Статья. Проблемы диагностики речевого развития детей третьего года жизни.
статья по развитию речи (младшая группа)

Золотницкая Анастасия Павловна

Для развития всех психических процессов наиболее важным периодом считается раннее детство, период от рождения до трех лет. И именно в этот период закладывается и формируется основа речи. Речь - это не только средство общения, но также и средство управления поведением других людей, а также своего поведения. Речь представлена в двух формах: внешней и внутренней. Внешняя форма это: устный разговор, монолог, диалог; письменная речь. На формирование речи так же влияют несколько факторов: внешние или экзогенные и внутренние, эндогенные. Но подавляющим внешним фактором является влияние окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Для развития всех психических процессов наиболее важным периодом считается раннее детство, период от рождения до трех лет. И именно в этот период закладывается и формируется основа речи. Речь - это не только средство общения, но также и средство управления поведением других людей, а также своего поведения. Речь представлена в двух формах: внешней и внутренней. Внешняя форма это: устный разговор, монолог, диалог; письменная речь. На формирование речи так же влияют несколько факторов: внешние или экзогенные и внутренние, эндогенные. Но подавляющим внешним фактором является влияние окружающей среды.

«Язык - важнейшее средство человеческого общения.» Отечественные психологи такие как: Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и другие считали, что «общепринятым является подход к исследованию речи в контексте общения, так как речь возникает в процессе коммуникации и выступает как средство обмена информацией.»

Ребенок на этапе раннего развития в первую очередь овладевает телом и речью, а также развивает предметную деятельность — это является основным достижением, которое определяет развитие психики ребенка в этот период взросления.

По данным исследований Кольцовой, «уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Если развитие движения пальца соответствует возрасту и речь тоже будет нормальной. Как только развитие пальцев отстает, останавливается и обучение речи. Хотя общая моторика может не страдать при этом.» Джордано Бруно считал, что «интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем миром.» «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», – написал он.

Сухомлинский утверждал, что «корни талантов у детей находятся на кончиках их пальцев. В их основе лежат тонкие ручейки, питают источник творческой мысли. Тем более уверенны и изобретательны в движениях детской руки. Чем сложнее взаимодействие рук с инструментами, тем труднее движение для этого взаимодействия; тем ярче творческий разум детей.» Как правило, чем больше у ребенка опыта, тем он умнее.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской, и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В отечественной педагогике общепринятым является подход к исследованию речи в контексте общения, так как речь возникает в процессе общения, выступает как средство общения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштейн и др.).

Формируясь у ребенка по мере овладения язык

ом, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. При этом отмечается в целом роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Н.М. Щелованов и др,).

Также отмечалась взаимосвязь мелкой моторики и развития речи ребенка изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

На данный момент среди современных ученых, занимающихся изучением развития речи, можно отметить Железнова у Е. С., Мальцеву И.В., Новиковскую О. А., Савину Л.П., Александрову Т.В., Коноваленку В.В., Соколову Ю.А. и многие другие.

Не так давно, около 30 лет назад в США и СССР одновременно возникла идея создания систем комплексного медицинского сопровождения детей и их семей с первых дней жизни. Во времена СССР эта проблема активно поднималась Е.Ф. Архиповой, Л О Бадаляном и Камилем Семеновой. Но на государственном уровне создание службы ранней помощи не было. Мнения представителей российской научной школы о роли ранней помощи детям и их семьям, а также разработка пакета диагностики (М.Г Блюмина, Л.Т Журба, Э.И Леонгард, Н.Н Малофеев; Е.А. Семенов) Как известно, в первые годы жизни ребенка есть уникальные возможности для коррекции и диагностики развития. Поэтому то, что будет утеряно во время этого периода времени трудно или совсем невозможно.

Согласно, психологическому словарю «Речь (анг. Speech) - исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка.».

По мнению Р.С. Немова: «Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации».

Именно к этому возрасту у человека происходит наиболее интенсивное развитие организма Некоторые психологи считаю период раннего детства серединой пути психического развития, если брать период от зачатия до зрелого возраста. С рождения до трех лет ребенок приходит очень значительные изменения, в том числе и появление речевых преобразований.

