Из опыта работы: «Влияние театрализованно-игровой деятельности на разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Сосновских Татьяна Валентиновна

Анализ литературы доказывает, что одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация108.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы: «Влияние театрализованно -игровой деятельности на разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста» « Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский )

Слайд 2

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Анализ литературы доказывает, что о дним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Слайд 3

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный. Театрализованная деятельность – является важной частью работы в ДОУ. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально-творческом развитии ребенка. Во всех постановках спектаклей много движений, действия. Чем раньше и больше разных ролей ребенок «перепробует» на сцене театра детского сада, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни

Слайд 4

Одним из компонентов общей структуры личности являются художественно-творческие способности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский , Л.А.Венгер , Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Е.И.Тихеева рассматривала развитие речи в связи с развитием личности ребенка: «Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». По мнению Л.С. Выготского , А.В. Запорожца и др., велика роль театрализованной игры в нравственном развитии. Достаточно много исследований о взаимодействии разных видов искусства и детской деятельности: взаимодействие разных видов искусства – изобразительной деятельности и музыки (С.П. Козырева, Г.П. Новикова, М.И. Березовская), изобразительной деятельности и словестно-художественной деятельности (Е.В. Савушкина, Н.М. Зубарева, Л.В. Компанцева ), театральной и изобразительной деятельности (Е.А. Трусова, Л.В. Макаренко). В педагогических исследованиях (Д.В. Менджерицкая , Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина) показано, что игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. При этом подчеркивается роль игры-драматизации в переходе к театральной деятельности (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина , Л.С. Фурмина ) Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 5

Цель: Создание условий для разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста через творческую активность в театрализованно-игровой деятельности Задачи: формировать интерес к художественной литературе и театрализованной деятельности; развивать все компоненты речи дошкольников 3-4 лет; развивать игровое творчество детей; формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам; А также, привлекать родителей, т.к. совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества Цель и задачи педагогической деятельности

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Театрализованная деятельность должна выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции: способствовать развитию речи и навыкам театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей

Слайд 7

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движений и т.д. Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие »: Сюжетно-ролевые игры; Театрализованные игры; Дидактические игры; Формирование основ безопасности Образовательная область «Познавательное развитие»: Сенсорное развитие; Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; Ознакомление с природой Образовательная область «Речевое развитие»: Развитие всех компонентов речи; Формирование интереса и потребности в чтении; Фольклор Образовательная область «Физическое развитие»: Развитие движений Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Эстетическое развитие; Развитие творческих способностей Деятельностный аспект

Слайд 8

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: Театрализованная игра на занятиях : во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы. Свободная совместная деятельность детей и взрослых : игровые ситуации во время прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее

Слайд 9

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый) и т. д.

Слайд 10

Рекомендации при организации театрализованных игр: Создать условия в группах для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Пополнять и обновлять атрибуты; Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь; Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры-инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал; Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра; Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу Требования к театрализованной игре: Разнообразие тематики содержания; Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса; Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр

Слайд 11

Методы работы метод активизации творческих проявлений ребенка (детское творчество, направляемое педагогом; создание ситуаций для детского творчества; создание проблемной ситуации; переход игры на другой, более сложный творческий уровень ); метод формирования и развития эмоциональной сферы; метод моделирования элементов театральной деятельности, позволяющий ребенку показать и прочувствовать все особенности выразительных средств, их отношения

Слайд 12

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Разработан учебно-методический материал по организации театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет: Методические рекомендации по организации театрализованной игры с детьми 3-4 лет; Этапы работы по развитию общения детей 3-4 лет в театрализованной деятельности; Картотека игр-диалогов по театрализации; Разработаны конспекты занятий с элементами театрализации; Разработаны консультации для родителей; Ведем работу с родителями по совместному обсуждению, разработке и изготовлению атрибутов спектакля; Каждое выступление снимаем на фотоаппарат с целью создания фотоальбома «Маленькие солнышки» по театрализованной деятельности

Слайд 13

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Анализ результатов усвоения знаний по развитию речи с помощью театрализованной деятельности (по М. А. Васильевой)

Слайд 14

Участие в театрализованной деятельности делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества Дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли; Активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения); Развиваются навыки общения, связная речь, обогащается словарь; Формируется умение взаимодействовать и сотрудничать; Повышается эмоциональная отзывчивость, развивается ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями

Слайд 15

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной и может быть использована другими педагогами в работе с младшими дошкольниками для развития художественно-творческих способностей через организацию театрализованно-игровой деятельности Размещение учебно-методического материала по организации театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет на сайте; Проведение открытой НОД по речевому развитию в форме игры-занятия « Теремок »

Слайд 16

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103с. Березина В.Г. Детство творческой личности. - СПб.: Изд. Буковского, 1994. - 60с. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – №11. – 1982. - С. 32-38. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников»; М.: « Вако » 2007. Караменко Т.Н. «Кукольный театр - дошкольникам»; М.: «Просвещение» 1982. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. – № 7,8 – 1992. С. 11-20. Кудрявцев В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69. Сорокина Н.В. «Играем в кукольный театр»; М.: «АРКТИ»1999. Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/589214/ http://www.maaam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-v-dou.html http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/teatralizovannye-igry-v-mladshey-gruppe Литература Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игр с мячом на физическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Для ребенка мяч – это предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, ловит и т.п., что развивает его эмоционально и фи...

Из опыта работы: «Влияние театрализованно-игровой деятельности на разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста»

Анализ литературы доказывает, что одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятель...

Обобщение опыта работы на тему «Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»   сообщение Савидовой Надежды Юрьевнывоспитателя группы общеразвивающей направленности от 2- до 3- лет...

Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...

Выступление на педагогическом совете №1 из опыта работы «Роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

         Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданск...

Конструирование как средство разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Прежде всего, навыки конструирования развивают умение анализировать и определять функции строительства, под которые создается или будет использоваться конструкция, что в свою очередь способствуют проя...