Статья на тему "Педагогические технологии в музыкальной деятельности"
статья ( группа) на тему

Вахминцева(Панова) Ирина Андреевна

Педагогические технологии в музыкальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_v_muzykalnoy_deyatelnosti.docx20.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии в музыкальной деятельности

В своей работе я основываюсь на ряд образовательных технологий: игровая, здоровьесберегающая, технология развития у старших дошкольников восприятия музыки с помощью цвета, музыкотерапия, информационно - коммуникативная технология.

Данные технологии помогают осуществлять образовательный процесс с интересом для детей, сохранения и стимулирования их здоровья.

Игровая технология прослеживаться на протяжении всего занятия, это связанно с тем, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение. Благодаря игровой технологии, образовательная деятельность  становится более интересной для детей, что помогает достигать поставленные цели и задачи. Именно поэтому в своей работе я использую данную технологию.

Данная технология используется мною во всех видах деятельности. Опишу подробнее некоторые игровые моменты:

Игра «Паровоз». Цель игры: отработать дикцию или разучить слова песни с детьми среднего - старшего дошкольного возраста. Ход игры: дети сидят на стульчиках, руки согнуты в локтях и прижаты к корпусу. Дети пропевают с педагогом отрывок слов из песни в очень медленном темпе, при этом выполняя круговые движения руками вдоль корпуса. Постепенно темп отрывка песни повышается, игра продолжается до тех пор, пока дети не пропоют в очень быстром темпе.

Игра «Громко-тихо». Цель игры: разучить слова новой песни или закрепить слова песни. Ход игры: дети сидят на стульчиках, руки свободно лежат на коленях. В данной игре дети слова в песни не пропевают, а проговаривают, это обусловлено возрастными особенностями детей (в дошкольном возрасте голоса детей слабые и при очень громком пении есть возможность сорвать голос). Для настроя детей на игровой момент, педагог предлагает детям уменьшить громкость своего голоса на самую тихую динамику(подкрутить ушко, нажать несколько раз на носик, потереть щечки и т.п.). Дети с педагогом проговаривают слова из песни очень тихо, далее постепенно подкручивая динамику собственного голоса громче и громче. Игра заканчивается, когда дети проговорят слова песни на самой громкой динамике собственно голоса. При окончании игры дети подкручивают динамику до нормального звучания и поют выученный отрывок под сопровождения пианино.

Также мною разработаны приемы для правильной постановки рук в музыкально- ритмических движениях и при пении сидя на стульчиках.

Танцевальное упражнение «Лодочка». При этом упражнении передо мной появилась проблема, дети в этом движении чаще всего не правильно брали руки друг друга. Для того, что бы дети сразу правильно взяли друг друга за руки, мы с детьми перед этим танцевальным упражнением греем ручки (интенсивно трем ладони), после чего быстро раскрываем руки в стороны ладошками вверх. Дети сами рефлекторно, раскрывают ладошки друг другу правильно.

Постановка рук и ног при пении и слушании, сидя на стульчиках. У детей в дошкольном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому этот прием, так же как и другие, являются игровыми. Дети, подражая взрослым, часто закидывают ногу на ногу, что затрудняет правильное дыхание при пении. Что бы заострить внимание детей на правильной постановке ног, я использую прием-театрализацию. Дети достают из кармана воображаем тюбик с клеем, откручивают крышку, ставят крышку рядом с собой, приклеивают две ноги на пол, берут крышку тюбика, закручивают клей и кладут клей в карман. Как правило, такой игры хватает, что бы собрать внимание детей и поставить ноги на пол. Перед тем как вставать со стульчиков, дети достают воображаемый растворитель и отклеивают ноги от пола.

Постановка рук при пении и слушании. Данный прием похож на прием при разучивании музыкально-ритмического движении «Лодочка». Дети сидят на стульчиках, интенсивно потирая ладони - греют ладони. А после быстро кладут ладони на колени.

В старшей группе дошкольного возраста мною разработаны методы для лучшего восприятия музыки «Музыка в красках». Цель метода: научить детей «видеть» в музыке краски радуги. После восприятия музыки дети создают совместный цветовой коллаж, в котором изображены только те цвета, которые подходят к характеру музыки. (музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» краски грустных оттенков: серый, черный, синий и т.п.).

Использую ритмопластику при разучивании песенного материала. Этот игровой момент помогает активизировать внимание детей, что способствует лучшему запоминанию слов песни. Особенно хорошо дети запоминают слова в тех песнях, где они сами придумывают движения для ритмопластики. Эта технология не только помогает при запоминать тексты песен, но и является средством мотивации детей к образовательному процессу.

Здоровьесберегающая технология- технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Технология основана на динамических паузах, ролевых подражательных имитационных играх, музыкальных упражнениях. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

В образовательной деятельности для детей дошкольного возраста необходимо учитывать как физическое, так и личностное развитие ребенка. Здоровьесберегающая технология помогает мне не только развивать физические качества детей, но и раскрывать ребенка как личность.

Здоровьесберегающую технологию в образовательной деятельности я применяю в виде комплексов пальчиковой гимнастики, элементах дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой и комплексов артикуляционной гимнастики. Дыхательные упражнения по А.Н.Стрельниковой сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Дыхательная гимнастика способствует активности детей на занятиях, концентрации внимания, развивает двигательную активность, координацию, способствует формированию одновременного певческого вдоха, улучшает психо-эмоциональное состояние детей.

Чаще всего я использую  комплексы гимнастики перед пением, так как данные упражнения помогают настроить детей на пение.

Музыкотерапия. Музыкотерапия в переводе означает «лечение музыкой». Древние народы были первыми, кто заметил благотворное влияние музыки, как на душу, так и на тело. Они лечили психологические расстройства музыкой и старались использовать ее как обезболивающие средство в средние века. В своей работе я не использую музыку, чтобы лечить, я использую музыку, чтобы развить в ребенке различные эмоции и чувства (эмпатия, страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п.).

Данная технология применяется мною не только в непосредственно образовательной деятельности (пение, музыкально- дидактические и музыкально-ритмические игры и восприятие), но и в режимных моментах (подборка колыбельных для сонного часа или приготовления ко сну; музыка для приема детей; музыка для пробуждения детей после сонного часа и т.п.), работе с узкими специалистами (подборка музыкальных произведений для деятельности логопеда, инструктора по физкультуре, педагога-психолога) и даже в работе с родителями (подборка музыкальных песен для дома, колыбельные перед сном, песни из детского сада и т.п.).

Технология развития у старших дошкольников восприятия музыки с помощью цвета. Цель данной технологии: развитие восприятия музыки посредством цвета. В данной технологии тесно соприкасаются две огромные ветви искусства: музыка и живопись. Данная технология помогла мне объяснить детям посредством красок разнообразный образ музыки. В старшей группе при изучении двухчастной формы музыки всегда вставала проблема- как объяснить такое сложное понятие детям. В решении этой проблемы мне помогла данная технология. Это и явилось причиной внедрения данной технологии в мою образовательную деятельность.

Эту технологию я использую исключительно для восприятия музыки. Дети  сначала со мной вместе, затем самостоятельно после прослушивания музыки клеили групповые аппликации или рисовали цветовые коллажи. На двухчастную форму музыки мы создаем не одну групповую работу, а две - каждая работа отражает цвета своей музыкальной части.

Все вышеперечисленные технологии помогают мне создавать не только комфортную образовательную среду на непосредственно образовательной деятельности, но и поддерживать комфортную среду и в группе, и на других занятиях, и в семье.

Информационно - коммуникационная технология. В настоящее время с помощью компьютерных технологий можно создавать очень интересную непосредственно образовательную деятельность. С помощью информационно - коммуникационной технологии  создаю презентации, видеоролики для восприятия музыки, использую фонограммы и при необходимости могу легко создать музыкальную нарезку, замедлить или наоборот увеличить темп музыки, для оформления музыкального зала для праздников создаю разнообразные баннера, плакаты, афиши. Данная технология позволяет мне мотивировать детей на продуктивную деятельность. При использовании презентаций, видеороликов, фонограмм дети становятся более внимательными, и достигнуть поставленных целей становится проще.

Каждая технология в отдельности помогает достижению определенных задач музыкальной деятельности, а в совокупности способствуют достижению цели музыкальной деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Технология развития музыкальных способностей детей в старшей группе ДОУ».

В данной статье дается подробное описание технологии развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопрос...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ".

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"...

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях для создания благоприятных условий развития способностей и творчества каждого ребенка."

Организация в детском саду музыкально-оздоровительнойработы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помо...

Статья "Использование мультимедийных технологий в музыкальном развитии детей в ДОУ"

В статье раскрывается использование мультимедийных технологий в образовательной области «Музыка» в разных видах деятельности дошкольника....

Статья "Использование здоовьесберегающих технологий в музыкальной деятельности в детском саду"

Что такое здоровьесберегающие технологии и как их использовать в музыкальной деятельности в детском саду....