О.С. Ушакова считает, что «овладение речью - одна из главных задач развития дошкольников. Это решение зависит от множества условий: речевой среды, социального окружения и семейного благополучия; индивидуальных особенностей детей». Автор считает, что данные условия должны быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.

По мнению исследователей, «связная речь детей зависит от ряда условий и прежде всего от общения ребенка с взрослыми или сверстниками.». А.Г Рузская, А.Э Рейнстейн) доказали (А.Г. Рузская и А.Э. Рейнстейн), что дети в 1,5 раза чаще используют сложные предложения, чем взрослые; почти в 3 раза чаще прибегают к существительным с отрицательными значениями для людей, предметов или явлений на языке места действия. В период раннего детства у ребенка нет особой потребности в общении со сверстками, чего нельзя сказать об общении со взрослыми, но все же коммуникация присутствует, и ребенок перекладывает опыт общения и способы коммуникации с примера общения с близкими взрослыми. Это родители и люди, часто общающиеся с ребенком – близкий круг общения.

При последовательной стадии овладения родным языком в онтогенезе определяется специфическая особенность его использования детьми раннего возраста:

  1. Обязательное опережающее развитие понимания обращенной к нам речи (семантический аспект).
  2. Первостепенное освоение некоторых основных прагматических элементов (диалогические предложения, использование отрицательных и положительных кивков головой при общении с собеседником), а также более медленное овладение фонологическим, морфологическим или синтаксическим аспектами. При этом следует постепенно овладевать фонетическими, грамматическими и языковыми компонентами.
  3. Применение в общении невербальных средств для выражения своих потребностей: указывание рукой, плач, крики, направление взгляда и мычание, улыбка и любое проявление эмоций по направлению к предмету или желаемому объекту.
  4. Усвоение социокультурных навыков и развитие моторики, является важным показателем и фактором развития речи ребенка раннего возраста.

Речь становится средством познания окружающего мира и коммуникации. В развитии речи ребенка происходит быстрое развитие понимания речи других людей и связной речи самого ребенка. По достижении двух лет, к концу второго года жизни дети уже воспринимают все звуки родного языка, у них активно развивается слуховое восприятие и фонематический слух. У двухлетнего ребенка есть активный словарный запас в 300 фраз. В возрасте от двух д трех предложение ребенка строится из 3-4 слов. Так же ребенок начинает задавать первые простые вопросы. На третьем год жизни:

  • Ребенок спокойно идет на контакт не только с близкими, но и с воспитателем, и сверстниками.
  • Ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого, как на наглядной основе, так и без нее.
  • Ребенок без напоминания, самостоятельно использует форму приветствия, прощая и просьбы в вежливой форме.

Высвобождаются первые представления о мире и его связях с ним. Возникает знаковая (символическая) функция сознания, которая наиболее ярко проявляется в речи или игре при использовании предметов-заместителей художественной деятельности. Ребенок осваивает разные функции речи: сигнальную, атрибутивную и номинативную (наименование предметов или качеств, действий), коммуникативную функцию (в т.ч. обобщающую). Для него важно содержание высказывания, диалога, литературного произведения.

При этом важно учитывать, что в раннем возрасте важнейшим фактором развития речи является общение ребенка со взрослым. Но, тем не менее, к речи взрослого предъявляются особые условия. Образец – это то, что в речи взрослого должно быть грамматически правильным. Известно, что у детей раннего возраста первым делом возникает желание понять и отреагировать на речевую интонацию собеседника. Аудитория негативно влияет на развитие восприятия значения слов и изучение активного словаря.

Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания – это отдельные мотивы. Если у ребенка есть мотивация, то он может выразить свои мысли и чувства в речи. Но у него есть внутреннее стремление к тому, чтобы высказаться и выразить свои чувства. Обучение ребенка речи – это формирование его речи. Эту задачу можно рассматривать как часть общей задачи развития речи детей дошкольного возраста.

Специалистами Н.М. Аксариной и Фрадки были выделены факторы, влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста:

  • слуховое внимание;
  • моторное развитие;
  • эмоциональное развитие общности.

У Г.В. Патюхина есть предположение о том, что «маленький ребенок еще не умеет скрывать свои эмоции и даже не видит в этом необходимости». В данном случае взрослый интуитивно поймет то, чем он говорит. «С помощью экспрессивности речи можно сделать речь более понятной, а также более интересной». Коммуникативные навыки и умения детей в этот период возраста меняются. В этот период ребенок начинает избирательно относится к общению и коммуникации. Он понимает, что от него хотят взрослые и понимает их отношение к себе. Так же ребенок на третьем году жизни начинает понимать и осознавать, что от него хочет сверстник и как с ним контактировать Функции речи отражают ступени реального процесса становления речи в онтогенезе. Изначально функция носит коммуникативных характер, но в дальнейшем ракурс смещает на функцию обмена информацией.

Развитие наблюдательности, мышления, восприятия, а также тесное взаимодействие между речевым и умственным развитием поводит к формированию связной речи у детей. В своих работах ученые отмечали, что связный рассказ — это способность ясно представлять объект рассказа и уметь анализировать его основные свойства или качества. Выявлять причинно-следственные связи между вещами и явлениями». Однако связная речь – это речь и не процесс мышления, и не просто «мысль вслух». Кроме того, чтобы достичь связной речи, нужно уметь правильно использовать интонации и логические (фразовые) ударения или выделять ключевые слова из списка ключевых слов. Вы можете построить сложные предложения с переходами от одного предложения к другому. В связную речь входят все успехи ребенка в освоении языка, звуковой стороны и словарного состава родного языка. В грамматическом отношении речь не нарушена. В этом нет необходимости. Это не значит, что развитие связной речи ребенка возможно только при условии хорошего знания звуковых и грамматических аспектов языка (Л.С. Выготский, Д.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисина, А.В. Запорожец).

Необходимо отметить, что эффективная образовательная деятельность зависит от активности детей в процессе речевой деятельности. Исследования последних лет показали, что интенсивность развития детей в речевой деятельности напрямую зависит от уровня освоения ими позиции субъекта этой активности. Чтобы добиться хорошего результата от ребенка необходимо не снижать его активность и вовлеченность в процесс деятельности. Стимулировать речевую активность необходимо не только во время обучения, но с помощью специально созданных условий.

Особый метод – это рассказы воспитателя детям. Также в качестве примера можно привести Т.Н. Доронову, которая говорит, что дети любят слушать рассказы старших. Согласно автору, детям необходимо рассказать о некоторых событиях прошлой недели; об известных людях и взрослых в то время, как они были детьми. О книгах, которые необходимо прочесть; о самых интересных фактах и наблюдениях.

Развитие художественной речи является неотъемлемой частью эстетического воспитания. В результате использования этих средств можно существенно расширить художественный образ литературного произведения, который включает в себя элементы сознательного отношения к тексту, но при этом сохраняет свой эмоциональный непосредственный характер. С этим связано принятие языка как эстетической функции, которая является одной из важнейших в формировании творческого рассказа. Это выражается в выборе языковой формы для ребенка, которая бы соответствовала его представлению о том, как должен выглядеть персонаж.

Обучение детей родному языку также способствует формированию их нравственных качеств. Помимо такого содержания, как литературные произведения, в том числе народные сказки, картины и народные игрушки. Различные преимущества поощряют детскую любознательность. Кроме того, групповое повествование подразумевает умение вести переговоры внутри группы. Литература, рассказы и коллективные рассказы способствуют формированию у детей этических знаний и нравственных чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация речевого развития детей третьего года жизни средствами, созданными в физкультурно-игровой среде"

Данная статья является обобщенным опытом работы и поможет в работе воспитателям раннего возраста Статья (ссылка на текст статьи)...

Сенсорное и речевое развитие детей третьего года жизни

Сенсорное и речевое развитие детей третьего года жизни...

Консультация "Сенсорное и речевое развитие детей третьего года жизни"

Конспект направлен на повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного и речевого развития дошкольников....

Роль семьи в речевом развитии детей третьего года жизни

Рекомендации и упражнения для родителей по развитию речи детей...

Основные характеристики речевого развития детей третьего года жизни

В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически...