Мультимедийные призентации как средство формирования позновательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Новаева Юлия Сергеевна

В современную систему дошкольного образования активно входят и информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ). В дошкольных учреждениях формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития детей (видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиапродуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, электронных презентаций, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.) [19, с. 75]. Предпринимаются попытки научного обоснования возможностей внедрения информационно-коммуникационных технологий на дошкольной ступени образования. В настоящее время растет интерес педагогов к медиаобразованию и возможностям его использования в своей профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мультимедийные презентации как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

В современную систему дошкольного образования активно входят и информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ). В дошкольных учреждениях формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития детей (видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиапродуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, электронных презентаций, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.) [19, с. 75]. Предпринимаются попытки научного обоснования возможностей внедрения информационно-коммуникационных технологий на дошкольной ступени образования. В настоящее время растет интерес педагогов к медиаобразованию и возможностям его использования в своей профессиональной деятельности .

В настоящее время существует множество факторов развития и воспитания личности, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации [44, с. 49].

Медиаобразование – направление в современной системе образования, базирующееся на материале средств массовой коммуникации (медиа), формирующее культуру общения, развивающее творческие, коммуникативные способности, критическое мышление, умение интерпретации, обучающее различным формам самовыражения (данное направление определено ЮНЕСКО как приоритетная область культурно-педагогического развития в XXI веке). Понятие «мультимедиа» (от лат. Multum – много и media, medium – средоточие, средства) представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео), организованными в виде единой информационной среды. Мультимедиатехнология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: текст, графику, анимацию, видео, звук. Медиаматериалы (телевидение, радио, видео, применение компьютерных компакт-дисков и web-сайтов (Интернет)) широко используются в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Аудиовизуальный язык медиа-сообщений характеризуется особым выстраиванием изобразительного и звукового ряда. При этом за счет специфики средств экранной выразительности (ракурс съемки, монтаж и пр.), взаимодействия изобразительного и звукового ряда, концентрированного предъявления информации оказывает значительное воздействие на психические стороны личности [44, с. 66-67].

В условиях любого современного дошкольного образовательного учреждения становиться возможным использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Одним из основных средств расширения детских представлений посредством ИКТ являются мультфильмы, электронные презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы.

Особую популярность на современном этапе системы дошкольного образования приобрела детская компьютерная (электронная) презентация.

Презентация – переводиться с английского как «представление», это удобный и эффективный способ предоставить ребенку информацию об окружающем его мире. Она сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Детская презентация – это своего рода наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Детская презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью – обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы). Принцип электронной презентации «развлекаясь – обучаюсь!». Легко и ненавязчиво ребенок быстро усвоит азбуку, чтение, счет, научиться различать цвета и геометрические фигуры, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, начнет узнавать достопримечательности мир, картины знаменитых художников, музыкальные инструменты и т. д. .

Детские презентации бывают разные по оформлению и содержанию. Выделяют три основные категории, которые отличаются по уровню сложности:

  1. Простые по методике Домана. Это самые простые презентации, на слайде есть только большая четкая картинка и подпись, сделанная крупным красным шрифтом. Слайды на определенную тему чередуются каждые 1-2 секунды. Желательно, чтобы такие презентации были озвучены.
  2. Произвольные. Этот вид презентаций отличается от первого тем, что работа может быть оформлена произвольно – одна или несколько картинок на слайде, внизу текст с подробным описанием того, что изображено.
  3. Детская Электронная Книга со звуком. Третий тип презентаций отличается от предыдущих красочностью, информативностью, анимацией, действием. Такие презентации хорошо подходят для знакомства детей со стихами, сказками, песнями, рассказами. На слайде не просто фотографии и картинки, а действующие персонажи, которые говорят, ходят, исчезают, грустят, смеются…. Такая презентация своего рода современный озвученный диафильм.
  4. Игры и тренажеры. Такие презентации делают люди-специалисты программы «PowerPoint». При помощи триггеров и гиперссылок они задают определенный алгоритм действия, если ребенок выполняет правильно задание, то переходит на слайд со следующим заданием, если же ответ неверный, то нужно попытаться ответить еще раз.

Применение в различной деятельности с детьми мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Качественные иллюстративный, видео- и аудио- материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации – излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающий структурированный информацией. Преимуществом мультимедийных презентаций является возможность обеспечить «доступ к недоступному». Например, знакомство с творчеством художника или народным декоративно-прикладным промыслом, произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале. Использование ИКТ в повседневных занятиях дают ребёнку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и применением в различных видах деятельности. Занятия с применением мультимедийных технологий проводятся с помощью ноутбука, проектора и экрана в групповой комнате или музыкальном зале с соблюдением возрастных норм, санитарно-гигиенических правил .

При проведении непосредственной образовательной деятельности используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой педагогический потенциал. Так в рамках основной программы используются презентации на такие лексические темы как: «Посуда», «Животные», «Съедобные-несъедобные», «Ягоды» и мн. др. Тем для презентаций очень много, самое главное – правильно классифицировать объекты по темам. Мультимедийные презентации используются как для группового, так и для индивидуального обучения, а также как целое занятие или его часть. Так, например, в непосредственно-образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и за счет ИКТ познакомиться с цифрой. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видео фрагментов, иллюстраций, аудио записей и т. д.

При обучении грамоте, предлагается для лучшего усвоения звуков, презентации с изображением букв и дети могут не только увидеть букву, проговорить звук, ну и так же услышать или пропеть вместе с танцующими и поющими буквами на экране. У детей есть возможность самим поработать с буквой, при правильном выполнении работы ребенку дается возможность самому нажать клавишу и тем самым проверить правильность выполнения задания.

В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. Использование аудио-видео технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром помогает лучше классифицировать окружающий мир. Повышается мотивация детей к познанию, обучению.

Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах вызывающих затруднение. С помощью мультимедийных презентаций можно проводить с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Упражнения выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Можно использовать физкультминутки-презентации с детьми для проведения динамических пауз. Детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку .

Особенно интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.

Для воспитания полезных привычек у детей можно использовать презентации на стихи детских поэтов, например. «Волшебные слова» М. Дружининой, или песни, например «Бабушка» в исполнении группы «Любэ». В форме обучающей игры с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествие по городу, развитие речи, конструирование, рисование и др.

Сейчас выигрывает тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и их действия на самостоятельное освоение знаний, путем развития их познавательного интереса. Для развития у дошкольника устойчивого познавательного интереса к обучению перед педагогом стоит задача сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Предлагаемый материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки во время обучения, а также развивать мыслительные способности, поскольку именно прием удивления ведет за собой процесс понимания.

Однако важно, чтобы просмотр презентаций не оказал неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка. Проведенными исследованиями доказано, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей 4-6 лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии компетентного педагога, который несет ответственность за безопасность ребенка .

При грамотном и умелом отборе детских презентаций возможно создание обширной мультимедийной библиотеки по изучаемым темам с детьми любого дошкольного возраста. Следует отметить и то, что использование медиа-технологий в работе с дошкольниками требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к занятию. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату. Однако компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями .

При проведении непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками презентации используются при освоении таких образовательных областей как «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Познание» и др. Такое медиа-сопровождение занятий несет в себе большой педагогический потенциал для развития и формирования личности будущего школьника. Использование ИКТ возможно и в индивидуальной работе с детьми, что позволяет развивать не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость. Благодаря динамичному использованию интернет-ресурсов, используемый мультимедийный комплекс делает занятие с дошкольниками интересными и увлекательными, что особым образом способствует формированию их познавательного интереса.

Использование с дошкольниками мультимедийных презентаций позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения: даёт возможность моделировать различные ситуации и среды; активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный; полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; занятия – презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание. Экранно-звуковое представление материала в электронной презентации повышает эффективность запоминания до 50%. Кроме того, установленное мультимедиаоборудование способствует эффективной реализации задач системы дошкольного образования, позволяет получить максимум пользы и сделать данное помещение многофункциональным (помещение может одновременно являться студией для детского творчества, комнатой для интерактивных занятий со специалистом, развлекательным игровым центром, обучающим центром для педагогов) .

Современные медиа-технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, способствуют формированию познавательного интереса, повышают мотивацию дошкольников к дальнейшему обучению в школе. Кроме этого, использование медиа-технологий в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности педагога и в целом оказывает положительное влияние на различные стороны развития личности ребенка 5-6 лет. Новые возможности использования мультимедийных технологий способствуют более быстрому овладению речевым дыханием, звуковым анализом, умением связно говорить, комментировать свои действия, рисовать, конструировать. Использование разнообразных медиа-технологий позволяет решать ключевые задачи воспитания и развития будущих первоклассников, в числе которых и задача формирования познавательного интереса .

Таким образом, применение мультимедийных презентаций в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению уровня их познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Выступление на РМО по теме: "Экспериментирование, как средство формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста".

Желание получить новые впечатления, постоянно  что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты,  которые характеризуют каждого...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...

Статья "Исследовательский проект как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"

В статье описывается методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательского проекта. Данная форма позволяет формировать познавательные способности у дошкольников....