Конспект НОД по эксперементированию "Где прячется воздух".
план-конспект занятия на тему

Конспект НОД по эксперементированию "Где прячется воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №27 «Березка».

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

по экспериментированию на тему: «Где прячется воздух».

Выполнила: Щепеткина М.Н.

                                                     

г. Кстово

Цель: Сформировать у детей представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них –кислород (мы им дышим ), что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Задачи: 

  • Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
  • Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа.

Кислород, углекислый газ, атмосфера, воздушная оболочка.

Материал для опытов.

Большой сосуд с водой (прозрачный), пустая бутылочка, чеснок, апельсин, две свечи, палка, веревочка, два шарика, веера, спасательный круг, пакет, бумага и спички, блюдце.

Предварительная работа. Наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов с парусами, вееров, рассматривание иллюстраций с видами планеты Земля, снятыми из космоса.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой океан самый большой? (ответы и предположения детей)

Воспитатель: Подскажу: он без берегов и без воды. По нему, словно огромные серебристые рыбы, «проплывают» самолеты. Догадались? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, это воздушный океан. Вы каждый день, каждый час, каждую минуту «купаетесь» в этом океане, не замечая этого. Воздушный океан, воздушная оболочка Земли, т.е. атмосфера – это удивительная рубашка, которая помогает нашей планете не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода. Если бы не было воздушного океана, т.е.  воздуха, вокруг Земли, то через несколько минут она стала бы безжизненной планетой как Луна или Меркурий.

Опыт 1.

Воспитатель: Посмотрите, в этой бутылочке есть что-нибудь?

                                                                                            Дети: (Нет, ничего в ней нет)

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим ее целиком в воду. Что мы видим?

                                                                           Дети: (Из горлышка побежали пузырьки)

Воспитатель: Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке?

                                                                                                                 Дети: (Воздух)

Воспитатель: Да воздух-невидимка, без которого не было бы жизни на земле.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 2.

Воспитатель: Ребята, если воздух невидим, может он имеет запах? Закройте глаза и угадайте чем пахнет. (Режем апельсин, затем давим чеснок. Дети угадывают распространившиеся по комнате запахи)

Вывод: Воздух не имеет запаха. Распространяет, переносит другие запахи.

Опыт 3.

Воспитатель: Тогда как же воздух передвигается? Для этого возьмем две свечи. (Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду). Приоткроем дверь на улицу. Зажжем свечи. Одну свечу держим внизу, а другую вверху образовавшейся щели.

Воспитатель: Куда наклоняется пламя свечей

                 Дети: (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу).

Воспитатель: Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли.

Воспитатель: Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, «ползёт» другой, холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Опыт 4.

Воспитатель: Дети, помашите веером над водой (Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами).

Воспитатель: Почему появились волны?

                                                                                 Дети: (ветер - это движение воздуха)

Вывод: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. (А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха. Необходимо, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

 Опыт 5.

 Воспитатель: А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни?

                                                                              Дети: (Вентилятором, кондиционером).

Опыт 6.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сколько весит воздух? (Предположения детей)

Воспитатель: Попробуем взвесить воздух. (На середине палки длинной около 60-ти см.  закреплена верёвочка, к обоим концам которой привязаны два одинаковых воздушных шарика. Палка подвешена за веревочку и висит в горизонтальном положении.

Воспитатель: Подумайте, что произойдёт, если проткнем один из шаров острым предметом? (Протыкаем один шарик иголочкой)

 Воспитатель: Почему конец палки, к которому был привязан шарик, поднялся вверх?  

Вывод: Из шарика вышел воздух,  шарик без воздуха стал легче.

Воспитатель: Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? ( Проверяем это на практике). Равновесие опять восстановится. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

  Опыт 7.         

Воспитатель: Ребята, чем наполнены спасательные круги?

                                                                                                              Дети: (Воздухом)

Попробуйте «утопить» спасательный круг. Почему он не тонет?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 8.

Воспитатель:  Кто хочет проверить, можно ли хорошо чувствовать себя без воздуха? (Дети надувают пакет, потом закрывают ладошкой рот и нос).

Воспитатель: Если бы внутри пакета была мышка, она бы задохнулась. Для дыхания нам нужен кислород. Воздух состоит из кислорода (мы им дышим) и из углекислого газа (мы его выдыхаем).

Опыт 9.

Воспитатель: Но кислород нужен не только для дыхания. Смотрите, на блюдце я зажгу бумажку. Горит? Накрою ее стаканом. Раз, два, три…погасла! А почему? Ведь бумага не вся сгорела?

Вывод: нет воздуха, а точнее кислорода, а без него нет огня.

Воспитатель: Дышат люди, дышат звери, птицы, все вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ. Трубы заводов, фабрик выбрасывают в атмосферу целые реки углекислого газа. Почему мы не задыхаемся? (Предположения детей)

Воспитатель: К счастью, углекислый газ необходим растениям. Все они, от великана дуба до маленькой травинки, забирают углекислый газ, а возвращают в воздух кислород. Нам нужно беречь зеленые растения - они дают нам живительный кислород, без которого мы не могли бы жить. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

В конце занятия лети играют с воздушными шариками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Конспект занятия в старшей группе. Экспериментирование "Где прячется воздух?"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (совместная поисково-исследовательская деятельность)в старшей группе на тему:"Где прячется воздух?"...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Где прячется воздух?" для детей средней группы.

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Где прячется воздух»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»Способствовать обогащению и закреплению зна...

Конспект занятия экспериментирования на тему «Где прячется воздух»

Цель: Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха. Задачи:Образовательные:Дать детям представление о свойствах воздуха;Научить опытным путем определять наличие воздуха вокру...

Конспект занятия по познавательному развитию «Где прячется воздух?» (вторая младшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию «Где прячется воздух?» (вторая младшая группа)Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять зна...