Педагогический пробег "Художественно-эстетическое развитие в детском саду"
методическая разработка на тему

Хмурова Ольга Александровна

Цель: повышение  уровня профессиональной     компетентности  педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №8 «Звездочка» городского округа город Мантурово

«Педагогический пробег» для воспитателей города

"Художественно-эстетическое

развитие в детском саду"

                                                                                     

                                                          Подготовила:

       Старший воспитатель

МБДОУ д/с №8 «Звёздочка»

       Хмурова О.А.

2014 г.

Цель: повышение  уровня профессиональной     компетентности  педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

  • Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному общению.
  •  Закрепить знания педагогов в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формированию культуры.
  • Содействовать развитию педагогического мастерства и творческого потенциала в сфере художественно-эстетического направления.
  • Интегрировать творческий потенциал педагогов в развитие дошкольного образования города.

Оборудование. карточки с заданиями; тарелочки для фишек; портрет И.И. Шишкина и репродукции картин «Сосна», «Рожь», «Утро в сосновом лесу»; портрет В.М. Васнецова и репродукции картин «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»; репродукции картин, написанных в теплых тонах (Т. Ульянов. «Натюрморт с книгами»; Ю. Васнецов. «Ладущки»; В. Лебедев. Иллюстрация к разноцветной книге С. Маршака»; Н.П. Крымов. «Когда цветут липы»); репродукции картин, написанных в холодных тонах (Д.Я. Александров. «Зимняя сказка» и «Московский дворик»; Л.А. Токмаков. Иллюстрация к кН. «Русские сказки про зверей»). 

Ход

Ведущий. Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Давайте вспомним, что включает в себя художественно-эстетическое воспитание, какие источники вы можете назвать:

 художественно – эстетическое воспитание:

  • искусство
  • человеческие  отношения (красота общения)
  • природа (красота природы)
  • деятельность окружающий социум (соц. среда)
  • труд (красота труда)

 А сейчас назовите компоненты художественно – эстетической творческой деятельности.

1. Изобразительная деятельность

2. Музыкальная деятельность

3. Мир литературного искусства. Художественная литература (чтение стихов)

4. Театрализованная деятельность.

Все вы знаете, что приоритетным направлением в работе нашего детского сада является художественно – эстетическое воспитание. И сегодня мы проведем «Педагогический пробег» по тропе знаний в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формирование культуры. Всем участникам предлагаю разделиться на две команды с помощью лотереи.

За 1 минуту следует придумать каждой команде название.

СТАНЦИЯ АКТУАЛЬНАЯ

Итак, особое внимание мы уделяем художественно-эстетическому развитию, которое способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны), повышает познавательную активность.

Вопросы взаимоотношение человека с искусством по праву можно назвать актуальным. Его можно решить, но при наличии у каждого ребенка художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Одна из отличительных особенностей дошкольника – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений и, что важно для нас, произведений искусства.. В ДОУ дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, театром.

Целью работы мы считает создание в ДОУ условий, способствующих эстетическому развитию ребенка путем использования различных видов искусства во всех видах деятельности.

В ДОУ произведения искусства используются в трех направлениях:

  • как неотъемлемая часть эстетической среды в повседневной жизни;
  • как содержание образования (детей знакомят с разными видами искусства, а также с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами выразительными средствами).
  • как эталоны прекрасного в разных видах художественной деятельности, что служит развитию детского художественного творчества.

Основными участниками художественно-эстетического развития являются дети, педагоги, родители, а также сама социально-педагогическая среда.

СТАНЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

В процессе рисования, лепки ребенок радуется красивому изображению, которое создал сам, или огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и развитию творческого потенциала. Занятия по изобразительной деятельности начинают проводить с раннего возраста. В младшей и средней группах проводят два занятия в неделю (рисование и ленка). Начиная со старшей группы еженедельно проводят три занятия (два рисованием и одно лепкой). Итак, отправляемся в путешествие по стране изобразительной деятельности.

