичко для бабки и деда» (использование наклеек)

Лепка: «Зернышки для курочки»

Конструирование: «Домики для курочки и цыплят» (маленькие и большие)

Музыка: «Вышла курочка гулять»

- театр вязаных игрушек

- театр «Варежка»

- театр медалек

- театр деревянной игрушки

- театр обручей (масок)

Декабрь-Январь

«Репка»

- Чтение

- Рассказывание

- показ (на фланелеграфе, театр ложек, картина-фон)

«Собачка»

«Кошка»

«Мышка»

«Внучка»

«Репка»

Физическое развитие

(подвижные игры)

РНИ «Репка»

«Киса и мыши»

«Кошкина зарядка»

«Лохматый пес»

Социально-коммуникативное развитие 

Хороводная игра «Репонька-репка»

Речевое развитие

Пальчиковая игра «Репка»

Познавательное развитие

Д/и «Подарки осени» (овощи и фрукты)

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Подарки осени» (раскраски)

Лепка: «Репка»

Музыка: Слушание русской народной мелодии

- на фланелеграфе

- театр масок

- театр обручей

- на картине-фоне

- театр ложек

- обыгрывание персонажей сказки

Февраль-Март

«Колобок»

- Чтение

- Рассказывание

- показ (на фланелеграфе, настольный театр, картина-фон)

«Зайка»

«Волк»

«Медведь»

«Лиса»

«Колобок»

Физическое развитие

(подвижные игры)

«Медведь»

«Лесные гости»

«Зайчики»

«Веселись, детвора»

«Зайцы и волк»

«Лиса и зайчата»

Социально-коммуникативное развитие 

Д/и «Собери и расскажи сказку»

(использование кубиков-мякишей)

Речевое развитие

Пальчиковая игра «В лесок»

Познавательное развитие

экспериментирование

«Из чего сделан колобок?» (соленое тесто)

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Закрась колобка» (использование нетрадиционных техник рисования (трафарет и оттиск пробкой)

Аппликация: «Колобок» (техника бумажная пластика (бумажные салфетки))

Музыка: Музыкальная игра «Прыг-скок колобок»

- театр вязанных игрушек

- театр масок

- театр ложек

- игра - обыгрывание персонажей сказки

Апрель-Май

«Теремок»

- Чтение

- Рассказывание

- показ (на фланелеграфе, картина-фон)

«Мышка»

«Лягушка»

«Зайка»

«Волк»

«Лиса»

«Медведь»

«Теремок»

Физическое развитие

(подвижные игры)

«Ребята-лягушата»

«Веселись-детвора»

«Мишка-косолапый»

«Лиса и зайцы»

«Зайцы и волк»

«Мышки и кот»

Социально-коммуникативное развитие 

Р/и «Кто-кто в теремочке живет?»

Речевое развитие 

Пальчиковая игра «Теремок»

Познавательное развитие

Д/и «Кто живет в лесу?» (дикие животные)

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Окошки в домике» (использование нетрадиционных техник рисования (оттиск  губкой)

Лепка: «Домики для зверят»

Музыка: Слушание русской народной мелодии

- театр вязаных игрушек

- театр масок

- театр ложек

- игра - инсценировка с атрибутами персонажей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития театрализованной игры в группах раннего возраста.

План содержит этапы по формированию умений детей раннего возраста театральной деятельности.1. Игры - имитации.2. Игры- импровизации под музыку.3. Инсценирование фрагментов сказок о животных....

«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»

«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»...

Ознакомление с театрализованной игрой в группе раннего возраста

Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов - созд...

Конспект дидактической игры по ознакомлению с транспортом детей 2 групп раннего возраста." Машины разные нужны, машины разные важны".

Познакомить детей с разными видами транспортных средств, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, самосвал, грузовик, подъемный кран, хлебная, автобус. Учить различать их по...

Конспект дидактической игры по ознакомлению с транспортом детей 2 групп раннего возраста." Машины разные нужны, машины разные важны".

Познакомить детей с разными видами транспортных средств, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, самосвал, грузовик, подъемный кран, хлебная, автобус. Учить различать...

Конспект театрализованной игры в группе раннего возраста "Дружная семья"

Конспект театрализованной игры в группе раннего возраста...