материалы педагогического совета "Социально-коммуникативное развитие в детском саду"
методическая разработка на тему

педсовет "Социально-коммуникативное развитие в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника»

ЦЕЛЬ. Систематизировать знания педагогов  ДОУ по воспитанию дошкольников в мире социальных отношений и определить пути совершенствования работы в данном направлении. Закрепление и уточнение знаний педагогов о воспитании нравственных качеств дошкольников в повседневной деятельности. Совершенствование работы в ДОУ по усвоению этических норм.

 

«Детство — важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло  в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»     (В.А. Сухомлинский).

Повестка дня

1. Выполнение решений предыдущего педсовета

2.Мини-дискуссия  «Социально-коммуникативное развитие ребенка – дошкольника

3. Практическая часть «Определение основных направлений социально – коммуникативного развития ребенка-дошкольника»:

* Задачи развития детей в данном направлении;

* Сюжетно-ролевые игры в жизни ребенка-дошкольника;

*  Нравственные качества, формируемые в дошкольном детстве

* Методы и приемы воспитания нравственных качеств

4. Справка тематической проверки по теме педагогического совета.

6. Разное.

Разминка для участников

Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен) »

Статьи 12 и 13 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Стандарт дошкольного образования, одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников.

         Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

         Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

        Детство – важнейший период этой самой «человеческой» жизни. Не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая и ни с чем несравнимая жизнь. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

        В настоящее время у нас есть все, или почти все, материальные условия для правильного развития маленького человека, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.

        Всей силой души хотим мы, чтобы в нашем ребенке все было прекрасно!

Порой приходится наблюдать в наших мальчишках и девчонках черты, вовсе несоответствующие этой мечте.

        Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе, человека.

       Роль родителей, воспитателей при формировании этических, нравственных норм, с каждым годом становится все сложнее и ответственней.

Творческой в этом направлении должна стать работа каждого педагога. Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.

      Проблема социально-нравственного развития детей крайне актуальна, т.к. социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также жизненных ценностей. Начиная с дошкольного возраста, ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источниками которой служат средства массовой информации, детский сад, школа, кино, телевидение, интернет.

      Основной задачей педагогов является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.

      Целью  привития ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать детей к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками.

      Основными задачами воспитателей: являются:

- ввести ребенка в мир человеческих отношений;

- приучить жить среди людей, общаться со сверстниками и взрослыми;

- сформировать определенные психологические качества;

- привить базовые навыки общения;

привить любовь к семье, природе, Родине;

- приобщать к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

 

     Формирование личности, как процесс становления, происходит в результате нравственного, интеллектуального, физического развития, а так же в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания.

    Ребенок, начиная с дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения.

 

     В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества, как свои собственные.

     Моральный облик ребенка формируется в процессе разнообразной деятельности: в учении, в труде, в игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирование у детей высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения. Через игру ребенок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки ,учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. В игре можно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществлять адекватное развитие нравственной сферы ребенка.

        Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию из вне.

       Понятие «патриотизм «включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Любовь к Родине, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.                 Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.  Подобно любому чувству , патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, его глубиной. Д.С. Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Народные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы не будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.»

             И поэтому на сегодняшнем заседании педагогического совета мы должны найти ответы на следующие вопросы: «Что способствует формированию этических норм и правил в детском саду? », «Какие методы и приёмы можно использовать по обучению детей этике взаимоотношений? » «Когда уровень владения методическими приемами по обучению детей этикету переходит в качество? »

          Чтобы успешно воспитывать нравственные качества и отношения детей, надо знать содержание «Программы» по этому вопросу. Сейчас я предлагаю вам выбрать и отметить те строки, которые соответствуют вашей возрастной группе:

Задание №1

1 мл гр. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. д.

2 Младшая гр. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Средняя гр. Способствовать формированию личного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо.

Старшая гр. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.

Подготовит. гр. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.

        Воспитание нравственных чувств у дошкольников тесно связано с формированием у них этических представлений. Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность» и другие, осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.

Задание №2 группам:

Написать, как можно больше, нравственных качеств, этических норм.

Нравственные представления, чувства, качества:

аккуратность

бескорыстие

внимание к другому человеку

вежливость

великодушие

взаимопомощь

дисциплинированность

дружелюбие

доброта

заботливость

любовь (к близким, Родине, природе)

нежность

настойчивость

организованность

отзывчивость

ответственность

скромность

справедливость

смелость

сочувствие

стремление доводить дело до конца

самостоятельность

сопереживание

сдержанность, (выдержка)

трудолюбие

уважение к старшим

целеустремленность

чуткость

честность

Задание №3 :

Как вы объясните ребёнку, что значит быть добрым, справедливым, скромным, честным, вежливым?

1. Человека называют добрым, если он проявляет нежность и заботу по отношению к другим людям, стремится помочь им. Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером

2. Справедливый - Беспристрастно следующий правде, истине в своих поступках и мнениях

3. Скромный Такой, что не стремится выказывать свои качества, достоинства, заслуги, лишенный высокомерия и заносчивости

4. Честный - Отличающийся неспособностью врать, открытостью, прямотой

5. ВЕЖЛИВЫЙ, Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

Выявлять знания и формировать представления детей по теме можно в течение всего времяпровождения ребёнка в детском саду, используя при этом специальные беседы, вопросы, наблюдения за общением малышей, создание различных ситуаций и т. д.

       Вспомнить   художественные произведения, нацеленные на ознакомление детей с такими качествами, как дружба, скромность, хитрость, лживость, смелость.

         Формирование этических норм у детей в детском саду происходит и в игре. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.

      Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация

 - методы формирования навыков и привычек поведения;

- методы формирования нравственных представлений, суждений, сценок;

- методы коррекции поведения.

         I Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.

Сюда относится Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.) . К этому они приучаются с помощью Упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях) .

         Метод поручения дает наибольший эффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет Метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

         Очень важен Метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.) . Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

        2. Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок включают:

Беседы на этические темы,

Чтение художественной литературы,

Рассказ,

Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;

Метод убеждения.

           Эти методы широко используются как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

       

          3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы – вспомогательные. Это Методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

             Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие Педагогические требования:

1, Поощрять нужно своевременно и умело.

2, Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.

6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

      Наказание Нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия.      Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.

Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

Требования к использованию наказаний:

1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,

2. Наказание не является обязательным методом воспитания.

3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.

4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.

6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.

7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.

Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому важно установить тесный контакт с родителями, с тем, чтобы предъявлять к ребенку единые требования.

Кому принадлежит это выражение?

         В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами". (А. П. Чехов.)

ИТОГ

Всем нам хочется заглянуть в будущее. Хотя бы одним глазком взглянуть. Чтобы себя в нем увидеть, а самое главное, детей, тех, которых мы воспитываем сегодня.

Каким будет будущее, зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания. Что тема своевременна - нет сомнений. Известно изречение педагога А. С. Макаренко: "Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить". Он же писал следующее. "Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать".

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

1часть ситуации. «Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т. д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?

2 часть ситуации. «Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т. д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру «в зоопарк», в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, «звериная кухня» с поваром, «звериная больница» с врачом и т. п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняясь. »

II.

1 часть ситуации: «Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т. п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Почему? »

2 часть ситуации: «Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т. д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра «в железную дорогу», в которой участвовали знакомые им персонажи».

ВЫВОД: Д. Б. Эльконин: Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая - это сфера предметов (вещей, как природных, так и созданных руками человека; вторая - сфера деятельности людей и их отношений.

Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность.

Справка тематической проверки

Решение педагогического совета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к общему родительскому собранию в детском саду "Формирование основ культурного поведения на улице и в общественном транспорте"

Уважаемые мамы и папы!Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям осо...

Материалы для родителей: " Закаливание детей в детском саду и дома"

В данной статье дано значение закаливания для детей дошкольного возраста, условия закаливания, виды закаливания, особенности проведения  закаливания....

Педагогический пробег "Художественно-эстетическое развитие в детском саду"

Цель: повышение  уровня профессиональной     компетентности  педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

Педагогический проект "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России"

Проект "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России" направлен на формировании у детей знаний о традициях  Нового года....

«Экпериментирование с изобразительными материалами и инструментами дома и в детском саду».

Еще с ясельного возраста малыш начинает рисовать свои первые линии — каракули. Это для малыша уже первый эксперимент. Первые мазки — каракули красками — это тоже для ребенка эксперимент. Эксперимент и...

Развивающие игры с природным материалом - камешками в практике педагога-психолога детского сада

Материал содержит игры, упражнения, физминутки, пальчиковую гимнастику, которые проводятся с использованием природного материала - необычных камешков  с рисунками. Рекомендую для педагогов-психол...

Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»

План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель:  О...