Профилактика жестокости у детей.
консультация на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

Сталкиваясь с проявлениями  жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш способен мучить котят и щенков, бросаться камнями в птиц, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? И главное, как вести себя с ними родителям и воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zhestokosti_u_detey.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика жестокости у детей.

        «Если человека учат добру- учат  

        умело, умно, настойчиво,  

        требовательно, в результате

        будет добро. Учат злу (очень

        редко, но бывает и так), в

        результате будет зло».

        В.А. Сухомлинский.

 

  Сталкиваясь с проявлениями  жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш способен мучить котят и щенков, бросаться камнями в птиц, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? И главное, как вести себя с ними родителям и воспитателям.

    Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учит контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей – мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последних своих поступков. Это определенный этап взросления. Кроме того, если на поведение школьника сильно  влияет агрессивная внешняя среда (телевидение, компьютерные игры, интернет и т.д.), то дошкольники в силу возраста пока еще избавлены от такого влияния.  У них на первом  плане семья и ближний круг, в котором он вращается.

  Очень важно правильно реагировать на жестокое  поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой- суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков. неосознанная жестокость у детей может быть обусловлена рядом факторов.

Любопытство и непонимание. Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы и т.д. Такому « изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняя им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых – вложить в него знания.

Подражательство. Малыши изучают не только объекты  окружающего мира. Их внимание привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя примерно так же , как мы примеряем одежду. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.

Компенсация  или месть.  Часто родители  и воспитатели замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Иногда он так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутверждения, а так же возможность выместить свою злобу на тех, кто не может ответить.

Привлечения внимания или манипуляция. Вот такой пример жестокого обращения ребенка, обусловленного желанием  заслужить мамину любовь: мальчик мучил котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек. Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Возможно, ребенок просто пытается привлечь к себе внимание взрослых к своим проблемам или заставить их сделать для него что то. В данном примере прослеживается еще один аспект – агрессивные высказывания взрослых повышают детскую агрессию.

Протест.  Ребенок  может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: предположим, у него отобрали значимую для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т.д.

Желание быть как все. Даже у маленьких детей может проявляться так называемый стадный инстинкт(совершение жестоких поступков как результат коллективных действий). Ребенок, возможно, не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому, что так делают в его компании.

Семейная модель поведения.  В дошкольном возрасте основным источником  знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. С большей долей вероятности можно утверждать, что именно такую схему отношений он и будет применять к другим.

Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться.

Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно, а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.

 Иногда дети совершают жестокие поступки без видимых на то причин. Самой целью подобного поведения является осознанное причинение вреда, ребенок намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли живому существу. В этом случае необходимо обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру), который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.

Как предотвратить проблему детской жестокости?

 Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственны только детям из неблагополучных  семей. Эта проблема может прийти в любой дом, поэтому работу по профилактике жестокости нужно начинать с самого раннего возраста, ведь воспитать доброго, чуткого ребенка, который всегда протянет руку помощи и не обидит слабого – мечта любого родителя.

 Рекомендации, которые позволят предотвратить в будущем проблемы, причиной которых могут являться жестокость и агрессия ребенка.

  • С самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа.
  • Показывайте пример своим поведением. Родители для малыша – единственный бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши  слова не расходились с делами.
  • Говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными.
  • Постарайтесь, что бы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в интернете.
  • Рассказывайте им о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое.
  • Рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, те, кто вольно или невольно обидел  его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим.
  • Обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по- другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уважать друг друга.
  •  Найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковыми может быть спорт, творчество и т.д.
  • Показывайте хорошие, добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе детские песни.
  • Читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро.  Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры  из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо

В современном обществе человеческая жестокость стала проблемой №1. Газеты, телевидение, интернет ежедневно  доказывают нам этот факт. Только сами люди выбирают – жить в жестоком мире или пытаться его изменить. Сделать это достаточно просто: с самого раннего детства не допускать проникновения злобы, ненависти, агрессии в жизнь детей. Если каждый взрослый будет учить ребенка добру, то такое понятие как жестокость, просто исчезнет.

Как справиться с детской жестокостью? Если проблема появилась, прежде всего  не паниковать и не выискивать в ребенке демонические черты. Это может усугубить ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка -  это сигнал о помощи , которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

  1. Не игнорировать.

Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинений в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности станут необратимыми.

  1. Выяснить причину.

Дети по своей сути очень отзывчивы, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого  поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.

  1. Дать негативную оценку.

Застав малыша «на месте преступления», следует вести себя очень  строго и сурово. Он должен понять – его поведение недопустимо, его родители огорчены.

  1. Педагогически наказать.

Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей.  Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной их причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется педагогически оправданные наказания. Например: замечания, выговор, лишение чего –то приятного и т.д. вид наказания выбирается в зависимости от тяжести поступка.

  1. Проанализировать стиль семейных отношений.

В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он появления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбление, одобрение жестокости, повышение голоса тоже является проявлением агрессии.

  1. Уделить достаточно внимания.

Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упустить ни одной возможности напоминать ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им.  Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они не казались. Ребенку просто необходимо мнение и совет родителей.

  1. Объяснять.

Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснять ему.  Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие будет абсолютно бессмысленным.

  1. Хвалить.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким- это хорошо, а жестоким, злым – плохо.

  1. Предоставлять возможность выплеснуть эмоции другим способом.

Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т.д.

  1. Набраться терпения

Детская жестокость – проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое  плохо.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация из опыта работы "Будем добрыми…О профилактике жестокого отношения к детям и жестокости в отношениях между детьми в условиях ДОУ".

Сообщение из опыта работы на Всероссийской научно-практической конференции «Современные дети - какие они?».22-24 декабря 2010 года.МГГУ. г.Мурманск. ...

Профилактика жестокого обращения с ребёнком в рамках занятий родительского клуба «Мы вместе - мы рядом»

В данной статье предсталены теоретический обзор материалов по формам жестокого обращения с ребёнком, а также практические методы по профилактике и выявлению вышеуказанного асоциального явления....

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения и насилия в отношении детей»

Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми один из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и неустроенности. Поэтому государство возложило на образовательные учреждени...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет по познавательному развитию на тему «Сказки учат многому…» (профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними)

Содержание конспекта организованной образовательной деятельности направлено на профилактику жестокого обращения с детьми через сказки, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их во...

Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми Тренинг для родителей ТЕМА: «Жизнь детей без насилия»

Цель:  повышение правовой культуры родителей по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профил...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «Профилактика психологического насилия. Работа с родителями (законными представителями)»

Детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в ...

Методическая разработка конспекта занятия для детей дошкольного возраста по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми

Аннотация. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятие проводится в игровой форме и в форме обсуждения, на примере героев сказок.Целью занятия является ознакомлени...