Рабочая программа хорового кружка,
рабочая программа по теме

Максимова Виктория Витальевна

Рабочая программа хорового кружка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 436»

                     

                        Утверждаю:

Заведующий ___________О.И. Данилова

Приказ  №  ______   от   ______________

Дополнительная общеобразовательная

 программа:

« Радуга»

Составил:

Руководитель кружка

Максимова В.В.

Нижний Новгород

2015 год

Пояснительная записка

Пение является основным занятием хорового кружка  « Радуга» .

Хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Музыка имеет магическую, ни с чем несравнимую силу воздействия на духовный мир человека, составляет основу нравственного развития личности, поэтому она играет важную роль в жизни людей, а для детей становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Занятия хоровым пением создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе.

Хоровое пение имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату дошкольников. Во-первых – это действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Во-вторых  хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность,  чувство долга и  ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. В третьих важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.

Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей. Воспитание творческой личности.

Основные задачи в работе кружка:

- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-

 хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.

- Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших воспитанников  в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.

  Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики,  а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в хоровом кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании.

Критерии оценки:

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – участие в вокальных конкурсах, выступление на концертах.

Прогнозируемые результаты :

По итогам обучения по программе,  воспитанники будут владеть следующими навыками и умениями:

-  прочное владение вокально- певческими навыками;

- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

- чуткое слышание своего  голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального значения;

- крепкие навыки пения хоровых произведений гомофонно- гармонической и полифонической фактуры в сопровождении и a kapella;

- умение держать ритм в контрапунктическом движении голосов;

Минимум знаний, которыми  должен владеть каждый  воспитанник:

1. Знать мажорные и минорные лады, различать динамические, темповые агогические обозначения.

2. Определять на слух различные виды движения в мелодии ( поступенное, « змейкой», скачкообразное) и завершение ее на устойчивом или  неустойчивом звуке.

3.  Петь различные звукоряды, мажорные и минорные ( до 2х ,3х знаков)

Режимные моменты:

Программа предполагает занятия с детьми группами.

Состав хоровых групп 10 – 12 человек.

Занятия хором проводятся  два раза в неделю по 20- 30 минут  на группу. Возраст, посещающих хоровой кружок – старший, подготовительный ( от 5 до 7 лет)

Освоение программы рассчитано на 2 года обучения.

Учебно-воспитательная работа с хором:

        Целью работы с дошкольниками в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное  певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры, развитие личностных качеств. В связи с этим задачи можно разделить на две группы:

        I группа — задачи специального развития: формирование навыков певческой, установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых представлений; развитие мышления певца хора; формирование музыкальной памяти; обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания; развитие гибкости и подвижности мягкого нёба; формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полетностью, вибраторностью, разборчивостью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса; формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности. Формирование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания; расширение диапазона голоса, обеспечение роста выносливости   голосового   аппарата.   На   этой  основе  в   процессе  хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения, двухголосного пения, умения петь в ансамбле  (согласованно, слитно, уравновешенно).

        II группа — задачи формирования личностных качеств: чувства коллективизма, потребности и готовности к эстетической певческой деятельности, эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.

        Особенность работы с детским хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением, определить наилучший стиль «рабочих» с ним отношений. Для детей среднего  дошкольного возраста характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон (ми1 – ре 2)  , поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы — это предъявляет особые требования   к  организации  занятий.  

Работа по сольфеджированию начинается с показа педагогом рукой направления движения мелодии в короткой песне или упражнении: вниз, вверх, на месте; затем эту задачу выполняют дети в уже знакомых им песнях. Вначале работа идет в основной тональности песен с названием звуков, без указания знаков альтерации, с показом направления мелодического движения рукой педагогом и детьми. После ряда правильных повторений дается настройка на тон ниже (выше) и песня поется в новой тональности и т. д. Так постепенно дети приучаются к транспонированию. Для начала при этом важно выбирать песню или упражнение с поступенным нисходящим мелодическим движением в диапазоне ми1— си1  как наиболее доступные для интонирования детьми данного возраста.

