Перспективное планирование трудовой деятельности по разделу труд в природе в ст.гр.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Лисова Ольга Владимировна

планирование трудовой деятельности детей в уголке природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАРШАЯ   ГРУППА

ТРУД  В  ПРИРОДЕ

        

Сентябрь

«Наш уголок природы»

Знакомство с уголком природы.

Задачи:

 

      -Знакомить детей с природным уголком, с его                 наполняемостью(комнатными растениями, животными, птицами, рыбками),познакомить с календарем погоды, дать представления о том, как с ним работать. Дать элементарные представления по уходу за комнатными растениями и животными. Уточнить знание обязанностей дежурного по уголку природы.

  • Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить формулировать эти правила для себя и для других после детального обсуждения.
  • Воспитывать наблюдательность в процессе труда в уголке природы. Воспитывать готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы.

Лексический материал:

 Сущ.- природа, условия, содержание, особенности, календарь, погода,      значки.

  Прил. – условные, прихотливые, влаголюбивые, заботливые, внимательные, капризные.

  Глаг. – наблюдать, опрыскивать, менять, кормить, заботиться.

Пропедевтическая работа:

  • совместный подбор картинок о животных, растениях, временах года
  • оформление альбома «Времена года».

Октябрь

«Угостим хомячка»

Посадка овса для кормления хомячка.

Задачи:  - Дать представления о том, семена каких злаков нужно сажать для выращивания корма животным. Дать знания для чего нужно подкармливать хомяка молодой зеленью.

  • Развивать умение четко излагать свои мысли и граматически правильно строить фразу при планировании и словесном отчете.
  •  Воспитывать правильное отношение детей к собственному труду, готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы.

Лексический материал:

      Сущ. – овес, злаки, зерна, семена, почва, витамины, корм, всходы.

      Прилаг. – полезные, пророщенные, рыхлая, влажная.

      Глаг. – замочить, полить, прорыхлить, посадить, проростить, подкормить,      ухаживать, наблюдать.

Пропедевтическая работа:

  • циклическое наблюдение за хомячком. (наблюдение «Что любит есть хомяк?»)
  • опыт: «Зависимость развития растений от окружающих условий».

«Наш  гербарий»

Заготовка и сушка листьев для гербария, сбор семян в цветнике.

Задачи:

 - Дать представление понятию «гербарий». Рассказать о том, где и какие листья нужно собирать для гербария (опавшие, сухие, красивые, чистые и т.д.)

  • развивать сенсорно-перцептивную деятельность и формировать эталонные представления. На их основе учить давать аргументированную оценку в развернутой речевой форме
  • воспитывать личные черты: ответственность, самостоятельность, целеустремленность.

Лексический материал:

Сущ. – гербарий, семена, осень, листопад, цветник.

Прилаг. – опавшие, сухие, разноцветные, крупные, мелкие, овальные, резные.

Глаг. – сушить, заготавливать, проглаживать, сортировать.

      Пропедевтическая работа:

  • рассматривание гербария
  • д/и «С какой ветки детки»
  • целевая прогулка в сквер «Наблюдение за осенней листвой».

Ноябрь

«Поможем хомяку навести порядок».

Уборка клетки хомяка.

Задачи:

- формировать навыки по уходу за хомяком (смена опилок, приготовление корма, мытье кормушки и т.д.);

  • развивать умение планировать последовательность выполнения работы, совместно со взрослым. Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить формулировать правила для себя после детального обсуждения.
  • Воспитывать трудолюбие, готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы, стремление доводить начатое дело до конца;
  • Воспитывать заботливое, доброжелательное отношение к животным.

Лексический материал:

Сущ. – хомяк, грызун, клетка, кормушка, опилки, совок, щетка, корм, запах, очистки;

Прил. – свежие, трудолюбивые, заботливые

Глаг. – ухаживать, чистить, менять, насыпать, заметать, сгребать.

Пропедевтическая работа:

  • цикл наблюдений за хомяком;
  • рассматривание иллюстраций о жизни хомяка в природе.

«Зеленый уголок»

Уход за комнатными растениями.

Задачи:

  • Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности; знакомить с новым видом ухода – рыхлением почвы, объяснить значение рыхления для жизни и роста растений.
  • Развивать познавательную активность, обеспечить устойчивую положительную мотивацию в данной деятельности; активизировать и поощрять в речевом общении диалог познавательного содержания.
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию, организованности, целенаправленности.

Лексический материал:

         Сущ. – герань, почва, корни, кислород, лопаточка.

         Прил. – твердая, жесткая, рыхлая, сухая, влажная, рассыпчатая

         Глаг. – рыхлить, ухаживать, заботиться, вытирать, складывать

Пропедевтическая работа:

  • ежедневное дежурство и наблюдение в уголке природы;
  • д/и  «Отгадай, что за растение».

«Что такое календарь»

Работа с календарем природы.

Задачи:

  • познакомить детей с различными разделами календаря природы.
  • Учить своевременно отмечать погоду и итоги своих наблюдений в календаре.
  • Формировать умение контролировать, регулировать и оценивать результат при выполнении заданий.
  • Учить составлять небольшой рассказ о выполненной работе на каждом из ее этапов.
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию, организованности.

Лексический материал:

Сущ. – календарь, наблюдение, погода, осадки, день недели, модель, год, месяц, день, сутки, время года.

