Одаренный дошкольник
статья на тему

  Любовь Николаевна

статья "Одаренный дошкольник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennyy_doshkolnik.docx81.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Одаренность человека -это маленький росточек,

 едва проклюнувшийся из земли и

 требующий к себе огромного внимания.

 Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека.

И поэтому особая миссия возложена на воспитателей. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность.

Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняет важнейший социальный заказ общества и является одним из важных факторов его развития. Роль дошкольных образовательных учреждений невозможно переоценить.

Поэтому сегодня внимание многих педагогов  и психологов привлекает проблема  деятельности одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

В группе может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные http://cptd.ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/999/qi8f_7omlrs.jpgистории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не "удобен" в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Кто же такой одаренный ребенок? Обычно к одаренным и талантливым детям относят тех, кто благодаря своим способностям демонстрирует высокие достижения в различных сферах человеческой деятельности.

Одаренный ребенок – это яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях. Одаренный ребенок отличается от других детей выдающимися чертами личности, он эмоционален, необычен, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты. Создается ощущение, что он заранее все знает и умеет. Что другим детям достается большим трудом, одаренным детям дается легко и просто.

Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов. О наличии познавательных интересов свидетельствует также поведение ребенка на занятиях, направленное на получение новой информации, решение познавательных задач. Однако может оказаться, что содержание занятий неинтересно одаренному ребенку, так как он проявляет интерес к другой сфере окружающего мира или просто знаком с предлагаемым материалом. Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству детей этого возраста. Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте - богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка - он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны.

 Большой объем знаний также часто основывается на хорошей памяти ребенка, а хорошая память, хотя и характерна для многих умственно одаренных детей, однако не является определяющим в их развитии. Часто хорошая механическая память оказывается чисто возрастной http://cptd.ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/999/qi8f_7omlrs.jpgхарактеристикой дошкольников, ее уровень значительно меняется на протяжении дальнейшей жизни ребенка.

Одаренные дети часто находятся в сложных взаимоотношениях с другими детьми группы. Повышенная активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начитают отрицательно относиться к проявлениям одаренного ребенка. Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение, досаду. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих. В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда http://cptd.ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/999/qi8f_7omlrs.jpgон проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение. Уже в дошкольном возрасте следует учить одаренных детей стараться не наносить обиды другим детям, постоянно поправляя, уточняя, а иногда и высмеивая их высказывания и поступки. Важно объяснить ребенку, что когда-то лучше подождать с ответом, замечанием, чтобы дать возможность и другим детям проявиться, а не просто все время быть первым и добиваться утверждения своего мнения.

Признавая за ребенком право, быть индивидуальностью, мы можем определить свои усилия по его развитию. Что же будем развивать у одаренного ребенка?

Во- первых, это активное отношение к окружающему миру. Одаренный ребенок, обладая талантами, стремиться их применять в своей жизни, деятельности. Такие дети любознательны, активны, непоседливы, любопытны, все время придумывают что-то новое, с ними интересно другим детям, с ними интересно взрослым. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло, иначе он может ее использовать по обстоятельствам.

http://cptd.ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/999/qi8f_7omlrs.jpgВо-вторых, это самостоятельность. Чем больше ребенок включен в самостоятельную деятельность, тем лучше он усваивает материал. Обычно одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди, педагоги и родители, зачастую ограничивают их стремления по собственному образу и подобию.

В-третьих, произвольность регулирования своего поведения. Именно с этим личностным компонентом у одаренных детей бывают проблемы.

В последнее время отмечается рост интереса к проблеме обучения и воспитания одаренных детей. Исследованиями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить.

http://literature-edu.ru/pars_docs/refs/11/10269/10269_html_63ac2e7c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками

Методическая разработка о методах и приемах работы с одаренными дошкольниками. В работе раскрыты этапы  системы по выявлению потенциально одаренных детей в рамках ДОУ....

Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли   и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все не...

Роль семьи в выявлении одаренных дошкольников

Материал Международной научно-практической конференции 25 марта 2011 г. г.Бирск Р.Б.  Москва 2011 г.Одаренные дети как интеллектуально-творческий , инновационный потенциал общества....

Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.

Проект создан для реализации в детском саду. Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного...

Программа по развитию детской одаренности дошкольников

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в сис...

Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)

Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических  игр и упражнений&raqu...