Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни
методическая разработка (младшая группа) на тему

Цыпкина Тамара Валентиновна

Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни

Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей третьего года жизни:

На третьем году жизни в развитии детей можно выделить два полугодия. В каждом из них обозначаются такие линии:

В первом полугодии:

1. Конструктивная речь;

2. Игра;

3. Активная деятельность;

4. Сенсорное формирование;

5. Формирование движений;

6. Формирование навыков.

Во втором полугодии:

1. конструктивная речь;

2. игра;

3. изобразительная деятельность;

4. активная деятельность;

5. сенсорное формирование;

6. Формирование навыков, движений.

Общая численность показателей - 19. Помимо этого, предоставляется оценка поведения детей.

При оценивании нервно-психического формирования детей в карте развития отмечается степень развития, то есть, какой степени (возрасту) оно отвечает по всем линиям. Оценка поведения также осуществляется по всем параметрам (параметры поведения прилагаются) .

Напоследок отражается, в чём и как запаздывает развитие детей, и какие отклонения в его поведении имеются.

Возраст 2 года

Осмысление речи.

Разбирается в коротком рассказе взрослого без показа событий, имевшихся в опыте ребёнка.

Материалом является специально подготовленный непродолжительный рассказ о событии, неплохо знакомый ребёнку.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Ребёнок может находиться в группе с прочими детьми (2-3, сидящими в полукруге. Взрослый сидится напротив них и начинает рассказывать им вначале первоначальную часть рассказа, вслед за тем задаёт детям первые два вопроса, потом продолжает рассказывать и задаёт ещё два вопроса.

Рассказ, к примеру, может выглядеть следующим образом: «Жила-была девочка Дашенька. Решила Дашенька погулять, надев шапочку, пальтишко, ботинки, сошла по лесенке, потихоньку отворила дверь и вышла на улицу (первоначальная часть рассказа). На улице дети гуляют. Внезапно появилась собачка и начала лаять на Дашеньку – ав-ав! Дашенька напугалась и заплакала. А дядя сказал: «Не бойся, Дашенька, собачка не кусается», - и собачка убежала. Даша больше не плакала, а стала с детками играть (вторая часть рассказа) ». Вслед за незначительной паузой воспитателем задаются вопросы: «Кто пошёл на улицу гулять? », «Что Дашенька надела? », «Кто испугал Дашу на улице? », «А что дядя сказал Даше? ».

Поведение ребёнка – отвечает на вопросы взрослого.

Конструктивная речь.

При общении с взрослым употребляет трехсловные предложения, пользуется прилагательными и местоимениями.

Методика выявления – естественная обстановка (в период игры, режимных процессов, в общении с взрослым) .

Поведение ребёнка – общается с взрослым через речь (двух- и трехсловные предложения) .

Сенсорное формирование.

Подбирает по примеру и слову взрослого три контрастных цвета.

Материалом являются три пары варежек (красного, черного и пурпурного цвета) .

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми раскладывают варежки в таком порядке – красная, чёрная, пурпурная, красная, чёрная, пурпурная. Взрослый подаёт ребёнку варежку одного цвета и предлагает отыскать подобную ей. Потом порядок меняют: пурпурная, красная, чёрная, пурпурная, красная, чёрная. Задание повторяется.

Поведение ребёнка – верно подбирает по образцу три цвета: к красной варежке красную, к пурпурной пурпурную, к чёрной чёрную. Ребёнок должен решить одно задание.

Игра и действия с предметами.

Повторяет несколько последовательных действий (начало сюжетной игры) .

1. Материалом являются кукла величиной 30 сантиметров, губка, полотенце, кубик (заместо мыла, ванна.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Может также использоваться игра ребёнка, когда он моет куклу. Перед ребёнком раскладываются игрушки, и говорится ему: «Кукла испачканная».

Поведение ребенка – повторяет с куклой несколько последовательных действий, а именно кладёт куклу в ванну, применяет кубик заместо мыла, терёт губкой, моет рукой, утирает полотенцем. Все предметы употребляются по назначению.

2. Присмотр за ребёнком в свободной обстановке, когда он по ходу игры повторяет несколько последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном либо моет посуду и утирает её, лечит куклу – опускает пипетку в баночку, затем прикладывает к носу куклы.

Поведение ребёнка – когда ребёнок в любой обстановке повторяет несколько последовательных действий (два-три, применяя предметы по своему назначению, задание может считаться исполненным.

Движения.

Перешагивает сквозь преграды, чередуя шаг.

Материалом являются три-четыре брусочка.

Методика выявления – на дистанции двадцать сантиметров ложатся брусочки, и ребёнку предлагают перешагнуть через них, когда ребёнок не может понять задания, взрослому можно ему показать.

Поведение ребенка – идёт сквозь брусочки, чередуя шаг.

Навыки.

Частично надевает одежду (ботинки, шапку) .

Методика выявления – естественная обстановка (в момент одевания на прогулку либо вслед за сном). Ребёнку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку, носки.

Поведение ребёнка – сам, без поддержки взрослого надевает вышеупомянутые предметы.

Возраст 2 года 6месяцев

Конструктивная речь.

1. Разговаривает многословными предложениями (больше трёх слов) .

Методика выявления – естественная обстановка. Взрослый свободно разговаривает с ребёнком на первую попавшуюся знакомую ему тему (в период деятельности либо режимных моментов) .

Поведение ребёнка – в собственной речи использует хотя бы одно многословное предложение (больше трёх слов) .

2. Возникают вопросы: «Где? », «Куда? ».

Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведутся записи речи ребёнка (в период самостоятельной деятельности либо режимных процессов) в ходе 20-30 минут.

Поведение ребёнка – хотя бы один раз спрашивает: «Где? », «Куда? ».

Сенсорное формирование.

1. Выбирает по примеру ключевые геометрические фигуры в многообразном материале.

Материалом являются два набора основополагающих геометрических фигур (кубик, шарик, кирпич, призма, цилиндр, конус).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым показывается ребёнку одна из геометрических фигур и ребёнок должен дать аналогичную фигуру.

Поведение ребёнка – верно подаёт взрослому подобающую фигуру.

2. Подбирает по примеру различные предметы четырёх основополагающих цветов.

Материалом является цветное лото, где есть четыре фона основополагающих цветов, и картинки с показом различных предметов четырёх цветов (нужно брать изображения известных предметов, однако которые не были использованы в занятиях) .

Методика выявления - ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым даются ребёнку фоны четырёх цветов, потом показываются картинки с изображением предметов, которые окрашены в четыре основополагающих цвета (цвет чередуется). Взрослый узнаёт у ребёнка, на какой фон данную картинку необходимо положить.

Поведение ребёнка – верно выбирает по две картинки каждого цвета.

Навыки.

1. Целиком одевается, однако ещё не умеет застегивать пуговки и завязывать шнурки.

Методика выявления – естественная обстановка (во время одевания после сна или при сборе на прогулку) .

Поведение ребёнка – сам одевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.

2. Кушает опрятно.

Методика выявления – естественная обстановка (в период кормления) .

Поведение ребёнка – кушает опрятно, не пачкая одежду, не оставляя грязь на столе.

Движения.

Перешагивает сквозь палку либо веревку, которая горизонтально приподнята от пола на двадцать-двадцатьвосемь сантиметров.

Материалом является палка либо верёвка.

Методика выявления - провоцирующая обстановка. Взрослым предлагается ребёнку перешагнуть сквозь палку либо верёвку, которая приподнята от пола на двадцать - двадцатьвосемь сантиметров.

Поведение ребёнка – перешагивает без затруднений, не цепляясь за палку либо верёвку.

Возраст 3 года.

Конструктивная речь.

1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.

Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведётся запись речи ребёнка (в период самостоятельной деятельности либо режимных процессов) в ходе двадцати-тридцати минут.

Поведение ребёнка – хотя бы один раз в собственной речи использует придаточное предложение.

2. Возникают вопросы «Почему? », «Когда? ».

Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведётся запись речи в период хода кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение двадцати-тридцати минут.

Поведение ребёнка – хотя бы один раз использует вопрос «Почему? » либо «Когда? ».

Сенсорное формирование.

1. В собственной деятельности, верно, применяет геометрические фигуры по своему назначению.

Материалом является геометрическая мозаика, а также приложенные к ней карточки, где предоставлены описания нетрудных предметов (дом, пароход, дои с забором и т. п., в основании которых расположены основополагающие геометрические фигуры.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослый подаёт ребёнку геометрическую мозаику, карточку-пример и делает предложение произвести соответствующее решение через накладывание на образец.

Поведение ребёнка – верно находит мозаику к рисунку.

2. Называет четыре основополагающих цвета.

Материалом являются восемь одноцветно окрашенных предметов по два одного цвета, однако, различной формы (к примеру, красный кубик, красный конус и другие) .

Методика выявления - провоцирующая обстановка. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик? » (цвет чередует) .

Поведение ребенка – правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

Навыки.

1. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Поведение ребенка – самостоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.

2. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.

Методика выявления – ситуация естественная (во время кормления) .

Поведение ребенка – при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.

Движения.

Перешагивает сквозь палку либо верёвку, которая горизонтально приподнята от пола на 30-35 сантиметров.

Материалом является палка либо верёвка, которая поднята на вышеупомянутую высоту.

Методика выявления - провоцирующая обстановка. Взрослым предлагается ребёнку перешагнуть сквозь палку либо веревку.

Поведение ребёнка – перешагивает без затруднений, не трогаясь палки либо веревки.

(составлено При помощи трудов К. Л. Печоры и Г. В. Пантюхиной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_pechora_pant_svoya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни

Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни:

На втором году жизни в формировании детей можно выделить 4 этапа:

  1. От 1 года 1 месяцев до 1 года до 3 месяцев;
  2. От 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев;
  3. От 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;
  4. От 1 года 10 месяцев до 2 лет.

Формирование детей второго года жизни можно проверять по следующим критериям:

  1. Развитие уяснения речи;
  2. Развитие конструктивной речи;
  3. Сенсорное формирование;
  4. Развитие игры и действий с предметами;
  5. Формирование движений;
  6. Развитие навыков.

Подобное выделение условное, поскольку, с одной стороны, наблюдается некая связь между тенденциями развития, имеющими отношение к развитию разных умений, с другой, всякая тенденция формируется вследствие развития определенных функций. Так, к примеру, формирование конструктивной речи связано с формированием артикуляционного аппарата детей, способности подражать речи взрослых, развитием функции обобщения в речи, общественных связей, эмоциональной сферы детей. И всё же, всякая линия формирования представляет собой некие умения детей: разговаривать, играть и т. п. Ясное выделение линий делает проще диагностику нервно-психического формирования детей, несмотря на то, что и не охватывает всего развития.

Любая линия развития выражается определенным показателем. Вследствие апробирования показателей формирования оставляются только выполняемые 50 – 80% детей, которые воспитываются в условиях коллектива, то есть по одному показателю на каждую линию развития (общая численность показателей - 24).

Наиболее информативным показателем является формирование конструктивной речи. Рассмотрение данного показателя в условиях коллектива явственно раскрывает неблагополучие ряда факторов (этапа адаптации, анамнеза детей, педагогических влияний). Вследствие этого формирование конструктивной речи детей, с одной стороны, нуждается в особом внимании со стороны взрослых в качестве показателя наиболее сложного и вновь формирующегося, а с другой, сообщает о неких неблагополучных условиях воспитания детей.

На третьем году жизни в развитии детей можно выделить два полугодия. В каждом из них обозначаются такие линии:

В первом полугодии:

  1. Конструктивная речь;
  2. Игра;
  3. Активная деятельность;
  4. Сенсорное формирование;
  5. Формирование движений;
  6. Формирование навыков.

Во втором полугодии:

  1. конструктивная речь;
  2. игра;
  3. изобразительная деятельность;
  4. активная деятельность;
  5. сенсорное формирование;
  6. Формирование навыков, движений.

Общая численность показателей - 19. Помимо этого, предоставляется оценка поведения детей.

При оценивании нервно-психического формирования детей в карте развития отмечается степень развития, то есть, какой степени (возрасту) оно отвечает по всем линиям. Оценка поведения также осуществляется по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).

Напоследок отражается, в чём и как запаздывает развитие детей, и какие отклонения в его поведении имеются.

 Методика раскрытия степени нервно-психического развития детей второго года жизни

Возраст 1 год 3 месяца

Уяснение речи и конструктивная речь.

А. Осмысление детьми наименований окружающих предметов.

1. Материалом являются три-четыре игрушки, которые изображают транспорт, животных, предметы обихода, предметы детских игрушек (машина, часы, мячик, собака).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми кладут четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где …», - дети должны найти все предметы. Вслед за этим их нужно убрать, поставить в ином порядке и вновь предложить их отыскать.

Поведение ребёнка – по просьбе взрослого отыскивает (показывает рукой либо берёт в руки) нужные предметы.

Задание является исполненным, если дети сумели найти не менее трёх нужных предметов.

