Аналитическая справка развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС.
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Шульга Евгения Николаевна

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды младшей группы «Солнечные зайчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

д/с № 17«Здоровячок» комбинированного вида   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_razvivayushchey_predmetno.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды младшей группы «Солнечные зайчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 17 «Здоровячок» комбинированного вида  

Характеристика группы детей.

В группе 20 детей: 10 девочек и 10 мальчиков.

Возраст детей: 3 года – 10 детей; 4 года – 10 детей.

Особенности здоровья детей: 1 группа здоровья – 14человек; 2 группа здоровья – 4 человека; 3 группа здоровья- 2 человека.

Характеристика речи детей: фразовая речь – 19 человек; отдельные слова – 1 человек.

        Организация развивающей предметно-пространственной среды группы  построена  в соответствии с ФГОС.

         Безопасность и психологическая комфортность определяются удобством развивающего пространства, наличием положительного эмоционального фона, соответствующего возрасту, актуальным, индивидуальным особенностям и особенностям детского восприятия.

         Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель соответствует росту и возрасту детей, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Помещение группы соответствует требованиям пожарной безопасности: в группе имеются датчики на случай появления задымления.

          Материалы и оборудование безопасны, сертифицированы. Все шкафы, стеллажи, кашпо для комнатных растений закреплены. Растения находятся в безопасном месте, ядовитых нет.

Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:

  • Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона светло - зелёного цвета, присутствие ярких предметов – игрушек, крупных модулей и детской мебели четырех основных цветов);
  • Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации
  • Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности;
  • Достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в группе представлены все виды игр: сюжетно – ролевые, театрализованные,  строительно-конструктивные, дидактические, развивающие);
  • Личностно – ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми, наличие добрых традиций группы: «День именинника». Каждого ребенка в день его рождения поздравляют все педагоги и дети группы, водят хоровод «Каравай», дарят подарки.
  • В  группе организованы  различные  площадки  (для игры, конструирования, двигательной активности, уединения),  наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
  • Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия.
  • Наличие в группе уголка отдыха, уединения: мягкий детский диванчик с подушками, семейные альбомы.

    Вывод: в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.

               При создании развивающего пространства в групповом помещении,  учитывалась  ведущая  роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь,  должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована  так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность). Учитываются интересы: как мальчиков, так и девочек  и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных  развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

 Учебная зона   расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.

В учебной зоне размещены: центр творчества, уголок природы, мини библиотека, уголок речевого развития,  уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития, патриотический уголок, уголок для игр с водой и песком, уголок ряжения.

В центре творчества  имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изобразительной деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

  • белая бумага, разного формата
  • восковые мелки,
  • карандаши,
  • трафареты,
  • раскраски,
  • пластилин, доски, стеки,
  • предметы искусства

Уголок сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики,  тактильных ощущений, а так же умственного развития. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др., используют в играх занимательный и познавательный математический материал, наборы геометрических фигур.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Уголок природы сочетает в себе площадку для игр с водой и песком, с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и дидактические пособия о временах года (стихи, иллюстрации)

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а  так же различные музыкальные сказки.

Патриотический уголок так же расположен в учебной зоне. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены книги о городе с иллюстрациями, а так же цветные буклеты о градообразующих предприятиях, семейные альбомы  детей.

Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой: авторские книги, произведения устного народного творчества, загадки, первые детские энциклопедии в картинках, говорящие книги, детские журналы.  Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

«Детский театр» находится рядом с мини библиотекой. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев, сказки в кубиках). Оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей сочетает в себе уголок  ряжения.  В нем есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления.

Так же в группе имеется уголок физического развития, цель которого является развитие двигательной активности,  физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в закаливающих процедурах, подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.  

Игровая зона 

 Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки,  создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежности. В центре группы находится ковер – место сбора всех детей.

В центре строительно – конструктивных игр  находятся строительные наборы, крупные пластмассовые кубики и конструкторы. Свободное пространство  на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

Уголок ПДД включает в себя различного размера  и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Столы, за которыми находятся дети во время приема пищи, можно расставить вдоль стены, поставить кругом или полукругом для того, чтобы увеличить площадь для двигательной активности детей, для игровой деятельности. Ширмы разных размеров используются в игровой деятельности для создания домиков, комнат и т.д.

 Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать его на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, контейнеры и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В бытовой зоне во втором полугодии появился  уголок дежурства, способствующий  формированию умений  выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

В группе существует уютное место отдыха – это спальня,  где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Создавая развивающую среду, я постаралась сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Аналитическая справка  развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» включает в себя описание безопасного нахождения летей в музыкальном зале, возрастные особенности...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Аналитическая справка«Создание развивающей предметно- пространственной среды в 1 младшей группе«Винни- Пух»Дата проведения анализа: сентябрь 2016 год.Факты, полученные в результате анализа развивающей...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Развивающая предметно-пространственная среда в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста воспитателем Коршуновой Д.И. создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развива...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Аналитическая справка  «Создание развивающей предметно – пространственной среды  в старшей и подготовительной группе». Дата проведения анализа: 01.12.2016г.Краткая характеристика группы...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Содержит описание предметно - пространственной среды группы детского сада....