Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"
проект (младшая группа) на тему

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по психологическому сопровождению семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка.

 «В детский сад без слез»

Актуальность

Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

В настоящее время невостребованные в 90-х гг. детские сады переживают настоящий “бэби-бум”. Родители вынуждены записывать своих детей в очередь чуть ли не с рождения. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями.         

        В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка тяжёлой или дезадаптации является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.

В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам в ДОУ приходят и участвуют в этом сложном процессе от 40 до 50 и более малышей.        

Если взять  анализ адаптации по нашему детскому саду за прошедший год, то можно увидеть следующее: в д/с поступило 54 ребенка (четыре  младших  групп).  Из них  (60%) детей по наблюдениям показали лёгкий уровень адаптации;  детей (35%) – имели среднюю,  5% усложнённую степень адаптации (по диагностике адаптации у младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой). В 2013-2014 учебном году в нашем ДОУ набирается 4 группы младших дошкольников (53ребенка).

Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна: воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

Исходя из этого, в нашем ДОУ возникла необходимость в создании комплексной модели  психолого-педагогического сопровождения  младших дошкольников к условиям ДОУ.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Возраст детей: 1-3 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Легкая адаптация к условиям детского сада, вхождение в социум. Успешный переход на более высокую ступень ДОУ из яслей во вторую младшую группу.

Цель проекта: Эмоционально - личностное развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к ДОУ, а также развитие всех психических процессов в тесном взаимодействии всех участников проекта.

Задачи

для детей:

Создание атмосферы эмоциональной безопасности;

Развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

Развитие коммуникативных навыков;

Сенсорное развитие;

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;   

Формирование доверия к педагогам.

Освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Для родителей:

Создание доверительных отношений с ребенком в период адаптации к ДОУ;

Знакомство  родителей с психическими особенностями раннего возраста;

Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в детский сад;

Учить родителя взаимодействовать с ребенком в процессе предметно - развивающей деятельности

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Для педагогов:

Разработать рекомендации для педагогов  по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.

Обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в период адаптации оказания консультативной помощи родителям;

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.

Название итогового мероприятия проекта: «Большие успехи маленьких людей».

Продукты проекта

Для детей: Групповые занятия совместно с родителями в рамках адаптационного клуба «Вместе с мамой», групповые и индивидуальные занятия по авторской программе «Развивай - ка».

Для родителей: Активное взаимодействие родителя с ребенком в рамках адаптационного клуба «Вместе с мамой», включающая как теоретическую форму  (консультации, дискуссии), так и практическую, упражнения, игры, а также совместная деятельность родителя с ребенком (игры, совместное творчество), медико – педагогический совет.

Для педагогов: Практикумы, консультации по вопросам воспитания и развития детей в адаптационный период.

 Фитнес – терапия – снятие физического  и эмоционального напряжения, повышение жизненного тонуса и работоспособности.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения.

Для родителей: Повышение  заинтересованности родителей к вопросам развития детей раннего возраста. Повышена педагогическая культура родителей и уровень семейного воспитания. Сформирован   интерес к жизни ребенка в детском саду, снижена тревожность родителей при поступления ребенка в ДОУ. Сформирована активная позиция в процессе адаптации ребенка.

Для педагогов: Повышен уровень  знаний об  особенностях адаптационного периода и способах общения с детьми в соответствии с их возрастом.

Освоены новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми в период их адаптации к условиям ДОУ. Повышен жизненный тонус, позитивный настрой к работе.

Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта

Подготовительный этап.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад  является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые владеют ребенком в этот период в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и положительные, например, удивление, интерес от знакомства с новым – обстановкой, деятельностью.

 Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. По своим результатам адаптация бывает разной: позитивной, негативной.

Учеными (Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева) было выявлено три фазы адаптационного процесса:

 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

 2) подострая фаза характеризуется неадекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

 3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

         Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагогов и специалистов  в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль в первом классе школы.

 Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.

1 этап

Организация и проведение адаптационного клуба «Вместе с мамой» на основе программы педагогов- психологов г. Нижнекамска «Ладушки - ладошки». Составители: Айметдинова А.И. ДОУ № 67, Бубнова С.Ю. ДОУ № 57, Данилова Ж.Ю. ДОУ № 41, Ерычева М.В. ЦРР – ДОУ №  89, Кондратьева Г.И.  ДОУ № 3

 Занятия проводятся с ноября по май 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 1 час. Занятия организуют два специалиста: педагог – психолог, задачи которого:

- учить взаимодействовать детей друг с другом в игровой деятельности;

- организовать и сплотить детский коллектив;

- развивать психические процессы посредством арт- терапии и дидактических игр и пособий.

Музыкальный руководитель, задачи которого:

Развитие эстетического воспитания;

Администрация дошкольного учреждения  знакомит с детским садом, с будущими воспитателями, с режимными моментами.

Первичная диагностика, сбор информации. Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности. При этом используется анкетирование родителей, (приложение - прогноз адаптации; анкеты для родителей).  На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ, и анализом медицинской карты ребёнка медсестрой. По полученным результатам определяют прогноз адаптации.