2. Материалом являются предметы одежды, обуви.

Методика выявления – естественная обстановка, при общении с детьми в группе. Детям предлагают отыскать четыре предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Поведение ребёнка – по просьбе взрослого отыскивает необходимые предметы, указывая на них рукой.

Задание является исполненным, если дети сумели найти не менее трёх нужных предметов.

Б. Осмысление детьми действий.

Материалом являются сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.

Методика выявления – обстановка, которая специально подготовлена. Детям предлагают осуществить действия: «Покормить куклу», «Положить куклу в кроватку».

Поведение ребенка – исполняет действия по просьбе взрослого; подносит тарелку ко рту, укладывает куклу в кроватку.

В. Дети ориентируется в группе.

Методика выявления – естественная обстановка. При реализации режимных процессов, хода игры, детям дают задание – покормить куклу. Когда ребёнок затрудняется, можно ему показать.

Поведение ребёнка – подносит тарелочку ко рту куклы или сам, или как показывает взрослый.

Примечание. Это задание может и не проверяться, когда ребёнок исполнял его при проверке осмысления речи.

Сенсорное формирование и развитие игры и действий с предметами.

1. Материалом являются два кирпича, два кубика.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Детям предлагают поиграть с кубиками: смастерить машину «биби» либо выстроить дом. Когда ребёнок затрудняется, то ему можно показать.

Поведение ребёнка – сам или как показывает взрослый мастерит из кирпича и кубика «машину», двигая её, повторяет движение машины, либо укладывает один кубик на другой и сооружает дом.

2. Материалом является стержень с четырьмя-пятью кольцами (одинакового размера).

Методика выявления – ребёнку предлагают нанизать кольца на стержень.

Поведение ребёнка – нанизывает кольца на стержень.

Задание является исполненным, если ребёнок решает все три задачи сам, либо как показывает взрослый.

Движения.

Ходит продолжительное время, не садясь, меняя положение (приседая, наклоняясь, поворачиваясь, пяться).

Методика выявления – естественная обстановка (присмотр за движением ребёнка в момент самостоятельной деятельности).

Поведение ребёнка – исполняет показанные движения.

Навыки.

Сам кушает густую еду ложкой.

Методика выявления – естественная обстановка (процесс кормления).

Поведение ребёнка – само кушает второе блюдо (кашу, пюре и пр.) из глубокой тарелочки. При этом может скушать не до конца, может быть небрежным.

                                          Возраст 1 год 6 месяцев

Осмысление речи.

Ребёнком обобщаются предметы по важным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).

1. Материалом являются два одинаковых предмета, которые отличаются друг от друга по определённому признаку, например, цвету, предмет, похожий с одним из них по данному признаку (к примеру, кошка белая, кошка чёрная, собака чёрная), а также контрольный предмет, коим является кукла.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми кладутся кошка белая, черная, собака, кукла. Взрослым предлагается показать вначале одну кошку, потом другую, собаку, куклу. Вслед за этим предметы меняют местами, и детям предлагают отыскать ещё раз.

2. Материалом являются ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по размеру и цвету похожий на одну из ложек), кукла.

Методика выявления – та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребёнка – отыскивает одинаковые предметы по просьбе взрослого (кошку белую и чёрную, ложку десертную и игрушечную).

Конструктивная речь.

Облегчёнными словами, к примеру, «биби» и сказанными верно «машина», даёт имя предметам и действиям во время сильной заинтересованности.

Материалом являются четыре предмета (к примеру, кукла, заяц, петушок, кошка), мешочек либо коробочка, из которой они достаются.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым внезапно вытаскивается из мешочка предмет и спрашивается: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?».

Поведение ребёнка – даёт имя предметам верно (к примеру, «ляля»), облегчёнными словами.

Сенсорное формирование.

Ориентируется в трёх-четырёх контрастных формах предмета (шар, куб, кирпич, призма).

Материалом являются три шарика, три кубика, три кирпича, три призмы, скат (одинакового цвета и сходные по величине).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладывается перед детьми материал вразнобой. Берётся кубик, ставится возле ребёнка, называет, предлагает взять ещё аналогичные кубики и возвести дом. Когда ребёнку трудно сделать настоящее по слову, можно ему показать, поставив один кубик на другой, потом убрать кубики, поставив перед ним один кубик, и предложить осуществить задание. Вслед за этим взрослым берётся шарик и скатывается по жёлобку, далее предлагается ребёнку отыскать ещё шарики и скатить их таким же образом.

