«Развитие речи посредством развития мелкой моторики руки »
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Латфуллина Зулмира Закиржановна

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.                                       

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekt_razvitie_rechi.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Развитие речи посредством развития мелкой моторики руки »

Паспорт проекта

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.                                        

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

 Задачи для педагога:                                                                                                                                        - показать способы проведения пальчиковой гимнастики;                                                                                     - познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;                                                                         - развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:        

- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:        

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;                                                 - создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Вид проекта– творческий.

Продолжительность– долгосрочный                                                                                                                           Объект проекта– дети, родители. 

Предполагаемый результат:

Дети:

- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- отзывы родителей и педагогов;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

Этапы проекта:

1.Подготовительный: 

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

2.Основной этап:

      1. Работа с детьми.                                                                                                                 2. Взаимодействие с родителями.

 3.Заключительный этап.

1.Развлечение "Поможем Золушке попасть на бал"

2.Мастер-класс для родителей.

План работы :

1.Ежедневное разучивание комплексов пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N1)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Пальчиковая игра "ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ" 

Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом – второй, потом – двумя одновременно. Кончиком большого пальца поочередно касаемся-"здороваемся» с каждым пальцем.

- Здравствуй, указательный!

- Привет, средний!

- Здорово, безымянный!

- Как дела, мизинец?

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N2)

1. Ладони на столе (на счет "раз-два"пальцы врозь - вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять"соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Пальчиковая игра "ЗА РАБОТУ!"

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

(пальцы сжаты в кулак)

Большаку – дрова рубить.

(разгибаем большой палец)

Печки все – тебе топить.

(…указательный)

Тебе – воду носить.

(…средний и т.д)

А тебе – посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(на последних трех строчках – кисти рук с выпрямленными пальцами поворачиваем вправо-влево)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N3)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Пальчиковая игра "ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА"

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)

Раз, два, три, четыре, пять…

(поочередно соединяем одноименные пальцы : большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять…

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Пальчиковая игра "БРАТЬЯ"

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди ...

Встали пальчики, ура!

Нам гулять идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

2.Планирование основного этапа.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Дата  

Раздел образовательной деятельности

Темы игр-занятий

Оборудование

«Игры из ничего»

«Прищепки в корзинке»

Прищепки, корзина

«Перекладывание двумя пальчиками»

Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы

«Скрути нитку в клубок»

Поднос, клубок шерстяных

ниток

«Вышивание на картоне»

Лист картона с нарисованными на нем линиями, шнурок

«Игры из ничего»

«Игры с карандашом»

Карандаш с гранями

«Игры со шнурками»

Разноцветные веревочки

«Игры с шариком»

Шарик, игрушка

«Идеальный урок»

Кусок плотной ткани, застежки разного типа

 

«Игры из ничего»

«Ощущения»

Карточки с разными текстурами.

«Нанизывание»

Колечки, шнурки

«Разноцветные прищепки»

Прищепки ,контуры.

         

«Игры с крупой»

«Помочь Золушке»

Поднос, две миски (одна из

 которых с фасолью им горохом)

«Волшебное сито»

Сито, две миски (в одной из которых рис и манка)

«Пересыпаем ложкой»

Поднос, две чашки: слева —

чашка с крупой, а справа —

пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка

«Рисуем дорожки»

Спички, манная крупа

«Игры с крупой»

«Сюрприз»

Банка или глубокая миска с

крупой, одна — две маленькие игрушки

«Шуршалки и гремелочки»

Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие

листья, коробочка из-под

вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д.

«Пальчиковые игры с бумагой»

Игрушки из комканой бумаги

Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки

                 

«Наш разноцветный мир»

«Трубчатый домик»

Лист картона,трубочки из-под

 сока разных цветов и размеров.

«Рвем бумагу»

Папиросная бумага,

Газетнаябумага,разноцветная бумага, бумага-ватман

«Пальчиковые игры на бумаге»

Лист бумаги, краски, пальчики

«Рисунки ладошками»

Тюбики с красками, большие

 листы бумаги (обои)

«Чудеса на песке»

«Отпечатки наших рук»

Поднос с песком, ванночка с

водой

«Что же спрятано в песке»

Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице

Самомассаж

«Массаж своими руками»

Массажный шарик, жесткая

зубная щетка, массажер,

карандаши с гранями

«Ласковые игры для пальчиков»

Варианты игр

Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, пирамидки, кубики и т. п.

3.Планирование заключительного этапа.

«Наши помощники»

 Беседа с детьми «Наши помощники»

Чтение сказки"Золушка"

 Массаж кистей рук, пальцев

Рисование пальцами (плакат совместный)

Сказка«Золушка», массажер , карандаши с гранями,массажные мячики,ватман, пальчиковые краски.

Развлечение

Мастер-класс

Развлечение "Поможем Золушке попасть на бал"

Мастер- класс для родителей.

«Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

3 тарелочки, в одной фасоль и горох, две пустые; контур платья на каждого ребенка, пуговицы разных размеров; ткани разной фактуры, д/и "Собери бусы".

Развлечение "ПОМОЖЕМ ЗОЛУШКЕ ПОПАСТЬ НА БАЛ"

Цель: развитие мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр, используя методы опосредованного воздействия, а также упражнения направленные на общее оздоровление детей.

Задачи: продолжать учить сочетать речь и движение, развивать темпо – ритмическую сторону речи.

Развивать мелкую моторику рук, общие двигательные умения.

Оборудование: 3 тарелочки, в одной фасоль и горох, две пустые; контур платья на каждого ребенка, пуговицы разных размеров; ткани разной фактуры, д/и "Собери бусы".

Ход занятия:

- Добрый день! Начнём с загадки:

Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбки и продолжим занятие.

В-ль: Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо от Золушки. Интересно, что она могла нам написать? (Воспитатель выслушивает предположения детей). Давайте все же прочтем, что там написано.

(Читает письмо от Золушки, которая хочет поехать на бал, но не успевает справится с работой. Просит помощи у детей)

В-ль: Ну что , ребята, будем делать?

А чем мы будем помогать

Дети: руками.

 Чтобы выполнить все задания Золушки , нам нужны сильные и умелые пальчики. Давайте поздороваемся с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра "Пальчики здороваются" 

Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом – второй, потом – двумя одновременно. Кончиком большого пальца поочередно касаемся-"здороваемся» с каждым пальцем.

- Здравствуй, указательный!

- Привет, средний!

- Здорово, безымянный!

- Как дела, мизинец?

Воспитатель: Что мы еще можем сделать для наших рук. (Ответы детей)А знаете ли вы, для чего мы это делаем?

Дети: Чтобы наши пальчики были гибкими и крепко могли держать ручку и карандаш.

Воспитатель: Правильно. А ещё для пальцев и ладони полезен массаж  - он стимулирует работу наших внутренних органов.

Назовите, какие вы знаете внутренние органы человека?

Дети: Сердце, легкие, желудок, кишечник, печень.

Воспитатель: давайте покажем нашим гостям, как мы умеем делать массаж.

Массаж пальцев и ладоней

Общие приемы массажа пальчиков:

 - поглаживание кисти рук;

 - растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности;

 - легкое надавливание на верхнюю фалангу пальчика;

 - растирание по кругу от кончика к ладошке;

 - взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Золушка должна перебрать горох от бобов. Поможем ей. Вспомните, как надо работать в паре, определитесь, кто будет отбирать горох, а кто фасоль. (На столах 3 тарелочки: в одной горох и фасоль и две пустые.)

Воспитатель:  - Молодцы! А теперь самое время начинать помогать Золушке Золушка должна отделить горох от бобов.

Игра "Золушка"

 Вспомните, как надо работать в паре, определитесь, кто будет отбирать горох, а кто фасоль. (На столах 3 тарелочки: в одной горох и фасоль и две пустые.)

- Ребята, вспомните - почему Золушка не смогла еще попасть на бал? (у нее не было красивого платья).  Фея, крестная Золушки, сегодня не успевает ей помочь. Может мы с сможем ей помочь.

Игра"Чудесный мешочек"(на ощупь дети определяют , какая ткань и можно ли из нее сшить платье для бала)

Интересно. а чем же мы платье украсим. Я предлагаю вам составить узор из пуговиц, но прежде чем мы приступим, давайте снова потренируем наши пальчики. 

Пальчиковая игра "За работу"

- Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

(пальцы сжаты в кулак)

Большаку – дрова рубить.

(разгибаем большой палец)

Печки все – тебе топить.

(…указательный)

Тебе – воду носить.

(…средний и т.д)

А тебе – посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(на последних трех строчках – кисти рук с выпрямленными пальцами поворачиваем вправо-влево)

Игра "Украсим Золушке платье"

на столах расставлены тарелочки с пуговицами, на силуэте платья дети выкладывают узор из пуговиц.

 - Ребята, если Золушка была такая бедная и несчастная, наверно ей никогда не дарили подарки.  Может мы приготовим для неё подарок для бала - бусы.