2 этап

Реализация модели комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации вновь поступивших младших дошкольников. На данном этапе предполагается  активное взаимодействие специалистов ДОУ (медсестра, педагог-психолог, воспитатели)  и родителей ребёнка. Цель данного этапа: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ, психолого-педагогическое просвещение педагогов, создание условий для успешной работы, облегчение процесса адаптации детей  к условиям  ДОУ через создание положительной атмосферы в группе, снятия внутреннего напряжения.

Взаимодействие с родителями воспитанников

1. Разработать и реализовать психолого-педагогическую образовательную программу по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОУ  «Наш малыш».

Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития  ребёнка. Встречи по программе клуба будут проводиться один раз в неделю с августа по октябрь (всего 12 занятий по 60мин).  В программе встреч предполагается участие педагога-психолога, воспитателей, медсестры и родителей.

В программе будут использоваться следующие методы работы с родителями и педагогами:

- проведение родительских собраний

- мастер-классы;

- направленные беседы;

- групповые консультации;

- использование ИКТ (презентации, методические рекомендации, видеоматериалы и т.д.).

Темы для собраний клуба:

  1. «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду»,  

 «Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению»,

«Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома», «Показатели адаптированности ребенка к ДОУ»,

«Наличие у детей навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад».

2. Консультации педагога-психолога по запросу родителей (индивидуальные и групповые).

3. Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей 3-года жизни», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш»).

Взаимодействие с педагогами

1. Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам адаптации и развитию детей 3-го года жизни («Первые дни ребенка в детском саду», «Игры с детьми в адаптационный период», «Особенности адаптации детей к ДОУ»).  Консультирование педагогов начинается до начала приёма детей в группы ДОУ.

2. Консультативная помощь в организации предметно-развивающей среды и психологических уголков в группах ДОУ.

3. Организация и проведение «Фитнес - терапии», которая проводится в три этапа: 1 этап. Силовые и аэробные упражнения в течение одного часа. Цель: повышение жизненного тонуса, работоспособности, профилактика эмоционального выгорания. 2 этап. «Фито - терапия». Цель: в зависимости от сочетания трав: расслабление, тонизирование, профилактика ОРЗ. 3 этап. «Релаксация, с элементами аутотренинга». Цель: эмоциональное и физическое расслабление, ощущение позитивного настоящего и светлого будущего.

Взаимодействие с воспитанниками

  1. Участие педагога-психолога  в ежедневном приёме детей в группу. Проведение игр.
  2. Групповые занятия с детьми по собственной авторской программе «Развивай- ка».  Проводятся один раз в неделю по 10 минут.

3 этап 

Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой, психологическая диагностика  в раннем возрасте Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Создаётся рефлексивный отчёт о проделанной работе.

Итогом проекта является проведение развлечения «Большие успехи маленьких людей», который проводится в три этапа:

  1. Этап. Отчет о проделанной работе проекта «В детский сад без слез»- обмен мнениями и пожеланиями. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ.
  2. Этап. Фото и видео отчеты занятий и мероприятий, проводимых с детьми.
  3. Этап. «Мой первый выпускной». Развлечение для детей с участием сказочных героев. Чаепитие – угощение детей сладкими подарками.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Положительная динамика увеличения числа младших дошкольников с лёгкой степенью адаптации.
  2. Педагоги и родители повысят уровень  знаний об  особенностях адаптационного периода и способах общения с детьми в соответствии с их возрастом.
  3. Педагоги освоят новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми в период их адаптации к условиям ДОУ.

Критерии  оценки результатов реализации проекта

        Рост числа детей показавших лёгкую степень адаптации к условиям ДОУ на  40%.

Ресурсное обеспечение

Для реализации проекта дополнительное кадровое, материально-техническое, информационно-методическое ресурсное обеспечение не потребуется.

Список используемой литературы:

  1. Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
  2. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1983. - 80с.

  1. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.

  1. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9

  1. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
  2. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2002. - 306с.

  1. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - с. 3-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности»

Шесть лет работаю по проектной деятельности и хочу поделиться с вами как в нашем детском саду этот метод внедрён. Надеюсь, что данный материал заинтересует педагогов и поможет им внедрить метод проект...

« Проектная деятельность в коррекционной группе детского сада»

Доклад  об особенностях проектной деятельности в коррекционной группе детского сада с детьми, имеющими общее недоразвитие речи...

Проектная деятельность "Классическая музыка в детском саду"

Все мы прекрасно знаем, что классическая музыка хорошо влияет на развитие детей дошкольного возраста. Мы часто используем ее как в рамках проекта, как  и во время проведения НОД,  так  ...

Проектная деятельность "Классическая музыка в детском саду"

Проект "Классическая музыка в детском саду"...

Проектная деятельность Образовательная робототехника в детском саду.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

Проектная деятельность в старшей группе детского сада "Витамины на окошке".

Проетк предназначен для детей 5 - 6 лет, краткосрочный. Сроки выполнения март - сентябрь....