Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.
статья на тему

Cоловетская Наталья Николаевна

Статья:  "Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя.

Соловетская Н.Н.

учитель -логопед первой квалификационной категории

МБС (К) ОУ "Специальная  (коррекционная)  начальная школа — детский сад 10"

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в МБС (К) ОУ "Специальная  (коррекционная)  начальная школа — детский сад №10" во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. Специальное дошкольное образование строится по особым организационным принципам, один из которых – перераспределение видов работ между логопедом и воспитателем. В нашем  учреждении коррекционные задачи решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).  Мы распределяем и разграничиваем функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели  присутствуют  на моих  фронтальных занятиях , а я  посещая отдельные занятия воспитателей веду  контроль за речью детей,  и оказываю методическую помощь воспитателям.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Мне, как специалисту, лучше знать  речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией. А так же степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией. А воспитатели работают над созданием условий для практического усвоения материала, использовании его, закреплении и активизации.

Наша совместная работа начинается с ознакомления воспитателей с результатами обследования детей, обращаю их внимание на особенности поведения, характер детей, определяю программу обучения, объясняю воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.  Иногда при обследовании детей выявляются пробелы в усвоении программы, то даю  воспитателям  рекомендацию о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала.  На начальных  этапах работы  знакомлю воспитателей с перспективным планом. А уже в течении всего учебного года,  систематически даю информацию о  новых   требованиях к речевому развитию детей на разных этапах обучения.  Воспитатели  слышат  дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и  понимают, что это   симптом их речевого неблагополучия. Речь наших  воспитателей грамотная, фонетически правильная, так как они являются  образцом для детей с речевой патологией. Воспитатели работают над  развитием  всех сохранных анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные их возможности , осуществляют коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных мною  в определенный период обучения.  У нас практикуется и такая работа, когда воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мативационную базу для формирования речевых умений. А у меня идёт работа  с речевым материалом, требующим специального отбора.  Очень результативно проходит работа воспитателей по закреплению учебного материала который мы прошли. Они  развивает у детей способность применять полученные знания, в разных ситуациях.

Задачи, стоящие перед воспитателями:

1.Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2.Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группе

3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом 5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6.Расширение кругозора детей

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного    словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16.Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

 3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

 5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

 7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

 9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

10. Развитие фонематического восприятия детей

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

 13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы.

Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыкам  правильной речи. Поэтому воспитатели  следят  за правильностью речи детей, исправляют все ошибки, за исключением тех, которые не были мною скорректированы.  Знакомлю  воспитателей с определенными речевыми моделями, чтобы они в свою очередь упражняли  детей в приме нении, употреблении этих речевых моделей во время занятий и вне их. Коррекционная работа ведётся также и в вечернее время. Для этого я предоставляю воспитателю весь необходимый  наглядный и речевой материал, подробно объясняю ей все задания, которые нужно проработать  с детьми.  Осуществляю контроль, но при необходимости  оказываю воспитателю помощь

В нашей группе организован логопедический уголок, оформленный зеркалом, столом и стульчиками. В нём есть:  настольно -печатные игры, пазлы, мозаики, конструкторы, шнуровки, трафареты, логопедические раскраски, игры - вкладыши, пластилин, карандаши, сухой бассейн и т.д. И здесь наши дети могут себя увлечь, занять очень полезным и поучительным делом, не требующим присутствия и помощи взрослого.

Только тесная взаимосвязь и сотрудничество учителя - логопеда и воспитателя может ускорить процесс формирования  правильной речи у наших деток!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности учителя - логопеда с воспитателем в средней группе детского сада «День рождения бегемотика Бони»

Обогащение сюжетно-ролевой игры «ЧАЕПИТИЕ» в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней  группе....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА НОЯБРЬ.

В плане представлены комплексы артикуляционой гимнастики, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковая гимнастика. Логопед проводит упражнения на индивидуальных занятиях, а воспитатель закрепл...

Презентация на тему:"Преемственность учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе"

Презентация на тему:"Преемственность учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе"...

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в старше-подготовительной логопедической группе.

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в старше-подготовительной логопедической группе....

Журнал взаимосвязи логопеда и воспитателя старшей логопедической группы детского сада

Данный материал будет полезен начинающим логопедам, воспитателям речевых групп, студентам, обучающимся этим профессиям. Задания логопеда для занятий воспитателя с детьми во вторую половину дня предста...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....