 -Дидактическая игра "Собери бусы"

Молодцы, ребята. Как вы думаете - мы смогли помочь Золушке. Да . Давайте все сложим в коробочку и отправим ей почтой.  Золушка с помощью своей крёстной Феи приготовила вам сюрприз (звучит видео письмо, в котором Золушка сообщает, что приз находиться в укромном месте, которое дети смогут найти с помощью волшебных клубков)

Дети наматывают нитку на клубок и находят приз

2.Мастер- класс для родителей.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Родители сидят за столами, на которых лежат разнообразные предметы: мозаика, разные виды конструкторов, семена, орешки, косточки, пуговицы, крупа, бусинки, пластилин, бумага, ножницы, шестигранные карандаши, природный материал (палочки, веточки, шишки, початки, скорлупа орехов), , маленькие резиновые мячи, пластмассовые палочки, спички (без серы), клубочки ниток, веревочки разной толщины, и т.д.

I часть (сообщение педагога)

Уважаемые родители! Вас, родителей, и нас, педагогов, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие наших детей? Как подготовить их к школе?

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами об одном из аспектов этой проблемы — о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет более углубленные знания по этой теме. Наша задача — донести до каждого из вас важность развития руки ребенка.

 Вопросы к родителям:

 • Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой?

 • Как?

 • Как вы играете с пальчиками ваших детей?

 • Для чего вы это делаете?

 Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

 Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

 В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

 Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

 Попросите ваших детей показать вам пальчиковые игры, и они сделают это: мы в группе очень часто в них играем.

А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:

 Что за скрип? Сжимаем и разжимаем кулачки.

 Что за хруст? Ладони пальцами вверх, переплетаем пальцы.

 Это что еще за куст? Ладони с растопыренными пальцами перед собой.

 — Как же быть без хруста... Пальцы, вверх, переплетаем.

 Если я капуста? Пальцы полусогнуты., изображают кочан.

 Мы капусту рубим, рубим... Ребро ладони.

 Мы морковку трем, трем... Кулачками трель друг о друга.

 Мы капусту солим, солим... Щепотками.

 Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаель кулачки.

 Что дает пальчиковая гимнастика детям?

 • Способствует овладению навыками мелкой моторики.

 • Помогает развивать речь.

 • Повышает работоспособность коры головного мозга.

 • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

 • Снимает тревожность.

 Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

  Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика. но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Об этом мы не только расскажем вам. но и предлагаем поиграть. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

 1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

 2. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших. пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

 Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

 3. Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезть по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.

 Педагог предлагает родителям сплести коврик или сложить вместе с ним фигурку собачки (оригами).

 4. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

 • можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами:

 • катать крупу между большим и указательным пальцами;

 • придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения:

 • покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

 Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

 5. Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т.д.

 6. Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем. чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т.д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

 Педагог предлагает родителям задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».

 7. Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук (предлагает родителям попробовать).

 8 Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками.

 Педагог предлагает родителям сложить из спичек мороженое.

 Очень радовались дети:

 Мама принесла в пакете

Пряников дня Машеньки,

Бубликов для Сашеньки,

Васеньке — пирожное,

Ну а мне — мороженое.

 9. Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

 Педагог раздает памятки, для родителей.

Памятка

 Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

 • Различные виды мозаик.

 • Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).

 • Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры

 • Цветные клубочки ниток для перематывания.

 • Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.

 • Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).

 • Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.

 • Спички с обрезанными головками.

 • Материалы для занятия ниткогра-фией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге).

 • Семена, мелкие орешки, крупа.

 • Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.

 • Пластилин.

 • Бумага для плетения, складывания.

 • Разнообразный природный материал.

 • Ручки, фломастеры, карандаши.

 Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.

Очень надеемся, что мы смогли вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. И в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку активно развиваться, тренировать руку, хорошо подготовиться к школе.

Работа с родителями:

1.Анкетирование «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

2.Консультации: «Пальцы помогают говорить»;

 Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»; «Пальчиками играем – стихи повторяем!»

3.Мастер-класс «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

4.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды.

5.Выставка работ сделанных родителями совместно с детьми «Вот ,что могут наши пальчики!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка и мелкая моторика руки.

Развитие речи ребенка и мелкая моторика руки.Развивающие упражнения на развитие мускулатуры рук и мелкой моторики....

Консультация для родителей "Развитие речи посредством развития мелкой моторики"

Консультация для родителей«Развитие речи посредством развития мелкой моторики». Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от нормального речевого...

Развитие речи посредством развития мелкой моторики.

Развитие речи посредством развития мелкой моторики....

развитие речи посредством формирования мелкой моторики пальцев рук во второй группе раннего возраста.

Цель:     Создание условий для развития  мелкой моторики и координации пальцев рук    Задачи:1. Совершенствование предметно-развивающей среды...

Педагогические технологии развития речи, посредством формирования мелкой моторики детей дошкольного возраста

Данный материал пригодится педагогам дошкольного образования при использовании педагогических технологий развития речи....