Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «В мире запахов» в средней группе
план-конспект занятия на тему

Хачко Елена Владимировна

Цель: формирование познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

-формировать элементарные представления о строении и функции носа как органе чувств человека;

-развивать исследовательские навыки, познавательную и экспериментально-деловую активность.

Развивающая: формировать связь «предмет-образ-слово», развивать логическое мышление, сенсорно-чувственную сферу.

Воспитательные:

-осмыслить важность и значение носа, поддерживать бережное и внимательное отношение к своему организму;

-формировать положительный настрой.

Коррекционно-речевые:

-активизировать диалогическую речь;

-обогащать словарный запас по теме занятия (ароматный, пахучий; чувствовать, нюхать, вдыхать).

Оборудование: вазы с цветами, продукты с характерным запахом, матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончики из-под духов, картинки клювов птиц, животных, коврик-полянка, ионизатор воздух а, аудиозапись голосов птиц.

Воспитатель:

Ребята, я приглашаю вас в волшебную страну Носарию, в которой живет Чародей. Там недавно произошло вот что: девочка Алена с подружками пошла в лес за грибами и заблудилась. Вернулись девочки домой, и рассказали Алениным родителям о несчастье. Пошел папа искать дочку в лес и собаку Жучку с собой взял. Жучка быстро привела папу к Алёне. Девочка обрадовалась и ну Жучку обнимать.

Ребята, почему Жучка быстро смогла найти Алёну?

Дети отвечают.

Что помогает чувствовать запах? Вы догадались, о каком Чародее пойдёт разговор?

Дети отвечают.

Какие ещё животные хорошо чувствуют запахи?

Дети отвечают.

Приведите примеры. Почему особенно важно зверю почуять запах в лесу?

Дети. Звери по запахам определяют опасность, находят пищу.

Воспитатель. Хотите убедиться в этом? Поиграем в игру.

Игра «Звериная охота».

Дети становятся на четвереньки и по запаху с закрытыми глазами обнаруживают корку апельсина, дольку чеснока и т. д.

Воспитатель. А вы, ребята можете так же, как звери, по запаху найти человека?

Дети отвечают.

Зачем же тогда нам нос?

Дети отвечают.

Некоторые люди считали, что нос - это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала им нос, чтобы задирать его кверху. Есть такие выражения: «Ишь ты, нос задрал! » или «Ну что ты нос повесил? ». На самом деле даже самый маленький нос - весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще он помогает чувствовать и различать запахи. Какие же нос чувствует запахи? Воздух, который мы вдыхаем, раздражает обонятельные рецепторы. Так мы с вами различили запах чеснока и корки апельсина.

А теперь попробуем ответить на вопрос: «Сможем ли мы обходиться без носа? ». Хотите проверить?

Игра «Ныряние».

Воспитатель. Зажмите нос и не дышите, кто сколько может.

Дети выполняют.

Скажите, а можно совсем не дышать? Что с нами будет?

Дети отвечают.

Да, мы умрем. Без дыхания жизни нет. А чтобы дышать, нос нам просто необходим. Некоторые считают, что можно дышать и ртом. Попробуйте. Это удобно? Полезно?

Дети отвечают.

Верно, дышать нужно только носом. Холодный воздух, проходя через нос, согревается, а волосинки, которые находятся в носу у каждого, задерживают пылинки. Предлагаю поучиться правильно дышать в игровом упражнении «Труба».

Дети выполняют.

Это упражнение полезно для предупреждения насморка. Научите ему своих близких.

Но ведь носом мы не только дышим. Зачем ещё нам нужен нос?

Дети. Чтобы вдыхать запахи, ароматы.

Воспитатель. Какие вы любите запахи? А какие не любите? Как вы думаете, почему вы не любите запах сигарет, дыма, убежавшего молока?

Дети отвечают.

Правильно, потому что в этом запахе есть вещества, вредные для организма. И они неприятно пахнут.

Игра «Выбери приятный запах».

Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек и капсулы киндер – сюрпризов, в которых спрятаны мыло, флакончики из-под духов, чеснок, цитрусовые, сосновые иголки, сигареты. Дети вдыхают и выбирают запах, который больше понравился.

Теперь мы знаем, что человеку нос тоже нужен, как и животным. Ведь с помощью носа и птицы, и животные, и человек дышат, вдыхают запахи.

Вспомните, какие запахи дома чувствует ваш нос? А теперь мы определим запахи нашей кухни и группы (догадайтесь, что готовят на обед).

Проводится игра-этюд «Цветок» на выражение эмоций: душистый, острый, неприятные запахи.

А теперь мы отправимся путешествовать по временам года. Главный сыщик-нос. Куда бы вы хотели попасть сначала?

Дети выбирают.

Помогите вашему носу вспомнить, чем пахнет осень?

Дети. Грибами, сыростью, овощами и фруктами, прелыми листьями.

Воспитатель. Какие осенние запахи нравятся вашему носу? Принюхайтесь и вспомните.

Аналогично задаются вопросы по зиме, весне, лету.

У людей носы одинаковые?

Дети отвечают.

Посмотрите друг на друга и убедитесь в этом. А теперь давайте сначала посмотрим на свой нос в зеркало, а потом нарисуем его.

Дети рисуют носы.

Между прочим, по носу можно иногда догадаться о характере человека. Например, курносый нос – человек веселый, длинный нос - человек любопытный. Наблюдайте за носами, и вы сможете многое сказать о человеке.

Если нос так важен, нужно ли за ним ухаживать, беречь его?

Воспитатель выставляет модели и дети высказываются.

Дети. Надо заботиться о чистоте носа, иметь носовой платок, при насморке лечить нос, ничего не засовывать в него, не ковырять в нем пальцами.

Воспитатель. Так человек заботится о своем органе чувств - носе.

А теперь послушайте стихотворение Ю. Прокопович «Зачем носик малышам? ».

Дети слушают стихотворение.

Мы побывали сегодня в мире запахов Носарии. Давайте устроимся вот на этой полянке и вдохнем все ее запахи.

Воспитатель включает ионизатор воздуха.

Здесь дышится легко, ровно, глубоко. Вы ощущаете запах трав, аромат цветов? Вам приятно?

Дети релаксируют.

Я слышу и пение птиц.

Звучит аудиозапись голосов птиц.

Их голосов чудесных пенье

Улучшает настроенье!

Согласны со мной? Как вы себя чувствуете?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

-формировать элементарные представления о строении и функции носа как органе чувств человека;

-развивать исследовательские навыки, познавательную и экспериментально-деловую активность.

Развивающая: формировать связь «предмет-образ-слово», развивать логическое мышление, сенсорно-чувственную сферу.

Воспитательные:

-осмыслить важность и значение носа, поддерживать бережное и внимательное отношение к своему организму;

-формировать положительный настрой.

Коррекционно-речевые:

-активизировать диалогическую речь;

-обогащать словарный запас по теме занятия (ароматный, пахучий; чувствовать, нюхать, вдыхать).

Оборудование: вазы с цветами, продукты с характерным запахом, матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончики из-под духов, картинки клювов птиц, животных, коврик-полянка, ионизатор воздух а, аудиозапись голосов птиц.

Воспитатель:

Ребята, я приглашаю вас в волшебную страну Носарию, в которой живет Чародей. Там недавно произошло вот что: девочка Алена с подружками пошла в лес за грибами и заблудилась. Вернулись девочки домой, и рассказали Алениным родителям о несчастье. Пошел папа искать дочку в лес и собаку Жучку с собой взял. Жучка быстро привела папу к Алёне. Девочка обрадовалась и ну Жучку обнимать.

Ребята, почему Жучка быстро смогла найти Алёну?

Дети отвечают.

Что помогает чувствовать запах? Вы догадались, о каком Чародее пойдёт разговор?

Дети отвечают.

Какие ещё животные хорошо чувствуют запахи?

Дети отвечают.

Приведите примеры. Почему особенно важно зверю почуять запах в лесу?

Дети. Звери по запахам определяют опасность, находят пищу.

Воспитатель. Хотите убедиться в этом? Поиграем в игру.

Игра «Звериная охота».

Дети становятся на четвереньки и по запаху с закрытыми глазами обнаруживают корку апельсина, дольку чеснока и т. д.

Воспитатель. А вы, ребята можете так же, как звери, по запаху найти человека?

Дети отвечают.

Зачем же тогда нам нос?

Дети отвечают.

Некоторые люди считали, что нос - это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала им нос, чтобы задирать его кверху. Есть такие выражения: «Ишь ты, нос задрал! » или «Ну что ты нос повесил? ». На самом деле даже самый маленький нос - весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще он помогает чувствовать и различать запахи. Какие же нос чувствует запахи? Воздух, который мы вдыхаем, раздражает обонятельные рецепторы. Так мы с вами различили запах чеснока и корки апельсина.

А теперь попробуем ответить на вопрос: «Сможем ли мы обходиться без носа? ». Хотите проверить?

Игра «Ныряние».

Воспитатель. Зажмите нос и не дышите, кто сколько может.

Дети выполняют.

Скажите, а можно совсем не дышать? Что с нами будет?

Дети отвечают.

Да, мы умрем. Без дыхания жизни нет. А чтобы дышать, нос нам просто необходим. Некоторые считают, что можно дышать и ртом. Попробуйте. Это удобно? Полезно?

Дети отвечают.

Верно, дышать нужно только носом. Холодный воздух, проходя через нос, согревается, а волосинки, которые находятся в носу у каждого, задерживают пылинки. Предлагаю поучиться правильно дышать в игровом упражнении «Труба».

Дети выполняют.

Это упражнение полезно для предупреждения насморка. Научите ему своих близких.

Но ведь носом мы не только дышим. Зачем ещё нам нужен нос?

Дети. Чтобы вдыхать запахи, ароматы.

Воспитатель. Какие вы любите запахи? А какие не любите? Как вы думаете, почему вы не любите запах сигарет, дыма, убежавшего молока?

Дети отвечают.

Правильно, потому что в этом запахе есть вещества, вредные для организма. И они неприятно пахнут.

Игра «Выбери приятный запах».

Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек и капсулы киндер – сюрпризов, в которых спрятаны мыло, флакончики из-под духов, чеснок, цитрусовые, сосновые иголки, сигареты. Дети вдыхают и выбирают запах, который больше понравился.

Теперь мы знаем, что человеку нос тоже нужен, как и животным. Ведь с помощью носа и птицы, и животные, и человек дышат, вдыхают запахи.

Вспомните, какие запахи дома чувствует ваш нос? А теперь мы определим запахи нашей кухни и группы (догадайтесь, что готовят на обед).

Проводится игра-этюд «Цветок» на выражение эмоций: душистый, острый, неприятные запахи.

А теперь мы отправимся путешествовать по временам года. Главный сыщик-нос. Куда бы вы хотели попасть сначала?

Дети выбирают.

Помогите вашему носу вспомнить, чем пахнет осень?

Дети. Грибами, сыростью, овощами и фруктами, прелыми листьями.

Воспитатель. Какие осенние запахи нравятся вашему носу? Принюхайтесь и вспомните.

Аналогично задаются вопросы по зиме, весне, лету.

У людей носы одинаковые?

Дети отвечают.

Посмотрите друг на друга и убедитесь в этом. А теперь давайте сначала посмотрим на свой нос в зеркало, а потом нарисуем его.

Дети рисуют носы.

Между прочим, по носу можно иногда догадаться о характере человека. Например, курносый нос – человек веселый, длинный нос - человек любопытный. Наблюдайте за носами, и вы сможете многое сказать о человеке.

Если нос так важен, нужно ли за ним ухаживать, беречь его?

Воспитатель выставляет модели и дети высказываются.

Дети. Надо заботиться о чистоте носа, иметь носовой платок, при насморке лечить нос, ничего не засовывать в него, не ковырять в нем пальцами.

Воспитатель. Так человек заботится о своем органе чувств - носе.

А теперь послушайте стихотворение Ю. Прокопович «Зачем носик малышам? ».

Дети слушают стихотворение.

Мы побывали сегодня в мире запахов Носарии. Давайте устроимся вот на этой полянке и вдохнем все ее запахи.

Воспитатель включает ионизатор воздуха.

Здесь дышится легко, ровно, глубоко. Вы ощущаете запах трав, аромат цветов? Вам приятно?

Дети релаксируют.

Я слышу и пение птиц.

Звучит аудиозапись голосов птиц.

Их голосов чудесных пенье

Улучшает настроенье!

Согласны со мной? Как вы себя чувствуете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Конспект написандля педагогического совета "Развивающие обучение дошкольников" с учетом требований ФГТ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами рисования в средней группе «Лесная фея»

Цель данного занятия - пробудить познавательный интерес к лесу, научить видеть необычное в привычном, вызвать чувства удивления и восхищения....

Цвети мой край родной! Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию нравственно-патриотических чувств в средней группе

конспект непосредственно образовательной деятельности "Цвети мой край родной!"  посвящен родному краю, в котором мы живем - Республике Башкортостан....

«Зима». План-конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе

«Зима». План-конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группеПознание.Задача продолжать формировать у детей представление о живой не живой природ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с использованием ИКТ в подготовительной группе «Путешествие в Цветочную страну»

Программные задачи:Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок (стебель, корень, листья, соцветия), как размножаются цветы, почему ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ТНР (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познание»)

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет  с ТНР (образова...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в средней группе на тему «Скоро зима!».

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы всредней группе на тему «Скоро зима!»....