Проект "Добрый сказочник Г.К. Андерсен
проект по теме

Коновалова Елена Николаевна

Проект посвящён юбилею детского сказочника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_tvorchestvu_g.h.andersena_.docx101.22 КБ
Файл konspekty_meropriyatiy.docx86.8 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация конкурса. Педагогический проект

Название проекта: «Добрый сказочник Х.К. Андерсен» (210 лет со дня рождения Х.К. Андерсена)

Руководитель проекта:

Коновалова Е.Н. – воспитатель МДОУ «ЦРР - Детский сад № 17 «Малыш»

Актуальность:

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Как показала практика, дети дошкольного возраста знают сказки, наиболее известные детские рассказы и стихи, с удовольствием пересказывают известные им произведения. Однако назвать авторов произведений затрудняются. Это можно объяснить тем, что в общеобразовательных программах, по которым работают дошкольные учреждения, не предусмотрены специальные занятия по знакомству с детскими писателями.

Проблема детского чтения актуальна на протяжении многих лет.

В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России объявлен «Годом литературы».

Приобщение детей дошкольного возраста к книге эффективно через знакомство дошколят с жизнью и творчеством детских писателей.

В этом году многие памятные даты связаны с юбилеями писателей, поэтов, драматургов. Среди детских писателей – юбиляров великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен, которому 2 апреля 2015 года исполнилось 210 лет со дня рождения.

Целями данного проекта является знакомство детей с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена, закрепление и систематизация знаний сказок писателя.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена.
  2. Прививать любовь к его творчеству.
  3. Развивать творческие способности дошкольников.
  4. Повысить  эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Основное содержание проекта.

Вид проекта: информационно – творческий

Участники проекта:

Дети старшей группы, семьи воспитанников, педагоги группы

Срок реализации: 23 марта – 17 апреля 2015 года.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое».

Проект включает несколько блоков:

Блок

Содержание, формы организации

1.

«Кто такой Х.К. Андерсен»

Цель: сформировать представления о жизни великого сказочника Х.К. Андерсена.

  • НОД, просмотр презентаций,
  • рассматривание фотографий памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Андерсена.
  •  видеоэкскурсия.

2.

«В гостях у сказки»

Цель: вызвать интерес к произведениям Андерсена, систематизировать знания детей о сказках писателя.

  • Чтение, прослушивание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, видеопрезентаций по сказкам.
  • Экскурсия в библиотеку.
  • Совместное оформление выставки в книжном уголке.
  • Рассматривание иллюстраций, книг.
  • Беседы о прочитанном.
  • Литературные викторины по сказкам и другие.
  • Использование различных видов игр: дидактических, настольно – печатных, игр – фантазий, инсценировок и других.

3.

«Творческая мастерская»

Цель: развивать творческие способности детей, продолжать прививать интерес к сказкам Андерсена через продуктивную деятельность.

  • Рисование сюжетов сказок, лепка сказочных героев. Раскрашивание.
  • Создание макетов по сказкам.

4.

«Вместе с мамой, вместе с папой»

Привлечь родителей к осуществлению проекта через домашнее чтение книг, участие в творческой выставке «В гостях у сказки»

 

Ресурсы и условия реализации проекта

Материально-технические:

  • Мультимедиа, ноутбука для просмотра презентаций,
  • музыкального центра для прослушивания аудиосказок,
  • телевизор для просмотра мультфильмов, видеопрезентаций сказок.

Предметно – развивающая среда

  • оформление книжного уголка (выставка литературы, альбомы с загадками, иллюстрациями, фотоматериалами, настольно-печатные игры и другое).

Основные этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный: 23 – 27 марта 2015 года.

II этап. Основной: 30 марта – 10 апреля 2015 года

III этап. Заключительный: 13 – 17 апреля 2015 года.


План реализации проекта


Календарный план, сроки реализации проекта.

Сроки

Задачи

Содержание деятельности

23 – 27 марта

Изучить материалы о жизни и творчестве Х.К. Андерсена

  1. Подбор методических материалов о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена.
  2. Собеседование с детьми (цель: выявить представления детей о писателе).
  3. Чтение сказок Г.Х. Андерсена.
  4. Изготовление игр.
  5. Оформление стендовой информации для родителей.

30 марта– 10 апреля

Сформировать представления детей и родителей о жизни Х.Г. Андерсена.

Систематизировать и расширить знания детей о сказках писателя.

Развивать творческие способности детей.

Тематическая неделя

«Путешествие в страну Х.К.Андерсена»

Речевое развитие.

  1. Беседа «Что за прелесть эти сказки»
  2. Ежедневные чтения сказок с продолжением.
  3. Дидактические  игры «Отгадай сказку по предметам», «Отгадай героя по описанию», «Отгадай загадку» и другие.
  4. Совместная и самостоятельная деятельность в книжных уголках (рассматривание иллюстраций книг, чтение, мини викторины по книгам)
  5. Творческое рассказывание: «Придумай другой конец сказки» (по сказкам «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка»),
  6. Вспоминание сказок после прочтения «Продолжи сказку»
  7. Разгадывание загадок, кроссвордов.
  8. Оформление тематической выставки  в книжном  уголке группы (книги, игры, материалы о писателе, иллюстрации, альбом с загадками).
  9. Рассказывание по иллюстрациям книг.
  10. Просмотр видеопрезентаций сказок.

Познавательное развитие

  1. НОД «Великий сказочник Х.К. Андерсен».
  2. Создание макетов по сказкам Андерсена.
  3. Экскурсия в библиотеку: громкие чтения сказки «Снежная королева»
  4. Видеоэкскурсия по «памятным местам», посвящённым Х.К. Андерсену.
  5. Мини – викторины (тесты) по прочитанным сказкам.

Художественно – эстетическое развитие

  1. Продуктивная деятельность «Рисуем сказки», лепка героев сказок Х.К. Андерсена.
  2. Рассматривание иллюстраций разных художников – иллюстраторов в книгах.
  3. Выставка  детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.

Социально – коммуникативное развитие.

  1. Просмотр мультфильмов по произведениям Х.К. Андерсена, прослушивание аудиозаписей.
  2. Настольно – печатные игры: лото «Сказка за сказкой», пазлы, «Собери картинку» (кубики, разрезные картинки).
  3. Дидактические  игры «Четвёртый лишний», «Из какой сказки предмет» и другие.
  4. Игры-викторины в книжном уголке.
  5. Обыгрывание сказок.
  6. Литературная игра-викторина между старшими группами ДОУ «Сказки Андерсена»  

13 – 17 апреля

Побуждать желание испытывать радость от проделанной работы.

  1. Литературный тест – игра «По страницам сказок Х.К. Андерсена.
  2. Видеопрезентация  проекта.

Работа с родителями:

  1. Просмотр с детьми познавательных передач по сказкам Андерсена.
  2. Просмотр сказок Андерсена.                                                                                                                        
  3. Участие в совместной творческой выставке «Сказка за сказкой»
  4. Чтение сказок Х.К. Андерсена

Продукты  проекта:

  • конспекты мероприятий, посвящённых Х.К. Андерсену
  • материалы выставок
  • фотоматериалы, видематериалы
  • дидактические игры, настольно – печатные игры
  • диск с презентациями к мероприятиям, материалами о Г.Х. Андерсене, аудиокнигами, мультфильмами.

Достигнутые образовательные результаты и эффекты.

  • Развитие интереса дошкольников к творчеству Х.К. Андерсена, повышение интереса к слушанию книг.
  • Пополнение развивающей среды книгами, играми, пособиями по сказкам Х.К. Андерсена.

 Перспективы дальнейшего развития проекта 

На основе данного проекта продолжить дальнейшее знакомство детей с детской литературой, детскими писателями.

Фотоматериалы, дополнительные материалы по проекту предоставлены на Яндех. Диске.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

НОД «Добрый сказочник Х.К. Андерсен.

Цель:

Расширить представления детей о детском писателе Х.К. Андерсене.

Задачи.

  1. Познакомить с жизнью детского сказочника.
  2. Систематизировать знания детей о сказках писателя.
  3. Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Книги и иллюстрации сказок Г.Х. Андерсена, мультимедийное оборудование (презентация прилагается).

Предварительная работа

Чтение сказок.

Просматривание книг.

Оформление выставка книг в книжном уголке.

Прослушивание аудиозаписей, видеопрезентаций.

Ход НОД.

  1. Организационный момент

Слайд 1.«Отгадай сказку»

Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга:

В царство льда умчался Кай.

Герда, Герда, выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

В сказке……

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка?

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён.

(Гадкий утёнок.)

Злая ведьма зло свершила                              

 В птиц всех братьев превратила.                            

 И сестрицу, как могла,                              

 Очернила, прогнала                              

 А сестрёнка в горе тяжком,                              

 Ох, намаялась бедняжка.                              

 Обратить смогла в людей,                              

 Братьев диких (лебедей)

Чтение окончания сказки «Дюймовочка»

—Прощай, прощай! — прощебетала ласточка и опять полетела из тёплых краёв в Данию. Там у неё было маленькое гнёздышко, как раз над окном человека, большого мастера рассказывать сказки. Ему-то она и спела своё «тви-вить, тви-вить», а там и мы узнали всю историю.

- Кто автор всех этих сказок? (слайд 2)

  1. Рассказ о Х.К.Андерсене (слайды 3-6)

В 1805 году в городке Оденсе (на острове Фиония, Дания) в бедной каморке жила молодая пара - муж и жена, бесконечно любившие друг друга: молодой двадцатилетний башмачник, и его жена, несколькими годами старше, не знающая ни жизни, ни света, но с редким сердцем. Только недавно вышедший в мастера, муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской и даже кровать.

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания) (показ страны на карте).

Отец Андерсена, по воспоминаниям самого Андерсена, был «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник Андерсен прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь.

Мать Андерсена происходила из бедной семьи. В своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома, чтобы просить милостыню... После смерти мужа мать Андерсена стала работать прачкой.

В раннем детстве Ханс Кристиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру — кукольный театр. Кукольным театром Андерсен увлекался и позднее.

Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил.

Мать, видя странные увлечения сына, приносящие одно только горе его впечатлительному сердцу, решила отдать его в учение к портному, чтобы вылетели из головы детские нелепые фантазии.

Ганс-Кристиан пришел в ужас от такой перспективы своей судьбы!

И он принялся умолять мать позволить ему лучше попытать счастья, отправившись в Копенгаген, который в его глазах тогда был столицей мира. "Что ты там собираешься делать?" - спросила мать. «Чтобы стать знаменитым!» – ответил мальчик, и рассказал ей о том, что знал о замечательных людях, родившихся в бедности. "Сначала, конечно, придется много-много претерпеть, а потом и прославишься!" - говорил он.

В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Он поехал с целью устроиться на работу в театр.

Упорные  попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен так и не стал актёром. Но он не унывал и решил писать пьесы.

Удивительно то, что великий сазочник был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета. Он написал много книг, среди которых были и сказки для детей.

Уже первые сказки Андерсена принесли ему славу Величайшего Поэта. Маленькие выпуски - брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть.

Слайд 7. Отгадайте сказки по обложкам книг.

Слайд 8.

 Андерсен никогда не был женат, у него не было своих детей. Но он с удовольствием читал свои сказки детям. В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку.

Слайды 9 – 10. 

Х.К. Андерсен стал знаменитым писателем – сказочником. В память о нём и его творчестве во многих странах и городах стоят памятники самому сказочнику и героям его сказок.

Слайд 11.

По сказкам Х.К. Андерсена сняты фильмы и мультфильмы.

Игра «Отгадай сказку по мультфильму»

Слайд 12. В память о Х.К. Андерсене.

  1. Дидактическая игра «Отгадай сказку по отрывку.

А сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок, а вы попробуйте вспомнить названия этих сказок.

  • А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть (Огниво.)

  •  Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше.(Дюймовочка.)

  •  На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко, от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.(Стойкий оловянный солдатик.)

  • Злая королева натерла ее соком грецкого ореха, так что она стала совсем коричневой, вымазала ей личико вонючей мазью и спутала ее чудные волосы. Даже отец ее испугался и сказал, что это не ее дочь. (Дикие лебеди.)

  • Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимой! (Гадкий утенок.) 

  • Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.(Снежная королева.)

Итог.

Дети, расскажите какие герои сказок вам нравятся, а какие нет? Объясните почему.

Приложение 2.

Литературная игра – викторина

«В гостях у сказки»

Цели и задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания воспитанников о творчестве Х.К. Андерсена.
  2. Формировать  у дошкольников умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям, загадкам.
  3. Воспитывать  интерес детей к книгам.
  4. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности.

Оборудование:

  • набор предметов для игры «Шкатулка потерянных вещей»,
  • мультимедийное оборудование, презентация к мероприятию;
  • наборы разрезных картинок, картинок с героями сказок, портреты писателей на каждую группу

Подготовка.

  • Знакомство с биографией Х.К. Андерсена..
  • Чтение, слушание, просмотр сказок, мультфильмов по сказкам.
  • Продуктивная деятельность и др.

Ход мероприятия

Задания

Пояснения к слайдам

1 тур

Задание «Найди портрет Х.К. Андерсена»

Из трёх предложенных портретов известных писателей, необходимо выбрать Андерсена

Слайд 3 - по щелчку два лишних портрета исчезают

2 тур

Задание 1 «Отгадай загадку»

  1. Сказку быстро вспоминай:

Персонаж в ней — мальчик Кай,

Королева Снежная сердце заморозила,

Но девчурка нежная мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели, о еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу? (Герда)

2. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок.)

3. Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака. (Дюймовочка.)

  1. Предупредить я вас должна:

Я так хрупка, я так нежна,

Что через тысячу перин

Горошину одну

Я буду чувствовать всю ночь

И так и не засну! (Принцесса на горошине.)

Слайды 6 - 7 – картинки появляются по щелчку.

2 задание «Вопрос – ответ»

Предлагается ответить на вопрос и выбрать из трёх вариантов верный.

  1. В кого превратился гадкий утёнок?
  • Лебедь
  • Утка
  • Петух
  1. Из какого цветка появилась Дюймовочка?
  • Ромашка
  • Тюльпан
  • Роза

И так далее

Слайды 8 – 11.

Картинки с триггерами, нажать на картинку, если ответ неверный, картинка исчезает и появляются слова «подумай», «не правильно»

При правильном ответе – проявляется слово «умница!» со звуком.

3 тур

Задание «Найди героев сказок»

Детям предлагается из набора картинок выбрать героев сказок Х.К. Андерсена. Среди картинок есть те, которые не являются героями сказок Андерсена.

Слайд 14.        

Картинки с триггерами, нажать на картинку.

Лишние  герои при нажатии на картинку исчезают. Правильные картинки поворачиваются на 360 градусов и остаются.

4 тур.

Задание «Четвёртый лишний»

По картинкам нужно отгадать сказку и найти сказочного персонажа из другой сказки

  1. Мышь, жук, жабы, гадкий утёнок (сказка «Дюймовочка»)
  2. Снежная королева, Кай и Герда, Дюймовочка, Герда на олене (сказка «Снежная королева» и т.д.

Слайды 17 – 20

Картинки с триггерами, нажать на картинку.

Лишняя картинка исчезает. Остальные при нажатии на картинки поворачиваются на 360 градусов и остаются.

По щелчку в конце появляется иллюстрация с названием сказки.

5 тур.

«Шкатулка потерянных вещей»

Определите из каких произведений Андерсена потерялись предметы (педагог показывает вещи).

  • Горошина
  • Скорлупка
  • Зеркальце
  • Бумажный кораблик
  • Санки
  • Зонтик
  • Крылышки
  • Крапива (картинка)

6 тур

Видеозагадка

По фрагменту мультфильма предлагается угадать сказку.

Слайд 25.

Нажать на фрагмент. Начнётся воспроизведение. Для остановки воспроизведения нажать кнопку Esc

7 тур

Задание «Собери картинку»

Дети собирают разрезные картинки, затем рассказывают, какая сказка на них изображена

.

Рекомендация: для воспроизведения фрагментов мультфильмов необходимо скачать всю папку «Викторина» с Яндех.Диск.

Аналогично и для презентации «Биография»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Литературной викторины Король сказок - Г.Х.Андерсен

Литературная викторина для детей подготовительной группы.Подготовка к данной виеторине поможет детям:Вызвать эмоциональный отклик на произведения Андерсена;Закреплять знание  детей о сказках и гл...

Г.Х.Андерсен Литературная викторина

Презентация литературной викторины, посвящённой Г.Х.Андерсену....

Проект "Сказочник Андерсен"

Проект «Сказочник Андерсен».Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.Вид проекта: групповой, краткосрочный Место проведения: МДОБУ ДСКВ №1 г.ВсеволожскаСро...

Консультация для родителей "Сказочник Андерсен"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22955853","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Беседа о писателе-сказочнике Г.Х. Андерсене и его творчестве

Беседа о писателе-сказочнике Г.Х. Андерсене и его творчестве...

Родительское собрание "Добрый сказочник Г. Х. Андерсен

Родительское собрание по результатам совместного проекта «Добрый сказочник Г.Х. Андерсен»....