"Применение мультимедийных технологий в работе с дошкольниками"
план-конспект занятия по теме

Маркина Инна Петровна

Мультимедийные технологии уже  находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности.

Если использование мультимедийных технологий в школах уже не ново, то для системы дошкольного образования эта сфера ещё не достаточно освещена. Сразу же возникает вопрос: «Что такое мультимедиа? » и «Возможно ли использование мультимедийных технологий в работе специалистов ДОУ? ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мультимедийные технологии34.5 КБ
Microsoft Office document icon Мастер-класс71 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

 «Применение мультимедийных технологий

  в  работе с дошкольниками»

На современном этапе развития общества во все сферы жизни активно внедряются разнообразные инновационные технологии. Современная система образования также широко использует их. В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедиа.

Мультимедийные технологии уже  находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности.

Если использование мультимедийных технологий в школах уже не ново, то для системы дошкольного образования эта сфера ещё не достаточно освещена. Сразу же возникает вопрос: «Что такое мультимедиа? » и «Возможно ли использование мультимедийных технологий в работе специалистов ДОУ? ».

 Этот термин пришел к нам из английского языка (multimedia-от multi-много и media –среда).

Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм представления и усвоения информации через аудио-, видеоизображения, анимацию текста.

При наличии в дошкольных учреждениях  мультимедийного оборудования: компьютера, интерактивной доски, проектора и экрана специалисты ДОУ имеют возможность создавать такую образовательную среду, которая интересна, познавательна детям, является современной и  отвечает требованиям общества.

В дошкольном учреждении мультимедийные технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. Компьютерные программы обычно приобретают готовыми, а создание слайдов-фильмов и презентаций по силам большинству логопедам. Тематика презентаций может быть разнообразна.  Можно создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии.

Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности изображения.

Используя, мультимедийное оборудование  логопед   решает  не только коррекционные задачи, но  систематизируя,  повышает эффективность своей работы.

Формы использования мультимедийных средств при проведении  индивидуальной  и фронтальной коррекционно-развивающей образовательной деятельности:

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

-  электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.); 

- DVD, CD диски и аудиокассеты («Звуковой калейдоскоп», «Логопедическая экспресс-диагностика», «Веселая азбука»  Маршака, «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

- игры, презентации и создание собственных презентаций, фотоальбомов в  Microsoft PowerPoint  по разным направлениям работы учителя-логопеда.

3. Специальные компьютерные  логопедические  программы («Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно»,  «Домашний логопед», «БОС - Здоровье» - «Здоровая Азбука») и др.          

          При работе с компьютерной техникой в детском саду необходимо соблюдать  следующие требования:

  • При использовании интерактивной доски и проекционного экрана

необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

  • Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет

следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

  • Непрерывная продолжительность работы с компьютером  на

развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 — 7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 мин.

Строгое соблюдение данных правил дают возможность безопасного использования компьютерной техники в работе с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, мультимедийное  оборудование является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность, развитие познавательных процессов детей и расширить кругозор, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.



Предварительный просмотр:

Тема: Применение мультимедийных технологий

 в работе учителя-логопеда»

Цели:

-показать  применение мультимедийных технологий в коррекционно-развивающей образовательной деятельности  учителя-логопеда;

-дать  рекомендации к применению компьютерных программ в коррекционно-образовательном процессе ДОУ;

-оптимизировать и повысить эффективность логопедической работы за счет применение инновационных технологий;

-построить эмоционально-доверительные взаимоотношения,

способствующих позитивной самореализации педагогов.

Представлена выставка:

литература и дидактические пособия по теме: «Развитие речи  детей с ОНР».

Оборудование:  

проектор, экран, компьютер, диски c развивающими программами: «БОС - Здоровье»,  «Игры для Тигры».

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги!

Инновационные технологии идут вперед,  и нам педагогам приходится приобщаться к новым веяниям,  поэтому представляем  вашему вниманию мастер-класс на тему: «Применение  мультимедийных технологий  в  коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда».

Общение с компьютером, вызывает у дошкольников живой интерес, сначала к игре, а затем и к учебной деятельности. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, что позитивно складывается на результативности  и ускоряет процесс развития речи.

