Применение социо-игровой технологии в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Для воспитания  сегодня как никогда актуально правило:  «Чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни». В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь это игровая деятельность как ведущая деятельность дошкольного возраста. Социо-игровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение детей, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности. Процесс усвоения знания здесь происходит естественным путем – в процессе игры. Именно эта  технология  способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества в современном обществе, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, умение работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Социо-игровая технология106 КБ

Предварительный просмотр:

Применение социо-игровой технологии в образовательном процессе

 с детьми старшего дошкольного возраста

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад №133»г.о. Самара

Зенина Ольга Владимировна

Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.

Во время изучения и введения ФГОС ДО в нашем детском саду педагогов заинтересовали два момента:  

Во-первых, как организовать образовательный процесс в  формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка согласно ФГОС?

Во-вторых,  как выполнить требования СанПиН  2013 г. и отвести  на прогулку  3-4 часа в день, на самостоятельную деятельность детей – 3-4 часа, и чем заполнить  это время?  

Добиться этого старыми педагогическими  подходами становится практически невозможно.  Наш педагогический  коллектив, сохранив ранее наработанный общекультурный уровень работы,  попытался разобраться в  этой проблеме. Для воспитания  сегодня как никогда актуально правило:  «Чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни». В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь это игровая деятельность как ведущая деятельность дошкольного возраста. Поэтому наши педагоги  изучили игровые методики и технологии и остановили свой выбор на социо-игровой технологии, способствующей   развитию  ребенка в игровом общении со сверстниками. Именно эта технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение детей, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности. Процесс усвоения знания здесь происходит естественным путем – в процессе игры. Социо-игровая технология  способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества в современном обществе, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, умение работать сообща. Еще Л. С. Выготский основной движущей силой развития  считал формирование коммуникативных навыков общения. Что же такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений.  Сущность социо-игрового стиля работы основатели В.М.Букатов, А.П.Ершова, Е.Е.Шулешко определили  так:  «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».  Большинство современных программ, педагогических технологий, методик направлено на организацию коллективной деятельности детей. Многие педагоги-практики пробуют использовать в организации работы с детьми микрогруппы, подгруппы, называя их «команда», «группа», «бригада» и т.п.  Авторы социо-игровой технологии одним из наиболее рациональных способов организации жизни детей представляют работу в малых группах – компаниях, что делает данную технологию еще привлекательней.

Необходимость использования игр в усвоении программного материала  настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.  Игра стимулирует познавательные интересы ребенка, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность детям самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.  Практическое использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию не только коммуникативных навыков, но идет на пользу общему развитию ребенка.  Взаимное приспосабливание приводит и воспитателей, и родителей к сотрудничеству с детьми, а затем и друг с другом.   

         Что подразумевается под первой частью составного термина - социо?   По словам  автора технологии  Е.Е.  Шулешко:   «социо» - означает  малый социум, поэтому правильное, авторское написание - с дефисом.  Корректоры постоянно исправляют  этот дефис, пишут слитно «социоигровая»,  понимая социо- как социальная. Американцы так и переводят: «социально-игровая педагогика», что искажает суть технологии.  Правильный смысл, когда при переводе получается «группо- игровая педагогика».

 Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов (авторы) видят сущность социо-игровых подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности,

           Основная цель социо-игровой технологии - организация самостоятельной деятельности детей, которой  ребенок хочет заниматься и в которой он  делает, слушает, смотрит и говорит.  Именно эти четыре компонента являются главными составляющими самостоятельной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт воспитатель. Социо-игровая                                                                                                                                                                          технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности.

        Игровая  атмосфера в любом виде деятельности детей  перестает мешать деловой напряженности.  Гармоничное сочетание этих составляющих является залогом эффективности обучения.

        Суть социо-игровой технологии можно раскрыть в шести самых основных правилах и условиях.

1. Используется работа малыми группами или как их еще называют «Группы ровесников». Это позволяет ребенку самому ставить цель своих действий, искать решение, вступать в отношения «Ребенок-сверстники». В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.                                      

       В младшем и среднем дошкольном  возрасте дети делятся на пары,  тройки (воспитатель вместе с детьми). В 4года усложняется число выполняемых действий; разделение функций игроков.  В старшем возрасте малые группы составляют  5-6 детей.  С детьми  5-ти лет воспитатель - равноправный  партнер, дети используют готовые игровые правила. Детям  6лет  воспитатель подсказывает, как лучше можно изменить правила.

        Процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

       Можно поделиться:

- по цвету и длине волос,

- по цвету, виду (брюки, платье) одежды,

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

- кто на каком этаже живет

- по слову, движению, действию.

- по их желанию,

- по сходству или жизненным ситуациям

- по предметам, объединённым одним названием (признаком)

- по разрезному материалу и др.

2. Смена лидерства.  Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Дети выбирают лидера сами и он должен постоянно меняться.

3. Смена обстановки (мизансцен).  На занятиях обязательно должно быть 2-3 смены, разнообразие, вариативность в мизансценах, в ролях, в видах деятельности,  в разных уголках группы, за столом, на полу и т.д.  Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом.

4. Смена темпа и ритма. Если дети на занятии были малоподвижны, то социо-игрового стиля на нем не было. Проведение занятий разного рода должно                                                               подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец.

5. Интеграция всех видов деятельности.

6. Принцип полифонии. Ребенку вместе со своими ровесниками   добывать знания более интересно. В итоге все дети открывают для себя новые знания только кто-то побольше, кто-то поменьше.

     Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для повышения мотивации детей к занятиям, получения новых знаний, познания неизвестного, а так же  последовательность введения этих заданий:  

Игры-задания для рабочего  настроя  пробуждают  интерес детей друг к другу, ставят детей в зависимость друг от друга,  обеспечивают внимание и интерес к игре.

Игровые разминки (разрядки)   объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным несерьезным выигрышем.  В них дети кроме  выполнения определенных  действий, получают возможность психологического  отдыха.

Игры  социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей  друг с другом

Игры  творческого самоутверждения- это задания, выполнение которых  подразумевает художественно- исполнительский  результат

Вольные игры (на воле).  На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры.  Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.

       В рамках данной технологии педагоги нашего детского сада ставят перед собой следующие задачи:

  • создать условия для развития приятельских отношений между детьми, для формирования в них нового состояния - состояния ровесничества;
  • научить детей  общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитывать у детей желание узнавать новое.

      Опыт нашего детского сада, где вся жизнь детей выстраивается в малых группах (компаниях) по принципу спонтанного, или специального объединения детей в группы на непродолжительное время и постоянную смену компаний, позволяет нам увидеть их явные преимущества.  В таких объединениях детей нет чёткого регламента их деятельности и взаимодействия друг с другом и со взрослым, нет постоянного статуса, роли, места и позиции каждого ребёнка в процессе общения, а происходит их постоянная смена.  Такая организация жизни детей направлена на создание детского сообщества в группе.

      Социо-игровая технология применяется  в нашем коллективе как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

        Игры для рабочего настроя нами используются:
    1) В утренние часы  для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик», «Передай настроение», «Бабушка Маланья», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и др.).
  2)  В  начале  занятий  как  своеобразный  ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», «Буква по воздуху» и др.
 3)  На занятиях для пробуждения  интереса друг к другу, постановки  участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела («Летает – не летает», «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики»,  «Замри-запомни, оживи-вспомни», «Стою, на кого-то смотрю»,  «Испорченный телефон»,  «Загадочные сокращения», «Слухачи»  и др.)

      Для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому  используются игры- разминки, игры-разрядки  «Заводные человечки», «Воробьи-вороны», «Руки-ноги», «Клубок», «Выход ряда», «Два конца, два кольца», « Карлики-великаны», «Встань по пальцам»  и др.

      Это могут быть знакомые вам физкультурные минутки,  игры малой подвижности,  хороводные игры,  а так же специальные игры, предложенные авторами социо-игровой технологии.

        В  утренние часы, на прогулках, между занятиями мы используем игры  социо-игрового приобщения к делу, которые включают задания,  каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом. Целью этих игр является выстраивание деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей друг с другом. Это следующие игры: «Эхо», «Превращение предмета», «Так и не так», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «Летает- не летает», «По алфавиту», «Бытовые механизмы»  «Комплимент», «Составь слово» и др.

