Роль игровых этюдов в развитии театральной деятельности детей пятого года жизни
статья (средняя группа) на тему

Романова Наталья Михайловна

Использование игровых этюдов для развития театральной деятельности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль игровых этюдов в развитии театральной деятельности детей пятого года жизни»

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности,  широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности.

        Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.                                                                            

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Театрализованная игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывается возраст детей. Методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.

Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предполагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Работа над этюдами развивает умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнёра; формирует навыки конструктивного взаимодействия, так как идёт близкая работа в парах, проигрываются ситуации, разыгрываются картины из сказок, ситуации из жизни.

Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания») - все эти темы близки и понятны детям.С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции («Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление»). Эти этюды развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.

Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Дети самостоятельно и с помощью взрослого придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Они должны быть коротки, разнообразны . 

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

Значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Именно поэтому театральному виду деятельности в работе с детьми следует уделять особое значение.

Театрализованная деятельность -  формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

         Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

1) развитию речи и навыков театрально исполнительской деятельности;

2) созданию атмосферы творчества;

3) социально эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является,  не только знакомство с текстомкакого либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

  • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • Особенности его эмоционально-личностного развития;
  • Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • Возрастные особенности;

          Недопустима даже мысль о разделении детей на «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя пускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы  дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы:режиссерские игры и игры-драматизации.

Игровые этюды позволяют ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

-создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Почему, прежде всего «организация», а не «содержание»? Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых. 

Так же проводится работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска».

Этюд — это сценка, включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения. Он включает в себя: развитие речи, улучшение дикции, выработку интонации, выразительность, закрепление связной речи, памяти, внимания и координацию движения. Проще сказать, сочетание движения и речи.

Этюдная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, именно они развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения.

Взрослый должен побуждать ребёнка к творческой активности, ставя перед ним проблемную задачу, обеспечить психологическую поддержку в критической ситуации, координировать решение многочисленных задач. Ставя перед собой такие цели, педагог должен побуждать ребёнка правильно и удобно держать какой-либо атрибут, стимулировать внимание, выполнять движения спокойно, без напряжения, согласно тексту, развивать выразительность речи, поощрять любые проявления детской фантазии, развивать детское воображение.

Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера, развивать у детей устойчивый интерес к игровой деятельности через постановку игровых этюдов, стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа героя с использованием движений, мимики, жестов, изменением интонации, развивать у детей чувство партнёрства, воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Для правильной организации игровых этюдов с детьми, рекомендуется учитывать следующие принципы: содержательность игр, разнообразие тематики, включение этюдов в разнообразные формы организации педагогического процесса,  максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игры, подготовленность и заинтересованность воспитателей, сопровождение этюдов-импровизаций, художественным словом.

Игровой этюд осуществляется детьми совместно с педагогом. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая, детям показывать отдельные действия героев сюжета или если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев. Для того, чтобы пробудить у детей интерес к игровым этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю, продолжительность игры 10–20 минут в зависимости от возраста детей.

В подборе литературной основы для игровых этюдов педагогу следует руководствоваться следующими критериями: подбор художественного слова должен осуществляться с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Чтобы этим вызвать у него яркий эмоциональный отклик, содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к происходящему, оно должно подходить для драматизации: обязательны игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей, побуждение детей к активности и самостоятельности действия.

Для реализации игровых этюдов в работе с детьми дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно-развивающей среды. В организации пространства важно использовать настольный театр :резиновые и мягкие игрушки, плоскостные предметы-заместители,

Остановимся на методике игровых этюдов и условиях их осуществления: этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека, содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации,  является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему.

Этюды должны быть короткие, разнообразные и доступные детям по содержанию. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение, какой черте характера соответствует, акцент делается на модель положительного поведения, целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста, содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

        Можно утверждать, что игровые этюды в театрализованной деятельности являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщают его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов  создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

-создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев  созданы определенные условия. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Почему, прежде всего «организация», а не «содержание»? Только разумная наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу. Это способствует организация театрализованной деятельности детей помогает выбрать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей, а в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.

Литература:          

1.    Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2.    Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
3.    Всеволдовский-Генгросс В.Н. Игры народов СССР. – М.; Л., 1933. 
4.    Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре.-М., 1994.
5.    Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.-М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 
6.    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
7.    Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.
8.    Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.
9.    Скляренко Г. Игры-драматизации
 //Дошколтное воспитание.-1983.-№7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической т...

Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".

Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения

комплекс театрализованных игр для развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения...

Конспект совместной образовательной деятельности детей пятого года жизни "Природа родного края"

Цель образовательной деятельности: укрепление активного интереса детей к природе родного края, стимулирование детской любознательности....

Развитие психических процессов детей пятого года жизни

Средний дошкольный возраст. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей....

Игра-путешествие по сказке как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей пятого года жизни.

Игра тесно связана с непосредственно организованной образовательной деятельностью, осуществляемой на основе комплексно-тематического подхода. Получаемые детьми представления влияют на формирование игр...