Размышляя над тем, как разнообразить  коррекционно-развивающую образовательную деятельность и сделать её более интересной, развивающей для детей я попробовала использовать цифровые образовательные ресурсы, такие как   игры-задания в форме презентации.

Достоинством  использования мультимедийных презентаций на логопедических занятиях,   является создания эмоционально положительного настроя у детей, они привлекают внимание, динамичны и заставляют сконцентрироваться на изучаемом материале.

          Где может использоваться презентационный материал:

- на коррекционно-развивающей образовательной деятельности (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная);

-      в ходе проведения артикуляционной гимнастики утром в группе;

-      дома с родителями.

Представляю вашему вниманию игры-презентации, используемые мною в работе.  Вариантов игр множество, представлю некоторые из  них (учителя-логопеды  по желанию выполняют предлагаемые  упражнения).

 .

Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»

Данная игра оформлена  с анимацией и звуком.

Дифференциация звуков

На примере дифференциации звуков с-ш.

Произношение звуков с-ш («Шарик сдувается», «Насос»)

                                                     

Сравнительная характеристика  при произнесении звуков с-ш.

                                                           

Проговаривание названий картинок на звук с, ш.

Развитие фонематического восприятия

Учимся различать близкие по звучанию  слова. «Внимательно послушай стихи,  и неправильное слово замени нужным».

Дифференциация овощи-фрукты

Первое задание предполагает, что ребенок называет только овощи и они «отправляются» в корзину.

Если ребенок называет неправильно, то фрукты остаются на месте.

Второе задание - ребенок называет только фрукты и они «отправляются» вазу.

Если ребенок называет неправильно, то овощи  остаются на месте.

В третьем задании ребенку нужно приготовить овощной суп. Ребенок должен назвать только овощи и они «улетят» в кастрюлю.

«Один-много»

«Определи первый звук в слове»

«Выучи скороговорку»

Дали Лене лимонада, ей ещё  лимона надо.

 «Помоги выбрать Незнайке слова со звуком с»

25

«Игры со зуками к , кь»

Найди картинку, которая начинается на звук  «к».

Найди картинки, которые  начинаются на звук  «кь».

2. Специальные компьютерные  программы

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды  стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи.

Представляем вашему вниманию

Компьютерную  программу  на основе  технологии биологической обратной связи («БОС - Здоровье»)   «Учимся и Оздоравливаемся»

 (ЗАО «Биосвязь», НОУ «Институт БОС» г. Санкт-Петербург)

   «БОС» - расшифровывается биологически обратная связь. Что это такое? 

В настоящее время  под биологической обратной связью понимается метод, при котором с помощью каналов искусственной обратной связи, акустической, визуальной или тактильной, предъявляется информация о текущем состоянии той или иной физиологической функции с целью обучения его сознательному контролю и  управлению этими функциями. Данный метод является интенсивно развивающейся инновационной технологией   и широко используется в системе дошкольного и общего образования и здравоохранения.

Программа является частью инновационной технологии Александра Сметанкина  «БОС - Здоровье».  

Программа «Учимся и Оздоравливаемся» содержит в себе тренинг по диафрагмальному дыханию и образовательный компонент («Здоровая  азбука» и «Здоровая математика»), т.е. одновременно и учимся и оздоровляемся.

Занятия по программе «Учимся и оздоравливаемся» построены на основе физиологических данных дыхательного цикла и сенсорных каналов.

Дыхательный ритм детей дошкольного возраста по научным данным составляет 5 сек., в этот момент открыты сенсорные каналы, - оптимальный темп для подачи и  усвоения информации.

Данное учебное электронное пособие, дает возможность изучить материал в ритме оптимального дыхания детей 4-7 лет.

Дидактический материал открывается в заданном ритме, под который ребёнок подстраивает свое дыхание во время занятий.

Интегрированное занятие состоит из двух частей (показываем курсором):

- Оздоровительная – урок дыхания, где формируется диафрагмально- релаксационное дыхание, происходит тренинг мышц диафрагмы, коррекция нарушений функций грудной клетки, что, в свою очередь, способствует улучшению обмена веществ через лимфатические каналы -  в целом происходит оздоровление организма за счет повышения иммунитета.

- Образовательно – коррекционная, где в частоте дыхательного цикла ребенка – дошкольника преподносится учебный материал.

Рассмотрим подробно данное электронное пособие (включение диска).

Включаем программу БОС, открываем синее окно (без ввода учеников)

Урок «Дыхание» (постановка диафрагмального дыхания)

(учителя-логопеды  по желанию выполняют предлагаемые  упражнения).

 

Учебное электронное пособие «Здоровая  азбука»

 «Здоровая Азбука» предназначена для ознакомления, изучения и закрепления  букв родного алфавита.  На этих занятиях ребенок закрепляет знания, полученные при работе с логопедом.  Повторение слов и знакомство с образами, специально подобранными на каждую букву, улучшает и обогащает речь детей и формирует интерес к дальнейшему изучению родного языка.

  Учебное электронное пособие «Здоровая Математика»

 Пособие помогает ребенку с помощью педагогов освоить количественный счет в прямом и обратном порядке от 1 до 10, сравнение чисел, элементарные задачи на сложение и вычитание. Для усвоения материала ребенок под руководством взрослого  выполняет задание и отвечает на вопросы на выдохе.

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” 2003 г.,

Автор учебных и методических материалов, методист - кандидат педагогических наук  Лизунова Лариса Рейновна.

Уникальная программа "Игры для Тигры" представляет собой учебную игру  и позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, 1969, 2002, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой (1985).

Гарнитура: стандартный микрофон

Объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные. В программе «Игры для Тигры» результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка.

 Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.

Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий, в ней более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы "Просодика", "Звукопроизношение», "Фонематика" и "Лексика".  

Включаем программу  «Игры для тигры»

Предлагаю просмотреть все блоки программы, по желанию  выполнение упражнений. Охарактеризуем последовательно каждый блок программы.  

        

Блок «Просодика»

 Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

  • длительность и сила речевого выдоха,
  • громкость и тембр голоса,
  • темпо-ритмичность,  
  • интонационная выразительность,
  • четкость и разборчивость речи.

      Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом  речевая активность фиксируется микрофоном  и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.

     Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика», производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.

Модуль «Дыхание».

     Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).

Модуль «Слитность».

     Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать  слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Модуль  «Ритм».

     Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.

Модуль «Высота и тембр».

     В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи  у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса.

     Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Блок «Звукопроизношение»

     Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звеноречевой системы.

Блок «Фонематика»

    Блок «Фонематика направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Модуль «Звуки».

     Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.

Модуль «Слова».

     Упражнения модуля «Слова» можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.

Модуль «Анализ».

     Упражнения модуля «Анализ» позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.    

Модуль «Синтез».

     Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

Блок «Лексика»

     Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

Модуль «Слова».

     Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова. 

     При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты» и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

Модуль «Словосочетания».

     Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же  позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний.

     При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

Модуль «Валентность».

     Упражнения модуля «Валентность слов» позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей.

     При работе с упражнениями модуля происходит развитие словаря детей по темам «Жилище», «Профессии», «Действия», «Признаки», формируется понятие и значение обобщающих слов.

      Таким образом,  мультимедийные  технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, повысить эффективность своей работы,  стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Желаем успехов!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»

«Применение  здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»...

Статья "Применение социоигровой технологии в работе с дошкольниками"

В данной статье содержится материал, раскрывающий смысл определения социоигровой технологии, ее основных  составляющих....

«Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками»

На современном этапе развития общества во все сферы жизни активно внедряются разнообразные инновационные технологии. Современная система образования также широко использует их. В настоящее время одним...

Применение мультимедийных технологий в работе с дошкольниками

Мультимедийные технологии уже  находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности.Если использован...

Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками.

Автоом представлено описание некоторых технологий, возможных в работе ДОУ....

Статья "Применение социоигровой технологии в работе с дошкольниками"

В статье раскрывается понятие "социоигровая технология" , методика ее применения и разновидности детских игр, входящих в данную категорию....