Круглый стол "Профессиональный диалог"
материал по теме

Кузьминчук Елена Васильевна

Форма "круглого стола" очень интересна и позволяет не только получить информацию и знания, но еще и "пошевелить мозгами". Проблемные вопросы, которые разработаны для обсуждения, позволяют высказать свое отношение к проблеме, свое мнение по данному вопросу, аргументировать свой ответ. Всегда интересно узнать и компетентное мнение ведущего, и мнение других коллег-участников... Данный материал представляет собой сценарий  для ведущего с вопросами,  подводками к вопросам  и    может быть полезен старшему воспитателю, заместителю директора по учебно-воспитательной работе при подготовке к конкурсам профессионального мастерства в сфере образования, к проведению методической недели и других мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Г.Покачи

Круглый стол «Профессиональный диалог»

Автор:

Е.В.Кузьминчук,

старший воспитатель

2015 г.

Вопросы круглого стола:

  1. Профессия «воспитатель»
  2. Семья как социальный институт
  3. Роль книги в воспитании ребенка
  4. Преемственность детского сада и школы

  1. Профессия «воспитатель».

1.В педагогической работе нет случайных людей. Кто-то самостоятельно выбрал профессию «воспитатель», кто-то пришел, следуя примеру родителей. Но каждый, кто идет по этой трудной, но интересной дороге, знает свой собственный секрет успеха.

Вопрос: Каким же должен быть современный успешный воспитатель?

_____________________________________________________________________________

2.К.Д.Ушинский сказал: "В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога".

Вопрос: Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?

_____________________________________________________________________________

3.Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно - заочное обучение, дистанционное и заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и  т.д.
Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет.

Вопрос: Как не отстать от времени и каков же наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства  на Ваш взгляд.

_____________________________________________________________________________

4.Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно.

Вопрос: При каких условиях на Ваш взгляд профессиональная адаптация начинающего воспитателя пройдет успешно?

_____________________________________________________________________________

  1.  Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция-совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности. Среди компетенций, которыми должен обладать воспитатель, все чаще называют новую компетенцию -  счастливый педагог.

Вопрос: Нужно ли работать над овладением этой компетенцией, или она- своего рода награда за самоотверженный труд?

2.Семья как социальный институт

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или не намеренно…

Семья может жить духовными интересами,.. а может целиком уйти в дрязги…, заботы о копейке.

 А.Н. Островский,

 русский писатель и педагог.

Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам.

Януш Корчак.

1.Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основы развития личности. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от нас, взрослых. И мы, бесспорно, несем ответственность за счастье и здоровье детей.

Сегодня в обществе сложились в основном такие формы семьи:

1. Традиционная семья.

2. Незарегистрированный брак.

Вопрос: Имеет ли существенное влияние тип семьи на воспитание ребенка?

Обобщение: Специалисты – семьеведы считают, что если пара живет вместе не менее полугода, то это уже семья. Суд это тоже признает.

Значит, если штампа нет, то все равно можно привлечь к ответственной заботе о ребенке.

___________________________________________________________________________

2.Народная мудрость гласит: «Хорошо и спокойно бывает на душе у человека только тогда, когда он находится между тем, кто дал ему жизнь и тем, кому он сам дал жизнь». Когда ребенок совсем маленький, все более- менее понятно: бабушка гуляет с коляской, а мама делает домашнюю работу (или наоборот). По-другому обстоят дела, когда ребенок подрастает.

Вопрос: Стоит ли  родителям придерживаться педагогической системы «Бабушкиного воспитания» и как быть воспитателю, если взгляды на воспитание среднего и старшего поколения не совпадают?

Обобщение: Современная семья нуждается в персонифицированном подходе: сколько членов семьи – столько и вариантов общения у педагога-профессионала должно быть в запасе всегда.  Сотрудники института психологии РАН провели масштабное исследование интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, изучили семейную ситуацию детей и пришли к впечатляющим выводам. В частности отмечено, что дети, находящиеся под присмотром бабушек, успешнее справляются с нестандартными заданиями. При чем оказалось, что родители и бабушки, сами о том не догадываясь, применяют к детям одни и те же методы воспитания. А различие состоит лишь в том, какой именно метод каждый из них считает приоритетным и как его использует.

