Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Леошко Елена Михайловна

В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточно одних теоритических знаний, они должны применять их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_leoshko.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №34

г. Курганинска

Опыт работы

На тему: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

                                                                 

                                                             Воспитатель: Леошко Е. М.


 1.Литературный обзор.

1.1.История темы педагогического опыта в педагогике.

    Современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всём мире всё больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, социального, техногенного и социального происхождения, идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

Поэтому одной из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др. Также большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных Л. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.

Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве и, согласно научным данным, оно на 10 % обуславливается возможностями медицины и здравоохранения, на 20 % - состоянием окружающей среды, на 20 % - наследственностью и на 50% - образом жизни. Образ жизни – как раз та тема, об актуальности которой можно говорить много, и всё будет главное. Как сберечь здоровье? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как…? Именно к этой теме я и пришла, проработав несколько лет в нашем детском саду воспитателем. И неожиданно для себя я столкнулась с недостаточной оснащённостью дидактическими материалами и методической литературой. А также с тем, что программа Авдеевой Н.Н., Стеркиной и Князевой Н.А. рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Единичные наработки и их разбросанность по разным источникам затрудняли обучение детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения и приобщение их к здоровому образу жизни. Ведь достижение этой цели возможно лишь при едином методическом материале, который собран с учётом психолого-педагогических особенностей детей. Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной и подгрупповой форме обучения. Это такие формы работы как экскурсии, беседы, специальные занятия, чтение художественной литературы, ситуации, игры, соревнования, конкурсы и театрализованные представления. Считаю, что идеальным вариантом для детей дошкольного возраста являются игры, физ.досуги и театрализованные представления. Эти коллективные формы учат детей принимать решения, взаимодействовать друг с другом, а значит включать их в содержательное общение, в котором на эмоциональном уровне происходит, на мой взгляд, более эффективное усвоение важных правил и аксиом. Они помогают повысить эмоциональный тонус детей, активизировать их внимание и развивать их творческие способности.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

   Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников-проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» в уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.

       Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. А с наступлением ХХI века во всём мире проблема стоит особенно остро. Сегодня реальность такова, что никто в современном мире не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Ежегодно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Грустная статистика говорит о том, что в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров в год, на которых погибают более 14 тысяч человек, причём 5% от общего числа – дети. Данные же медицинской статистики показывают, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50 до 75%; из них 42% травмированных – дети первых 6 лет жизни. Понимая, что дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как развивать в детях-дошкольниках навыки безопасного поведения и приобщить их к принципам здорового образа жизни. Содержание материала по этой теме в общепринятых программах не позволило мне осуществлять личностно-ориентированный принцип взаимодействия с каждым ребёнком. Потребовалось пересмотреть ряд привычных профессиональных позиций. Вследствие чего у детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. А главное – утвердиться в своём отношении к окружающей действительности и следовать правилам поведения в определённых ситуациях. В представленном мной опыте собраны проверенные практикой дидактические игры, сценарии тематических физ. досугов и театрализованных представлений, примерное планирование занятий и многое другое. Основной целью опыта является формирование у ребёнка моральных качеств, жизнесберегающие качеств и привычек, необходимых для жизни в здоровом обществе. Другими словами – опыт нацелен на общее гармоничное духовное психическое и физическое развитие ребёнка. При работе по данной проблеме своей приоритетной задачей я поставила культуру личной безопасности ребёнка и укрепление его здоровья.

2.Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

      С целью выявления уровня безопасного поведения и определения содержания, формы и методов работы провела предварительную работу:

Это наблюдение за поведением детьми в играх, беседы с детьми. В результате было выявлено: дети не знают правила поведения на улице, на природе и дома

        (особенности движения транспорта; обращения с пожароопасными    предметами поведения при контактах с незнакомыми людьми; бездомными животными).

        Моя работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

        И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое      проявление целиком ложится на плечи родителей.  

Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило несколько проблем. Родители имеют недостаточно знаний о том, как уберечь и защитить ребёнка от опасностей, как подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Я разработала комплекс мероприятий для повышения компетенции родителей в данных областях.

3. Педагогический опыт.

3.1.Цель и задачи опыта.

Цель: создать условия для формирования сознательного отношения ребёнка к личной безопасности и безопасности других людей.

Задачи:

      -умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, сохраняя жизнь себе и другим,

       -способность оказать помощь себе и пострадавшим.

       -уделять внимание физическому, психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и творческой надстройки личности.

       -заинтересовать родителей в воспитании у дошкольников предпосылок осознанного отношения ребёнка к здоровому образу жизни.

3.2.Задачи в работе с детьми.

   -формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

   -формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

   -расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

   -закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;

   -развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

   -способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

     

 3.3.Задачи в рабате с родителями.

 

 - знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

   -повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

   -воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;

   -создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»

4.Актуальность опыта.

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве. На улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста

4.1.Описание направлений и принципов педагогического опыта.

Идея моего опыта – собрать воедино весь имеющийся материал, наработанный мною по этой необходимой для всех нас теме. Думаю, что это станет хорошим подспорьем в работе по воспитанию и обучению детей основам жизнеобеспечения и приобщению их к здоровому образу жизни.

Работу по своему опыту я осуществляла на основе следующих направлений:

- социально-психологического, направленного на формирование потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни. Для этого использовала различные игровые методы и приёмы, физкультурно-театрализованные представления и стандартные формы работы;

- интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Необходимо в доступной форме дать детям знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни. С этой целью использовались различные методы и формы работы;

- оздоровительного, направленного на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. В этом направлении использовались традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.

При знакомстве детей с правилами безопасности я делала акцент на формирование у них определённой модели поведения:

- предвидеть опасность

- уметь принять меры во избежание опасности

- уметь обращаться за помощью к другим

- уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Дети должны иметь представление о том, что многие вещи и предметы могут быть опасными (кухонные ножи, электроутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.п.). Они могут быть и безопасными, если используются по назначению и правильно. В ходе обучения дошкольники получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного поведения и о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными явлениями.

В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для опыта этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения.

-  Принцип доступности.

Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей

дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием

возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического

материала.

-  Принцип индивидуализации

определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.

-  Принцип повторяемости материала.

Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут

откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А

их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.

-  Принцип наглядности.

При разучивании учебного материала постоянно используются тематические

плакаты, картинки, опыты-эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое

значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности, использование ИКТ.  Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.

             Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

                    5. Организация работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения.

               Работа ведется по нескольким разделам, а именно:

- «Ребенок и другие люди», в котором дается объяснение тому, что          именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

              - «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей  среде, о бережном        отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.        

                 - «Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.

- «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д.

- «Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.

                                                  

       5.1. Методы и формы обучения

    В качестве методов и форм обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала:

  • комплексные занятия;
  • экскурсии;
  • целевые прогулки;
  • походы;
  • подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;
  • игры-соревнования;
  • сочинение историй;
  • наблюдения;
  • беседы;
  • чтение специальной детской литературы;
  • упражнения;
  • рассматривание;
  • анализ заданных ситуаций;
  • выполнение поручений;
  • экспериментирование;
  • ситуационно - имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным моделированием понимается процесс конструирования модели реальной ситуации, например, опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней).
  • Объяснительно - иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. При помощи их за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте, или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации путём действий по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.)

                                                 

                                                 

                                                 

             5.2.Средства обучения

            В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я   использовала:

  • Плакаты;
  • Иллюстрации;
  • Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
  • Разрезные картинки;
  • Мозаики;
  • Настольно-печатные игры;
  • Дидактические игры;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • Компьютерные презентации;
  • Карточки для индивидуальной работы;
  • Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;
  • Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
  • Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
  • Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
  • Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
  • Альбомы по ОБЖ;
  • Маски автомобилей;
  • Авто площадка для практических занятий;
  • Дорожные знаки;
  • Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
  • Аптечка;
  • Карточки с телефонами служб спасения;
  • Телефон;
  • Картотека подвижных игр по ОБЖ;
  • Подборка художественной литературы по теме;
  • Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
  • Папки-передвижки;
  • Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.

   

6. Периоды по обучению детей навыкам безопасного поведения, системы мероприятий с детьми.

Итак, обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.

Первый – это дети 3-5 лет (младшая и средняя группа), второй – дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа). Первый период – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы, ИКТ. В этом возрасте предпочтение отдаётся русскому фольклору, который помогает прививать детям культурно-гигиенические навыки. Не забыты русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», «Серенький козлик». и др. На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности. Говоря о сказках, хочется отметить, что при использовании приёма «переиначивания» сюжета можно смело закреплять с детьми правила безопасности. Так с детьми средней группы мы разыгрывали сказку «Волк и семеро козлят» на новый лад. Дети были в восторге, взрыв эмоций был неслыханным. Конечно, говоря о художественных произведениях, надо отметить всеми любимые «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Кошкин дом», которые не только прочитываются по несколько раз, но и просматриваются на DVD. Хотелось бы отметить и художественные произведения современных поэтов Н. Мигунова, Н. Никитина. В своих стихах «Почему надо чистить зубы», «На зарядку становись!» они стараются прививать детям навыки здорового образа жизни. Играем в Д/И  лото по  валеологии « Как уберечь глаза», «Полезные продукты питания», «Как уберечь зубы». Реализовала проект с детьми «Хочу расти здоровым».