Прил. – дождливый, пасмурный, ясный, морозный, ночной, дневной, долгий, короткий.

Глаг. – отмечать, переводить, рисовать, переставлять, замечать, наблюдать, зарисовывать, штриховать.

Пропедевтическая работа:

  • чтение В.В.Бианки «Синичкин календарь»
  • рассматривание, зарисовка условных  обозначений состояние погоды.

«Зеленый уголок».

Уход за комнатными растениями.

Задачи:

  • уточнять и закреплять знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы.
  • Закреплять недостаточно освоенный детьми прием рыхления; познакомить с новым видом ухода – опрыскиванием.
  • Способствовать развитию произвольности психических процессов, самоконтроля; закреплять умение следовать заранее намеченному плану, составлять словесный отчет о проделанной работе.
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию; способность доводить начатое дело до конца.
  • Воспитывать личные черты: ответственность, целеустремленность.

Лексический материал:

Сущ. – растения, стебель, листья, опрыскиватель, аспарагус, плющ, вода, кислород, палочка, клеенка, земля.

Прил. – зеленые, прохладная, чистая, влажная, сухая, твердая, рыхлая.

Глаг. – рыхлить, опрыскивать, ухаживать, заботиться, убирать, мыть, вытирать, складывать.

Пропедевтическая работа:

  • ежедневные дежурства и наблюдения в уголке природы;
  • д/и «Угадай растение по описанию».

«Наши пернатые друзья»

Подкормка птиц разными способами.

Задачи:

  • закрепить знание детей о зимующих птицах; уточнить, чем и как их надо подкармливать; предложить детям самостоятельно изготовить кормушки;
  • формировать мыслительную деятельность во взаимосвязи с развитием речи; учит грамматически правильно строить фразу при составлении словесного отчета о проделанной работе;
  • воспитание гуманно-деятельного отношения к живым существам.

Лексический материал:

Сущ. – птицы, кормушки, корм, крошки, семечки, зернышки, семена, ягоды, угощение, стайки.

Прил. – большие, маленькие, легкие, тяжелые, осторожные, нахальные, сильные, слабые.

Глаг. – изготавливать, устрамвать, кормить, подкармливать, развешивать.

Пропедевтическая работа:

  • беседа о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время;
  • игра «Меню для птиц»;
  • д/и «Птички на кормушках»;
  • загадывание загадок про птиц.

Январь

«Выращиваем витамины».

Посев лука и петрушки.

Задачи:

  • Учить приемам посева семян: сделать бороздки определенной глубины, положить семена, легко закрыть их землей. Подвести детей к пониманию условий необходимых для успешного развития растений.
  • Развивать умение планировать последовательность выполнения работы, следовать намеченному плану. Развивать мелкую моторику рук.
  • Вызвать желание саммим вырастить растения из семян. Закрепить умение трудиться коллективно.

Лексический материал:

Сущ. – семена, лук, петрушка, растение, посевы, бороздка, цепочка.

Прил. – легкие, мелкие, маленькие, рыхлая, влажная, неглубокая.

Глаг. – сеять, вырастить, проросли, поливать, ухаживать.

Пропедевтическая работа:

  • д/и «Магазин «Семена»
  • беседа с детьми о пользе витаминов для здоровья

Февраль

«Зеленый уголок»

Уход за комнатными растениями. Определение способов ухода.

Задачи:

  • Уточнять закреплять знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы. Учить самостоятельно определять приемы ухода, необходимые растению.
  • Учить обдумывать задание, планировать предстоящую деятельность и удерживать в памяти ее этапы.
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию. Закреплять умение работать дружно, согласованно, оказывать помощь товарищам.

Лексический материал:

Сущ. – полив, опрыскивание, рыхление.

Прил. – влаголюбивые, засухоустойчивые.

Глаг. – опрыскивать, ухаживать, заботиться, определить, отбирать.

Пропедевтическая работа:

  • Знакомство детей с растениями различных климатических зон: тропическими, субтропическими, пустынь, полупустынь. Определение способов ухода за данными растениями.

«Зеленый уголок»

Подкормка комнатных  растений.

Задачи:

  • Познакомить детей с новым видом ухода – удобрением (подкормкой) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора зависит от размера растения).
  • Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил. Учить выделять этапы своей деятельности. Учить самостоятельно составлять рассказ ог выполненной работе на каждом из ее этапов.
  • Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Лексический материал:

Сущ. – подкормка, удобрения, витамины, окраска.

Прил. – зеленые, красивые, цветущие, здоровые, больные, увядающие, слабые, яркие, бледные, удобренные.

Глаг. – поливать, подкармливать, удобрять, наблюдать, эксперементировать.

Пропедевтическая работа:

  • д/и «Найти сходства и различия» (здоровое, ослабленное растение)
  • д/и «На прием к Доктору Айболиту» (обследование комнатных растений)

Март.

«Юные натуралисты»

Срезание веток разных деревьев, установка в воду для наблюдения.

Задачи:

  • формировать у детей представление о зависимости состояния растений от внешних условий ( в теплом помещении почки распускаются, а на улице нет). Помочь детям проследить последовательность распускания листьев. Учить отмечать свои наблюдения в дневнике.
  • Учить задавать вопрсы познавательного содержания, развивать умение четко излагать свои мысли.
  • Воспитывать любознательность.

Лексический материал:

Сущ. – ветки, липа, клен, листья, почки, чещуйки, корни, солнце, тепло, холод.

Прил. – гладкие, блестящие, резные, овальные, зеленые, коричневые, мягкие, крупные.

Глаг. – набухают, распускаются, сбрасывают, припекает.

Пропедевтическая работа:

  • д/и «С каой ветки детки»
  • игра «раз, два, три к дереву беги»
  • наблюдение за деревьями на прогулке.

«Зеленый уголок»

Пересадка комнатных растений.

Задачи:

  • Учить детей определять растения которым тесен горшок. Познакомить с агротехникой пересадки: подобрать нужный по размеру горшок, положить в него черепок, насыпать песок, землю, вынуть из старого горшка предварительно политое растение и пересадить его в новый горшок.
  • Закреплять умение планировать свою деятельность, делить ее на этапы. Учить удерживать в памяти этапы работы. Закрепить умение вступать в речевое общение во время выполнения трудового поручения.
  • Продолжать воспитывать интерес к растениям и желание выращивать их. Воспитывать ответственность, выдержку.

Лексический материал:

Сущ. – черепок, песок, земля, грунт, совочки, ножи, миски, лейки.

Прил. – тесный, крупный, рахлая, влажная, глубокий, мелкий, глиняный, пластиковый.

Глаг. – пересаживать, поливать, насыпать, вытирать, убирать.

Пропедевтическая работа:

  • осмотр растений в уголке природы, определение нуждающихся в пересадке.
  • Д/и «Вершки и корешки» (комнатные растения ).

«Зеленый уголок»

Посадка комнатных растений.

Задачи:

  • Дать предсталение о различных видах размножения комнатных растений: детками (амарилис), отпрысками (узамбарская фиалка), усами (хлорофитум). Учить приемам пересадки растений.
  • Способствовать развитию произвольности психических процессов, самоконтроля.закреплять умение планировать предстоящую работу. Учить придерживаться намеченного плана, составлять отчет о выполненной работе на каждом из ее этапов. Воспитывать желание самим вырастить растение. Воспитывать  умение трудиться согласованно, доводить коллективный труд общими усилиями до нужного результата.

Лексический материал:

Сущ. – детки, отпрыски, усы, амарилис, фиалка, хлорофитум, корни, грунт.

Прил. – маленькие, длинные, зеленые, нежные, мягкие, влажные, молодые.

Глаг. – сажать, поливать, ухаживать, рассаживать, разделять.

Пропедевтическая работа:

- Наблюдение за растениями (хлорофитум, узамбарская фиалка, амариллис), как на них появляются детки.

«Наш огород»

Посадка на огороде семян и рассады.

Задачи:

  • Учить детей высаживать рассаду в грунт. Закрепить приемы посева семян : сделать лунки определенной глубины, положить в них по одному семечку, закрыть их землей. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для развития растений.
  • Развивать познавательную активность, обеспечивать устойчивую положительную мотивацию к трудовой деятельности. Закреплять умение давать аргументированную оценку в развернутой речевой форме.
  • Воспитывать трудолюбие, готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы, стремление доводить начатое дело до конца.

Лексический материал:

Сущ. – рассада, грунт, лунка, бороздки, семена, лопата, лейка, грядки.

Прил. – мелкие, глубокие, влажные, рыхлая.

Глаг. – высаживать, сажать, сеять, рыхлить, копать, поливать, присыпать.

СТАРШАЯ ГРУППА КРО

РУЧНОЙ ТРУД

СЕНТЯБРЬ

«Дары осени»

Цветочная композиция из листьев.

Задачи:

  • Учить детей создавать художественные образы, используя природные материалы: листья, цветы, семена, ягоды. Развивать художественное творчество при создании оригинального образа (выражающего определенное настроение, отношение). Закрепить умение работать с природным материалом, клеем, бумагой, ножницами.
  • Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить формулировать их для себя. Учить на основе этих правил оценивать свою работу в развернутой речевой форме:соразмерять части по величине, подбирать по форме и т.д.
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию. Учить поддерживать порядок на своем рабочем месте.

Лексический материал:

Сущ. – аппликация, семена, композиция, фон.

Прил. – овальные, круглые, узорчатые, хрупкие, желтые, яркие, бледные.

Глаг. – подбирать, составлять, наклеивать, вырезать, промакивать.

Пропедевтическая работа:

-экскурсия в осенний лес;

-сбор природного материала для занятий;

-чтение стихотворения «Осенью» О.Высоцкой (хрестоматия для детей старшего возраста)

«Вертолет»

Изготовление вертолета из природного материала (Грецкие орехи – скорлупа,семена).

Задачи:

  • Знакомить детей с различными видами природного материала, познакомить с различными способами соединения деталей. Продолжать знакомить с конструктивными свойствами деталей и материалов.
  • Учить планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана. Закреплять умение работать с опорой на образцы – аналоги. Развивать гибкость и оригинальность мышления при создании образа.
  • Закреплять умение экономно использовать материалы. Учить детей самостоятельно готовить и убирать свое рабочее место.

Лексический материал:

Сущ. – поделка, скорлупа, семена, ясень, пластилин, стека, конструкция, детали, части.

Прил. – твердая, круглая, хрупкая, мелкие, крупные, устойчивые, легкая, прочная.

Глаг. – мастерить, соединять, примазывать, фантазировать, лепить.

Пропедевтическая работа:

  • рассматривание различных моделей вертолетов (игрушки);
  • рисование вертолета с опорой на схемы;
  • выкладывание вертолета из геометрических фигур.

«Наш новый друг – квадратик»

Из истории оригами, правила пользования материалами и инструментами. Техника оригами.

Задачи:

  • Дать представления о изготовлении бумажных игрушек. Техника оригами. Познакомить с правилами пользования материалами и инструментами. Познакомить с терминами и условными обозначениями принятыми в оригами.
  • Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки самоконтроля. Развивать слуховое внимание.
  • Вызвать интерес к созданию затейливых игрушек из бумаги в свободной, самостоятельной деятельности.

Лексический материал:

Сущ. – Япония, оригами, искусство, бумага, сторона, угол, диагональ, базовая фигура, знак, штрих, стрелка, ножницы, заготовка.

Прил. – квадратный, правый, левый, верхний, нижний, прямоугольный, основной, центральный, вертикальный, прямой, тупой, острый.

Глаг.- сложить, согнуть, прогладить, срезать, примерить.

Пропедевтическая работа:

  • рассматривание выставки игрушек оригами;
  • беседа на тему «откуда появилось оригами».

«Бабочка»

Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.

Задачи:

  • Учить делать заготовку для создания игрушки. Дать понятие «базовая фигура» - треугольник. Учить складывать лист по диагонали, пополам, учить отгибать углы в разные стороны. Закрепить знания условных обозначений.
  • Учить детей работать с опорой на схемы. Совместно с воспитателем составлять план работы, закрепить умение придерживаться намеченного плана. Расширять область творческих проявлений. Развивать моторику рук.
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию. Воспитывать личные черты: настойчивость, выдержку, терпение.

Лексический материал:

 Сущ. – оригами, форма, треугольник, половина, диагональ, угол, сгиб, бабочка, крылья, узор, туловище, усы.

Прил. – аккуратно, ровно, треугольный, сложенный, цветной.

Глаг. – складывать, отгибать, проглаживать, отмерять, сравнить.

Пропедевтическая работа:

  • рассматривание открыток с изображением различных бабочек;
  • поделки из природного материала «Бабочки»;
  • чтение А.Сарсеков «Бабочка, давай дружить».

«Рыбка»

Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.

Задачи:

  • Закреплять умение мастерить игрушки из бумаги на основе базовой фигуры – треугольник. Закреплять способы складывания бумаги по диагонали, пополам. Закреплять умение работать ножницами.
  • Продолжать учить детей планировать свою деятельность, закреплять умение самостоятельно составлять небольшой рассказ о выполненной работе на каждом из ее этапов.
  • Развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Развивать художественное творчество.

Лексический материал:

Сущ. – рыбка, плавники, хвост, квадрат, окунь, карась, линия, сгиб, ножницы.

Прил. – водоплавающая, красивая, быстрая.

Глаг. – сгибать, отрезать, размечать.

Пропедевтическая работа:

  • наблюдение за рыбками в аквариуме;
  • аппликация «рыбки»;
  • д/и «Кто, где живет» (морские, речные рыбы)

«Лягушка»

Изготовление игрушек из бумаги, Техника оригами.

Задачи:

  • Продолжать знакомить с техникой оригами. Закреплять умение самостоятельно по плану-схеме изготавливать лягушку. Закрепить знания условных обозначений.
  • Продолжать учить пользоваться планом-схемой. Учить составлять словесный отчет о проделанной работе. Учить четко излагать свои мысли и грамматичекси правильно строить фразу.
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию. Учить завершать начатое дело до конца. Вызвать интерес к животному миру рек, озер.

Лексический материал:

Сущ. – лягушка, сгиб, половина, озеро, лапки, угол, схема.

Прил. – земноводные, тупой, острый, храбрый, дождливый.

Глаг. – прыгает, квакает, проглаживать, отгибать.

Пропедевтическая работа:

  • наблюдение за поведением лягушки живущей в аквариуме;
  • чтение «Лягушка-путешественница»;
  • чтение А.Шестополова «Лягушонок»

«Самолет»

Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.

Задачи:

  • Закреплять умение на основе базовой фигуры – треугольник складывать игрушку из бумаги – самолет. Создавать разные модели методом проб и ошибок.
  • Развивать гибкость и оригинальность мышления. Учить составлять словесный отчет о проделанной работе. Учить четко излагать свои мысли и грамматически правильно строить фразу.
  • Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Учить получать удовольствие от проделанной работы, используя поделку в игре.

Лексический материал:

Сущ. -  самолет, воздух, крылья, сгиб.

Прил. – парящий, бумажный, легкий, яркий.

Глаг. – складывать, отгибать, пробовать запускать, испытывать.

Пропедевтическая работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением самолетов;
  • отгадывание загадок о самолетах;
  • с/р игра «Мы летчики»

НОЯБРЬ.

«Заяц».

Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.

Задачи:

  • Закреплять умение складывать лист бумаги по диагонали, четко совмещая стороны и углы. Закрепить умение пользоваться гладилкой.
  • Закрепить умение пользоваться планом-схемой при изготовлении поделки. Учить придерживаться намеченного плана.
  • Вызвать радость от умения сделать игрушку, желание применить ее в игре.

Лексический материал:

Сущ. – гладилка, диагональ, хвастун.

Прил. – быстрый, беленький, трусливый.

Глаг. – выравнивать, загладить, надрезать, отогнуть, сравнить, разметить.

Пропедевтическая работа:

  • чтение «Заяц хвастун»;
  • придумывание загадок про зайца;
  • настольный театр «Заюшкина избушка»;
  • рисование зайца по схеме;

«Корабль».

Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.

Задачи:

  • Совершенствовать умение складывать лист по диагонали, закреплять умение выворачивать определенные детали, создавая объемную игрушку.
  • Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с материалом, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
  • Воспитывать личные черты: выдержку, терпение, усидчивость.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Лексический материал:

Сущ. – диагональ, сгиб, якорь, корма, причал, парус.

Прил. – объемная, отважный, бумажный.

Глаг. – выворачивать, отгибать.

Пропедевтическая работа:

  • чтение И.Токмакова «Кораблик»;
  • аппликация коллективная «Корабли в порту»;
  • выкладывание корабля из палочек.

«Стаканчик».

Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.

Задачи:

  • Закрепить навык складывания бумаги в различных направлениях.Воспитывать навык организации своего рабочего места.
  • Учить детей во время работы опираться на зрительный, зрительно-тактильный образец. Закреплять умение действовать по намеченному плану. Составлять словесный отчет о проделанной работе.
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к игре. Учить применять полученные знания, умения, навыки в свободной игровой деятельности.

Лексический материал:

Сущ. – посуда, стакан, диагональ, угол.

Прил. – прямой, бумажный, походный, находчивый.

Глаг. – загладить, отогнуть.

Пропедевтическая работа:

  • чтение А.Шестопалова «Стаканчик»;
  • д/и «Посуда»;
  • с/р игра «Магазин посуды».

«Кошелек».

Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.

Задачи:

  • Закрепить приемы складывания бумаги в разных направлениях. Развивать воображение, художественный вкус.
  • Продолжать формировать умение предварительно обдумывать последовательность выполнения действий. Закрепить умение удерживать в памяти этапы предстоящей работы, составлять отчет на каждом этапе.
  • Воспитывать личные качества: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость.

Лексический материал:

сущ. – кошелек, магазин, покупатель, мелочь, середина, угол.

Прил. – верхний, нижний.

Глаг. – развернуть, сложить, загнуть.

Пропедевтическая работа:

  • обыгрывание ситуации «В магазине игрушек»;
  • беседа на тему «Что значит, быть вежливым»;
  • чтение стихотворения «Веселый магазин» Э.Мошковского.

ДЕКАБРЬ.

«Из простой бумаги, мастерим как маги».

Знакомство детей с различными способами вырезания, основными свойствами бумаги и картона.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными свойствами бумаги. Учить готовить рабочее место для занятия. Закрепить правила безопасного пользования с инструментами (ножницы, клей, кисточка).
  • Формировать способность к волевым усилиям; развивать мелкую оторику рук. Активизировать и поощрять в речевом общении диалог познавательного содержания.
  • Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Лексический материал:

Сущ. – картон, бумага, ножницы, чертеж.

Прил. – писчая, крашеная, впитыающая, переводная, тонкая, жесткая, мятая, однослойный, многослойный.

Глаг. – рвать, резать, сгибать, сравнить.

Пропедевтическая работа:

  • рассматривание альбома «Виды бумаги»;
  • опыты по ознакомлению со свойствами бумаги.

«Гирлянда».

Работа с ножницами, клеем и бумагой.

Задачи:

  • Учить детей разрезать лист бумаги на ровные полоски. Закреплять умение при разрезании бумаги на полоски ножницы разводить нешироко, концы вместе не сводить. Учить  собирать цепочку. Закреплять умение аккуратно работать клеем.
  • Закреплять умение анализировать образец, определять последовательность этапов работы, составлять коллективно схему последовательности ее выполнения.
  • Воспитывать чувство ответственности за качество работы, умение доводить дело до конца, укладываться в отведенное время.

Лексический материал:

Сущ. – гирлянда, полоски, колечки.

Прил. – рлвные, тонкие, широкие, длинные, короткие.

Глаг. – разрезать, склеивать, размечать, сгибать, вдевать, намазывать.

Пропедевтическая работа:

  • вырезание разных геометрических фигур;
  • чтение «Елка» К.Чуковский.

«Фонарики».

Изготовление объемной игрушки из бумаги.

Задачи:

  • Научить мастерить простые игрушки из бумаги, используя навыки разрезания, сгибания, склеивания бумаги. Учить делать разметки при помощи карандаша и линейки.
  • Закреплять умение анализировать готовый образец. Определять последовательность этапов работы. Придерживаться намеченного плана. Развивать ручную умелость.
  • Воспитывать стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.

Лексический материал:

Сущ. – фонарик, линия, сгиб, край, ручка, линейка, разметка.

Прил. – ровный, согнутый, проглаженный, боковой.

Глаг. – прогладить, разметить, расчертить, разрезать, склеить.

Пропедевтическая работа:

  • чтение «Наша елка» Е.Ильина
  • коллективная аппликация «Наша елка хороша».

«Снежинки»

Вырезание из бумаги.