        Одной из важнейших задач руководителя является пение песен без сопровождения: при таком пении обостряются слуховые ощущения детей, быстрее достигается ровность хорового звучания, выработка красивого тембра, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков; оно используется также для тренировки одновременного вступления хора и снятия звука в конце произведения. Однако эта задача не легка для малышей, поэтому они осторожно, исподволь приучаются к пению а капелла. Исполняя песню в сопровождении фортепиано, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать музыкальный материал вступления к произведению и фортепианного заключения, замечать в сопровождении изобразительные моменты.

        Музыкально-певческие навыки формируются довольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только длительность, но и некоторая разновременность становления разных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокально-хорового обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются и к каждому индивидуально, и к хору в целом.

        Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого участника хора, руководитель должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать производственные и воспитательные задачи. В связи с этим необходимо проводить один-два раза в год индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки   должна   быть   достаточно   подробной,   время — продолжительным (от 15 до 30 минут), условия — благоприятствующими возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.

        Важную  роль  в  вокально-хоровой   работе  играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Они, могут быть направлены на развитие и закрепление любых навыков и умений. При этом важно, чтобы они содержали «эстетическое зерно», не были бы «механистичны».   В  целях  экономим   времени  целесообразно  так отбирать и формировать учебно-тренировочный материал, чтобы решать не одну учебную задачу, хотя на главном следует делать акцент. В число упражнений входят и распевания, значение которых очень велико для развития певческого голоса.

        В современной музыкальной педагогике для активизации музыкального развития детей, особенно младшего возраста, все шире используют разные виды музыкальной деятельности: вокальные и инструментальные импровизации, игру на элементарных ударных инструментах, музыкальные движения и т. д.

        Вокальные импровизации пробуждают любознательность, инициативу, развивают фантазию, воображение, способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности. Они могут быть различными. Самая простая — «певческий» ответ на вопрос: «Как твое имя?», за которой может последовать «музыкальный (певческий) разговор» педагога с детьми. Затем могут даваться задания импровизировать на несложный поэтический текст, разные настроения, образы. Могут быть использованы игры во «фразы-догадки», «мелодические прятки», «куплеты с вариациями», ритмические вариации, сочинение подголосков к теме. Коллективно сочиняются песни с заданным ритмом, в каком-либо стиле, «цепочкой».

        Музыкальные движения иногда могут использоваться как на хоровых занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными: хлопки, щелчки, притопывания, некоторые движения из народных танцев, коллективное дирижирование и т. д. Однако во всех случаях должен учитываться возраст детей, движения должны быть эстетичными, не мешать нормальному певческому процессу.

 Специальное время следует уделять на занятиях хора расширению музыкального кругозора участников коллектива, формированию их  культуры слушания . Эта задача решается не только в процессе ознакомления с произведением и его разучивания, прослушиваний музыкальных произведений в записи, но и на основе коллективных посещений концертов и музыкальных спектаклей.

Данная программа базируется на передом опыте  дирижёров и педагогов, работающих в сфере детского хорового исполнительства прежде всего Г.А.Струве и других А.С. Пономарева,Т.Дмитрик.

На первых занятиях определяются музыкальные данные хористов: музыкальная память, слух, диапазон голоса, чувство ритма , качество звука, которые заносятся в таблицу музыкальных данных коллектива. Они отслеживаются на начало и конец каждого учебного года.

Особое внимание нужно уделять вопросам интонации, строя и ансамбля. Поэтому в репертуаре следует иметь несколько произведений без сопровождения. Кроме того , произведения написанные с инструментальным сопровождением , рекомендуется учить без него. Пение без сопровождения в большей мере способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля и т.д.

     Руководитель хорового кружка планирует свою работу на учебный год исходя из продвинутости коллектива и отражает её в плане учебно- воспитательной работы.

Обучение хоровому искусству должно сочетаться с систематическим усвоением воспитанниками теоретических знаний для сознательного выполнения и усвоения практического материала.

     В примерном списке произведений для хоров, приложенном к программе, сочинения дифференцированы по степени сложности.

     В хоре за год следует пройти 2-3 народных песни ( с сопровождением и без сопровождения).3-4 песни советских композиторов разного характера. Желательно выучить 2-3 произведения классиков.

Содержание программы

Хоровое пение. Ознакомление воспитанников с основами вокально- хорового искусства и основными вокально- хоровыми навыками.

Практические занятия. Воспитанники должны приобрести следующие навыки. Менять по руке руководителя силу звука и  темп. Менять по руке характер звуковедения. Расходовать дыхание так, чтобы его хватало до конца фразы, добиваться этого сначала на песнях с короткими фразами и оканчивающихся на долгом звуке или разделенных паузами .А затем на песнях также с короткими фразами , но оканчивающихся на звуках разной продолжительности и не разделенных паузами. Постепенно подбирать песни с более продолжительными фразами. Несколько менять характер дыхания в песнях различного движения и настроения( в более подвижных, быстрых песнях вдох активный, короткий, выдох мягкий, лёгкий, в медленных  и умеренных песнях- вдох более спокойный, выдох более спокойный , длинный)Петь лёгким звонким, но не напряжённым звуком, в диапазоне от до первой октавы до ре второй октавы( пропевая песни упражнения на слоги  ку, лю,лё ) Ясно пропевать все  гласные одновременно округляя их звучание, приближая а к о, и к ы , е к э. Петь напевно, как бы вливая один звук в другой ( легато). А так же акцентируя каждый звук ( нон легато). Ясно, четко произносить согласные, встречающиеся в конце одного слова и в начале другого. Осмысленно выделять ударные слова во фразах, слоги в словах, пропевая ударные слоги и слова чуть громче, а безударные тише, особенно безударные окончания . Произносить слова согласно общепринятому литературному произношению  , а не по их правописанию. Сливаться в чистый и ясный унисон в одноголосных песнях. Слушать и контролировать себя при пении, а также слушать сою партию и хор, сливаясь с общим звучанием и не выделяясь. Выдерживать постоянный темп, а если нужно, одновременно со всем хором замедлять или ускорять его. Вместе как один начинать и заканчивать произведение или отдельные его части. Постоянно следить за качеством звука. Обращать внимание на его лёгкость, ровность и округлённость.

Разучивание репертуара

Каноны и пение без сопровождения  обязательны для исполнения коллектива

Народная песня. Раскрытие темы. Значение народной песни. Особое внимание следует обратить на русские народные песни, воспитывающие в духе уважения к прошлому, приобщающие к интонации родной музыкальной речи.

Практические занятия - Показ исполнения песни, разбор и объяснение содеожания. Разучивание музыкального материала с сопровождением фортепиано и без.

Современная песня . Сообщение о композиторе- авторе песни. Разбор и объяснение содержания, связь с с современностью, тематика и художественный образ.

Практические занятия. Показ- исполнения песни руководителем. Разучивание музыкального материала с сопровождением фортепиано и без. Художественная отделка произведения.

Классика. Беседы об исторической эпохе, времени жизни и деятельности композитора- классика. Биография и перечень основных показателей произведений. Показ портрета композитора.

Практические занятия. Показ- исполнение песни руководителем. Раскрытие содержания произведения, связи музыкального и литературного образов. Разучивание музыкального материала.

Вокально-хоровая работа

1. Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя. При пении стоя воспитанники должны находиться в спокойном не напряженном состоянии: стоять прямо не наклоняя корпуса и головы, руки спокойно опустить. При пении сидя – сидеть на половине стула, прямо, ноги упирая в пол.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

 1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);        

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье-оберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Воспитанники должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также детям объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V. Дыхательные упражнения по методике А. Стрельниковой  ( работа над вдохом). Короткий и длинный вдох.  Формирование навыка экономного вдоха. Дыхательные упражнения по методике В.Емельянова ( работа над выдохом).

3.Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

4. Выработка подвижности голоса. 

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.

 Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примерных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примерные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма. 

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений  или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме legato и staccato.

9. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

В работе с хоровым коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примерных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ руководителя.

3. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

4. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

5. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

11. Музыкально- исполнительская работа

Развитие навыка уверенного пения  различных музыкальных штрихах ( legato, staccato, marcato,  non legato).Отработка динамических оттенков и штрихов – crescendo, diminuendo, p mp, mf, f, ff. Упражнения , направленные на сохранение певческого тона и диафрагмального дыхания при пении pianо, mezzo piano.Адекватное восприятие дирижерского жеста.

Работа над репертуаром

«Для того, чтобы развить голос, надо начать учиться петь».

Объясняются общие правила пения, так называемая «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд. Обучение пению на одном звуке, добиваясь унисона (едино звучания). Правильное певческое дыхание (не поднимая плеч, пение с мягкой атакой). Понятие хорового дирижирования, дирижёрский жест, начало пения по руке, снятие звука также по руке. Умение слушать друг друга. Культура поведения и исполнения в хоре. Первоначальные хоровые навыки.

        

Методические рекомендации

Огромное значение для хора имеет подготовительный этап к работе: распевание вокально- хоровыми упражнениями. Все упражнения должны включатся в занятия с учётом доступности.

Следует придерживаться следующих принципов:

- на первом году обучения достичь унисона

- последовательность упражнений по распеванию –« от простого к сложному»

- начинать распевание с одного звука

- начинать распевание с «си» малой октавы

- в репертуаре младшего хора обязательно должны присутствовать каноны

- пение без сопровождения является одним из лучших средств развития и воспитания слуха и голоса

Методическое обеспечение

В основе работы с вокально – хоровыми коллективами лежит методика работы с хоровыми коллективами Г.П.Стуловой, методика « хорового сольфеджио» Г.Струве, методика координации, тренинга и развития голоса В.Емельянова, дыхательные упражнения А.Стрельниковой.

 

На начальном этапе юбучению пению надо осуществлять по ручным знакам ( система Ани Гловера и Джона Кёрвена). Воспитанники осваивают ступени лада по пению «по руке».Такие систематические упражнения с ручными знаками и дальнейшее пение по руке( рука как «нотный стан») интенсивно развивают координацию между голосом и слухом. При этом закладываются основы ладового слуха. При разучивании песен мы преследуем две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам, и постепенно готовим детей к художественному пению по нотам.

Вокальная педагогика является частью общей педагогики. Общие принципы дидактики- основа для всех методик, в том числе и вокальной . Но принципы обучения пению специфичны:

- воспитание и всестороннее развитие ребёнка;

- сознательность и творческая активность;

- ретроспектива и перспектива в обучении ( постоянное повторение и обновление репертуара)

- систематичность проведения занятий и использование одних и тех же вокально- хоровых упражнений;

- учет индивидуальных особенностей (методы  визуального наблюдения, индивидуального прослушивания ,организация репетиций, запись на видео и аудио носители.);

- принцип посильной трудности;

- единство художественного и технического совершенствования голоса;

- опора на предшествующее слуховое восприятие;

- целенаправленное управление регистровым звучанием.

 В содержание обучения входит:

1) система основных специфических знаний и навыков и их обработка;

2) опыт творческой деятельности воспитанников;

3) опыт эмоционально – волевого отношения к миру, друг другу;

Наряду с общедидактическими, в вокальной педагогике сложились свои методы,

Отражающие специфику певческой деятельности: концентрический, фонетический, объяснительно- иллюстративный в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения( на основе представления), сравнительного анализа.

Каждый метод представляет собой систему приёмов, объединенных общностью задач и подходов к их решению.

Основные приёмы, которые используются в работе: приёмы развития слуха и голоса, приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения, приёмы психолого- педагогического воздействия на воспитанников.

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

 Музыкальный зал. Фортепиано, магнитофон,  компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Примерный репертуар

1 Русская народная песня «Осень»

2 Немецкая народная песня «Гусята»

3 Т. Потапенко «Грибники»

4 Г. Струве «Новогодний хоровод»

5 Украинская народная песня «Веснянка»

6 Словацкая народная песня «Спи, моя милая»

7 В.-А. Моцарт «Весенняя песня»

8 Французская народная песня «Братец Яков» (канон)

9 В. Китта «Всюду музыка живёт»

10 А. Заруба «Страшная история»

11 Г. Струве «Моя Россия»

12 Я. Дубравин «Добрый день»

13 Русская народная песня «Как у наших у ворот»

14. Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»

15. «Горошина» В.Карасевой.

16.  «Я  люблю свою землю» Е.Птичкина.

17. «Принцесса» Ю.Гуцалюк.

18.  « Золотая Россия» Е. Цыброва

19. «Новогодняя сказка» С. Суэтова

Песни русских композиторов

А. Гречанинов

« Колыбельная» Слова народные

 « Подснежник»

 « Призыв весны» Слова народные

В. Калинников

« Солнышко»

« Тень-тень»

П.Чайковский

 « Детская песенка» Слова К.Аксакова

Песни зарубежных композиторов

И.С.Бах

« Колыбельная» текст Т.Сикорского

Песни современных композиторов

« Улетели журавли» Слова Е.Благиной

Г.Гладков

«Старая песня» Слова Ю. Энтина

С.Никитин

«Песня о маленьком трубаче» А. Пахмутова

 « Кто пасется на лугу?» Слова Ю.Черных

Н.Дементьева

 « Простая песенка» Слова П.Синявского

А.Журбин

«Смешной человек»

Г.Струве

«Веселый колпачок», «Веселая песенка» , «Грустная песенка»  Слова В. Викторовой

Русские народные песни:  « А я по лугу», « Как пошли наши подружки»

Используемая литература:

Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения

Струве Г.А. « Хоровое сольфеджио»

Сборники песен

Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности»

Струве Г.А. «Каноны для детского хора»

Птичкин Е.Н. « Мы живем в гостях у лета» музыкальный сборник М., 2001

«Поющие капельки»/ Сборник по итогам « Весеннего музыкального фестиваля детской песни» Н-Н., 1999

Композиторы классики для детского хора . Выпуск1.М., 2001

 Михаил Славкин « Песни и хоры» - сборник для детей младшего, среднего и старшего возраста» М., 2003г

Произведения для детского хора« Поющее детство» составитель И.Мякишев , М., 2002г

Песни советских композиторов  « Весёлая карусель» ,Москва « Музыка» 1991г

Песни советских композиторов « И в шутку , и всерьёз», Москва « Музыка» 1990г

                 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ЛЮБИМЫЙ НОСИК

Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике

заболеваний верхних дыхательных путей.

 

А сейчас без промедления

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте

И почаще повторяйте.

 

1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз).

Вдох — погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох — и обратно

Пальцы наши просятся.

 

2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).

Дай носу подышать, На выдохе мычи.

Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.

Артикуляционная гимнастика

Трактор.

Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).

Стрельба.

Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г(укрепляем мышцы полости глотки).

Фейерверк.

В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).

Гудок парохода.

Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.

Упрямый ослик.

Выбираются  ослики  и погонщики.

Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричать й-а-й-а  (укрепляем связки гортани).

Плакса.

Имитируем плач,  произнося ы-ы-ы (звук [ы] снимает усталость головного мозга

КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ  УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА

Лошадка.

Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем

(20—30 с).

Ворона.

Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом

( 6 – 7 раз).

Змеиный язычок.

Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).

Зевота.

Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать

(5—6 раз).

Веселые плакальщики.

Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).

Смешинка.

Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Музыкально – дидактические игры

для детей дошкольного возраста

Веселые матрешки

Программное содержание:

Учить детей различать звуки по высоте.

Игровые пособия:

Матрешки трех величин по числу играющих.

Музыкально-дидактический материал:

Металлофон.

Ход игры:

Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.

Какой инструмент звучит?

Программное содержание:

Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровые пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов.

Музыкально-дидактический материал:

Детские музыкальные инструменты.

Ход игры:

Дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен звучащий инструмент.

Колокольчики

Программное содержание:

Учить детей различать силу звучания.

Игровые пособия:

Наборы колокольчиков разной величины.

Ход игры:

Педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние.

Угадай-ка

Программное содержание:

Учить детей различать длительность звуков.

Игровые пособия:

Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков.

Музыкально-дидактический материал:

Бубен или барабан.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей.

Прогулка

Программное содержание:

Различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений.

Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э. Парлова.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в ладоши.

Море и ручеёк

Программное содержание: Учить детей различать темп музыки.

Игровые пособия: Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.

Музыкально-дидактический материал: «Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.

Ход игры:

При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря. 

2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого – двигаются, импровизируя течение ручейка.

 3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом. 

Три медведя

Программное содержание: Учить детей различать высоту звуков.

Игровые пособия: Плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка.

Музыкально-дидактический материал:

«Мишка» М.Раухвергера.

Ход игры:

Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.

2-й вариант.

 Дети изображают медведей, и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.

Букеты

Программное содержание:

Учить детей различать длительность звуков.

Игровые пособия:

Цветы небольшого размера по два у каждого ребенка.

Музыкально-дидактический материал:

Бубен.

Ход игры:

Педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой.

Лесная прогулка

Программное содержание:

Учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана, бубна, погремушки.

Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Игровые пособия:

Шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей.

Музыкально - дидактический материал:

Барабан, бубен, погремушка.

Ход игры:

Детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана – медведи, бубна –   зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.

Кошки и мышки

Программное содержание: Учить детей различать громкие и тихие звуки.

Игровые пособия: Шапочки кошек и мышек по количеству детей группы.

Музыкально-дидактический материал:

Металлофон, любая плясовая мелодия.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под тихие звуки, кошки – под громкие. Когда сила звучания меняется, мышки приседают (прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек.

Козлята и Волк

Программное содержание: Учить детей различать форму, характер и средства выразительности музыкальных произведений.

Игровые пособия:

Шапочка - маска волка.

Музыкально-дидактический материал:

«Козлята», «Волк» Т.Ломовой.

Ход игры:

Под музыку «Козлята» дети резвятся, как только начинает звучать произведение «Волк», выбегает волк (ребенок в шапочке – маске волка) и ловит козлят.

Ах, как песенку поём!

Программное содержание:

Учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен.

Музыкально-дидактический материал:

Детские музыкальные  инструменты, мелодии знакомых песен.

Ход игры:

Педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне, бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют песню.

Бабочки

Программное содержание:

Учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения.

Музыкально-дидактический материал:

Металлофон.

Ход игры:

Под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное – кружатся. Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько раз быстро, а один – медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные загадки.

Барабан и погремушка

Программное содержание:

Учить детей различать тембр, названия музыкальных инструментов, передавать ритмический рисунок произведения.

Игровые пособия:

Барабаны и погремушки.

Музыкально-дидактический материал:

«Барабан» Д.Кабалевский, «Погремушка» В.Тиличеева.

Ход игры:

Когда исполняется произведение «Барабан» дети играют на барабане, передавая ритмический рисунок или отмечая сильную долю, когда звучит произведение «Погремушка» - играют на погремушках

.

Оркестр

Программное содержание:

Учить детей узнавать звучание инструментов симфонического оркестра.

Игровые пособия:

Карточки с изображениями инструментов симфонического оркестра.

Музыкально-дидактический материал:

«Беседы о музыкальных инструментах» из программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

Ход игры:

Детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения и поднять карточку с изображением звучащего инструмента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа хорового кружка "Веселые звоночки"

Занятия в вокальном кружке - это особая возможность для самовыражения детей, рахвитию их сценических способностей. Узкая направленность и меньший количественный состав позволяют уделять больше внимани...

Программа хорового кружка с элементами нотной грамоты под названием "Веселые нотки"

Второй год набираю детей в платный хоровой кружок. Но теперь программа обучения рассчитана не только на старших дошкольников, но и на первоклассников школы, чтобы принять участие в реализации проекта ...

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Программа хорового кружка

Программа по хоровому пению предназначена для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста....

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...