Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников в многонациональном городе
методическая разработка на тему

Хайруллина Рашида Габделбаровна

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников в многонациональном городе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №1 «Колокольчик» муниципального образования  

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  

городской округ город Радужный

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников в многонациональном городе

Сообщение из опыта работы

Хайруллина Р.Г., воспитатель

г. Радужный

2014

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу, родной стране. Работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут, где они родились, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать желание участвовать в делах на благо горожан, родной природы. Мы  хотим, чтобы детям, город Радужный, стал родным и любимым.

Наш детский сад находится в микрорайоне Южный. Посещают его дошкольники разных национальностей. Многие дети из многодетных семей, их у нас – 39.

Проектная деятельность началась с проблемы: организация экскурсий, целевых прогулок по родному городу невозможна, так как для этого необходим транспорт – автобус, который имеет разрешение возить детей, а также сопровождение сотрудников ОГИБДД ОМВД по городу Радужному.  За данной проблемой предшествовали полученные в ходе бесед, наблюдений с детьми результаты анализа работы по ознакомлению с окружающим, которые показали, что для наших детей характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Дети без удовольствия отражают впечатления о городе в деятельности; представления о городе, его жителях поверхностны, часто искажены. Данная проблема вызвала озабоченность и потребовала дополнительных совместных усилий воспитателей и родителей.

В связи с этим для решения проблемы мною были разработаны детско-родительские проекты по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольников  4-5 лет: «Вместе с папой, вместе с мамой мы идем в музей!»,  «День матери», «Радужный – мой город!», «Моя семья».

Все эти проекты предполагают получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. И носят они индивидуальный характер. Реализация проектов занимает обычно 2-3 недели.

Сегодня будем говорить о реализации проекта «Радужный – мой город!».

Целями проекта «Радужный – мой город!» являются:

  • формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников, любви к Родине на основе расширения у них представлений о родном крае, городе, его истории, богатой природе;
  • формирование интереса к продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;
  • сохранение любви и уважения к людям, которые живут рядом с нами и трудятся.

Задачи проекта:

  • обогащать социальные представления о людях – взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми;
  • развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
  • развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры  своей малой родины и эмоционально откликаться на нее;
  • содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях;
  • развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу;
  • познакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан.
  • развивать продуктивную деятельность т творчество;
  • поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории родного города;
  • привлекать родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям;
  • сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей;
  • способствовать обогащению эмоциональной сферы.

Работа над проектом осуществляется в процессе:

  • организованной образовательной деятельности;
  • досуговых мероприятий по теме проекта;
  • в совместной деятельности педагога и родителей с детьми;
  • посещения эколого-этнографического музея города, социальных объектов;
  • самостоятельной деятельности ребенка.

Совместное творчество воспитателя, воспитанников и их родителей над проектом способствует успешному решению задач нравственно-патриотического воспитания.

Вид проекта

  • информационно-практико-ориентированный;
  • творческий.

Тип проекта:

  • детско-взрослый;
  • ребенок – субъект проектирования;
  • открытый – реализуется в ДОУ и за его пределами.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: сентябрь, 2014  – май, 2015.

Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет.

Охватываемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Актуальность темы: программные требования к организации социально-личностного развития дошкольников подчинены решению следующих задач: формировать нравственно-патриотических качеств  дошкольников, продолжать расширять представления о родном городе, крае, воспитывать уважение к людям, которые живут и трудятся рядом с ними, их традициям и обычаям.

Интеграция краеведческого содержания с разными видами деятельности детей состояла в следующем:

  1. Участие  детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
  2. Обсуждение с детьми правил поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.).
  3. Участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе).
  4. Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины.
  5. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к памятнику воинам, украшение города к праздникам и др.).
  6. Участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу, коллекционирование картинок, открыток, символов, значков.
  7. Обсуждение профессий         родителей – горожан и составление рассказов о них.
  8. Участие с родителями и воспитателями в социально значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).

Формы организации детей:

 - познавательные минутки;

- беседы;

- экскурсии, целевые прогулки;

- музыкальные занятия, праздники, развлечения;

- продуктивная деятельность;

- выставка детских рисунков;

- выставка фоторабот;

- работа в уголке творчества;

- конкурс чтецов;

- групповые посещения выставок, музея;

- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен;

- рассматривание альбомов, презентаций, открыток, буклетов;

- музыкальные гостиные, посиделки;

- литературно-музыкальная композиция;

- праздничный концерт;

- возложение цветов к памятнику.

Методы и приемы организованной образовательной деятельности:

- игра;

- наглядность (выставка иллюстраций, рассматривание буклетов, альбомов, презентаций о городе);

- день открытых дверей;

- встречи с известными, интересными людьми города;

- посещение достопримечательностей города;

- творческая активность детей (групповая и индивидуальная);

- включение элементов творчества в непосредственную образовательную деятельность, игровую и самостоятельную деятельность;

- метод совместной деятельности детей и родителей, сотворчество с воспитателем и сверстниками, коллективная работа.

Формы контроля:

- анкетирование и беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности  высших чувств дошкольника, качество усвоения ребенком представлений о России, родном городе;

- применение и отражение знаний в детских видах деятельности, занесение результатов в таблицу;

- наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, постановок музыкальных сказок, занятий в изобразительной студии и на физкультурных досугах.

Предполагаемый результат:

  • У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
  • Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
  • Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
  • Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
  • Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

Продукт проектной деятельности:

  • выставка детского творчества «Мой город»;
  • выставка детских рисунков «Путешествие по родному городу»;
  • коллективное детское творчество «Радужный – мой город!»;
  • выставка семейных фотографий «Моя семья»;
  • выставка поделок детей и родителей (сотворчество) «Мы любим Радужный!»
  • конкурс рисунка на асфальте «С днем рождения, Радужный!»
  • праздник ко Дню матери;
  • организация музыкальной гостиной «Песни о Радужном»;
  • музыкально-литературная композиция «Они прославляют наш город» (о творчестве поэтов, певцов, писателей города);
  • видеопрезентация «Радужный – наш город»;
  • мультимедийная презентация «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»

Принципы проекта:

  • гуманизация: ориентация на высшие общечеловеческие ценности;
  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о стране, городе, о людях разных национальностей, об их культуре, традициях и обычаях; учет психологических особенностей дошкольников, их возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • развивающий характер обучения, основанной на детской активности;
  • наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе материала о городе, горожан, соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Этапы работы над проектом

1 этап. Подготовительный (разработка проекта)

Цель: самосовершенствование по теме. Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно, но в нашем возрасте, чаще с помощью родителей приходит к формулировке исследовательской задачи: «Где что находится? «, «Улица, на которой я живу», «Почему мы такие разные?» и др.

2 этап. Формулирование проблемы

Цель: помочь детям осознать и личностно воспринять проблему.

3 этап. Систематизация информации о городе. 

4 этап. Практическая деятельность детей. Презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам  о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. На презентации проекта «Радужный – мой город» родители  были очень активными. Помогали детям составлять рассказ о родном городе. Оля Поршина вместе с мамой сочинили стихотворение:

Радужный – радуга,

Город мой родной!

Как люблю я тебя,

Вместе с мамочкой моей!

После презентации работа с проектами не заканчивается. Альбомы детей с зарисовками, фотографии помогают нам в дальнейшей работе по изучению истории родного города, систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами. 

В ноябре в рамках реализации проекта «День матери», дошкольники своими руками смастерили подарки для мам. Были проведены «Показ мод», «Семейные посиделки». Наши дети не только выступали в роли «моделей», но и активно помогали мамам – «модельерам» в изготовлении костюмов.  Маленькие звезды по подиуму дефилировали под современную музыку и восторженные возгласы зрителей. Дизайнерской выдумке наших мам не было предела!

В рамках празднования дня толерантности в группе прошла акция «Умным детям – умные книжки». Родителям предложили принести книги из дома, которых уже прочитали со своими детьми и организовать выставку книг. Родители, представляя любимые книги своих детей, рассказывали, почему ребенку понравилась эта книга, кто чаще читал  ребенку. Затем им предлагалось обменяться книгами по интересам детей, Обращала  внимание родителей на то, что необходимо с детства прививать ребенку бережное, уважительное отношение к книгам, хранить их в определенном месте, ремонтировать в случае необходимости.

5 этап. Оформление.

6 этап. Реализация проекта в образовательную практику.

Заключительный этап

Цель: подведение  итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив.

Таким образом, проект «Радужный – мой город!» предназначен для формирования у детей знаний о родном городе, крае, стране, культурных традициях. Проект помогает развитию нравственных чувств.

Реализация проекта не только позволяет повысить интерес детей к городу, своей малой родине, к людям, их традициям и обычаям, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции дошкольника, которая является основной личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно в полном объеме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель».

Эффективным средством нравственно-патриотического воспитания являются элементы этнографической культуры (народные праздники, события в городе, игры, песни, фольклор, продукты художественного творчества). Использование таких средств в воспитательно-образовательном процессе позволяет воспитывать чувство гордости за свой город, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Благодаря методу проектов, мне удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей. При реализации проекта «Радужный – мой город!» участие принимали все дети нашей группы и их родители. Рассматривая фотографии, иллюстрации о городе Радужный, дети заинтересовались традициями горожан, достопримечательностями города. Дошкольникам с родителями было предложено собрать иллюстрации, фотографии с видами города. Родители и дети с интересом включились в работу. В рамках проекта были оформлены презентации с информацией о городе, книжки- малышки, в которых представлены стихи, рисунки, рассказы о Радужном.

Таким образом, детско-родительские проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. Так, например, на основе проекта «Почему мы такие разные!», дети в совместных играх сами наряжаются в уголке ряжения в национальные костюмы и начинают исполнять пляски, или танцевать. Проектная деятельность позволяет не только поддержать детскую инициативу, при этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении  к выполнению оригинальных творческих работ, узнать новое, интересное. А самое главное – наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, средством реализации проектной деятельности «Самара- гордость моя» в ДОУ.»

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осуществ...

Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом. Из опыта работы.

Любить и уважать свою Малую Родину - одна из главных задач в воспитании личности ребенка. Быть гражданином, соблюдать нормы и правила, принятые в обществе, гордиться своим народом, традициями- всему э...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Мой родной город – Березовский»

Слайд 2Актуальность проекта:Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Основная причина пристрастия молодежи к негативным проявлениям обществ...

Педагогический проект по формированию нравственно-патриотического воспитания у дошкольников «Мой любимый город».

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже...

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе

laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....