Проектная технология в современном воспитательно-образовательном процессе
статья (подготовительная группа) на тему

Ретинская Наталья Александровна

Проектная технология в современном воспитательно-образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

В связи с вступлением в силу ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012, дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования. «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.» (ФЗ «Об образовании в РФ» ст.64). Дошкольное образование, как и другие уровни образования, регулируется федеральными государственными образовательными стандартами, которые обеспечивают образовательные пространства Российской Федерации.

Одними из главных задач ФГОС являются:

  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития образования.

ФГОС  утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность. Иными словами, меняется позиция отношения взрослого к ребенку. Основной деятельностью являются детские виды деятельности. Через организацию различных видов деятельности или их интеграцию с использованием различных методов и приемов осуществляется непосредственно-образовательная деятельность. Методы и приемы педагог выбирает самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей детей и поставленных задач.

В ДОУ педагоги создают личностно-ориентированную образовательную среду, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов; воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности.

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.  К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Проектная деятельность
  • Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
  • Игровые технологии и др.

Хочу подробнее остановиться на технологии проектной деятельности, т.к. считаю ее очень важной в воспитательно-образовательном процессе. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Основной  целью  проектной технологии  в дошкольных учреждениях является  развитие свободной творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проектная деятельность позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Разумеется, что исследовательская деятельность должна осуществляться в игре, т.к. игра является ведущим видом деятельности у дошкольников.  Проектная технология  позволяет  объединить  детей,  родителей  и педагогов  в  совместной  деятельности.

 Возможность  использования   проектной  деятельности  в  работе  со  старшими  дошкольниками  обеспечивается  характеристиками  данного  возраста.  Это,  прежде  всего  любознательность,  стремление  к  самостоятельному  поиску  ответов  на  возникающие  у  ребенка  вопросы.

«Проектная  деятельность  отвечает  возрастным  особенностям  детей  5—7  лет.

Среди  них  можно  выделить:

•непосредственную  связь  с  жизнью,  интересными  событиями  и  необычными  свойствами  привычных  предметов;

•возможность  достичь  объективно  и  субъективно  значимого  результата;  широкий  спектр  видов  деятельности;

•важность  не  только  результата,  но  и  процесса  и  способов  его  достижения;

•возможность  действовать  в  своем  темпе,  выбирать  формы  взаимодействия,  проявлять  познавательную,  творческую,  деловую  активность,  самостоятельность,  применять  освоенные  ранее  знания  и  умения» 9

По характеру сбора информации, задачам и ожидаемым результатам проекты можно разделить на:

- ознакомительно-ориентированные проекты, включающие сбор информации и систематизацию знаний детей;

- информационные проекты социальной направленности, направленные на воспитание чувств, положительного отношения к изучаемым объектам, явлениям, поступкам;

- творческие проекты, позволяющие детям в процессе творческой деятельности проявлять свои чувства, отношения.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1)постановка цели;

2)поиск  формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

* учет интересов каждого ребенка;

* деятельность детей без принуждения;

*  предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

* совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

*  тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Для успешного внедрения проектной технологии  требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования и взаимодействия,  достаточное и качественное дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Опыт работы по потенциалу современной образовательной технологии «Мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

Статья "СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА"

Статья посвящена изучению современных тенденций развития воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и рассматривает инновационные технологии, как требования ФГОС ДО и как возмож...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»

Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

Консультация для педагогов. «Современные технологии по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».

Консультация для педагогов.  «Современные технологии по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»....

Выступление "ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить конт...