Занятие в старшей группе «В гостях у Дымковских игрушек»
материал (старшая группа) на тему

Сорокина Светлана Викторовна

Занятие в старшей группе

«В гостях у Дымковских игрушек»


Скачать:


Предварительный просмотр:


Занятие в старшей группе

«В гостях у Дымковских игрушек»


ЦЕЛИ: 

Обогащать и расширять художественный опыт детей.

Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

Развивать творческие способности.

Активизировать в речи детей прилагательные. 


Программное содержание: расширять представление о народной игрушке;

закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. 

Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки.

Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.

Формировать умение работать с глиной.

Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.


Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; силуэты дымковских игрушек из картона, бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т.д.; таблицы с изображением элементов дымковской росписи. Панно «Зима»; технологические карты по лепке.

Техническое обеспечение: музыкальный центр, диски с записью русских народных песен: «Ой, мороз, мороз », «Барыня.
Для каждого ребенка: нарукавники, глина, стека, вода, станок для лепки, салфетки (бумажные, влажные).


Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах, посещение выставок народной игрушки, декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.


В изостудии декорация с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идёт дымок. Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковёр. У ковра – столик для настольного представления. Музыкальное сопровождение занятия обеспечивается с помощью фонограммы. 


Этапы работы


Ход занятия


Работа с детьми


Приветствие


Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

Сорока - белобока по лесу летала,

По веткам скакала,

Детский сад искала.

Принесла в клюве письмо.

(Показывает детям письмо.)

От кого оно?

(Открывает конверт.)

«Здравствуйте, ребятки, -

Настенки и Ванятки,

Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Сочинять и рисовать,

Приезжайте в гости!

Милости просим!

 Игрушки из села Дымково».


Поднятие эмоционального настроя


Беседа с детьми


Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

Дети: Хотим!

Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)

Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр).

- Все готовы? Ковёр взлетает: 

Раз-два-три-четыре-пять,

Начал наш ковёр взлетать.

Над полями, над горами, 

Над высокими лесами. 

Мы быстрее ветра мчимся, 

Глядь – и мигом приземлимся!

(открывает декорацию)


Развивать связную речь детей;

память, фантазию, воображение.


Рассказ педагога


Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Вот глиняный шарик – прадедушка всех игрушек. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне – мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье. Оттого, наверное, и назвали вятскую слободку « Дымково».


А ну-ка, посмотрим, кто здесь живёт. 

Кто письмо прислал с сорокой?

Кто послал её далёко?

Кто ребяток в гости звал?

Кто игру им обещал?

Поскорее покажись, покажись,

Поскорее назовись, назовись!


Развивать внимание, воображение. Воспитывать уважение к народным мастерам.


Чтение стихотворений


 Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. (Водить кукол может педагог, а говорить за кукол могут дети)

Педагог:

За студёною водицей

Собирается девица,

Как лебёдушка, плывёт,

Вёдра полные несёт.

Эта, гляньте, деток нянчит.

Вокруг этой пёсик скачет.

Эта замуж собралась –

Свадьба, видно, удалась!

 Барыни:

Наряжаться нравится

Модницам – красавицам.

Педагог:

В красном новеньком седле

Всадник скачет на коне.

Конь копытом гордо бьёт.

Молодца домой везёт.

Всадник:

Еду с ярмарки домой,

К своей женке молодой!

Педагог:

Поглядите, что за птицы!

Кто ни взглянет, удивится!

Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Птицы:

Лапки, клювы, оперенье –

Просто чудо, загляденье!


Развивать связную речь; память;

развивать пластику, координацию движений.


Музыкально – пантомимичес-кая игра


Педагог:

Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.


Развивать слуховое внимание, воображение;

закреплять знания о дымковских игрушках;

развивать пластику, координацию движений. Поднятие эмоционального настроя.


Дидактическаяигра

«Украсим игрушки узором»


Педагог:

Повернитесь, покружитесь,

Низко – низко поклонитесь!

Ждёт нас новая игра.

Составлять узор пора!

Педагог достаёт крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и точками. Если контурные изображения достаточно крупные, дети могут работать подгруппами. Педагог уточняет, какие элементы используются для составления узора.


Ориентирование в пространстве.

Развивать чувство ритма при составлении узора.


Работа со схемами. Показ воспитателя.

Обсуждение способов лепки.


Педагог: Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

- Из чего делают дымковские игрушки?

- Какие еще нужны материалы?

- Какие нужны инструменты для работы?

^ Мастерская открывается. Дети входят, надевают нарукавники и садятся на рабочие места.


Педагог:

Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание на схемы!

(на плакатах – образцы и приемы лепки). 

Педагог:

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать! 


Воспитывать желание заниматься творческой деятельностью.

Развивать связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.

Словарная работа: стека, резец.


Развивать конструктивные способности; 

внимание;

закреплять умение работать со схемой


Физкульт-минутка


Педагог:

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!


- Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:


«Сяду прямо, не согнусь, 

за работу я возьмусь».


Вот теперь можно приступить к работе.


Снятие усталости, напряжения в мышцах.


Формирование навыков правильной осанки.


Самостоятель-ная работа


- А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.


Совершенствование навыков детей в лепке из глины.

Развитие тактильных ощущений


Индивидуаль-ная работа


Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.



Итог занятия

Анализ работ


 Дети заканчивают работу, моют руки.


Педагог:

Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

- Все ли игрушки ладные?

- Чья работа больше всех нравится? Почему?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- А кто придумал и слепил что-то своё? 


- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.


Раз – два – три!

Лети!


- Повторяйте за мной прощальные слова:

Мы о дымковской игрушке

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья – подружки,

Мы закончим наш рассказ.


Звучит русская народная мелодия «Барыня»


Педагог:

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Дети танцуют

D:\Света\Фото садика 2014-2015 Почемучки\P2130143.JPGD:\Света\Фото садика 2014-2015 Почемучки\P2130142.JPGD:\Света\Фото садика 2014-2015 Почемучки\P2130144.JPGD:\Света\Фото садика 2014-2015 Почемучки\P2130146.JPGH:\Новая папка\P4030022.JPGH:\Новая папка\P4030025.JPG

H:\Новая папка\P4030026.JPGH:\Новая папка\P4030028.JPGH:\Новая папка\P4030030.JPGH:\Новая папка\P4030031.JPGH:\Новая папка\P4030021.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "В гости к Зимушке"

конспект занятия по обучению русскому языку (нац.дет.сад.) "В гости к Зимушке"...

Занятие в старшей группе "В гостях у Дона Кактуса"

ЗАнятие по ознакомлению с комнатными растениями в старшей группе...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись филимоновских и Дымковских игрушек».

Программное содержание:Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек:...

Занятие в старшей группе «В гостях у Дымковских игрушек»

Занятие в старшей группе «В гостях у Дымковских игрушек»...

НОД в старшей группе Тема: « Роспись силуэтов дымковских игрушек»

Данное занятие составлено в соответствии с Федеральными государственными требованиями на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под реда...