Первая остановка «Мозговой штурм»

Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.

  1. Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

  1. Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

  1. Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

  1. Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)

  1. Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)

  1. Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)

  1. Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)

  1. Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)

  1. Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)

  1. Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)

Вторая остановка «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

  1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
  2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.(Дерево.)
  3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
  4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
  5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
  6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
  7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
  8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)
  9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера.(Прялка.)

Итак, ярмарка эта называется свистуньей.

и

н

и

й

е

р

е

в

о

л

и

н

а

о

с

т

о

в

о

о

л

о

т

а

я

г

р

у

ш

к

а

о

н

ч

а

р

к

у

л

ь

п

т

у

р

а

9. п

р

я

л

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третья остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»

Первая команда

  1. Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?
  2. Выберите из представленных портретов портрет В.М. Васнецова и из репродукций репродукции его картин («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»).
  3. Выберите из представленных репродукций картины, написанные в холодных тонах.

Вторая команда

  1. Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?
  2. Выберите из представленных портретов портрет И.И. Шишкина и из представленных репродукций («Сосна», «Рожь», «Три медведя») репродукции его картин.
  3. Выберите из представленных репродукций картины, написанные в теплых тонах.

СТАНЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ

        Развитие речи тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как неотъемлемой части эстетического воспитания детей.

        Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в речевом общении и самостоятельном словесном творчестве.

        В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывают способность наслаждаться художественным словом, закладывают основу для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности.

Задания для педагогов:

  • Какие основные методы вы используете при обучении детей родному языку? (Словесные, наглядные, игровые.)
  • С какими жанрами художественной литературы знакомите детей? (Рассказ, сказка, басня, стихотворение.)
  • Одно из важнейших средств выражения мыслей, идей. (Слово.)
  • Назовите детских писателей. (С. Маршак, А. Барто, Е. Благинина, З. Александрова, Б. Заходер, В. Берестов, К. Ушинский, М. Пришвин, В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Сладков, Н. Носов, В. Осеева, К. Чуковский, Б. Житков, Е. Пермяк, В. Степанов, В. Сутеев и др.)

  • Назовите авторов и сказки, о которых говорится в загадках.

 Появилась девочка в чашечке цветка,

 И была та девочка чуть больше ноготка.

 В скорлупе ореха девочка спала.

 Что за чудо-девочка в том цветке жила? (Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка».)

У отца был мальчик странный.

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек деревянный? (А. Толстой. «Сказка о золотом ключике, или Приключения Буратино».)

  • Скажите, из каких сказок предметы?

Стрела («Царевна-лягушка»)

Туфелька («Золушка»)

Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)

Умывальник («Мойдодыр» К. Чуковского)

Корыто (А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке») Горошина (Г.Х. Андерсен. «Принцесса на горошине»)

СТАНЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ

        Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка! Каждый ребенок играет по-своему, но все дети копируют взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.

        Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

                Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве эффективного, но ненавязчивого педагогического средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

        Занятия по театрализованной деятельности в ДОУ проводятся начиная со средней группы.

Вопросы педагогам:

  1. В каких направлениях театрально-игровой деятельности проявляется творчество детей? (Продуктивное: сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское: речевое, двигательное, актерские способности; оформительское: декорации, костюмы.)
  2. Что включают в себя занятия по театрализованной деятельности? (Просмотр кукольных спектаклей и беседы о них; подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры- драматизации.)
  3. Какие виды театра используются в работе ДОУ? (Бибабо, пальчиковый, театр масок, театр ложек, театр жетонов, настольный театр.)
  4. Прочтите предложение удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

СТАНЦИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

        Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитием музыкальных способностей, формированием основ музыкальной культуры нужно начинать заниматься с самого раннего детства. Музыка оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Музыкальные занятия в дошкольных образовательных учреждениях проводятся во всех возрастных группах.