       Некоторые игры используются как для делового настроя, так и как игры-разминки, и как игры социо-игрового приобщения к делу, в зависимости от целей, которые ставит перед собой и детьми воспитатель.  
       Игры  творческого самоутверждения  имеют свою специфику. Их мы применяем в  самостоятельной деятельности детей, вначале с участием воспитателя, далее играют только дети.  При их выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия. Дети в этих заданиях получают возможность  создать этически привлекательные результаты, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей. Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений. Это такие игры как: «Животные», «Костюм- превращение», «Детские стихи по ролям», «Да и нет не говорите» , «Аты-баты с характеристикой», «Выкуп фантов», «Озвучивание иллюстраций», «По правде и понарошку», «Горшки», «Заданные слова», «Картина», «Сценки-истории»,  и другие.

         На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле»: «Считалки», «Вороны-воробьи», «Горелки», «Прятки» и др Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.                                                                                                                                

        Для организации детей мы делим детей на микрогруппы, которые позволяют ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках своей работы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность.
      1.Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям осуществляю по следующим условиям:

  • чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
  • одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков и т.п.);
  • по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
  • по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы;
  • со своими друзьями;
  • с тем, с кем живешь рядом;
  • с кем спишь рядом в детском саду;
  • с кем вместе сидишь за обеденным столом;
  • с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
  • по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п.;
  • найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака и т п.

     2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком):

  • отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;
  • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
  • геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;
  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

3. Объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок)

   Каждому ребенку предлагаем  какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной парой и представляет его для всех.
Возможные варианты заданий:

  • составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т.п.
  • нарисовать рисунок на определённую тему (или без неё), сделать аппликацию или подделку, слепить;
  • составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.

4. Деление на подгруппы по разрезному материалу
5.   Деление на подгруппы по слову, движению, действию:

  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
  • предлагаем детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру;
  • называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

   Настольной книгой для наших воспитателей стала «Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников» под редакцией д.п.н  В.М. Букатова.                                                                                      

      Определяя позицию педагога, следует помнить о том, что необходимо:

  • авторитарность убрать полностью! Такая позиция нужна только там, где есть опасение за жизнь и здоровье воспитанников;
  • в совместной деятельности позиция «на равных» предпочтительнее, но иногда она может расслоиться на разные позиции: «над», «под»;
  • если позиция «нарочито-отстранённая» - необходимо проявлять деликатность, как будто не заметил, это даёт детям одновременно свободу и защиту;
  • позиция «молчание» - помогает держать паузу;
  • «отсутствие всякой позиции» - дети полностью свободны, самостоятельны. Например: дети заняты игрой, один из детей заплакал, воспитатель не подошла, дети самостоятельно решили конфликт.

       В.М. Букатов, один  из главных  разработчиков  социо-игрового стиля обучения,  предлагает  воспитателям  детских  садов  осваивать достижения  театральной  и  народной  педагогики   для преобразования практики  занятий в детских садах, активно  сочетать традиционные  и  инновационные  подходы  в  работе  с  детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских). Именно в условиях социо – игрового стиля возможно укрепление личностного взаимодействия с детьми, обучение детей умению слышать и слушать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, психологическую готовность к школьному обучению.   В этом и есть  самоценность данной технологии, в основе которой заложено равноправие детей и взрослых.

Равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.            

  Воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, быть на равных, развивать познава-тельный интерес и творческую деятельность.

Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное – здоровье! Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что примет осознанно.

Список использованных источников.

  1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
  2.  А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
  3. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – Москва, Сфера, 2009.
  4. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов.Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста....

Организация коррекционно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР на материале лексической темы «День Победы»

Данный материал является методической разработкой, которая включает как теоретическое обоснование, так и практический материал....

Применение лего-технологии в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста

Практический материал для воспитателей, работающих с детьми младшего и среднего возраста по образовательной области "Познавательное развитие"...

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста»

Древняя восточная мудрость гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось»....

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста на 2016 – 2017 уч. год

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста на 2016 – 2017 уч. год...

Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста....

РМО воспитателей ДОУ, выступление по теме "Применение онлайн - викторин, олимпиад, конкурсов, виртуальных экскурсий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста", апрель 2021 г.

Тема: Применение онлайн - викторин, олимпиад, конкурсов, виртуальных экскурсий в образовательном процессе с детьми  старшего дошкольного возраста....