Проблемы адаптационного периода в детском саду
статья (младшая группа) на тему

Богачева Ирина Георгиевна

Проблемы адаптационного периода в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_adaptatsionnogo_perioda_v_detskom_sadu.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Проблемы адаптационного периода детей в детском САДУ»

Поступление детей в ясли вызывает , как правило ,серьёзную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно , что изменение социальной среды сказывается и на психическом , и на физическом здоровье ребёнка.        Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст , поскольку именно в этот период детства ребёнок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним.В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм  поведения требуют и от ребёнка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребёнок подготовлен к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

Изменение образа  жизни приводит в первую очередь  к нарушению эмоционального состояния ребёнка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство и заторможенность. Ребёнок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отталкивает их , сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом, как правило, ведут себя заторможено, а холерики , наоборот, излишне возбужденно. В любом случае связи ребёнка могут оказаться очень напряженными, а иногда  и полностью нарушенными.  Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне и аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей , долго плачет после ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребёнка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему  снижается. Падает уровень речевой  активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования различными заболеваниями, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.

Различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжёлую. Основными показателями степени тяжести являются сроки  нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Легкая адаптация длится 1-2 недели. У ребёнка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу второй- третьей недели они  восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка  выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше.  Сон и аппетит восстанавливаются только через 30-40 дней. Настроение неустойчиво, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёчки, усиление проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти  проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респрираторной инфекции.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжёлой адаптации. Ребёнок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подрываются и уже не выполняют свою роль—не предохраняет его от инфекций. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант тяжёлого протекания адаптационного периода – неадекватное поведение ребёнка, которое ярко выражено, что  граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон его чуткий и короткий. Во время бодрствования ребёнок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведёт себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям.

Признаки окончания адаптационного периода

-глубокий хороший сон;

-хороший аппетит;

-бодрое эмоциональное состояние;

-полное восстановление имеющихся привычек и навыков;

-активное поведение;

-соответствующая возрасту прибавка в весе.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность  элементарных культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...

адаптационный период в детском саду

стендовый материал для родителей...

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду».

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду»....

"Адаптационный период в детском саду"

Этот материал поможет родителям подготовить своего малыша к посещению детского сада и облегчить процесс адаптпции....

Адаптация ребенка к новым условиям детского сада (к проекту «Адаптационный период к детскому саду»)

Адаптация -  приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и...

Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...