 Блиц-опрос:

  • Музыкально-ритмическое упражнение, которое встречается в механике? (Пружинка.)
  • Ансамбль из четырех музыкантов или певцов? (Квартет.)
  • Что такое серенада? (Изначально это песня, исполняемая для возлюбленной обычно в вечернее или ночное время и часто под ее окном. Такой жанр был распространен в Средневековьеи эпоху Ренессанса. В эру барокко серенадой стали называть кантаты, исполняемые на открытом воздухе в вечернее время.)
  • Что такое фольклор? (Народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.)
  • Жанр музыки, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: музыку, хореографию, драматургию, изобразительное искусство. (Опера.)
  • С помощью каких ключей можно прочесть музыкальную запись?(Скрипичный и басовый ключи.)
  • Назовите основные жанры музыки, классифицируемые в ДОУ? (Песня, танец, марш.)
  • Назовите основное средство выражения музыки. (Звук.)
  • Назовите разновидности песни (колыбельные, похоронные, свадебные, детские, серенады, романсы); танца (полька, вальс, чарльстон, фокстрот, румба, твист, рок-н-ролл); марша (детский, военный, спортивный, свадебный(торжественный), похоронный, цирковой).

Творческие задания:

Спеть  частушки

По секрету вам споем

Как в детсаде мы живем.

Как детишек принимаем

Что за это получаем.

***

Недочеты, недостатки

Как бы вас нам пережить.

Кто бы нервов нам добавил,

Чтоб до пенсии дожить.

***

Водят в сад детишек к нам

По часам и не часам.

А как вечер наступает

Забирать их забывают.

***

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

В музыкальный зал пришли,

Си, ля, соль, фа, ми, ре, до,

Спели песню хорошо!

Нам повысили зарплату:

В бухгалтерии погром.

Говорят, что мы лопатой

Ни за что деньгу гребем.

***

Говорят, что воспитатель

И художник и актер.

Очень жаль, что на Мосфильме

Нас не видит режиссер.

***

Ремонтируем детсад

Весь народ ужасно рад.

А сотрудники детсада

Моют, красят и молчат.

***

Пастухами называют,

А работы всей не знают.

Их бы в садик хоть на час

Уважать бы стали нас.

  • Угадайте мелодию. («Песенка мамонтенка», муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего; «Ужасно интересно», муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера; «Кабы не было зимы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.)

СТАНЦИЯ РАЗДУМЬЕ

        Уважаемые педагоги, вы выполнили все задания на уже пройденных станциях. Что еще оказывает влияние на развитие и формирование эстетического отношения к окружающему, интеллектуальных и художественно- творческих способностей детей? Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Среда в образовательном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Эта эстетическая развивающая среда является частью экологии среды обитания человека вообще и ребенка в частности. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его.

        Эстетическая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей. В детском саду работает изостудия, где проходят занятия с детьми по рисованию, в изостудии собран богатый методический материал, литература, пособия, оформляются выставки детских работ, декоративно-прикладного искусства, здесь можно познакомиться с творчеством художников.

                Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. В детском учреждении игрушки широко представлены разными видами и являются неотъемлемой частью интерьера. Их рассматривание способствует активизации и развитию познавательной и творческой деятельности ребенка. Яркие, необычные игрушки активизируют его самостоятельную деятельность. Необходимо умело и тактично, ненавязчиво направлять эту деятельность детей: воспитатель, родители могут включаться в процесс рассматривания, обратив внимание на гладкость поверхности, яркость, нарядность узора или светлую поверхность натурального дерева (богородская игрушка), подвижность частей, возможность действий с игрушкой.

        Это будет способствовать интеллектуально-эстетическому воспитанию и развитию ребенка через познание формы предмета, пропорций, строения того или иного вида народных игрушек (дымковских, филимоновских, городецких, богородских и др.), его декоративных особенностей. Надо стараться вызывать у детей эмоционально положительный отклик, чувство радости при восприятии ярких, нарядных декоративных игрушек, формировать жизнерадостное мироощущение, заложенное в игрушки мастером-художником.

        Игрушки играют большую роль в эстетическом воспитании детей, создают эмоционально положительный микроклимат, формируют положительное отношение к окружающей среде.

Дефиле моделей одежды сотрудников детского сада.

Добрый день уважаемые сотрудники и коллеги! В нашем детском саду трудятся по-настоящему независимые, талантливые люди! Ваша профессия довольно сложная. Она требует от вас не только сноровки и умений, но и понимания чувства вкуса, эстетики, ведь от этого зависит настроение и комфорт окружающих! Поэтому сейчас мы предлагаем Вашему вниманию «Дефиле одежды».

Руководитель МБДОУ -

Персона стильная в саду.

Тенденций модных новизна

И чувство вкуса есть всегда.

Всё - от причёски до ключей

Продумано до мелочей! (заведующая д/с) Л.А.

Коль идёт процесс педагогический,

Воспитатель одевается классически:

Туфли, юбка, блуза и жакет -

Повседневный, будничный комплект. (воспитатель в группе) Г.Н. и Т.В.

Если на участке мы с травой

Завязали не на шутку бой,

Надеваем бриджи и футболку

И - вперёд, с мотыгой на прополку! (воспитатель на участке) О.Н. и С.Н.

Ну а когда час праздника настал,

Уместно нарядиться, как на бал:

Мы платье праздничное надеваем,

Про украшения не забываем. (воспитатель на празднике) В.Н. и А.В.

А если на празднике он не ведущий

То может примерить любой он костюмчик

То в дядюшку Фокуса он воплотиться

То в Бабу-Ягу легко превратиться

Любые роли сыграет отменно

Наш воспитатель талантлив несомненно! Л.К и А.А.

Муз.рук на подиум смело выходит,

Заметьте, костюмчик ей как подходит!

Наряд элегантный, наряд современный,

В нём наш музыкант сыграет отменно  (музыкальный руководитель)  Т.В.

Одежда инструктора по физкультуре

Сидит безупречно на данной фигуре.

Спортивный костюм и в довесок кроссовки -

Успех обеспечен вам на тренировке! (воспитатель по физо) Е.В.

                                                 

Что художника от всех нас отличает?

Их униформа цветом сияет.

Наряд её элегантен и красочен

Берет и кисти прилагаются

И так удачно сочетаются! (воспитатель по изодеятельности) Е.И.

У каждого роль в коллективе своя,

И вы не забудьте об этом, друзья!

Пусть ваш внешний облик несёт позитив

И каждый сотрудник пусть будет красив!


Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Сфера, 2009.
  2. Голицын Н.С. Копилка педагогических идей. М.: Скрипторий-2003, 2007.
  3. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию// Дошкольное воспитание.2004. № 8.
  4. Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников. М.; Педагогическое общество России, 2005.
  5. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. М.: Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы педагогического совета "Социально-коммуникативное развитие в детском саду"

педсовет "Социально-коммуникативное развитие в детском саду"...

Педагогический проект "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России"

Проект "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России" направлен на формировании у детей знаний о традициях  Нового года....

Авторская методическая разработка развлечения по развитию социально-педагогических компетенций детей и сотрудников детского сада №118 «Ягодка».

1.Имя занятия:«Мы в Карелии живём» 2. Форма проведения занятия:Развлечение3. Целевая аудитория:Дети, сотрудники детского сада.4. Цель: Содействие повышению социально-педагогических ко...

Педагогический совет «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»

Использование эффективных форм сотрудничества с родителями в вопросах развития и образования  детей дошкольного возраста....

Выступление на Педагогическом совете: «Мини – музей в детском саду, как средство развития речи дошкольников»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ “ВОЛШЕБНОЕ РИСОВАНИЕ” (применение нетрадиционных техник рисования на занятиях по художественно-эстетическому развитию в детском саду) для средней группы

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобраз...