консультация для педагогов на тему " О полоролевом воспитании мальчиков и девочек"
консультация на тему

Ольга Александровна Чуйкина

 

Известно: дошкольный возраст - период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные многих современных исследований, отечественных и зарубежных, доказывают: осознание своей половой принадлежности – единый биосоциальный процесс. Он соединяет онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. По утверждению И.С. Кона, все или почти все онтогенетические характеристики - не только возрастные, но и половозрастные. В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола. Абстрактного ребенка нет. Есть конкретная личность - мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах». Исходя из этого, начало полоролевого воспитания следует отнести к дошкольному возрасту. В противном случае неизбежны отклонения. К чему они могут привести? К эмоциональному неблагополучию среди сверстников. А в дальнейшем – стать препятствием к выполнению семейных и общественных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Известно: дошкольный возраст - период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные многих современных исследований, отечественных и зарубежных, доказывают: осознание своей половой принадлежности – единый биосоциальный процесс. Он соединяет онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. По утверждению И.С. Кона, все или почти все онтогенетические характеристики - не только возрастные, но и половозрастные. В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола. Абстрактного ребенка нет. Есть конкретная личность - мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах». Исходя из этого, начало полоролевого воспитания следует отнести к дошкольному возрасту. В противном случае неизбежны отклонения. К чему они могут привести? К эмоциональному неблагополучию среди сверстников. А в дальнейшем – стать препятствием к выполнению семейных и общественных функций.

Механизмом полоролевого воспитания выступают личностно ориентированные технологии: средства, методы и формы.

Средства охватывают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации; игровые и реальные диалоги; игры (театральные, имитационные, сюжетно-ролевые, драматизации, с элементами ритуалов, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации; схемы), состязательные игры (конкурсы, турниры-викторины, брейн-ринги).

Форма организации - деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др.

Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике. Речь идет:

•  о систематическом и целенаправленном образовании детей в области культурно-исторических  знаний,   самосознания  и ощущения себя в полоразвивающем социокультурном пространстве детского сада;

•  об овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслом и способом полоролевого поведения в специально организованных совместных и индивидуальных видах деятельности. В ходе этой деятельности происходит самоосознание достоинства Я мальчика (девочки), проявление эмоционально-смысловой оценки, потребностей, способностей и мотивов;

• об открытии наследия предков в социуме, культуре и традициях как способах проявления мужественности и женственности;

•  об организации межполовых разновозрастных сообществ как среды полоролевой социализации и идентификации, о развитии   способности   конструировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола.

ТЕХНОЛОГИИ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ

Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Технологии подразделяют на те, что способствуют формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных); обуславливают развитие способов взаимодействия, характерных для мужского и женского типов поведения; развивают нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек.

Рассмотрим подробно каждый вид.

1. Технологии, способствующие формированию

 представлений детей

о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных)

В их число входят:

•   специально организованные проблемные ситуации.  Педагог описывает возможную ситуацию, например: «Посмотрите, как красиво одета сегодня наша Машенька. Платье это сшила мама. Но у нее была помощница - Машенька. Я знаю, многие из вас помогают маме. Пожалуйста, расскажите, как вы это делаете. (Ответы.)  Можете  привести  примеры  из книг? Кто из героев помогает родителям? (А. Варткинаян. «Помощницы»; П. Воронъ-ко. «Мальчик Помогай»; Г. Люшнин. «Мастерица»; 3. Александрова. «Сережа моет калоши»);

•  моделирование жизненно значимых ситуаций. Каждая ситуация должна включать в себя проблему и ряд действий. Задача ребенка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.

•  дидактические игры («Кто что носит?»; «Наши прически»)

•  игры состязания («Сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе»).

2. Технологии, способствующие овладению

 способом мужского и женского поведения

• игры – занятия с куклами («Накормить куклу Машу»)

• подвижные игры («Утка и утята»).

• схемы – действия (отражает культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения)

• сюжетно-ролевые игры (овладение полоролевым репертуаром)

• моделирование ситуаций («Я и моя семья»)

3. Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек

• совместная трудовая деятельность (получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности)

• символические игры («Кто живет в твоем сердце»)

• метод диалога с самим собой («Мне грустно, потому что …»).

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ

Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Пространственно-предметная развивающая среда - одно из условий полоролевого воспитания ребенка. Пространственно-предметная среда стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа. При ее построении учитываются:

•  принцип эмоциогенности - то, что дает ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия (В.А. Петровский);

•  принцип свободы и самостоятельности - то, что позволяет самостоятельно определять отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать ее по своему усмотрению;

•  гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным ,миром, а также помогающий раскрыться сущностным силам ребенка (P.M. Чумичёва).

Элементами пространственно-предметной среды выступают;

•   игрушечная гостиная - мини-среда светского этикета (диван, сервант со столовым и чайным сервизами, стол, торшер, пианино, цветы на столе и на стенах и т.д.), где дети с помощью воспитателя и самостоятельно упражняются в выполнении правил хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, передавать хлеб, усаживать девочку за стол, вести беседу и т.д.);

•  мини-среда, представляющая то, что необходимо для формирования мужских и женских умений (фрагмент игрушечного кухонного блока: шкаф с полочками и ящиками, посуда, газовая плита, стол для разделки продуктов и приготовления пищи; фрагмент игрушечного ванного блока: тазики для стирки белья; мастерская по ремонту игрушек с материалом для ремонта, запасными деталями, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т.д.);

•   уголок для мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машинки, конструкторы, строительный материал, фуражки, пилотки, строительные каски), что позволяет проигрывать специфичные для пола роли (военный, моряк, милиционер, строитель и т.д.);

•  домашний очаг - микропространство для девочек - модель уютного уголка: куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами, аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т.д., т.е. те предметы, которые способствуют выполнению различных социальных ролей (кукла- мама, кукла-хозяйка, кукла-мастер, кукла-леди);

•   схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;

•  уголок красоты - закрытое ширмой пространство (зеркало, полочка с расческами, одежными щетками, заколками, бантами), где есть возможность самостоятельно, без посторонних наводить порядок во внешнем виде;

•   карточки-символы, выражающие доброту, красоту, честность, смелость, силу и др., т.е. те ценности, которые определяют и направляют поведение.

ТЕХНОЛОГИИ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Технологии подразделяются на те, что способствуют формированию полоролевых знаний и представлений; овладению способами полоролевого поведения; воспитанию качеств женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности; формированию представлений о культуре и народных традициях.

Рассмотрим подробно каждый вид.

1. Технологии, способствующие

формированию полоролевых знаний

и представлений

Специально организованные виды деятельности. Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед, как с мальчиками, так и с девочками.

Темы бесед с мальчиками: «Мальчики -защитники слабых (девочек, женщин, стариков)»-, «Мальчики - маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики -будущие папы».

Темы бесед с девочками: «Девочки - маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки — будущие мамы».

Темы совместных бесед: «Мальчик и девочка - такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка - будущая семья».

Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь)?».

Символические игры (« Предмет – мужчина, предмет – женщина»; « Мой любимый герой»)

Дидактические игры («Мама»; «Кем я хочу стать?»)

2. Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения

Специально организованные проблемные ситуации. Педагог описывает те ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду, например: 1. Сегодня, позавтракав, все отправились на прогулку, Леночка осталась в группе, чтобы помочь Зое Алексеевне. Не напоминает ли ее поступок кого-то из сказочных персонажей? Кто так же, как Леночка, любил трудиться? С кем ее можно сравнить? С Крошечкой-Хаврошечкой или с Ленивицей? 2. Оля строила из кубиков домик. Пробежал Андрюша, нечаянно толкнул постройку. Строение рассыпалось. Никто не обратил внимания на девочку, на то, как она огорчилась. Только Саша подошел к Оле: собрав кубики, он стал успокаивать девочку. Невольно вспоминается одна из сказок братьев Гримм - «Гензель и Гретель». Кто расскажет, как Гензель заботился о своей сестренке? Как успокаивал ее? Как по-мужски находил выход из трудного положения? Кто представит, как в такой же ситуации повели бы себя Карабас-Барабас? Буратино? Айболит?

Прогнозирование ситуации. Его суть - представить свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Основная задача, к которой педагог подводит детей: прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? как должен повести себя мальчик (девочка), чтобы избежать неприятностей? Примеры ситуаций: 1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет уступить? Как решить конфликт по-мужски? 2. Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину просьбу? А если откажется?

Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд действий, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

Сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери»; «Ожидаем гостей»)

Игры-драматизации ( «Спящая красавица»)

Подвижные игры ( «Найди свою пару»

Моделирование ситуаций («Прими решение»)

Имитационные игры ( «Любящие родители»; «Бездомный котенок»)

Коммуникативные методы:

«Посмотри в глаза»

«Секретные совещания»

Игра «Подарок»

«Скажи комплемент»

3. Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской ) индивидуальности

Состязательные игры («Рыцарский турнир», «Маленькая хозяйка»).

 Коммуникативные методы:

«Новое имя»

Инсценировки по сюжетным произведениям.

4. Технологии, обуславливающие формирование

представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания

Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с историей предков, их жизненным укладом, роль мужчины и женщины в семье)

Диалогово-игровые методы:

«Беседы с героем сказки»

«Главные слова»

Игры-состязания (назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера)

Русские народные игры («В хороводе были мы»)

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ

Построение пространственно-предметной среды строится на тех же принципах, что и в группах младшего и среднего дошкольного возраста. Ее социокультурными элементами выступают:

• мини-среда мужского и женского труда, содержащая оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов; сельскохозяйственный инвентарь; швейные принадлежности, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты и т.д.);

•  макет русской избы, убранство дома: стол, лавка, скамья (лавка со спинкой), стольцы  (табуретки), сундуки, детская люлька,    полки-воронцы,    рукомойник, ушат, прялка и т.д.;

•  мини-среда светского этикета (костюмы,  шляпки,   галстуки-бабочки,  цветы, книги и т.п.), обеспечивающая детям возможность  самостоятельно  проигрывать ситуацию, которая требует следования правилам хорошего тона, этикета (званый обед, концерт, незнакомые люди, театр, прием гостей);

• атрибуты, представляющие мужские и женские профессии (портреты людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги, повествующие о людях разных профессий);

•  уголок «Мужская доблесть», в центре которого - портрет рыцаря в    доспехах (шлем, кольчуга, палица, деревянные мечи, щиты); казацкое снаряжение (сабля, шапка, пика, патронташ, портупея, папаха, бурка); современное военное обмундирование и оружие (китель, фуражка, гимнастерка, фляга, пистолет, автомат); зарисовка парусника, самолета, корабля;

•  уголок девочек, где собраны атрибуты для игр «Дочки-матери», «Салон красоты», «Больница»;

•   художественная   мини-галерея  -экспозиция репродукций произведений живописи, графики, литературных произведений, отражающая образы мальчиков, девочек, мужчин, женщин;

•  схемы-действия, где отражены культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола.

Анкета для родителей.

  1. Какие качества вы хотели бы видеть в своем ребенке?
  1. Какие    обязанности    по    дому    выполняет    ваш   ребенок систематически?
  2. Какие проявления заботы о родных вы наблюдали?
  3. Кого больше ребенок слушается в семье?
  4. Кого в семье ребенок совсем не слушается?
  5. Испытывает ли ваш ребенок страх по отношению к кому-нибудь из членов семьи?
  6. Какие у вас существуют семейные традиции, и какое участие принимает в них ребенок?
  7. С кем из членов семьи ребенок, как правило, делится своими впечатлениями и переживаниями?
  8. Поддается ли ваш ребенок чужому влиянию?
  1. Какие игры (игрушки) предпочитает ваш ребенок?
  2. Активен ли ваш ребенок в игре?
  3. Какие роли в ней он предпочитает?
  4. Какие рекомендации педагога вы хотели бы получить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по полоролевому воспитанию «Мальчики и девочки»

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении....

Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...

Конспект занятия по полоролевому воспитанию "Мальчики и девочки"

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении....

Консультация для педагогов и родителей. « Подвижные игры для мальчиков и девочек»

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познав...

Консультация для воспитателей "Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек"

Данная статья поможет найти "ключ" в воспитание девочек и мальчиков в дошкольном учреждении....

"О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент"

Известно: дошкольный возраст – период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные ...