Технология проблемного обучения
статья по теме

Любина Ирина Петровна

Проблемнодиалогическое обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-продуктивной к развивающей, гуманистической, личностно-ориентированной. В связи с этим на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить объяснение нового материала на «открытие» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, то есть применима на любом предметном содержании и любой ступени. В частности, она реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».

Суть проблемного диалога  начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом ребёнок  испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу.                                                                                                                                                        Использование проблемных заданий и вопросов оказывает влияние на эффективность обучения и развитие познавательных способностей детей  и повышает мотивацию детей к обучению.                                                                                                                                                                       На занятиях по ознокомлению с окружающим я ставлю перед собой цель:

- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

- создать мотивацию к дальнейшей успешной обучающей  деятельности;

- формировать интерес к образованию;

- создать  условия в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ребёнка;

- создать  ситуацию комфортности на занятии;

- развивать личность ребенка;

- развивать речь  дошкольников

- развивать  умение  применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.

На своих занятиях я всегда стремлюсь создать проблемно-развивающую среду с помощью загадок, наводящих вопросов, сюрпризных моментов.

Например, занятие «Пирамидка с сюрпризом»

 Задачи: рассказать детям о «мамином празднике»,

               Расширять понимание выражений «Моя мама», «Ваши мамы», «Мамин

               праздник»

               дать детям возможность выполнять образцы пирамидок и дополнять их по

              собственному замыслу,

              закреплять умение действовать с объёмными геометрическими фигурами ( шар,

               куб, кольцо, втулка, призма), нанизывая их на стержень.

Создание проблемной ситуации:

«В праздник маму необходимо поздравить и подарить ей подарок. А если бы вы стали волшебниками, какие подарки подарили бы своей маме?»

(Фантазии детей)

Затем я показываю коробку, а в ней геометрические фигуры.

Вопрос: Какой подарок маме можно приготовить из всего этого?

Ответы детей разные, но дети не догадываются о пирамидке.

Я предлагаю детям сделать красивую пирамидку для своей мамы.

Малыши подбирают детали по своему замыслу, стараясь сделать самый красивый подарок. Когда задание будет выполнено, я достаю сундучок, а в нём фигурные крышечки для пирамидок, выполненные из плотной бумаги в виде «солнышка», «цветочка», «головок петрушки, собачки, кошечки».

Дети завершают сбор пирамидок, нанизывая «личики»  на стержень.

Занятие №2.

«Беседа о весне»

Задачи:

Закрепить представления о весеннем времени года.

Создавать у них радостное настроение, обратив внимание на изменения в природе;

чаще и жарче светит солнце , тает снег, бегут ручьи.

Обратить внимание на яркие признаки весны: зеленеет травка, птички резвятся и купаются в лужах.

Эмоционально обогащать представления детей о ярких весенних признаках средствами художественной литературы.

Проблемная ситуация: приход куклы в зимней одежде (валенки, шуба, тёплая шапка, рукавицы). Кукла очень грустная от того, что промочила ноги.

Решение ситуации при помощи вопросов и загадывании загадки.

Вопросы: «почему кукла промочила ноги?»

Ответы: «потому что снег мокрый и кое-где появились лужи».

Вопрос: «Почему появились лужи?»

Ответ: «Потому что стало тепло, солнышко греет сильнее и поэтому снег тает».

Вопрос: «С приходом какого времени года снег начинает таять?»

Ответ: «С приходом весны»

Вопрос: «По сезону одета кукла?»

Ответ: «Нет. Кукла одета в зимнюю одежду».

Вопрос: «Куда исчез снег?»

Ответ: «Солнышко его растопило, снег растаял и побежали ручьи. Кукла промочила ноги, потому что она в валенках».

Вопрос: « А вы рады, что наступила весна?»

Ответы детей.

Вопрос: «кто ещё радуется приходу весны?»

Загадываю загадку о птичке.

Дети отгадывают загадку.

Далее подтверждаю свои слова чтением стихотворений о весне.

Занятие №3.

«Наш книжный уголок»

Задачи: прививать детям интерес и любовь к книге.

                Учить бережному обращению с книгой (не мять, не рвать, не слюнявить

                страницы, не рисовать в книге).

                 Показать детям, что у каждой книжки есть обложка.

                  Учить узнавать по обложке книгу.

Проблемная ситуация: Загадываю загадку о книге и приглашаю сесть напротив книжного уголка.

Вопросы: «Как вы думаете про кого эта книжка?»

                    «что нарисовано на этой книге?»

Далее показываю книгу без обложки.

Вопрос: «Какая сказка живёт в этой книге?»

Решение проблемной ситуации:

Вопрос: «Чего не хватает в этой книге?»

Ответы детей.

Далее показываю обложку, и знакомлю детей с «рубашкой» этой книжки.

Решение проблемной ситуации происходит с помощью диалога детей с книгами, которых «обидели»  - оторвали обложку, смяли страницы.

Занятие заканчивается презентированием новой книги «Потешки».

Занятие №4.

«За покупками»

Задачи: учить группировать предметы по общему признаку,

                Развивать пространственные ориентировки.

Проблемная ситуация:

Игра в «Магазин».  Дети объединяют в группы картинки, на которых нарисована посуда, одежда, игрушки, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты.

Вопрос: «В каком магазине ты хочешь быть продавцом?»

Дети затрудняются сказать название магазина, где собраны картинки, на которых нарисованы хлебобулочные изделия, овощи и фрукты.

Далее я загадываю загадку о продуктах.

Решение проблемы: Предлагаю детям поиграть в игру «Приём гостей».

Дети угощают гостей салатом, приготовленным из продуктов чаем с хлебобулочными изделиями.

Таким образом, с помощью вопросов, загадок, игр с детьми, использованием художественной литературы я побуждаю детей к мыслительной деятельности, повышая при этом эффективность обучения и развития познавательных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"

-        создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием развивающих технологий и технологий проблемного обучения

В данной методической разработке используется развивающий дидактический материал - палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. С их помощью решаются задачи развития логического мышления детей, смекалки, умения...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...