Задачи:

  • Учить рисовать окружность при помощи циркуля, складывать круг в несколько слоев. Рисовать на заготовке простой узор. Закреплять навыки работы ножницами.
  • Закрепить умение вычленять правила выполнения действий, и на основе этих правил оценивать свою работу. Закреплять умение рассказывать о предстоящей работе опираясь на план-схему.
  • Воспитывать настойчивость, выдержку.

Лексический материал:

Сущ. – окружность, циркуль, снежинка, узор.

Прил. – резная, ажурная, нежная, тонкая.

Глаг. -  рисовать, вырезать, разворачивать, разглаживать.

Пропедевтическая работа:

  • наблюдение за падающими снежинками;
  • д/и «Найди пять отличий»;
  • рисование снежинок красками и карандашами.

ЯНВАРЬ.

«Рукодельники».

Знакомство со способами и приемами работы на ткани.

Задачи:

  • Дать представление о понятии – рукоделии. Познакомить с инструментами и приспособлениями необходимыми для рукоделия (иглы, пяльцы, ткани, нитки, планшеты и т.д.). Познакомить с правилами безопасного пользования этими инструментами.
  • Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
  • Формировать представление о труде взрослых. Вызвать интерес к рукоделию.

Лексический материал:

Сущ. – рукоделие, вышивка, вязание, пяльцы, штопка, планшет, игла, нитки, швы, рушник,скатерть, салфетка.

Прил. – древний, кропотливый, тяжелый, долгий.

Глаг. – вышивать, вязать, штопать, пришивать, вдевать, закреплять.

Пропедевтическая работа:

  • подбор поделок для выставки «Рукодельники»;
  • рассматривать интерьера русской избы с элементами рукоделия (рушник, скатерть);
  • рассматривание альбома «Орнаменты народов мира».

«Волшебная иголочка».

Работа с бутафорской иголкой.

Задачи:

  • Познакомить детей с бутафорской иглой, планшетом для вышивания. Учить вдевать шерстяную нить в ушко иглы, завязывать узелок. Познакомить со швами: вперед иголкой, назад иголка.
  • Развивать ручную умелость. Способствовать развитию психических процессов ( внимание, память). Закреплять умение определять последовательность этапов работы.
  • Воспитывать интерес к рукоделию. Желание добиваться положительной результата.

Лексический материал:

Сущ. – игла, ушко, узелок, планшет.

Прил. – зоркий, точный, крепкий, настойчивый.

Глаг. – вдеть, завязать, прицелиться, вышивать, пришивать, продевать.

Пропедевтическая работа:

  • наблюдение за трудом костелянши;
  • чтение «Песенка иголки» И. Молярова;
  • игры для развития мелкой моторики рук «Собери бусы», «Шнурок и узелок».

«Пришьем пуговицу»

Пришивание пуговицы на планшете бутафорской иглой.

Задачи: 

  • Познакомить детей с разнообразием пуговиц: пластмассовые, костяные, стекляные, круглые, квадратные и т.д.. Рассказать о том, что пуговицы бывают двух видов: на ножке и без нее. Учить пришивать крупные пуговицы без ножки на планшете используя бутафорскую иглу.
  • Закрепить умение планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана, анализировать проделанную работу.
  • Воспитывать бережное отношение к своим вещам. Закрепить умение самостоятельно устранять непорядок в своей одежде, используя полученные знания и умения.

Лексический материал:

Сущ. – пуговица, игла, планшет, нить, ушко, одежда, изнанка, стежок.

Прил. – костяная, пластмассовая, деревянная, квадратная, круглая, бутафорская, толстая, шерстяная, крупная, мелкая.

Глаг. – вдевать, завязывать, закреплять, пришивать, оторвать.

Пропедевтическая работа:

  • Д/и «Найди одинаковые пуговицы»;
  • Чтение «Пуговицы» М.Майн, «Читаем детям» Ленинград,87.

ФЕВРАЛЬ.

«Подарок любимому папочке»

Изготовление панно из спичек.

Задачи:

  • Закрепить умение готовить рабочее место, поддерживать его в порядке на протяжении всей деятельности. Учить выкладывать и наклеивать орнамент из спичек.
  • Закреплять умение вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить фоормулировать эти правила для себя и других. Закреплять умение на основе воспроизведенных правил оценивать свою работу, привлекая к аргументированной оценке в развернутой речевой форме.
  • Воспитывать желание сделать приятный сюрприз для папы. Воспитывать привычку к трудовому усилию, личные черты: настойчивость, терпение, самостоятельность.

Лексический материал:

Сущ. – панно, орнамент, сюрприз, сувенир, защитник, Отечество, Родина.

Глаг. – выкладывать, выравнивать, намазывать, наклеивать, экономить, промывать, придерживать.

Пропедевтическая работа:

  • выкладывание узоров из палочек;
  • чтение рассказа «Твои защитники» Л.А.Кассиль.
  • рассматривание иллюстраций о военных профессиях.

«Красивые открытки»

Декоративное оформление панно.

Задачи:

  • Учить подбирать открытку в соответствии с тематикой. Закрепить умение вырезать картинку по контуру. Закрепить умение наводить порядок на своем рабочем месте.
  • Закрепить умение рассказывать об этапах предстоящей работы, удерживать их в памяти. Учить самостоятельно анализировать и оценивать свою работу при этом грамматически правильно строить фразу.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, настойчивость. Развивать эстетический, художественный вкус.

Лексический материал:

Сущ. – панно, открытка, контур, край, фон.

Прил. – праздничная, красочная, ровный, вырезанная, наклеянная.

Глаг. – подобрать, вырезать, срезать, наклеить, прижать, дарить, поздравить.

Пропедевтическая работа:

  • д/и «Разрезные картинки»; «Найди одинаковые открытки»; «Четвертый лишний»
  • вырезание фигур по контуру;

«Подарок любимой маме»

Работа с тканью. Изготовление салфеток.

Задачи:

  • Учить обрабатывать край салфетки создавая бахрому путем выдергивания нитей, помогая себе заточенной палочкой 9или штопальной иглой). Закрепить знание правил безопасного пользования швейными инструментами.
  • Закреплять умение планировать свою деятельность, удерживать этапы выполнения работы в памяти, составлять словесный отчет о проделанной работе.
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию, желание сделать приятный сюрприз.

Лексический материал:

Сущ. – ткань, хлопок, ситец, салфетка, край.

Прил. – квадратная, однотканная, накрахмаленная.

Глаг. – срезать, отрезать, выдергивать, намечать.

Пропедевтическая работа:

  • чтение стихотворений посвященных Дню 8 марта;
  • аппликация «салфетка»
  • рисование эскиза своей салфетки.

«8 марта»

Аппликация из ткани. Декоративное оформление салфетки.

Задачи:

  • учить обводить бумажную выкройку на накрахмаленную ткань, вырезать детали из ткани по контуру. Закрепить навык работы ножницами разного размера (маленькие ножницы для вырезания мелких деталей).
  • Закрепить умение составлять план-схему предстоящей работы, используя карточки с изображением этапов. Формировать и закреплять действия самоконтроля на всех этапах деятельности (от практических действий к внутреннему самоконтролю).
  • Воспитывать умение экономно расходовать материалы, аккуратность и самостоятельность при выполнении работы.

Лексический материал:

Сущ. – орнамент, узор, выкройка, контур, край, деталь.

Прил. – ровный, закругленный, наклеянный, вырезанный, картонный.

Глаг. – наложить, обвести, вырезать, приложить, рпиклеить, прогладить.

Пропедевтическая работа:

  • д/и «Сложи узор», «Обведи по контуру»
  • подготовка деталей выкройки из картона
  • чтение рассказа Митяева А.В. «Сегодня праздник»

«Новая жизнь старых вещей»

Задачи:

  • учить делать пумпоны разного размера изи разноцветных шерстяных ниток. Наматывать нити на заготовки из картона округлой формы.
  • Закрепить умение составлять план действий. Удерживать его в памяти, составлять словесный отчет о проделанной работе. Развивать ручную умелость.
  • Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Лексический материал:

Сущ. – шерсть, заготовка, нить, окружность, пумпончик, деталь, пряжа.

Прил. – цветная, толстая, шерстяная, использованная, объемная.

Глаг. – наматывать, надрезать, продергивать, завязывать.

Пропедевтическая работа:

  • игра для развития мелкой моторики рук «кто быстрее сматает клубочек»
  • рассматривание картинок «бабушка и кот», составление по ним рассказа.

АПРЕЛЬ.

«Плетем коврики».

Знакомство с различными способами плетения.

Задачи:

  • учить плести коврик из бумажных полосок способом «шахматный переплет». Учить делать заготовки для плетения: разлиновывать и разрезать квадрат на ровные полоски.
  • Закреплять умение вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, формулировать их для себя и других после детального обсуждения. Закреплять умения на основе воспроизведенных правил оценивать свою работу.
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию, выдержку, терпение, самостоятельность, желание довести начатое дело до конца.

Лексический материал:

Сущ. – линейка, полоска, заготовка, коврик, сантиметр, отрезать.

Прил. – плетеный, узкая, широкая, узорчатый.

Глаг. – отчертить, разлиновать, отмерить, отрезать, переплести.

Пропедевтическая работа:

  • беседа на тему «Из чего сделаны нитки»
  • рассматривание коллекций промышленных образцов тканей и ниток
  • опыты на выявление свойств ткани

«Закладки для книг»

Знакомство с различными способами плетения.

Задачи:

  • учить делать закладки для книг. Закрепить навык плетения способом «шахматный переплет». Учить готовить основу для изготовление закладки делая прямые и наклонные надрезы ножницами. Закрепить знания правил безопасности при работе с ножницами.
  • Закрепить умение удерживать в памяти этапы работы.
  • Воспитывать самостоятельность, смекалку, умение доводить начатое дело до конца.

Лексический материал:

Сущ. – книга, закладка, страница, узор, надрез, заготовка, линия.

Прил. – прямоугольный, узкая, прямая, наклонная.

Глаг. – разчертить, сложить, надрезать, развернуть, переплести, подклеить.

Пропедевтическая работа:

  • чтение стихотворения «Птичья школа» Б.Заходер
  • чтение стихотворения «В школу» А. Барто

МАЙ.

«Рукодельники».

Знакомство с пяльцами, штопальной иглой, нитками «мулине».

Задачи:

  • познакомить с инструментами необходимыми для вышивания на ткани (пяльцы, игла, нитки, мулине, наперсток).Учить заправлять ткань в пяльца, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, рисовать на ткани штрих-линии для тренировочного вышивания способом «шов вперед иголка».
  • Закрепить действия самоконтроля, на  всех этапах деятельности (от практических действий к внутреннему самоконтролю).
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию, стремление доводить начатое дело до конца.

Лексический маиериал:

Сущ. – рукоделие, вышивание, пяльцы, мулине, наперсток, изнанка, скатерть, полотенце, орнамент, стиль.

Прил. – праздничная, нарядная, повседневная, пластмассовые, деревянные,  изнаночная, лицевая.

Глаг. – заправлять, натягивать, завинчивать, вдевать, вышивать, закреплять, украшать.

Пропедевтическая работа:

  • Беседа на тему «искусство вышивания»
  • Организация выставки «Моя мама и бабушка рукодельницы»
  • Загадки о ниточке и иголочке «1000 згадок», Ярославль.

«Учимся вышивать».

Знакомство  с простейшими контурными швами.

Задачи:

  • познакомить с правилами вышивания швов: 2вперед иголку», «назад иголку». Учить выполнять ряд стежков одинакового размера, выполненных с промежутками такойже величины. Закрепить умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.
  •  Закрепить умение вычленять правила и этапы выполнения действий, применяя совместный разбор, учить формулировать их для себя и для других. Закрепить умение на основе воспроизведенных правил оценивать свою работу при составлении словесного отчета.
  • Воспитывать личные черты: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, выдержку.

Лексический материал:

Сущ. – шов, стежок, ряд, изнанка, расстояние, размер.

Прил. – изнаночная, лицевая, одинаковая, ровная.

Глаг. – вдеть, закрепить, вышивать, пришить.

Пропедевтическая работа:

  • вышивание бутафорской иглой на планшете;
  • чтение «заплатка», Н. Носов

*   *   *

Аналогично планируются занятия по ознакомлению со способами вышивания «стебельчатый шов», «шов шнурок», «шов через край».

«Учимся пришивать пуговицы»

знакомство с различными способами пришивания пуговиц.

Задачи:

  • Познакомить со способами пришивания пуговиц с четырьмя дырочками «Крестик»; закрепить умение вдевать нитку иголку, закреплять ее при помощи узелка с изнаночной стороны, подбирать нитку в соответствии с цветом ткани, пуговицы. Закрепить правила безопасного пользования швейными инструментами.
  • Закрепить умение составлять план предстоящей работы, используя карты-схемы.удерживать этапы работы в памяти, придерживаться намеченного плана, осуществлять  самоконтроль опираясь на карты-схемы.
  • Воспитывать привычку к трудовому усилию, личные черты: самостоятельность, настойчивость. Учить получать удовольствие от проделанной работы.

Лексический материал:

Сущ. – пуговица, ткань, одежда, способ.

Прил. – крупная, мелкая, оторванаая, пришитая.

Глаг. – пришить, закрепить, застегнуть, подобрать.

Пропедевтическая работа:

  • пришивание пуговиц на планшете бутафорской иглой
  • сочинение сказки на тему «Путешествие оторванной пуговицы»

*   *    *

Аналогично планируются занятия по ознакомлению со способами пришивания пуговиц «квадратик», «буква».

Перечень оборудования физкультурного уголка.

  1. Обручи – 4 шт.
  2. Скакалки – 4 шт.
  3. Кегли – 1 комплект.
  4. Набивные мячи (поролоно) – 10 шт.
  5. Мешочки (песок) – 10 шт.
  6. Гантели – 2 шт.
  7. Коррекционные дорожки – 5 шт.
  8. Кубы малые – 10 шт.
  9. Кубы большие – 4 шт.
  10. Веревка длинная – 1 шт.
  11. Веревочки – 12 шт.
  12. Кольцеброс – 1 комплект
  13. Ленточки – 10 шт.
  14. Флажки – 8 шт.
  15. Картотека п/и
  16. Маски, медальки к п/и
  17. Мячи резиновые – 6 шт.
  18. Игра «Посмотри и повтори» - 1
  19. Султанчики – 6 шт.

Оборудование зоны соц. – эмоционального воспитания.

  1. Игра «Пасьянс Эмоций»
  2. Игра «Хорошо-плохо» (1 вариант)
  3. Игра «Хорошо-плохо» (2 вариант)
  4. Д/и «Одень куклу Катю» -2 комплекта
  5. Д/и «Мои эмоции»
  6. Худ, литература серия «Добрый ребенок»; О.Л. Шалаева «Энциклопедия для воспитанных детей»
  7. Рабочие тетради к программе «Я, Ты, Мы» - 4 шт.
  8. Макет «Дерево настроения»
  9. Набор пиктограмм – 1 комплект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование трудовой деятельности (средняя группа)

Перспективное планирование трудовой деятельности (средняя группа)...

Перспективное планирование трудовой деятельности

Перспективное планирование трудовой деятельности включает в себя: временной отрезок, самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе....

Перспективное планирование трудовой деятельности во второй младшей группе

Перспективное планирование трудовой деятельности   во второй младшей группе месяцВиды детского трудаФорма организации трудаЗадачиСодержание              ...

Перспективное планирование трудовой деятельности в природе. Старшая группа

Перспективное планирование трудовой деятельности в природеСтаршая группаОзнакомить детей с оборудованием для труда в природе, его назначением, правилами безопасности во время труда. Вызвать желание пр...