Организация адаптационного периода для детей детского сада
рабочая программа на тему

Шимолина Светлана Михайловна

В работе проанализированы теоритические аспекты темы "Адаптатция. Психофизиологические особенности детей 2-3 лет". Представлена модель адаптационного периода, методичекие приемы работы с детьми в этот период. Даны рекомендации родителям, перечень адаптационных игр, карта наблюдения за ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_adaptatsionnogo_perioda_dlya_sayta.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы.

                                                   

                                                    «Один из важнейших факторов, определяющих

                                                     развитие ребенка, -  то, как он впервые был                                                              

                                                     принят обществом».

                                                                           Франсуаза Дольто, известный

                                                                           педиатр и психолог

        С поступлением ребенка 2 – 3 – летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения.

        Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям ( капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. ). Ситуация осложняется недостаточной морфологической и функциональной зрелостью органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Малышам присущи повышанная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению происходит крайне болезненно.

        В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 2 – 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

        Актуальность проблемы подтверждают и данные профосмотров в дошкольных учреждениях г. Удачного, свидетельствующие о росте заболеваний нервной системы среди дошкольников за последние 3 года: с 5 случаев ( что составляет 0, 8 % к общей численности дошкольников ) в 2008 г. до 12 случаев ( 2,2 % ) в 2009 г.  и 10 случаев ( 1,8 % ) в 2010 г.

        Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

        Причины и трудности процесса адаптации в дошкольных учреждениях анализировались А. И. Захаровым. Вопросы, связанные с проблемой адаптации разрабатывались Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, П. В. Пантюхиной. Также проблему освещали В. Манова – Томова, Э. Л. Фрухт. Исследователи данной проблемы полагают, что процесс ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Его необходимо правильно организовать.

        Организованную деятельность по  адаптации в раннем возрасте я представляю в виде целостной модели. Выстраивая ее, необходимо включать всех участников этого процесса: и педагогов, и родителей, и детей.

        

Схема. Участники процесса адаптации

Таким образом, не стоит рассматривать адаптацию как односторонний процесс ( привыкания малыша к детскому саду ).

Построение целостной модели адаптационного периода обусловливает успешность вхождения ребенка в детский сад.

Целью построения модели я ставлю создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Исходя из цели, я выделила следующие задачи:

1 ) помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

2 ) подготовить для воспитателей информационно – диагностический и практический материал по проблемам адаптации детей к дошкольному учреждению;

3 ) оказать консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение я представила в виде 4 – х этапов, последовательность которых также важна для успешной адаптации.

Схема: Модель организации адаптационного периода при поступлении в дошкольное учреждение

Первый этап работы предполагает наличие у педагогов знаний о том, что такое «адаптация», какие существуют фазы и степени адаптации, как организовать первую встречу с родителями и малышами, какие существуют адаптационные игры.

Анализируя источники литературы по перечисленным вопросам, мною было выделено следующее.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание к детскому саду. Выделяют 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, и внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Ученые Р. В. Тонкова – Ямпольская и Т. Я. Черток выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. К 20 – му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более 1 раза сроком не более 10 дней, без осложнений.

При адаптации средней тяжести поведенческие реакции восстанавливаются через 1 – 2 месяца пребывания в детском саду. Нервно – психическое развитие несколько замедляется ( замедление активности ). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Е. О. Смирнова фиксирует внимание на том, что обычно дети, впервые поступившие в детский сад, заболевают острыми респираторными заболеваниями на 5 – 7 - й день. По этой причине родителям желательно сделать перерыв и с целью профилактики заболевания не водить ребенка в детский сад с 4 – го по 7 – й дни. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании оставить ребенка дома.

Тяжелая адаптация характеризуется длительностью ( от двух до шести месяцев ) и тяжестью всех проявлений.

Сверхтяжелая адаптация длится полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский ребенок».

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, были выделены 3 фазы адаптационного процесса.

1. Острая фаза или период дезадаптации.

Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, к частым ОРЗ, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развит ( длится в среднем один месяц ).

2. Подострая фаза или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития по сравнению со средними возрастными нормами ( длится 3 – 5 мес. ).

3. Фаза  компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом  и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета; увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень ( своеобразный протест, желание обратить на себя внимание ).

Вышеизложенный материал, я считаю, будет полезным и для родителей. Его можно использовать как на родительском собрании, так и в процессе индивидуальной беседы.

Вначале воспитатель знакомится только с родителями. Я считаю, что при первой встрече очень важно расположить к себе родителей, проявить заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка дома, чем он любит заниматься, какие особенности поведения радуют родителей, а какие огорчают.

Еще более важной, на мой взгляд, является первая встреча с малышом. Я нашла некоторые методические приемы и средства (см. далее  «Педагогическая копилка»)

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего протекает адаптация у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю. Я стараюсь, чтобы ребенок увидел во мне доброго, готового всегда прийти на помощь человека ( как мама ) и интересного партнера в игре. Совместные действия я сопровождаю улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры, считаю, должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступаю я. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента.

Как показывают научные исследования и уже мои наблюдения, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко адаптируются к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро поесть, одеться, выполнить задание. Перечень различных игр в адаптационный период, а также игр с учетом темперамента ребенка даны в Приложении 1.

Второй этап организации адаптационного периода предполагает знакомство с родителями.

Реализация данного этапа состоит из решения двух задач:

1) дать подробные рекомендации родителям ребенка, поступающего в дошкольное учреждение ( Приложение 3 );

2) провести анкетирование родителей ребенка, поступающего в дошкольное учреждение ( Приложение 4 ).

Необходимо, чтобы родители пришли познакомиться с воспитателями как можно раньше. Благодаря этому родители будут знать, что им нужно делать и как, чтобы максимально облегчить процесс адаптации их детей к детскому саду. Многие родители не знают, что в первую очередь, им нужно максимально приблизить режим дня к режиму детского сада. Многие родители не готовы к тому, что начало посещения детского сада будет постепенным. Будет очень полезной информация о том, как вести себя родителям в этот нелегкий для ребенка период и как подготовить малыша к посещению детского сада.

Для того, чтобы иметь представление о будущем воспитаннике и спрогнозировать возможные трудности в адаптации, я предлагаю провести анкетирование родителей. С помощью анкеты и в ознакомительной беседе можно выяснить условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, узнать, каковы особенности характера малыша, его привычки, взаимоотношения со взрослыми членами семьи и др.

После знакомства с родителями и проведения с ними собеседования переходим к  третьему этапу постепенного вхождения ребенка в дошкольное учреждение.

Для малыша менее болезненное расставание с мамой – это постепенная разлука. Учитывая все особенности этого периода: страх новизны, обостренную чувствительность к разлуке с мамой, страх перед замкнутым помещением и т. д., следует придерживаться следующего алгоритма.

1 – й шаг – приход ребенка вместе с родителями только на прогулку

( по галерее, во дворе детского сада ).

2 – й шаг – приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности.

3 – шаг – ребенок  остается один  на 1 – 2 часа в группе.

4 – шаг – ребенок остается один на 2 – 3 часа.

5 – шаг – ребенок остается один с завтрака до обеда.

6 – шаг – ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают родители.

7 – шаг ребенок остается один на целый день.

Переход на следующий шаг алгоритма осуществляется только после успешного преодоления ребенком предыдущего. Длительность каждого этапа зависит от степени тяжести адаптации малыша.

Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами.

Затем, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом по программе А. С. Роньжиной ( 5 ). Данные занятия представляют четвертый этап работы по организации адаптационного периода.

Основные задачи занятий с детьми:

- преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детском саду;

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие игровых навыков, стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Считаю обязательным проводить занятия в первые 2 – 3 месяца, но будет полезным повторение их на протяжении всего учебного года, т. к. малыши нередко болеют и нуждаются в повторной адаптации.

В качестве базовых средств работы я использую разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки,  «ладушки», «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Я придерживаюсь следующей структуры и формы занятий.

Обычно занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Подобные упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную и групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Игры и занятия, входящие в одно занятие, объединены сказочно – игровым сюжетом, т. к. от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Комплектование и количество модулей ( игр и упражнений ), из которых состоит занятие, я варьирую. Я могу изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей; могу сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей т. п.

Занятия длятся 10 – 15 минут и проводятся 2- 3 раза в неделю. Каждое занятие желательно повторять по 2 – 3 раза ( можно до 4 – 5 раз по мнению А. С. Роньжиной, чтобы дети запоминали слова потешек и песенок, правила игр. К тому же дети этого возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Можно пригласить поучаствовать в занятии родителей тех детей, которые испытывают трудности в адаптации. Наблюдая участие в игре своей мамы, ребенок учится доверять воспитателю: « доверяет мама – доверяю я ». К тому же это послужит мастер – классом для родителей,  и подобные игры и упражнения они могут использовать дома.

Во время проведения занятий я являюсь активным участником – стараюсь зарядить детей своими положительными эмоциями, вызвать желание принять участие, задаю образцы выполнения действий. Я не настаиваю на активном участии всех детей на занятии. Считаю нормальным, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Стараюсь не добиваться единственного правильного ответа, пусть малыши проявляют собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

На занятиях используются элементы арт – терапии, дети рисуют разными способами (традиционными и нетрадиционными). Нетрадиционные способы рисования помогают снять тревожность детям в период адаптации. Дети на бумаге частично отображают свои переживания.

Занятия проводились в течение двух месяцев, но их можно использовать в своей работе в течение всего учебного года.

С первого дня посещения ребенком детского сада до того момента, когда малыш останется на полный день, заполняется лист адаптации (Приложение 5). Если у ребенка имеются трудности в адаптации, то наблюдение за ним следует продолжить в течение более длительного времени. Прибывший ребенок ежедневно оценивается по следующим параметрам: поведение, настроение, предел работоспособности, характер засыпания и пробуждения, признаки утомления, поведение на занятии. Ведение листа адаптации поможет оценить длительность и особенности этапа вхождения ребенка в детский сад, длительность и течение болезни в этот период. В листе адаптации воспитателем совместно с родителями составляется индивидуальный график посещения детского сада прибывшим ребенком. Ежедневно с родителями обсуждается поведение, настроение, сон и аппетит малыша в детском саду и дома, анализируются возникающие проблемы. Таким образом, на протяжении всего адаптационного периода поддерживается тесная связь с родителями.

 Педагогическая копилка.

Во время первой встречи с малышом его необходимо познакомить с предметами «личной собственности», такими как шкафчик, кроватка. Как организовать интересное знакомство с ними? Я использую следующие приемы, которые будут полезны всем молодым и только начинающим специалистам.

«Домик для твоей одежды»

При первом знакомстве со шкафчиком мы вместе с родителями и ребенком обходим раздевалку, рассматриваем картины на стенах, проходим вдоль шкафчиков. Я говорю: « А это шкафчики – маленькие домики. В них живут кофточки, шапочки,курточки…(учитывается сезон года). Они приходят сюда вместе с ребятами. Посмотри». Стучу в шкафчик и прошу разрешения открыть его. Вместе открываем шкафчик, там висит детская одежда. Я обращаюсь к родителям и малышу: «Знаете, сегодня здесь проскакал зайка (игрушку родители приносят заранее по моей просьбе, игрушка может быть любой). Давай поищем ее (обращаюсь к ребенку). По моему она спряталась в какой – то шкафчик».

Вместе открываем 2 - 3 шкафчика, находим игрушку. Я беру игрушку в руки и разговариваю с ней: « Какой ты красивый, зайчик. Откуда ты к нам прискакал? Из (имя ребенка) дома. А почему ты прискакал сюда?..Ты узнал,что (имя) идет в детский сад, и тебе тоже очень захотелось прийти сюда. А почему ты спрятался в этом шкафчике? Ты заранее выбрал этот красивый шкафчик с (рисунок на  шкафчике) для (имя)… Конечно, зайчик, (имя) будет складывать и вешать на крючок свою одежду».

Далее предлагаю ребенку и его родителю раздеться и пройти в группу.

«Кроватка ждет тебя, малыш!»

Прежде чем показать ребенку его кроватку, необходимо провести небольшую подготовку. Для начала надо выяснить, с чем и как любит засыпать ребенок дома (выяснить ритуал укладывания: помогает ли ему песенка и какая, приговаривают что – то родители, засыпает ли малыш с любимой игрушкой…).

На отведенной для малыша кроватке разбираю постель: откидываю уголок одеяла, взбиваю подушку. На стульчик рядом с кроваткой сажаю любимую игрушку, например, зайчика. Теперь можно приглашать малыша с родителями в спальню.

Я говорю: « Это спальня. Здесь живут кроватки, одеяла, подушки. Каждая кроватка ждет своего хозяина. Она его согреет и усыпит. Подушка  ласково прижмется к твоим щечкам; одеяло накроет ручки, ножки, животик…и будет согревать их. Спи, малыш, засыпай!»

Обращаю внимание на разобранную постель: « Смотрите: эта кроватка ждет кого – то. И подушка приготовилась и одеяло… А это кто? (беру в руки зайчика.) Что ты здесь делаешь, зайка? Поспать захотел? А что не ложишься? Ждешь кого – то? А, я все поняла: вы все ждете (имя)». Приглашаю ребенка к себе: « Смотри постель и зайка ждут только тебя! Ты пройдешь к зайчику?...Поспишь с ним в своей постельке?»

Обязательно прошу ребенка присесть на край кроватки и погладить одеяло. Можно предложить ему положить голову на подушку: «Удобно ли тебе? А как подушечке приятно! Как хорошо! Какие у (имя) ласковые ручки, теплые щечки !»

В заключении предлагаю ребенку уложить зайку в кроватку, укрыть одеялом. Говорю: « Спи, зайка засыпай! Скоро и (имя) придет к тебе в свою постельку».

                          Заключение. Результативность.

Критериями оценки эффективности представленной программы служат следующие показатели:

- диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению ( Приложение );

- отзывы родителей по итогам адаптационного периода к условиям  детского сада ( приложение );

Диагностика уровня адаптированности детей проводилась по следующим критериям:

  1. общий эмоциональный фон поведения;
  2. познавательная и игровая деятельность;
  3. взаимоотношения со взрослыми;
  4. взаимоотнощения с детьми;
  5. реакции на изменение привычной ситуации.

Каждый критерий оценивается от одного до трех баллов.  

 В результате определяется уровень адаптированности ребенка: высокий, средний, низкий.

У детей с высоким уровнем адаптированности преобладает радостное  

или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактируют со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируются к новым условия.

        Эмоциональное состояние детей со средним уровнем адаптированности нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого такие дети проявляют познавательную и поведенческую активность.

        При низком уровне адаптированности у ребенка преобладают агрессивно – разрушительные реакции, активное эмоциональное состояние (плач, крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

        Сравнительный анализ протоколов групповой диагностики позволил получить мне следующие результаты.

        После первичной диагностики высокому уровню соответствует 2 детей из 19, что составляет 10 %. Среднему уровню – 10 детей (53%), низкому – 7 детей (37 %). После проведения всей работы, соответствующей модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, результаты изменились. Высокому уровню стали соответствовать 9 детей (47 %), среднему – 7 (37%), низкому – 3 (16%).

        

Сравнительная диаграмма уровня адаптированности в начале и конце адаптационного периода

                                                                               

первичная диагностика                      повторная диагностика

        Данный анализ показывает положительную динамику уровня адаптированности детей. Однако, значительное количество детей со средним (37 %) и низким  (16 %) уровнем адаптированности указывает на необходимость продолжения работы в данном направлении, проведение индивидуальной работы с детьми, а также более тесное сотрудничество с родителями тех малышей, которые испытывают трудности в адаптации.

        Анализируя отзывы родителей по итогам адаптационного периода, можно отметить, что все родители оценивают адаптацию своих детей как легкую и средней тяжести, что также указывает на эффективность проведенной работы. На вопрос  «Что способствовало успешной      адаптации?» большинство родителей давали такие ответы, как «доброжелательный прием», «понимание воспитателей», «игры с детьми».

        К сожалению, реальность такова, что 80 % из опрошенных родителей не хотят посещать «клуб для родителей», несомненно являющейся очень полезной и эффективной формой взаимодействия семьи и детского сада в период адаптации детей. Большинство из них  в качестве причины указывают нехватку времени. Но тем не менее, это не говорит о том, что у родителей нет желания узнать что – то новое и полезное о работе дошкольного учреждения, о своем ребенке, о детско – родительских отношениях и т. д. есть много вопросов, на которые они хотели бы получить ответы.

        Я предлагаю создать «почтовый ящик» для родителей, который определил бы список волнующих родителей вопросов, которые они не успели или постеснялись задать в присутствии посторонних лиц. Вопросы могут быть подписанными, тогда воспитатель в ближайшее удобное время может дать индивидуальный ответ. Могут быть вопросы анонимными, тогда их обсуждение будет выноситься на родительские собрания, либо ответ будет представлен в форме консультации в родительском «уголке» или  папке – передвижке.

        В «почтовый ящик» также можно поместить пожелания родителей, которые в дальнейшем будут учитываться в работе с детьми.

        «Почтовый ящик» как форма взаимодействия с родителями решит важную задачу – оказание квалифицированной консультативной помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

        Итак, обобщив результаты диагностического обследования, анкетирования родителей, можно сделать вывод, что реализация построенной модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение является важным аспектом совершенствования здоровьесберегающего компонента путем предотвращения психосоматических заболеваний детей.

 Библиографический список.

  1. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград: Учитель,2011.
  2. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. – Волгоград: Учитель.
  3. Давыдова О. И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Кощеева З.В. Первые шаги малыша к детскому саду. – Мн.: Зорны Верасень, 2006.
  5. Роньжина А.С. Занятия психолога  с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М: Книголюб,2003.
  6. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» 2001- 2002 г. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
  7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – Спб.: Союз, 1997.
  8. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – Спб.: изд – во «Речь», 2002.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду (Под ред. Васильевой М. А. – М. : Мозаика – Синтез, 2005.
  10.  Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе . (авт. – сост. О. А. Айрих) – Волгоград: Учитель, 2010.

Приложение 1

Перечень игр в адаптационный период с детьми 2 – 3 лет

  1. Иди ко мне
  2. Пришел Петрушка
  3. Выдувание мыльных пузырей
  4. Хоровод
  5. Покружимся
  6. Прячем мишку
  7. Поезд
  8. Хоровод с куклой
  9. Игра собачкой
  10. Ловись рыбка
  11. Делаем коллаж
  12. Догонялки
  13. Собирание «сокровищ»
  14. Кто в кулачке
  15. Солнечные зайчики
  16. Игры с кистями рук
  17. Книжка – угадайка
  18. Вместе с мишкой
  19. Зайка
  20. Собираем игрушки
  21. Позови
  22. Мы топаем ногами
  23. Мяч.

Подробнее с играми можно ознакомиться в программе И. В. Лапиной

«Адаптация детей при поступлении в детский сад» (1).

 


Приложение 2

Рекомендации родителям ребенка, поступающего в детский сад

1.Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания (самостоятельно пить из чашки, есть с ложки, пользоваться горшком и т.п.)

2.Приучайте ребенка, есть разнообразные блюда: овощные, творожные, рыбные и др.

3.До поступления ребенка в дошкольное учреждения постарайтесь отучить его от отрицательных привычек (засыпать при укачивании и с пустышкой, сосать пальцы и т.п.)

4.Научите ребенка самостоятельной игре с игрушками, общению со сверстниками (попросить игрушку, поделиться с малышом , поблагодарить и т.д.)

5.Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения: гуляйте с малышом во дворе, приглашайте к нему в гости сверстников и т.п.

6.Подробно рассказывайте ребенку, что его ждет в детском саду. Пусть малыш ожидает посещения дошкольного учреждения с положительными эмоциями, а не воспринимает как неожиданность или неприятную необходимость.

7.Внушите малышу, что посещение дошкольного учреждения – это привилегия, которую надо заслужить,  и тогда он охотно без осложнений отправится в группу.

8.Дайте возможность ребенку пообщаться с детьми, уже посещающими дошкольное  учреждение. Наверное, он услышит от них много интересного о том, как дети проводят время.

9.Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с дошкольным учреждением.

10.Отправляйте ребенка в детский сад только здоровым.

11.Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.

12.При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много игрушек, дети весело играют, воспитательница – хорошая тетя и т.д.). Дайте малышу время спокойно осмотреться, вместе с воспитателем покажите, где он будет спать, раздеваться, есть, играть.

13.Для преодоления коммуникативного барьера заранее выучите имя  и отчество воспитателя и, придя в д/с, представьте малыша и воспитателя друг другу.

14.Старайтесь создать положительный образ воспитателя: «Какая добрая Мария Ивановна! Видишь, как ее любят дети!» и т.п.

15.Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-либо предмет, способный отвлечь малыша от горьких переживаний.

16.Облегчите малышу задачу самообслуживания простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине (главный принцип – чем проще, тем лучше), обувь выбирайте на липучках.

17.Продумайте, кто будет приводить ребенка в детский сад, кто – забирать. По возможности это должен быть кто –то один. Так ребенок быстрее привыкнет расставаться.

18.Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком дошкольного учреждения у Вас была возможность не оставлять его в группе на целый день.

19.Оставляйте ребенка в дошкольном учреждении, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами, так как малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться, и плакать еще больше.

20.Не затягивайте расставание долгими объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями. Обнимите ребенка, поцелуйте, скажите, когда за ним зайдете, и оставьте, улыбнувшись, независимо от его настроения.

21.Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания с ребенком, например  воздушный поцелуй, и крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др., что может отвлечь его от грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, будет радовать и ребенка, и родителей.

22.Ни в коем случае не обманывайте ребенка и не уходите тихо и не заметно. Это вызовет глубокие переживания, возможно, истерику и может его сильно травмировать. Ребенок поймет, что Вам нельзя доверять, и у него могут возникнуть страхи, преодолеть которые можно будет только при помощи психолога.

23.Поддерживайте дома спокойную обстановку, и не перегружайте ребенка новой информацией, не посещайте многолюдные места и не принимайте дома шумные компании, так как в первые дни и недели посещения яслей малыш испытывает эмоциональную перегрузку.

24.Проявляйте особое внимание и чуткость к малышу, так как в период адаптации к дошкольному учреждению ребенок может быть капризным, раздражительным, у него может ухудшиться сон, аппетит.

25.Компенсируйте в семье возможное недоедание и недосыпание ребенка в д/с.

26.Ежедневно расспрашивайте ребенка о жизни дошкольного учреждения, удивляйтесь, хвалите его, показывайте значимость его нового  статуса.

27.Не говорите в присутствии ребенка плохо о дошкольном учреждении.

28.Дайте ребенку возможность после детского сада побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры, сходите вместе с ним в парк, на игровую площадку.

29.Вечером дома устройте небольшой семейный праздник (например, чаепитие), во время которого похвалите ребенка  за проведённый в д/c при всех участниках этого маленького праздника.

30. В выходные дни резко не меняйте режим дня.

31.Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде, дорог Вам и любим. Будьте благоразумными и помогите малышу войти в новую жизнь.


Приложение 3

Анкета для родителей ребенка, поступающего в детский сад

Ф.И.О ребенка ________________________________________________

1.У вашего ребенка настроение преобладает настроение (нужное подчеркнуть):

Бодрое;

Уравновешенное;

Раздражительное;

Неустойчивое;

Подавленное.

2.Ваш ребенок засыпает:

Быстро (до 10 минут);

Медленно.

3.Характер сна:

Спокойный;

Неспокойный.

4.Дополнительные  воздействия на ребенка во время засыпания (укажите, какие)

____________________________________________________________

5.Продолжительность сна ребенка:

2 ч;

Менее 1ч.

6.Как ребенок просыпается утром:

В хорошем настроении, активен;

Капризничает, лучше чувствует себя в более позднее время.

7.Аппетит вашего ребенка:

Хороший;

Избирательный;

Неустойчивый;

Плохой.

8.Отношение вашего ребенка к:

  • Высаживанию на горшок

Положительное;

Отрицательное;

Просится на горшок;

Не просится на горшок.

  • Умыванию:

Положительное;

Отрицательное.

  • Одеванию:

Положительное;

Отрицательное.

9.Проявляет ли Ваш ребенок интерес к игрушкам, предметам?

Дома:

Да;

Нет;

Не всегда.

В новой обстановке:

Да;

Нет;

Не всегда.

10.Умеет ли Ваш ребенок играть самостоятельно?

Да;

Нет;

Не всегда.

11.Проявляет ли ваш ребенок интерес к действиям взрослых?

Да;

Нет;

Не всегда.

12.Подражает ли ваш ребенок действиям взрослых?

Да;

Нет;

Иногда.

13.Каковы взаимоотношения вашего ребенка с взрослыми?

Легко идет на контакт;

Избирательно;

Трудно.

14.Каковы взаимоотношения Вашего ребенка с детьми?

Легко идет на контакт;

Избирательно;

Трудно.

15.Внимателен ли Ваш ребенок, усидчив, активен во время игр, занятий с ним?

Да;

Нет;

Иногда.

16.Легко ли Ваш ребенок переносит разлуку с близкими?

Легко;

Тяжело;

17.К кому из членов семьи Ваш ребенок  привязан больше?

К маме;

К папе;

К бабушке;

К дедушке;

К брату;

К сестре.

18.Отрицательные привычки Вашего ребенка.

Нет отрицательных привычек;

Сосет пустышку или сосет палец;

Пьет из бутылочки;

Засыпает при укачивании;

Засыпает на руках;

Раскачивается;

Другие (указать, какие)___________________________________

19.Чем можно успокоить Вашего ребенка, когда он плачет?

______________________________________________________

20.Как вы поощряете Вашего малыша за хорошее поведение, за послушание?

______________________________________________________

21.Какая мера поощрения наиболее действенна?

______________________________________________________

22.Как Вы наказываете Вашего ребенка за непослушание?

______________________________________________________

23.Какая мера наказания наиболее действенна?

______________________________________________________

Приложение 5                                                                                                                                                 Диагностика уровня адаптированности ребенка к детскому саду. Группа:_________, возраст ________

Дата:________  Воспитатели:___________________

Фамилия, имя ребенка

Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ

Общий эмоциона-льный фон поведения

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотноше-ния с детьми

Реакция на измене-ние привыч-ной ситуации

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Активен при поддержке взрослого

Пассивен\реакция протеста

Инициативен

Принимает инициативу взрослого

Уход от взаимоотношений

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке взрослого

Пассивен\реакция протеста

Приятие

Тревожность

Неприятие

Сумму разделить на 5

     Выводы

Приложение 6

Отзывы родителей

Тема: «Итоги адаптационного периода»

Уважаемые родители!

В связи с окончанием адаптационного периода Вашего ребенка, убедительная просьба ответить на предлагаемые вопросы. Заранее благодарны за сотрудничество. Ваши искренние ответы и пожелания помогут совершенствованию нашей дальнейшей работы.

  1. Фамилия,имя ребенка__________________Дата рождения______________
  2. Дата поступления в детский сад___________________________________
  3. Болел ли ваш ребенок в адаптационный период___________Укажите длительность болезни__________________________________
  4. За какой период ребенок привык к детскому саду_____________________________
  5. За какой период ребенок привык к детскому саду(кол-во дней,недель)_____________________________________________________________
  6. В какой форме протекал адаптационный период(легкой,средней,тяжелой)_______
  7. Чем сопровождался(какое настроение,сон,аппетит)__________________________
  8. Что способствовало успешной адаптации,__________________________________
  9. Что препятствовало_____________________________________________________
  10. Какие консультации были полезны и интересны для вас________________________
  11. Хотели ли вы посещать клуб для родителей_________________________________
  12. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в ближайшее время

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Адаптационный период семьи к детскому саду и как помочь его преодолеть?"

Пропаганда и распространение педагогических и психологических знаний  среди родителей, а так же активное сотрудничество и  взваимодействие детей и взрослых -это целенаправленная деятельность...

Консультация для родителей «Адаптационный период ребёнка в детском саду»

Общие рекомендации: • Прием детей осуществляется с 7.30 до 9.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспи...

Организация адаптационного периода к условиям детского сада

Материал может быть использован воспитателями в процессе прохождения детьми адаптационного периода....

Игры в адаптационный период ребёнка в детском саду

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов.В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предметн...

Консультация для родителей «Адаптационный период к условиям детского сада у детей раннего возраста»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из ...

Использование малых фольклорных форм в адаптационный период к условиям детского сада для развития детей раннего возраста. Проект

Процесс адаптации у детей первого младшего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора....