Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребенка.
статья на тему

Кассихина Надежда Викторовна

Сообщение из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сообщение из опыта работы16.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД" №44

СООБЩЕНИЕ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

НА ТЕМУ:

Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребенка.

Подготовила:

музыкальный руководитель

Кассихина Надежда Викторовна

(I квалификационная категория)

г. Арзамас

2015

Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребенка.

Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. Яркая художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация, необходимость следовать определенным правилам вызывает у детей повышенный интерес у детей, эмоциональный отклик, что способствует активному восприятию музыки, быстрому запоминанию и воспроизведению игры.

Привлекательность этой формы детской  деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей.

Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям  А.В Кинеман. В 1955 году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:

  • музыкальная игра может быт одним из средств эффективного  музыкального развития детей при условии разработки  системы игр и методики музыкального воспитания  и обучения детей в процессе игр;
  • восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой  в процессе игры  должны способствовать  развитию его музыкальных способностей.

К музыкальным играм А. В. Кинеман  предъявляла  следующие требования:

  • музыкальная игра- это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы;
  • тематика и содержание музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю;
  • основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ - эмоционально- конкретный, выраженный в простой , доступный художественно-музыкальной теме;
  • музыкальная игра должна способствовать воспитанию у детей творческих способностей. Развитие творческой активности детей зависит в большей степени от приобретения навыков согласованного движения с музыкой.

Проблемой разработок музыкальных игр занимались лучшие педагоги - музыканты. Вспомним их.

Т.П.Ломова - автор большого количества несюжетных музыкальных игр и инсценировок под инструментальную музыку. Н.А. Метлову  и Л.И. Михайловой принадлежат первые разработки  игр-сказок (они вошли в сборник "Коза-дереза"). В.К. Колосова создала жанр игры-оперы ("Котята-поварята", "Снегурочка" и др.).  Л.С. Генералова работала над созданием сюжетно-музыкальных игр, играми -спектаклями, она предложила новый тип игр- ритмические игры со словом. Н.Я.Френкель - автор многих игр-сказок.  В1956 году  вышел сборник "Музыкальные игры и пляски в детском саду" (сост. Н.А.Ветлугина.-М.:Учпедгиз), в котором представлен  лучший опыт педагогов Москвы и Ленинграда. В 1957 году издается еще один сборник С аналогичным названием (составители Е.Каява, Л.Кондрашова, С.Руднева). В1958 году появилась работа Н. Ветлугиной "Развитие музыкальных способностей дошкольников", где автор во второй главе ("Музыкальная игра как средство развития художественно-творческих и музыкальных способностей") ссылается на специальные исследования А.В.Кенеман. В 1968 году выходит монография Н.А.Ветлугиной "Музыкальное развитие ребенка".

Актуальность научных работ А.В.Кенеман и Н.А.Ветлугиной подтверждается работами ученых последующих поколений: Л.Н.Комиссаровой, Э.П.Костиной, М.Л. Палавандишвили и др. Большую роль игровой деятельности  в музыкальном развитии детей отводит О.П.Радынова (автор программы  "Музыкальные шедевры"). К.В.Тарасова (руководитель авторского коллектива программы "Гармония") большое внимание уделяет играм - драматизациям. И еще много и много научных деятелей продолжают заниматься пропагандой музыкальных игр.  

И ученые, и практики отмечают , что музыка в музыкальных играх усиливает ...

Рассмотрим каждый вид игры отдельно.

Игры под инструментальную музыку.

Сюжетные игры  определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности ее характера , используя характерные имитационные движения   для персонажей. Примеры сюжетных игр: "Зайцы и лиса", "Кот и мыши" и др.).

Несюжетные игры  -  наиболее привлекательный тип игры для детей за счет элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринужденную игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки , смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка. Примеры: "Будь ловким!", "Игра с бубном" и др.

Продолжение и дополнение можно узнать по почте nadya.muz@bk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная игра, как одно из средств преодоления застенчивости у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема застенчивости детей дошкольного возраста. Отражены основные аспекты поведения, а также методики выявления застенчивости и способы коррекции посредством игр....

Диспут для родителей «Музыкальная игра – как одно из средств формирования речи детей раннего дошкольного возраста»

Материал может использоваться в качестве выступления на родительском собрании, на заседании педагогической мастерской, как материал из опыта работы музыкального руководителя....

"Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ как средство эмоционального развития ребенка"- презентация

Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Предметно-развивающая среда группы, обогащенная муз...

Консультация для родителей "Музыкальные игры как одно из средств речевого развития детей"

Данная консультация поможет родителям с помощью музыки развивать речь детей...

Мастер - класс для педагогов " Дидактическая игра как одно из эффективных средств в развитии речи у дошкольников с нарушением речи"

В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органичн...