Статья. "Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольника
статья (младшая группа) на тему

Роль театрализованной деятельности в полноценном развитии речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Тема: «Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольника»

Подготовила: воспитатель ГБДОУ детского сада №15

Карпова А.В.

Санкт – Петербург 2015 год

Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольника

Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Резко повысила социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, считать, а не способность думать, чувствовать, творить. Совместное творчество ребёнка и взрослого – одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики в детском саду и семье.  Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, а не указаний, побуждает к диалогу, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребёнка, ненавязчиво корректировать работу как в сфере умений, так и в поиске творческих находок. В этом плане невозможно переоценить роль одного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональности речи – важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Психологи и педагоги констатируют, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, поза, жесты) средства. У детей недостаточно развиты память и внимание, и самый короткий путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Сверхзадача развития эстетических и речевых способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром. Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, музыки. Исполняемая роль, особенно  диалог с другим персонажем, ставит перед ребёнком необходимость ясно, чётко, понятно изъясняться. Ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

          С умственным развитием тесно связанно и совершенствование речи.  Активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Это помогает ему преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. А так же формируется опыт социальных навыков поведения нравственного направления – это дружба, доброта, честность, смелость и другое. Предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой совместного творчество каждого ребёнка. Театральная зона или уголок сказки, или «тихий уголок» обеспечивают оптимальную совместную и самостоятельную театрализованную деятельность детей. Огромную роль играет воспитатель. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что – либо, но и был бы готов к любому «превращению», то есть владел бы основами актёрского мастерства. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы, методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрального – исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества» социально – эмоциональному развитию детей. При обучении средствами речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, речевые упражнения, задания типа «Разные настроения», упражнения «Говорящие картинки» - рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе самостоятельного обсуждения или чтения. При распределении ролей существуют две проблемы:

  1. Что делать, если родителей не хватает на всех детей?
  2. Кто будет играть отрицательных персонажей?

Первую проблему помогает решить придумывание воспитателем дополнительных ролей, особенно для стеснительных, не говорящих. Называется этот приём – маскирование ролью. Это могут быть персонажи, как дерево, грибок, печка или осветители, рабочие сцены.

        Вторая проблема – исполнение отрицательных персонажей. Эти роли несколько сложнее, требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку. Дети хотят играть роли добрых , сильных персонажей и не хотят играть злых, жёстких, бесчестных. В таких случаях надо подчеркнуть, что зачастую отрицательную роль сыграть намного сложнее.

Существуют два приёма руководства театрализованной игрой:

  1. Развитие выразительности движения.
  2. Развитие выразительной речи.

Младшая группа

  1. Звукоподражание героям.
  2. Чтение по ролям стихов, потешек, сказок.
  3. Словесная импровизация.
  4. Диалоги с игрушками.
  5. Игры по типу: «Кто позвал?»

Средняя группа

Всё, что в младшей группе, плюс:

  1. Обучение модуляции голоса (тихо – громко, голос козы, волка и т.д.)
  2. Оживление персонажа с помощью волшебной палочки и разыгрывание диалога.
  3. Расскажи скороговорку, чистоговорку (быстро, медленно, тихо, громко).

Старшая подготовительная группа

Всё , что в младшей и средней группах, плюю:

  1. Упражнения в интонационной выразительности (сказать одну и ту же фразу по – разнму:с грустью, с радостью).
  2. Регуляция силы голоса, интонация тембра ( «Здравствуй» - приветливо; «возьми» - небрежно; «принести» - требовательно).
  3. Упражнение в правильном дыхании.
  4. Ролевые диалоги с фрагментами из сказок («Теремок» - диалог лягушки и мышки и т.д.)
  5. Логическое ударение (Заяц сидел под кустом)
  6. Весёлый ритм (ритм дождя, барабан, цокота и т.д.)
  7. Этюды (неодушевлённых и одушевлённых предметов).

После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. Можно непринуждённо поправить ребёнка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Если одну и ту же сценку, диалог проигрывают несколько детей (или несколько пар), то не следует обращаться к остальным детям у кого лучше получилось. Следует спросить, у кого похоже получилось и почему.

     Развитие театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях – это длительная работа не только педагогов и детей, но и требующая участия родителей. Родителей можно привлечь к изготовлению декораций, костюмов, атрибутов. Они могут быть соучастниками в вечерах досугов, в качестве исполнителей ролей, авторов текста. Союз педагогов и родителей будут способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

«Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников»

Экспериментирование - это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам....

Важность театрализованной деятельности в развитие речи дошкольников

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слуш...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

Статья «Театрализованные игры, как средство развития речи детей»

Театрализованные игры оказывают большое влияние на речевое развитие ребёнка....

Отчет о проделанной работе "Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности для развития речи дошкольников"

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов...