Программа "Взаимодействия с родителями воспитанников 2 младшей группы"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с родителями группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx60.33 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ  детский сад комбинированного вида « Сайзанак» Хайыраканский.

Программа

 «Взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы по реализации

основной общеобразовательной программы ДОУ».

Составлена воспитатель 2-й младшей группы

Донгак Салбаккай Николаевна.

2015 г.

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка.
  2.  Цели и задачи рабочей программы.
  3. Принципы взаимодействия с родителями.
  4. Характеристика планируемых результатов в деятельности педагогов и родителей.

II. Основной раздел

2.1 Направления и формы взаимодействия с родителями.

2.2 Содержание деятельности по взаимодействию с родителями.

2.3 Критерии анализа годового плана.

2.4  Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

2.5 Познавательные формы взаимодействия с родителями.

2.6 Досуговые формы взаимодействия с родителями.

2.7 Наглядно- информационные формы взаимодействия с родителями.

2.8 Информационно- аналитические формы организации взаимодействия с родителями.

2.9 письменные формы взаимодействия с родителями.

III.

1.Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями.

2

Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка

  Программа разработана  на основе основной общеобразовательной программы детского сада  « Сайзанак» Хайыраканский  для работы с родителями во 2-й младшей группы.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с родителями группы.

Актуальность:

С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном  образовании:

-  ФГОС  дошкольного  образования,  где  прописаны  требования    к  структуре  ООП  дошкольного  образовательного  учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений- взаимодействие с семьями детей по реализации  основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

С   другой  стороны,  анализ  работы  с  воспитателями  показывает,  что  существуют  проблемы  в  эффективном  взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной  общеобразовательной программы ДОУ.

1.2 Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в  условиях развития воспитательного пространства ДОУ.

Задачи:

-  способствовать  стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания,    становлению партнёрских отношений с семьями воспитанников;

-  знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;

- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;

- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

1.3 Принципы взаимодействия с родителями.

При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:

1.  Преемственность  согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности  воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, « выстроенных по принципу единства, уважения,  и требований к ребёнку,  распределения обязанностей и ответственности»

2.  Гуманный  подход  к  выстраиванию  взаимоотношений  семьи  и  ДОУ  –  признание  достоинства,  свободы  личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3.  Открытость по отношению к семье воспитанника.

4.  Индивидуальный  подход  –  учет  социального  положения,  традиций,  интеллектуального  и  культурного  опыта родителей.

5.  Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи  зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон.

Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических,  психологических условий.

6.  Доброжелательный стиль    общения  педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

7.  Сотрудничество.  Эффективно  будет  создание  атмосферы  взаимопомощи  и  поддержки  семьи  в  сложных  педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

8.  Динамичность.  Детский  сад  должен  находиться  в  режиме  развития,  а  не  функционирования,  представлять  собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные вопросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.

9.  Обратная связь  необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Ценности:  сотрудничество  и  диалог  между  педагогами  и  родителями,  эмоциональный  комфорт  ребенка  и  его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.

1.4  ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ в деятельности педагогов и родителей.

Мотивационно-ценностный компонент

Родители:

- осознают  потребность  во  взаимодействии  с  педагогами  с  целью  реализации  ООП  ДОУ,  формирования целостной картины мира дошкольников;

Педагоги:

-  осознают  необходимость  взаимодействия  с  семьей  по  реализации  ООП,  потребность  в  изменении  характера взаимодействия ( от субъект- объектного к субъект- субъектному);

- обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.

Когнитивный компонент

Родители:

- знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.

Педагоги:

- владеет  знаниями  о  семье,  специфике  семейного  воспитания,  методах  изучения  семьи  и  образовательных  потребностей родителей;

-  умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и.т.д

Деятельностно - поведенческий компонент

Родители:

- реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;

- активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;

Педагоги:

- учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

-  умеет  планировать  предстоящее  общение:  подбирать  необходимую  информацию,  традиционные  и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

-признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;

-  стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании  детей;

Рефлексивный

Родители:

-  самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты;

-  самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;

- удовлетворены работой педагогов ДОУ.

Педагоги:

 владеют  самодиагностикой  процесса  организации  общения  с  родителями,  выявления  положительных  моментов и недостатков;

-  осознают      собственные  ошибки  и трудности  в организации общения с родителями воспитанников.

Сведения о семьях воспитанников

Педагоги второй младшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак» строят свою работу по воспитанию и обучению в тесном контакте с семьей. Во второй младшей группе контингент родителей социальной и образовательной статус членов семей воспитанников.

Социальный статус семьей (количестве)

 Социальный паспорт группы

ФИО родителей

Состав семьи

Учителя

Медработники

Служащие, сотрудники МВД

Предприниматели,

Другие сферы

Араты, рабочие

Безработные, пенсионеры

Родители опекуны

Студенты

1

Арзыл Алёна Артёмовна

3

+

2

Айыр- оол Вероника Владимировна.

Айыр- оол Орлан Вениаминович

5

+ +

3

Дамыймаа  Чойган Анатольевна.

5

+

+

4

Арзыл Чинчи Артёмовна

2

+

5

Быстан- оол Шончалай Эресовна.

Быстан- оол С.

4

+

+

6

Донгак  Сай- суу Орлан- ооловна. Донгак Айдыс Алдын- оолович.

4

+

+

7

Кыргыс  Аржаана Вадимовна. Кыргыс Айзат.

3

+

+

8

Комбу  Чойгана Сергеевна. Комбу Николай.

5

+

+

+

9

КЫЗЫЛ- ООЛ Сай- Хээ Олегович.

 ООржак Надежда.

4

+

+

10

Ненден- Хуурак Нонна Сергеевна. Кенден- Хуурак Каадыр- оол .

3

+

+

11

Мижит- оол  Долаан Эдер- ооловна

3

+

12

Монгуш  Чечена Владимировна. Монгуш Михаил.

3

+ +

13

Сарыглар Ай- суу Викторовна.

Сарыглар Марьян.

4

+

+

14

Сарыглар  Алина А.нгырбановна

3

+

15

Сендир- оол Алена Дандар- ооловна.

Сендир- оол Эдуард.

4

+

+

16

Сундуй Сайлык Бадыевна. Сундуй  Сергей Владимирович.

5

+ +

17

Тюлюш Идегел Борисовна.

3

+

+

18

Шангыш- оол Шынгырааш Адыгжыевна.

2

+

19

Шивидек  Айгуля Шолбановна

4

+

20

Чульдум Чаяна  Алексеевна

3

+

21

Чульдум Чаяна Алексеевна.

3

+

22

Даваа Шенне Валерьевна

2

+

23

Кыргыс  Урана Борисовна

5

+

24

Серээ Станислава Сандак- Доржуевне.

2

+

25

Куулар Шончалай  Шыыраповна. Куулар Майор

5

+

+

26

Сергештей Чодураа Валерьевна. Сергештей  Элбек Сарыг- оолович.

4

+ +

27

Чолдак- оол Виктория Владимировна

4

+

28

Ондар Анисья  Владимировна

2

+

29

30.

Шивидек Айгуля Шолбановна

Бегзи Алдынай Ивановна

5

5

+

+

1. Общее количество детей в группе-30.

Из них мальчиков-15.

Из них девочек-15.

2. Количество полных благополучных семей-14.

Количество полных неблагополучных семей (пьянство, наркотики, судимость, дебоширство, отсутствие контроля за детьми со стороны родителей и т. д.)

3. Количество неполных благополучных семей-6

Из них количество, где мать (отец) одиночка-7.

Из них количество семей разведенных родителей

Из них количество детей полусирот

4. Количество неполных неблагополучных семей-6

Из них количество, где мать (отец) одиночка-7.

Из них количество семей разведенных родителей

Из них количество детей полусирот

5. Количество детей с опекаемыми детьми

нет

6. Количество многодетных семей-6.

7. Уровень образованности родителей

Имеют высшее образование-10.

Имеют среднее профессиональное образование-11.

Имеют среднее образование-8.

Учатся-2.

8.Характеристика семей по материальному обеспечению:

Обеспеченны полностью

Средне обеспеченны

Малообеспеченные

8

16

6

9. Социальная характеристика семей:

молодые семьи

до 30 лет

Семьи

30 – 40 лет

семьи

40 – 45лет

неполные семьи

неблагополучные семьи

асоциальные семьи

11

17

1

7

6

10. Сведения об участии семей в жизни детского сада:

Постоянно участвуют

Эпизодически участвуют

Не участвуют

16

4

II. Основной раздел

2.4. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:


• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);


• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;


• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:


• развитие интересов и потребностей ребенка;


• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;


• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.


Цель реализуется через следующие задачи:


• воспитание уважения к детству и родительству;


• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;


• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;


• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы   с детьми;


• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.


Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:


• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;


• открытость детского сада семье;


• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.


Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.


2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.


3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.


4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.


5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Все формы с родителями подразделяются на


• коллективные (массовые),

 индивидуальные и наглядно-информаци-онные;


• традиционные и нетрадиционные.


Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.


Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
• внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
• работа с родителями за пределами ДОУ. Цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.

2.5. Познавательные формы взаимодействия с родителями

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей,  способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.


По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Общее родительское собрание ДОУ.
 Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки . Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей  Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники  отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.


Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
Рекомендуется проводить 2-3 собрания в год продолжительностью 1,5 ч.

Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?»,

 «Как играть с ребенком?» «Нужно ли наказывать детей?» и др.
При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:


•собрание должно быть целенаправленным


• отвечать запросам и интересам родителей;


• иметь четко обозначенный практический характер;


• проводиться в форме диалога;


• на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.
Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к

дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).
Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.


При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
• Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
• Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
• Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.


• Подготовка конкурсов, выставок.


• Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.


• Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).
• Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.


Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей.

.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
«Дни открытых дверей». Приобретают широкое распространение.  Сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, по¬общаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и

детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях.


Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Приглашает две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.


Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.


Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.


Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется  родителям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать родителям советы.
Посещение семьи. Основная цель  – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.


Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.


Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:
• быть тактичным при посещении семьи;


• не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;


• не задавать много вопросов родителям о воспитании детей.


Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе.  Беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

2.6. Досуговые формы взаимодействия с родителями

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер¬жанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.



Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года»,  «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

2.7. Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
1. — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
2. — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:,



• фотографии,


выставки детских работ,


папки-передвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:

изобразительная,
информационная.
Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с ме¬тодами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудности.
Уголок для родителей.   В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:


• материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;


• материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание. Для этого необходимо:
1. Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза. Освободить на стене место для будущего родительского уголка. Сделайте из фанеры планшетный стенд или купите готовый, желательно сборно-разборный, чтобы иметь возможность при необходимости увеличить или уменьшить площадь стенда.
2. Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.


3. Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер шрифта букв - не менее 14 кеглей. Информацию дополнить красочными рисунками.
4. Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Это даст родителям возможность получать личные консультации в случае необходимости. Расписание дня, ежедневное меню, информация о воспитанниках группы (рост, вес и прочие показатели) – все это непременная часть родительского уголка.
5. Традиционно родительский уголок оформляется в виде теремка, крышу которого можно сделать из любого материала (бумаги, самоклеящейся клеёнки, соломы, веток и т.д.). Украшается уголок рисунками, аппликациями и поделками детей. Можно попросить и самих родителей, которые вместе с детьми с удовольствием примут участие в этом творческом мероприятии.
Но можно подумать и о нетривиальном оформлении уголка. Здесь вариантов  много. Можно оформить стенд в соответствии с названием группы или общим дизайном приёмной.
Выставки, вернисажи детских работ, цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).


Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень», «Зима пришла» и т.д.



Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми


• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;


• просьбы о помощи;


• благодарность добровольным помощникам и т.д.



Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий



Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

2.8. Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.



Анкетирование
. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На основе анкетных данным можно разработать критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».


Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2.9. Письменные формы взаимодействия с родителями

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.



Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде и группе. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.



Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.



Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.



Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

3. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.


С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.


В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.


Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;


• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;


• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;


• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

                               План работы с родителями во второй младшей группы

Сроки проведения

Мероприятия

Примечание

1.

Сентябрь

Выставка живых цветов и овощей.

2.

Сентябрь

Родительское собрание « Начало учебного года»

3.

Октябрь

Памятка для родителей «Развитие речи детей во 2-й младшей группе»

4.

Ноябрь

Конкурс стихов, посвящённый ко Дню Матери.

5.

Декабрь

Украсим нашу группу вместе с родителями.

6.

Январь

Консультация « Холодный период»

7.

Февраль

Выставка подделок ко Дню празднования 23 февраля.

8.

Март

Открытки для мам сделанные руками детей « Моей мамочке»

9.

Апрель

Итоговое родительское собрание «Мы стали на год взрослее»

10.

Май

Экскурсия на памятники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дарите радость детям. Конспект беседы с родителями воспитанников младшей группы

Дарите радость детям. Конспект беседы с родителями воспитанников младшей группыАвтор- разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей группы, руководитель клуба «Моя семья» МБДОУ ЦРР Детский ...

Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»

Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...

Памятка для родителей воспитанников младшей группы детского сада

Памятка для родителей воспитанников младшей группы детского сада...

План сотрудничества с родителями воспитанников младшей группы

План сотрудничества с родителями воспитанников младшей группы...

Памятка для родителей воспитанников младшей группы

1. Старайтесь уделить значительное количество времени подготовке ребенка к поступлению в детский сад: оттачивайте необходимые навыки самообслуживания, безопасности жизнедеятельности, навыки построения...

Рекомендации для родителей воспитанников младшей группы " Овощи и фрукты "

Рекомендации для родителей воспитанников младших группУважаемые родители!Тема этой недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром - «Овощи и фрукты».Чтобы дети лучше запомнили названия ово...

Тренинг для родителей воспитанников младшей группы «Психологическое здоровье младших дошкольников»

психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей....