Родительское собрание на тему: "Роль дидактической игры в формировании и развитии фонематического слуха, слоговой структуры слова и зрительного восприятия у детей с ОНР"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Родительское собрание в форме игрового практикума

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №7»

 

Конспект

родительское собрание в  форме игрового практикума

в подготовительной группе №3

«Роль дидактической игры в формировании и развитии фонематического слуха, слоговой структуры слова и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи»

 

  

                                                                                         

                                                                                         Подготовили и провели:

Затонская З.Л

Воронина Е.А

Будковая И.С

                                                                                                 Попов С.В

                                                                                                                                                 

 

 

                                                          Калач 2016 г.

Цель: знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова, зрительного восприятия.

Задачи: помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения целыми словами.   Показать на практике, как в игровой форме можно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха.

Участники родительского собрания:

учитель-логопед, воспитатель, дети, родители.

 Структура родительского собрания.

  1. Поздравление мам с праздником 8 март
  2. Выступление воспитателя
  3. Выступление логопеда
  4. Игровой практикум.
  5. Проект решения
  6. Вручение подарков мамам.

Ход родительского собрания.

Под фоновую музыку в зал входят логопед, воспитатели, помощник воспитателя, музыкальный руководитель.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости!
Вот опять наступила весна! Снова праздник она принесла!
Праздник радостный, светлый и нежный,
праздник всех дорогих наших женщин.
Помощник воспитателя: Пусть уйдут невзгоды, ссоры и ненастье,
Мы хотим вам пожелать радости и счастья!
 

Воспитатель: Что такое счастье?
Таким простым вопросом, пожалуй, задавался не один философ.
А на самом деле счастье это просто. Начинается оно с полуметра роста..
Музыкальный руководитель: Счастье это мягкие теплые ладошки,
за диваном фантики, на диване крошки..
Счастье это пяточки босиком по полу.
Градусник под мышкой, слезы и уколы.

Логопед: Это теплый носик из-под одеяла,
заяц на подушке, синяя пижама.
Брызги по всей ванной, пена на полу.
Кукольный театр, утренник в саду.

 Воспитатель: Что такое счастье? Проще нет ответа.
Оно есть у каждого –
Вместе: Это наши дети!

Вход детей
Дети останавливаются лицом к зрителям и читают стихи.

 Стихи:
1.Март хороший месяц, нравится он нам,
Потому, что в марте…
Все: Праздник наших мам!!!
2.Праздник долгожданный в гости к нам пришел,
Посмотрите, как у нас в зале хорошо!
3.От улыбок ваших так тепло кругом,
Что сосульки даже тают за окном.

 ПЕСНЯ «Мама».

Стихи:
4.Отгадайте, почему улыбаюсь я? Потому, что рядом – мамочка моя!
5.Отгадайте, почему мне всегда тепло? Потому, что мама – солнышко моё!
6.Мамочка родная, милая моя! Больше всех на свете я люблю тебя!
7.Огорчать не буду маму никогда! Помогать я буду мамочке всегда!
8.Нашим мамам! Нашим мамам! Ласковым, любимым самым!
9.И бабулям-хлопотуньям, и сестренкам-хохотуньям
Мы желаем счастья, смеха, и здоровья, и успеха.
10. Пусть погожий день весенний превратится в день везенья,
День подарков, день цветов , самых добрых, нежных слов,
Чисто вымытых тарелок и других таких проделок.
11.
(мальчик): Даже праздничный пирог я испечь бы маме смог!
Все: Что-о-о?
(мальчик) Ой!.. Даже праздничный пирог я для мамы съесть бы смог!
Честно, честно, без обмана! Всё на радость милой маме!
12.С международным женским днем спешим мы вас поздравить!
Ах, да! Забыли поцелуй «Воздушный» вам отправить! ( «воздушный» поцелуй)

ПЕСНЯ «Пой, живи Россия».

Выступление воспитателя и логопеда:  

 

«Целью нашего мероприятия: познакомить вас с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова, зрительного восприятия.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее будет его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Обучение должно быть занимательным, развивающим, обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности. Известно, что несформированность фонематического слуха, зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Этому нужно обучать специально в занимательной игровой форме. Дидактическая игра как раз и является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Что же такое дидактическая игра, развивающая фонематический слух ребенка с общим недоразвитием речи? Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, решая, которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое действие-основа игры, является рисунком сюжета игры, правило,  которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей в усвоении знаний и умений. Специально подобранные и созданные  педагогами логопедической группы (учителем-логопедом Ильичевой Т.В., воспитателем Худошиной Н.В.) дидактические игры по развитию фонематического слуха и зрительного восприятия для детей с общим недоразвитием речи обеспечивают развитие на высоком уровне фонематического слуха, что предупреждает появление дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения целыми словами. Создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой.

Развивают различные стороны психической деятельности - внимание, мышление, память, речь. Закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков.

Формируют умение принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно. Формируют навык самоконтроля и самооценки. Помогают наладить отношения с детьми. В процессе таких игр у детей улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку.  Очень важно то, что, осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух, учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать, т.е. развиваем мышление дошкольников. Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении русского языка и литературы в школе”.

Игровой практикум 

 Дидактическая игра «Назови имя».

Цель: упражнять детей в определении первого звука в слове и составлении слова из букв; воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры: командам выдаются кассы букв и  карточки с изображением мальчика или девочки. Вверху карточки кармашки с картинками. В каждой картинке нужно выделить первый звук и в кассе букв выложить имя. Чья команда быстрее назовет имя, получает ключ.

Дидактическая игра «Ромашки»

Цель: развивать слоговую структуру слова. Формировать навык деления на слоги. Развивать тонкую моторику, координацию движений, абстрактно-логическое мышление.

Ход игры: Родители по одному берут перевернутые лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяют количество слогов в слове и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую сердцевину. Желательно, чтобы ответы были полными, например: «В слове зонт один слог», «В слове самолет три слога» и т. п.

Дидактическая игра «Посчитаем слоги»

Цель: учить слоговому анализу слова. Формировать навык деления слов на слоги; произносить каждую часть слова.

Ход игры: дети берут по одному киндер-сюрпризу, достают игрушку и называют ее. Определяют количество слогов в слове и самостоятельно выкладывают столько кубиков, сколько слогов в этом слове.

Дидактическая  игра «Тайное слово»

Цель: упражнять детей в выделении звука в слове: в начале, в середине, в конце; закрепить знания о геометрических фигурах; воспитывать внимание.

Ход игры: команды на магнитных досках с изображением цветных геометрических фигур, будут записывать «тайное» слово, используя магнитную азбуку. У команды родителей должно получиться слово «март». У команды детей «мама».

 Воспитатель: “Вот и закончилось наше путешествие по стране дидактических игр. Но мы преодолели лишь небольшую часть пути, а впереди вас ждут новые, интересные увлекательные путешествия”.

 Логопед: “Уважаемые родители, вы сегодня плодотворно поиграли со своими детьми, убедились, как в игре можно развить фонематический слух, зрительное восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения в школе русскому языку и литературе. Такие игры вы можете изготовить дома и с удовольствием поиграть со своим ребенком”.

Проект решения родительского собрания:

1.Поручить Пьявкиной И.В, Сорокиной К.М распечатать памятки по изготовлению и применению дидактических игр по формированию и развитию фонематического слуха и зрительного восприятия.

2.Рекомендовать родителя по памяткам изготовить дидактические игры дома и в игровой форме закреплять умения по формированию фонематического слуха у детей.

3.Ответственные: творческая группа родителей, руководитель группы Блажкова Е.Н.

Вручение подарков для мам.

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили и провели: Воронина Е.А Затонская З.Л Будковая И.С Попов С.В Калач 2016 г. Презентация родительского собрание в форме игрового практикума в подготовительной группе №3 “Роль дидактической игры в формировании и развитии фонематического слуха, слоговой структуры слова и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи” МКДОУ «ЦРР – детский сад №7»

Слайд 2

Цель : знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова и зрительного восприятия . Задачи: п омочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения целыми словами. п оказать на практике, как в игровой форме можно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха.

Слайд 3

Участники родительского собрания: учитель-логопед, воспитатель, дети, родители. Структура родительского собрания Поздравление мам с праздником 8 марта Выступление воспитателя Выступление логопеда Игровой практикум Проект решения Вручение подарков мамам

Слайд 4

Поздравление мам с праздником 8 марта

Слайд 5

Выступление воспитателя

Слайд 6

Выступление логопеда

Слайд 7

Игровой практикум Дидактическая игра «Назови имя » Цель : упражнять детей в определении первого звука в слове и составлении слова из букв, воспитывать внимание, сосредоточенность . Ход игры: командам выдаются кассы букв и карточки с изображением мальчика или девочки. Вверху карточки кармашки с картинками. В каждой картинке нужно выделить первый звук, и в кассе букв выложить имя.

Слайд 9

Дидактическая игра «Ромашки» Цель: развивать слоговую структуру слова. Формировать навык деления на слоги. Развивать тонкую моторику, координацию движений, абстрактно-логическое мышление. Ход игры: Родители по одному берут перевернутые лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяют количество слогов в слове и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую сердцевину. Желательно, чтобы ответы были полными, например: «В слове зонт один слог», «В слове самолет три слога» и т. п.

Слайд 11

Дидактическая игра «Посчитаем слоги» Цель: учить слоговому анализу слова. Формировать навык деления слов на слоги; произносить каждую часть слова. Ход игры: дети берут по одному киндер-сюрпризу, достают игрушку и называют ее. Определяют количество слогов в слове и самостоятельно выкладывают столько кубиков, сколько слогов в этом слове.

Слайд 13

Дидактическая игра ” Тайное слово ” Цель: упражнять детей в выделении звука в слове: в начале, в середине, в конце; закрепить знания о геометрических фигурах; воспитывать внимание. Ход игры : команды на магнитных досках с изображением цветных геометрических фигур, будут записывать “тайное ” слово, используя магнитную азбуку. У команды родителей должно получиться слово ”март” . У команды детей ”мама” .

Слайд 15

Проект решения родительского собрания: Поручить Пьявкиной И.В, Сорокиной К.М распечатать памятки по изготовлению и применению дидактических игр по формированию и развитию фонематического слуха и зрительного восприятия. Рекомендовать родителя по памяткам изготовить дидактические игры дома и в игровой форме закреплять умения по формированию фонематического слуха у детей. Ответственные: творческая группа родителей, руководитель группы Блажкова Е.Н .

Слайд 16

Вручение подарков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Дидактические игры для формирования и развития фонематического восприятия"

Дидактические игры для формирования и развития фонетико-фонематического восприятия...

«Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитие речи ».

Цель: знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на  формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия....

Дидактические игры и упражнения, для развития фонематического слуха

Известный русский лингвист и методист писал: “Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике и поэтому ничто так непригодно для начального обучения, как она. Нигде оп...

Консультация. дидактические игры и задания для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Консультация. Раскрываются понятия фонематический слух, фонематическое восприятие. Описываются игры и задания для развития фонематического слуха....

Практикум для родителей родительского клуба "Умелые родители" на тему "Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. ...