Поведение ребёнка – по примеру и слову взрослого реализовывает задание, подбирая предмет необходимой формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).

Игра и действия с предметами.

Воспроизводить в игре некоторые, часто замечаемые действия.

1. Материалом являются кукла, носовой платок.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладываются перед ребёнком предметы и говорится: «У ляля грязный носик. Вот платок».

Поведение ребёнка – прикладывает носовой платок к носу куклы.

2. Материалом являются кукла с волосами, расчёска.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладываются перед ребёнком предметы и говорится: «Кукла-ляля растрепана, вот расчёска».

Поведение ребенка – прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ею по волосам.

Задание является исполненным, когда ребёнком решаются обе задачи.

Движения.

Перешагивает сквозь преграды (брусочки) приставным шагом.

Материалом являются четыре брусочка.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена (может быть проявлено на занятиях по гимнастике). На пол, на отдалении друг от друга укладываются брусочки. Ребёнку предлагают перешагнуть через них. Когда ребенком не понимается задание, можно ему показать, после чего встать перед ребёнком и позвать его к себе.

Поведение ребенка – перешагивает сквозь брусочки приставным шагом сам либо как показывает взрослый.

Навыки.

Сам кушает жидкую еду ложкой.

Материалом являются глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления – естественная обстановка (в час обеда).

Поведение ребёнка – сам съедает большую часть (¾) жидкой пищи ложкой, держа ложку одной рукой сверху (в кулачке).

                                             Возраст 1 год 9 месяцев

Осмысление речи.

Разбирается в несложном рассказе по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материалом являются изображения знакомых картинок, прежде рассматривавшиеся вместе с взрослым:

  1. Мальчик поит лошадку;
  2. Ребёнок умывается;
  3. Ребёнок поливает цветы;
  4. Взрослый ремонтирует машину.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым кладутся перед ребёнком картинки, предлагается взглянуть на них и спрашивается: «Кто это на картинке?», «Что они делают?». Когда ребёнку тяжело ответить, можно задавать дополнительные вопросы, которые относятся к некоторым персонажам картины: «Что мальчик делает?», «Что лошадка делает» и т. п.

Поведение ребёнка – отвечает на вопросы взрослого незамедлительно, или при помощи дополнительных вопросов, при этом пользуясь словами и двухсловными предложениями.

Конструктивная речь.

В период игры отмечает собственные действия словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления – естественная обстановка. Речевые проявления ребёнка прослеживаются в игре, режимных моментах, занятиях.

Поведение ребёнка – в период игры либо в иной обстановке сопровождает собственные действия словами и двухсловными предложениями.

Сенсорное формирование.

Разбирается в трёх контрастных размерах предметов (типа кубов) различием в три сантиметра.

1. Материалом являются три куба-вкладыша одинаковой окраски. Длина ребра первого – десять сантиметров, второго – семь сантиметров, третьего – четыре сантиметра.

Методика выявления – взрослым, чтобы это видел ребёнок, достаются кубы один из другого и ставятся в разнобой, вслед за тем предлагается ребёнку их снова составить.

Поведение ребенка – составляет кубы в соответствии с их величиной. При этом может делать несколько проб (не больше трёх).

2. Материалом является трехместная матрешка (различие в размере три-четыре сантиметра).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Чтобы видно было ребёнку, достаётся одна матрешка из другой так, чтобы каждая половина располагалась супротив другой. Дальше ребёнку предлагают прикрыть половинки матрешек. Когда ребёнок не может выполнить задание, то можно ему продемонстрировать.

Поведение ребенка – сам либо вслед за показом взрослого прикрывает все три матрешки. При этом может делать несколько проб (не больше трёх). Задание является исполненным, когда ребёнком решаются обе задачи.

Игра и действия с предметами.

Повторяет нетрудные сюжетные сооружения – перекрытия вроде «ворот», «скамейки», «дома».

Материалом являются три кирпичика.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым предлагается ребёнку возвести «ворота». При этом может один раз показать. Ставится два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.

Поведение ребёнка – по просьбе взрослого или после его показа повторяет постройку. При этом может делать несколько проб (две-три).

Движения.

Идёт по ограниченной поверхности (шириной 15-20 сантиметров), которая приподнята над полом (15-20 сантиметров).

Материал является скамейка вышиной 15-20 сантиметров, и с шириной доски также 15-20 сантиметров.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Ребёнку предлагают пройтись по доске без поддержки взрослого (войти и спуститься можно при помощи взрослого).

Поведение ребёнка – идёт по ограниченной поверхности, то есть доске, без поддержки взрослого.

Навыки.

Частично снимает с себя одежду с незначительной поддержкой взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Методика выявления – естественная обстановка (при раздевании ребёнка).

Поведение ребенка – снимает ботинки ( расстегнутые, развязанные), шапку, чулки.

     

Возраст 2 года

Осмысление речи.

Разбирается в коротком рассказе взрослого без показа событий, имевшихся в опыте ребёнка.

Материалом является специально подготовленный непродолжительный рассказ о событии, неплохо знакомый ребёнку.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Ребёнок может находиться в группе с прочими детьми (2-3), сидящими в полукруге. Взрослый сидится напротив них и начинает рассказывать им вначале первоначальную часть рассказа, вслед за тем задаёт детям первые два вопроса, потом продолжает рассказывать и задаёт ещё два вопроса.

Рассказ, к примеру, может выглядеть следующим образом: «Жила-была девочка Дашенька. Решила Дашенька погулять, надев шапочку, пальтишко, ботинки, сошла по лесенке, потихоньку отворила дверь и вышла на улицу (первоначальная часть рассказа). На улице дети гуляют. Внезапно появилась собачка и начала лаять на Дашеньку – ав-ав! Дашенька напугалась и заплакала. А дядя сказал: «Не бойся, Дашенька, собачка не кусается», - и собачка убежала. Даша больше не плакала, а стала с детками играть (вторая часть рассказа)». Вслед за незначительной паузой воспитателем задаются вопросы: «Кто пошёл на улицу гулять?», «Что Дашенька надела?», «Кто испугал Дашу на улице?», «А что дядя сказал Даше?».

Поведение ребёнка – отвечает на вопросы взрослого.

Конструктивная речь.

При общении с взрослым употребляет трехсловные предложения, пользуется прилагательными и местоимениями.

Методика выявления – естественная обстановка (в период игры, режимных процессов, в общении с взрослым).

Поведение ребёнка – общается с взрослым через речь (двух- и трехсловные предложения).

Сенсорное формирование.

Подбирает по примеру и слову взрослого три контрастных цвета.

Материалом являются три пары варежек (красного, черного и пурпурного цвета).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми раскладывают варежки в таком порядке – красная, чёрная, пурпурная, красная, чёрная, пурпурная. Взрослый подаёт ребёнку варежку одного цвета и предлагает отыскать подобную ей. Потом порядок меняют: пурпурная, красная, чёрная, пурпурная, красная, чёрная. Задание повторяется.

Поведение ребёнка – верно подбирает по образцу три цвета: к красной варежке красную, к пурпурной пурпурную, к чёрной чёрную. Ребёнок должен решить одно задание.

Игра и действия с предметами.

Повторяет несколько последовательных действий (начало сюжетной игры).

1. Материалом являются кукла величиной 30 сантиметров, губка, полотенце, кубик (заместо мыла), ванна.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Может также использоваться игра ребёнка, когда он моет куклу. Перед ребёнком раскладываются игрушки, и говорится ему: «Кукла испачканная».

Поведение ребенка – повторяет с куклой несколько последовательных действий, а именно кладёт куклу в ванну, применяет кубик заместо мыла, терёт губкой, моет рукой, утирает полотенцем. Все предметы употребляются по назначению.

2. Присмотр за ребёнком в свободной обстановке, когда он по ходу игры повторяет несколько последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном либо моет посуду и утирает её, лечит куклу – опускает пипетку в баночку, затем прикладывает к носу куклы.

Поведение ребёнка – когда ребёнок в любой обстановке повторяет несколько последовательных действий (два-три), применяя предметы по своему назначению, задание может считаться исполненным.

Движения.

Перешагивает сквозь преграды, чередуя шаг.

Материалом являются три-четыре брусочка.

Методика выявления – на дистанции двадцать сантиметров ложатся брусочки, и ребёнку предлагают перешагнуть через них, когда ребёнок не может понять задания, взрослому можно ему показать.

Поведение ребенка – идёт сквозь брусочки, чередуя шаг.

Навыки.

Частично надевает одежду (ботинки, шапку).

Методика выявления – естественная обстановка (в момент одевания на прогулку либо вслед за сном). Ребёнку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку, носки.

