Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
статья (старшая группа) на тему

Иванова Наталия Сергеевна

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovarya_rekomendatsii.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

   Со старшей группы необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умения подбирать слова с противоположным значением, со сходным значением; использовать слова, обозначающие материал; учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.

 В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над     смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка.

   В старшем возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследования предметов, рассматривание картин. Наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте  (минимальным контекстом является словосочетание, предложение).

   Большое место занимают экскурсии за пределы детского сада. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, улице, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых и одновременно осваивают разнообразный словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов.

  Расширяются и уточняются представления ребенка о сезонных изменениях в природе, о животных и растениях, в связи с этим осваивается природоведческий словарь.

   Только в старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется проводить занятия по сравнению предметов. Их цель – формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Методические требования к занятиям такого рода: 1) предметы для сравнения подбираются таким образом, чтобы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, материал, назначение и др.); 2) сравнение должно быть плановым, последовательным; 3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать предметы; 4) дети должны проявлять максимум речевой активности.

   Проводятся занятия  на обобщение и классификацию предметов. Для занятий подбираются предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Дети рассматривают и описывают картинки, затем сравнивают их и выделяют общий признак, на основе которого делается обобщение.

   Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов.

   Словарь детей активизируют при помощи картин. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания и рассказы по картинам. Для развития словаря полезен прием придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины и выражают это в словах или словосочетаниях.

   Поддерживается интерес к образному слову. Вслед за воспитателем дети дают образные характеристики предметам в процессе наблюдений, рассматривания картин: «Елочка в снежной шубке», «Вдали протянулась голубой лентой речка».

   В обогащении речи прилагательными, глаголами, наречиями особенно большую роль играет художественная литература. Вот какие слова  использует Д.Чиарди для характеристики синицы: «Сестрица–синица, веселая птица,   насмешница, озорница, запела, забулькала и засвистела, защелкала, затараторила».

   Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

   Особое внимание уделяется раскрытию смысловой стороны слова. Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова.

   В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значений слов:                                                                                                    1.Объяснение значений слов путем показа картинки, например словосочетание поздняя осень объясняется в процессе показа картин, отражающих состояние природы осенью;                                                                                                                 2.Составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;                                                       3.Пояснение слова другим словом, близким по значению;                                                4.Подбор к слову слова, противоположного по значению (антонима);                                                5.Объяснение значения слова через его определение: березняк - березовый лес; 6.Сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов; 7.Работа над синонимами. Знаток русского слова Л.В.Успенский советовал родителям и педагогам  «…с малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, пробегать, улепетывать. Он подберет, а вы с ним разберите: что - удачно,  что – нет, и почему именно».

   Кроме того, целесообразно также использовать следующие приемы:

1.Составление предложений с многозначными словами;                                                                2.Рисование на тему многозначного слова;                                                                     3.Нахождение многозначных слов в пословицах, загадках, рассказах, стихах,т.д.                                                                                                        4.Придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

   Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста.

   Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.

    Работа над словом – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова.

   

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»

Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Опыт работы по развитию познавательной активности у детей  в процессе ознакомления с окружающим миром...

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста по активизации словаря....

"Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром"

laquo;Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»Младший дошкольный возраст - важный период в развитии ребенка. Малыш активно развивается: б...

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»...

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...