_____________________________________________________________________________

3.В современной семье общение в дефиците. Родители жалуются на недостаток времени . Часто наблюдаемая ситуация: Мама пришла за ребенком в детский сад – целует, обнимает, ласковыми словами одаривает, понятно, что соскучилась. Возникает вопрос: А что ж Вы за ним регулярно без пяти семь- приходите?

Вопрос: Попробуем разобраться: можно ли назвать это общением  и каковы же правила продуктивного общения взрослых и детей

Обобщение: Когда ребёнку обидно

  • Обидно, когда все беды валят на тебя;
  • Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными или приписываются другим;
  • Обидно, когда тебе не доверяют;
  • Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
  • Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;
  • Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
  • Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
  • Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами.

_____________________________________________________________________________

4.Вопрос: Взаимодействуя с семьей, возникает вопрос: имеем ли мы право воспитывать родителей?

3.Роль книги в воспитании ребенка

1.Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по-видимому, радикально меняется. Педагоги, воспитатели, а также и родители с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать. В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотеке, компьютерная игротека. Наверное, можно уже говорить о том, что в России набирает темпы процесс, который на Западе в 80-е годы был назван «кризисом чтения». Средства массовой информации активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.

Вопрос: Нужно ли менять ситуацию в век информационных технологий, если необходимую информацию можно просмотреть или прослушать?

_____________________________________________________________________________

2.Среди множества книг, которые предлагают всевозможные издательства, очень трудно разобраться.

Вопрос: На что должны быть ориентированы родители при выборе книг для ребенка?

 Обобщение: Академик П.Л. Капица так сказал о детской книге: «Хорошая детская

книга должна отличаться тем свойством, что ее с удовольствием читают и

взрослые».

_____________________________________________________________________________

3.Электронные (и/или) печатные книги

Большинство опрошенных людей делает свой выбор между печатными и электронными книгами в зависимости от обстоятельств: «Больше печатные, чем электронные» - 44.7% (72 чел.), «Больше электронные, чем печатные» - 11.2% (18 чел.), всего 55.9% (90 чел.) и меньшее количество людей делает однозначный выбор между печатными и электронными книгами: «Только печатные» - 41.0% (66 чел.), «Только электронные» - 1.9% (3 чел.), всего 42.9% (69 чел.).

Данные опроса наглядно отображают истинное положение вещей - электронные и печатные книги не борются между собой за существование, а идут вместе, бок о бок друг с другом.

На Ваш взгляд: почему же так востребованы печатные издания, почему они не сдают свои позиции  электронным аналогам?

_____________________________________________________________________________

4. Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном.

Зачастую у читающих родителей - не читающие дети. Заставляя читать силой или наказывая чтением, они запускают обратный механизм - интерес к чтению угасает.

Вопрос: Как помочь родителям в такой ситуации?

4.Преемственность детского сада и школы

1.Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Вопрос: Где находятся точки соприкосновения дошкольного учреждения и школы и есть ли грань, которую не нужно пересекать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»

Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....

«Круглый стол» в форме «методического диалога».

«Круглый стол» в форме «методического диалога». В рамках городского методического объединения старших воспитателей проведено заседание, на котором рассмотрели актуальную тему «Методика организации и п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой технологии «Сказкотерапия» Тема: «Круглый – круглый Колобок»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностидля детей младшей группы (3-4 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой техн...

Круглый стол «Профессиональный диалог»

Круглый стол «Профессиональный диалог»...

Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога

Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....

Круглый стол в форме «методического диалога» «Зачем ребенку финансовая грамотность»

Мероприятие проводится с целью повышение квалификации педагогов в вопросах формирования первичных экономических представлений и развития финансовой грамотности у дошкольников....