Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
статья ( группа) на тему

Латина Варвара Сергеевна

Опыт работы по развитию познавательной активности у детей  в процессе ознакомления с окружающим миром

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Латина Варвара Сергеевна,

старший воспитатель

МАДОУ № 29 «Сказка»

 г. Ковдор, Мурманская обл.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что в своей педагогической деятельности мы нередко встречаем пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. Следствием отсутствия заинтересованности детей являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков. Низкая познавательная активность становиться большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой интеллектуального развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес ребенка к познанию, тем позитивнее результат освоения знаний, тем выше уровень развития психических процессов.

На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей ФГОСДО и предполагает:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

 

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательной активности.

Что такое познавательная активность?

В педагогике активность определяется:

-как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей);

-как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т.е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).

Характерными чертами познавательной активности являются:

  • многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (я понимаю это как расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);
  • глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (по моему мнению, это подробное исследование, изучение объектов и явлений в системе);
  • динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (считаю, что интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую;
  • действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным).

Цель работы: развивать умение детей познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.

Задачи:

1. Систематизировать и расширять представление детей о предметах, явлениях природы и окружающей жизни.

2. Способствовать формированию в сознании детей целостной картины мира через постижение различных связей и зависимостей.

3. Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности.

Основные направления работы:

1. мир природы: живая и неживая (приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям, пониманию экологических связей, влиянию природы на жизнь человека и т.д.);

2. мир людей (прошлое и настоящее человечества, отношения, духовность, права человека, труд людей);

3. мир предметов (рукотворный мир, свойства предметов, история возникновения вещей).

Поставленные задачи можно решить через разные виды деятельности:

  • обучение (непосредственно - образовательная деятельность: ознакомление с природой, окружающим миром)
  • игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические строительно-конструктивные);
  • индивидуальная работа (по разным видам познавательной деятельности);
  • самостоятельная деятельность детей (умение самостоятельно находить ответы на свои вопросы, применять уже усвоенные в повседневной жизни опыт, знания в свободной деятельности)

Используются следующие принципы:

  1. Принцип развития;
  2. Принцип природосообразности (учет возрастных особенностей);
  3. Принцип психологической комфортности;
  4. Принцип взаимодействия («ребенок-ребенок», «родители-ребенок», «педагог-родители»);
  5. Принцип формирования деятельности;
  6. Принцип смыслового отношения к окружающему миру;
  7. Принцип здоровьесбережения.

Формы работы с детьми:

Непосредственно-образовательная деятельность 4-х типов:

  • информационная, детей знакомят с неизвестными ранее фактами и сведениями о мире;
  • занятие – практикум (с детьми проводятся опыты, эксперименты);
  • в интегрированной деятельности детям дается максимум представлений о предметах, явлениях, отношениях в процессе разных видах деятельности;
  • на итоговых занятиях обобщаются полученные знания по определенной теме;

Познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и информированности окружающей его среды. В  группах создана развивающая предметно-игровая среда: имеется много развивающих дидактических игр; глобус и физическая карта, путешествие по которым – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков земли, узнать как живут там люди, чем занимаются; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группах имеются полочки умных книг, которая постоянно пополняла новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.).

Через интеллектуальные игры: «Самый умный», КВН, викторины, и др. педагоги старались показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют.

В познавательных беседах «Сейчас узнаем» воспитатели читали или рассказывали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз.

Во время экскурсий в природу, в городской музей, в школу, по достопримечательностям города, расширяли и углубляли представление детей об объектах, явлениях природы, событиях окружающей действительности, умение задать вопросы, развивать любознательность. После экскурсий беседовали с детьми о том, что увидели, запомнили, что было самым интересным.

Основные методы и приемы, которые, педагоги используют в работе с детьми по развитию познавательной активности:

Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации (например, девочка открыла окно и увидела…вопрос: что увидела девочка? Чтобы продолжить рассказ дети вынуждены были задавать мне дополнительные вопросы: какое было время года? где жила девочка: в городе или в деревне? какое было время суток? и т.д., а после этого отвечали на мой вопрос.

Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, (например, предлагала детям подумать: «Что было бы, если бы… пропали птицы? все время была зима?» и т.д., дети придумывали аналогичные вопросы и задавали мне, или друг другу.

Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач (например, говорила детям: наступила весна, птицы улетают на юг. Дети замечали ошибку, исправляли ее, доказывая ошибочность моего высказывания.).

Приемы по развитию познавательной активности:

Через моделирование «маленькими человечками» (ТРИЗ) знакомили детей с физическим состоянием веществ, моделированием процессов, происходящих в окружающем мире.

Из дидактических игр чаще других использовали такие игры, как «Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов).

Системный анализ помог педагогам знакомить детей с настоящим, прошлым и будущим предметов, объектов, явлений через системный оператор.

Очень интересен прием «Салат из сказок», где дети придумывали новую сказку на основе знакомых.

Через умение находить сходства и отличия предметов дети расширяли знания о свойствах предметов, учились сравнивать, анализировать, обобщать.

Часто использовали прием «Узнай информацию из книг» как предварительную работу к занятиям - вносили для рассматривания книги на определенную тему.

С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводили наблюдения – длительные (наблюдали за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений) и кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).

Часто вносили для рассматривания картины, плакаты.

При обследовании предметов использовали схему: посмотреть, погладить, подумать, провести эксперимент, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору (видеофильм)).

Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень развития познавательной активности у детей значительно возрос, познавательные интересы стали более устойчивыми. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они стали чаще обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполнять задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы и навыки самоконтроля.

Конечно, окончательный результат проявится значительно позже, когда дошкольники станут школьниками. Но уже сегодня можно утверждать, что у большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождаясь исключительно положительными эмоциями.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»

Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

laquo;Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и б...

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...