Поведение ребёнка – сам, без поддержки взрослого надевает вышеупомянутые предметы.

Возраст 2 года 6месяцев

Конструктивная речь.

1. Разговаривает многословными предложениями (больше трёх слов).

Методика выявления – естественная обстановка. Взрослый свободно разговаривает с ребёнком на первую попавшуюся знакомую ему тему (в период деятельности либо режимных моментов).

Поведение ребёнка – в собственной речи использует хотя бы одно многословное предложение (больше трёх слов).

2. Возникают вопросы: «Где?», «Куда?».

Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведутся записи речи ребёнка (в период самостоятельной деятельности либо режимных процессов) в ходе 20-30 минут.

Поведение ребёнка – хотя бы один раз спрашивает: «Где?», «Куда?».

Сенсорное формирование.

1. Выбирает по примеру ключевые геометрические фигуры в многообразном материале.

Материалом являются два набора основополагающих геометрических фигур (кубик, шарик, кирпич, призма, цилиндр, конус).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым показывается ребёнку одна из геометрических фигур и ребёнок должен дать аналогичную фигуру.

Поведение ребёнка – верно подаёт взрослому подобающую фигуру.

2. Подбирает по примеру различные предметы четырёх основополагающих цветов.

Материалом является цветное лото, где есть четыре фона основополагающих цветов, и картинки с показом различных предметов четырёх цветов (нужно брать изображения известных предметов, однако которые не были использованы в занятиях).

Методика выявления -  ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым даются ребёнку фоны четырёх цветов, потом показываются картинки с изображением предметов, которые окрашены в четыре основополагающих цвета (цвет чередуется). Взрослый узнаёт у ребёнка, на какой фон данную картинку необходимо положить.

Поведение ребёнка – верно выбирает по две картинки каждого цвета.

Игра.

Игра располагает сюжетным характером. Ребёнок воспроизводит из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность событий (два-три).

Материалом является пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.

Методика выявления -  ситуация, которая специально подготовлена. Собранны игрушки для ряда сюжетных игр. Игрушки кладутся в не подсказывающей ситуации.

Поведение ребёнка – развернутый сюжет определённого содержания, где прослеживается взаимосвязь и последовательность в исполнении действий.

Активная деятельность.

Ребёнок сам изготовляет несложные сюжетные постройки и даёт им имя.

 Материалом является строительный материал различной геометрической формы (десять-четырнадцать штук).

Методика выявления -  провоцирующая обстановка. Специально организованное занятие со строительным материалом. Детям предоставляются различные геометрические  фигуры, и предлагается возвести что-либо.

Поведение ребёнка – сооружает одну-две элементарные сюжетные постройки, непременно даёт им имя. Постройка должна соответствовать называемому предмету.

Навыки.

1. Целиком одевается, однако ещё не умеет застегивать пуговки и завязывать шнурки.

 Методика выявления – естественная обстановка (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).

Поведение ребёнка – сам одевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.

2. Кушает опрятно.

Методика выявления – естественная обстановка (в период кормления).

Поведение ребёнка – кушает опрятно, не пачкая одежду, не оставляя грязь на столе.

Движения.

Перешагивает сквозь палку либо веревку, которая горизонтально приподнята от пола на двадцать-двадцатьвосемь сантиметров.

Материалом является палка либо верёвка.

Методика выявления - провоцирующая обстановка. Взрослым предлагается ребёнку перешагнуть сквозь палку либо верёвку, которая приподнята от пола на двадцать - двадцатьвосемь сантиметров.

Поведение ребёнка – перешагивает без затруднений, не цепляясь за палку либо верёвку.

                                          Возраст  3 года.

Конструктивная речь.

1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.

Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведётся запись речи ребёнка (в период самостоятельной деятельности либо режимных процессов) в ходе двадцати-тридцати минут.

 Поведение ребёнка – хотя бы один раз в собственной речи использует придаточное предложение.

2. Возникают вопросы «Почему?», «Когда?».

Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведётся запись речи в период хода кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение двадцати-тридцати минут.

Поведение ребёнка – хотя бы один  раз использует вопрос «Почему?» либо «Когда?».

Сенсорное формирование.

1. В собственной деятельности, верно, применяет геометрические фигуры по своему назначению.