В этом возрасте я разучиваю с детьми строение тела человека с помощью плакатов и само показа. Объясняю правила безопасности детских игр «между собой» (нельзя садиться другу на спину, нельзя поднимать друг друга, нельзя громко кричать другу в ухо и т.п.). Учу прислушиваться к сигналам своего организма «хочу есть», «хочу спать» и т.п.

Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактическая игра «Светофор», «Наша улица или светофор», «Дорожные знаки», дидактический материал «На улице не шалить»), и знакомству с видами транспорта («Сложи картинку», «Умные машины»), П/И «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили». Реализовала проект с детьми «Правило поведения на дороге».

Большой популярностью у детей пользуются НОД по ОБЖ («Не попади в беду», «Как избежать неприятности»). Я предостерегаю их о возможных проблемах со здоровьем при встрече с бродячими животными («Собака бывает кусачей» и т.д.), которые   способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.

Ну и конечно всеми любимая игра «в Доктора», где дети даже при моём невмешательстве «блещут» знаниями и богатым словарным запасом. А если вдруг появляется наглядный пример (ушиб коленки или ссадина на руке) многие говорят, что сначала промыть водичкой, а потом обработать зелёнкой и приложить лекарственный цветок Алоэ. Принимая во внимание возрастные особенности детей, я стараюсь развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку 3-5 лет, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство. Дети уже должны иметь чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок», физический досуг «Приключения Буратино», «Красная шапочка и серый волк»). В беседах мы рассматриваем и обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараюсь убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (плакат «Правила безопасности для дошкольников», презентация «Злой незнакомец»).

А после таких НОД как «Когда ты дома один», «Малыш и Карлсон одни дома» они должны знать, какие опасности могут подстерегать их при неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприборами и предметами, которые могут быть опасными. Показ презентации «Один дома».

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности я рассматриваю плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при пожаре»), показываю презентации («Правила пожарной безопасности»), и провожу НОД («Опасные предметы. Спички.», «Хрюшка попал в беду», «Добрый и злой огонь»). Очень понравилась детям игра «Чего нельзя делать?». В эту игру входят картинки-фото, на которых дети в нашем детском саду изображали опасные ситуации. Детям было интересно участвовать в инсценировках, и они с большой гордостью рассказывали об этом своим родителям.

Прививая детям 3-5 лет необходимость ведения здорового образа жизни, я опиралась на режимные мероприятия нашего детского сада (НОД по физкультуре, закаливающие мероприятия, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, вечера развлечений и т.п.). Большую заинтересованность у детей вызвали иллюстрации с изображением последствий неправильного поведения или неправильного обращения с каким-либо предметом. Хотя эти картинки не очень приятны на вид, зато хорошо откладываются в детской памяти и возможно когда-нибудь спасут ребёнку жизнь.

Большое внимание уделяется укреплению физического здоровья детей. Это не только занятия физкультурой и ежедневная двигательная активность, но и ежедневные комплексы дыхательной гимнастики и массажа К.К. Утробиной, ежемесячные досуги М. Ю. Картушиной («Зимнее путешествие Колобка», «Лиса-лапотница», «Репка»). Эти досуги в основном написаны на материале русских народных сказок, хорошо знакомых детям и любимых ими. Данные развлечения имеют оздоровительную направленность, на них малыши закрепляют навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, дыхательных упражнений, обобщают знания о здоровом образе жизни, развивают двигательные навыки. Предлагаемые развлечения приглашают нас и наших воспитанников поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь им найти выход из трудных ситуаций.

Учитывая рекомендации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», направленные на приобретение детьми не только теоретических знаний, но и практического опыта, я проводила ознакомительные беседы «Как избежать неприятности», практикумы и тренинги «Опасно-неопасно», «Если я сделаю так», которые направлены для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Я пыталась создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности. Старалась в увлекательной наглядно-практической форме обогащать представления детей о здоровье, о потребностях организма, о способах предупреждения травматизма и вообще о правилах жизнесбережения.

Продолжая знакомить этих детей со строением организма, я старалась в доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказать об основных системах и органах человека (дидактическая игра «Рука, нога»). А в формировании навыков личной гигиены уже пользовалась простейшими медицинскими объяснениями и такими дидактическими играми как «Валеология или здоровый малыш», «Малыш-крепыш». С детьми старших групп я проводила сезонные «Дни здоровья», а также мы делали театрализованное представление «Чистота – залог здоровья». Дети старшего возраста должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу то, что они знают о болезнях, о том, как они себя чувствуют, когда болеют. Хорошим дополнением послужит рассказ о том, как и чем их лечили дома родители. Многие даже знают названия лекарств (ролевые игры «Семья», «Больница», дидактический материал «Малыш поранился»).

В игровой деятельности (дидактическая игра «Кто нас лечит?») и на занятиях («Сохрани своё здоровье», «Витамины укрепляют организм», «Чтобы зубы не болели») я знакомлю ребят с некоторыми профессиями, связанными с медициной, объясняю, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, учу не бояться посещения врача, рассказываю о важности прививок (инсценировка «Медвежья сказка или как медведю зуб лечили», чтение «Человек заболел, «Ледяной остров»). показ презентаций «Здоровые и больные зубы».

Дети должны знать о пользе витаминов, здоровом питании (альбом «Забочусь о своём здоровье»; «Валеология», показ презентации «Полезные и вредные продукты». Общаясь с детьми, я рассказываю о вредных привычках и их последствиях для человеческого организма (беседа «Полезные и вредные привычки», кукольный спектакль «Почему курить плохо»). В своих беседах я нацеливаю детей на ведение здорового образа жизни и пользу занятий физкультурой и спортом. В этом мне помогают режимные мероприятия нашего детсада: НОД по физкультуре, подвижные и спортивные игры, физкультурные досуги, игры эстафеты: «Шалуны-балуны», «Весёлые эстафеты», «Остров приключений», а также беседы о физкультуре и спорте, рассматривание подборок из спортивных журналов, дидактические игры «Мы – спортсмены», «Спортлото», «Виды спорта». В ненавязчивой форме я рассказывала о том, как природа заботится о нашем здоровье д/и. «Наши помощники растения», гербарий «Лекарственные растения Краснодарского края», и том, как она может навредить здоровью (плакаты, слайды, презентации) «Ядовитые растения и грибы», «Безопасность на природе».

Конечно, важное место в работе с детьми в возрасте 5-7 лет занимает обучение правилам личной безопасности. Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми. В беседах рассматриваем и обсуждаем типичные ситуации (плакат, презентации «Правила безопасности для дошкольников», «Злой незнакомец», сказка «Колобок», «Серенький козлик»).

В старшем возрасте обширнее становится и тема о правилах дорожного движения. Дети уже должны различать предупреждающие и запрещающие знаки, знать, как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте. В этой работе мне помогают плакаты «Информационные знаки», «Правила поведения на дороге», дидактические игры «О чём рассказывают знаки», «Как проехать, как пройти?», «Дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», а также DVD «Учим правила дорожного движения», презентации, «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте», «Правила пожарной безопасности», «ПДД дорожные знаки».

С детьми старшего возраста я провожу тематические вечера развлечений «Приключения лесных жителей», «Весёлый перекрёсток» и др.

Большое место в навыках личной безопасности занимают правила противопожарной безопасности. Ведь число детей, пострадавших от пожара или игры с огнём, возрастает с каждым годом. Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому наша задача – научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам. Я провожу такие НОД и беседы как «Пожарная машина», «Труд пожарных», «Огонь-друг, огонь-враг», «Лесной пожар». Рассматриваем плакаты, презентации: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения при пожаре», «Причины пожара в доме», «Ты один дома». Играем в дидактические игры «Бытовые приборы», «Четвёртый лишний», «Чего нельзя делать?» С детьми 5-7 лет так же необходимо заучивать номера телефонов экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.

Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому вечера развлечений, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Ведь их цель – доставить детям радость, способствовать развитию двигательной активности, физических качеств и здорового образа жизни и, конечно, формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определёнными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем из сложных ситуаций. А ребёнок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым. Сказка поможет малышу реализовать свои мечты и желания. Благодаря сказкам у ребёнка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.  Например, с детьми старшей группы я проводила физкультурный досуг по дорожной безопасности «Красный, жёлтый, зелёный» и театрализованное представление «Случай в лесу» (по пожарной безопасности). А с детьми подготовительной группы мы проводили театрализованное представление «Чистота – залог здоровья» (по здоровому образу жизни), «Огонь-друг, огонь-враг» и «Новоселье поросят».

Из опыта видно, что работа по ОБЖ проводилась не только на НОД, но и в процессе режимных моментов и других видов деятельности (игровой, творческой).

Следует также сказать о ежедневных «минутках безопасности», включаемых в различные другие режимные процессы. И, конечно, присутствует пример личного опыта, пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.

6.1.Система мероприятий с родителями

Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, я старалась обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ я проводила следующие мероприятия:

- анкетирование «Азбука безопасности», «Нужны ли семье традиции» и др.;

- родительские собрания (диспуты) с целью информации о совместной работе и стимулирования активного участия в ней родителей;

-проводила месячник «Здоровый образ жизни», разработала буклеты для родителей «Упражнения по дыхательной гимнастике», консультации для родителей «Всё о плоскостопии», «Как укрепить иммунитет», «Правильная осанка детей», правила круглый стол «Как мы отдыхаем».

- создание мини-библиотеки по проблеме формирования основ здорового образа жизни и ОБЖ у дошкольников;

- подборка тематических консультаций в папке для родителей, индивидуальные и групповые консультации;

- создание семейного клуба «Дружная семья»;

- участие родителей воспитанников, в экскурсиях, праздничных мероприятиях для детей, вечерах развлечений, спортивных развлечениях: «Весёлая семейка», «Семейные страты», «Мама папа я здоровая семья» и др.;

- оформление буклета по безопасности «Правила жизни».

 -родительское собрание.

Думаю, что перечисленные мероприятия помогают наладить более тесное и эффективное взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и создают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

7.  Результативность опыта

    После проведенного анкетирования родителей, (приложение № 3), был получен следующий результат: 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме.  90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей. 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону. 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей.

   Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

     7.2.Выводы.

Для диагностики результатов моего опыта были поставлены следующие задачи:

сравнить уровень знаний детей моей группы (средней), с которой проводилась работа с использованием материала из опыта работы;

выявить уровень знаний и умений детей в области занятий по основам безопасности жизнедеятельности;

выяснить, умеют ли дети самостоятельно принимать решения и находить выходы из сложных ситуаций.

Для этого я провела сопоставительные беседы-занятия, в ходе которых выявила знания детей и наличие у них навыков безопасного поведения и приобщения к здоровому образу жизни. Во время беседы я отметила для себя, что почти все дети в моей группе могут свободно общаться по телефону, знают номера спецслужб. Они не путают обозначения светофора, различают виды транспорта, знают правила пешеходных переходов и даже запомнили значения некоторых дорожных знаков. Дети усвоили главное правило выживания – без паники. Они спокойно реагируют на тренировочные занятия по отработке действий при экстренной эвакуации. Могут назвать причины пожара и рассказать об опасностях, которые могут подстерегать их дома, особенно когда они находятся дома одни. Ребята в моей группе имеют элементарные знания о своём организме и о необходимости бережного к нему отношения.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и выживания. И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая и театрализованная деятельность, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.


 Библиографический список

1.Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.:  АСТ, 1998.

2.Акопова, Э. С. Новая практика начального образования в России/ Э. С. Акопова// Мир технологий. -2001-№ 3-4.с. 14-32.

3.Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004. -С.43-44.

4.Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского ада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина. -М.: Просвещение, 1998.

5.Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М. , 2002.

6.Деркунская, В. Как воспитать ребёнка вале логически культурным? // дошкольное воспитание / Деркунская В., Поведенок Н., Тимофеева Н., 2004-№ 11-стр. 12-15.

7.Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек-М.: ТЦ Сфера, 2004. - 224с.

8.Иванова, Е. Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и начальной школе / Е. Ю. Иванова. - М.: Аквариум, 2000.

9.История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / составлено Н. Б. Мчедлидзе / под редакцией М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. - М.: Просвещение,1988.

10.Косенюк, Р. Р. Как улучшить состояние здоровья детей в условиях дошкольного учреждения //М.: Аквариум, 2003.

11.Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М. , 1998.

12.Котик, М. А. Психология и безопасность/ М. А. Котик. - Таллинн: Валгу-с, 1989.

13.Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М, 2001. -416с.

14.Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду. -2006.-№ 3.-с. 52-80.

15.Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. -С.123-160.

16.Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб. Детство-пресс, 2004.

17.Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Г. С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2006.

18.Пономарёв В. Г; Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности / О. Н. Русак. - СПб, 1994.

19.Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: 1986г.

20.Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степоненков, М. Ф. Филенко. - М.: Просвещение, 1999.

21.Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/ Т. Г. Храмцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

22.Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации / О. В. Чермашенцева. - Издательство «учитель»,2008.

23.Шойгу, С. К. Организационные указания по подготовке населения российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы / С. К. Шойгу// Основы безопасности жизнедеятельности- 1998. -№ 2.-С. 55-60.

                                         




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...

Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....

Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился развод...

Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 5-6 лет»

Данную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошко...

Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет»

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время знач...