Материалом является геометрическая мозаика, а также приложенные к ней карточки, где предоставлены описания нетрудных предметов (дом, пароход, дои с забором и т. п.), в основании которых расположены основополагающие геометрические фигуры.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослый подаёт ребёнку геометрическую мозаику, карточку-пример и делает предложение произвести соответствующее решение через накладывание на образец.

Поведение ребёнка – верно находит мозаику к рисунку.

2. Называет четыре основополагающих цвета.

Материалом являются восемь одноцветно окрашенных предметов по два одного цвета, однако, различной формы (к примеру, красный кубик, красный конус и другие).

 Методика выявления - провоцирующая обстановка. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвет чередует).

Поведение ребенка – правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

Игра.

Возникают компоненты ролевой игры.

Материалом являются различные сюжетные игрушки.

1. Методика выявления - провоцирующая обстановка. В игровой комнате подбираются атрибуты для многообразных сюжетных игр. Взрослым ведётся запись игры ребёнка в ходе двадцати-тридцати минут.

Поведение ребёнка – воспроизводит определённый сюжет, исполняет роль,  определяемую словом.

2. Методика выявления – провоцирующая обстановка. Взрослый следит за игрой ребёнка, а также узнаёт у него: «Кто ты?».

Поведение ребёнка – на вопрос взрослого называет согласно осуществляемым действиям.

Конструктивная деятельность

Возникают непростые сюжетные постройки.

Материалом являются различные геометрические фигуры (десять-четырнадцать штук). Размер материала находится в зависимости от места организации занятий ребёнка  - за столом либо на полу: когда за столом, то предоставляется средний либо небольшой материал, на полу – большой строительный материал (можно предоставить добавочный материал: машину, небольшие игрушки).  

Методика выявления – провоцирующая обстановка.

 Поведение ребёнка – изготовляет сюжетное сооружение, к примеру, гараж, путь к нему. Играет с данным сооружением.

Изобразительная деятельность

1. При помощи пластилина, карандаша рисует несложные предметы и даёт им имя.

Материалом является кусочек пластилина цилиндрической формы, который равняется длиной четыре-шесть сантиментов, диаметром полтора-два сантиметра.

Методика выявления – провоцирующая обстановка. Ребёнку дают кусочек пластилина в форме цилиндра и предлагают слепить определённый предмет.

Поведение ребёнка – складывает из пластилина некий предмет и обязательно даёт ему имя. Предмет должен быть аналогичным с предметом, который назвал  ребёнок.

2. При помощи карандаша либо краски рисует элементарные предметы и даёт им имя.

Материалом являются лист бумаги (величиной с тетрадный лист), карандаш либо краски (гуашь, которая разведена до густого).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослый предлагает детям нарисовать некий рисунок.

Поведение ребёнка – рисует некий предмет и непременно даёт ему имя. Предмет должен быть аналогичным с предметом, который назвал ребёнок.

Навыки.

1. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Поведение ребенка – самостоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.

2. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.

Методика выявления – ситуация естественная (во время кормления).

Поведение ребенка – при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.

Движения.

Перешагивает сквозь палку либо верёвку, которая горизонтально приподнята от пола на 30-35 сантиметров.

Материалом является палка либо верёвка, которая поднята на вышеупомянутую высоту.

Методика выявления - провоцирующая обстановка. Взрослым предлагается ребёнку перешагнуть сквозь палку либо веревку.

Поведение ребёнка – перешагивает без затруднений, не трогаясь палки либо веревки.

(составлено При помощи трудов  К.Л. Печоры и Г.В. Пантюхиной)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Влияние фольклора на развитие детей третьего года жизни.»

Это родительское собрание доступно объяснит родителем о необходимости использовании фольклора в повседневной жизни....

Психическое развитие детей третьего года жизни.

Поведение детей в трех летнем возрасте. Как взрослому вести себя с ребенком в различных ситуациях....

"Активизация речевого развития детей третьего года жизни средствами, созданными в физкультурно-игровой среде"

Данная статья является обобщенным опытом работы и поможет в работе воспитателям раннего возраста Статья (ссылка на текст статьи)...

Контроль за нервно-психическим развитием детей третьего года жизни

Контроль за нервно-психическим развитием детей третьего года жизни...

Статья. Проблемы диагностики речевого развития детей третьего года жизни.

Для развития всех психических процессов наиболее важным периодом считается раннее детство, период от рождения до трех лет. И именно в этот период закладывается и формируется основа речи. Речь - это не...

Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни «Куклы в гостях у детей»

Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни «Куклы в гостях у детей»...