«Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
материал (младшая группа) на тему

Панкова Алла Павловна
Предметно-пространственная развивающая среда в моей группе "Солнышко" построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, эстетически привлекательна, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  общеобразовательное учреждение

Детский сад №7

Амурской области  Серышевского района

«Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды

для детей младшего возраста в соответствии с  ФГОС ДО»

                                                                                      подготовила  воспитатель

                                                                           высшей категории

                                                                                      МАДОУ Детский сад №7

                                                                                    Панкова Алла Павловна

пгт Серышево

2016г

Предметно-пространственная среда в младшей группе  №10 «Солнышко» на  2015-2016 учебный год

Центры

Оборудование

Решаемые задачи

Раздевалка

  1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности.
  2.  Скамейки.
  3. Информационные стенды для взрослых:
  • Стенд «Визитная карточка группы»;
  • Информационный стенд для родителей ( режим работы детского сада и группы, меню, расписание образовательной деятельности, мы растем, чем сегодня занимались, объявления, поздравление с днем рождения);
  • «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду);
  • Фотовыставки на тему: «Здравствуй осень»,  «Зимушка – зима», «Весна – красна», «Лето красное», «Календарные праздники», «Жизнь детей в группе».
  • Папки для родителей ( консультации, рекомендации, советы, памятки)  
  1. Стенд «Наши таланты» (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях)

Закрепление коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом.

Привлечение родителей к процессу воспитательной работы, создание единого сообщества педагогов и родителей.

Прививание навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, желание помогать друг другу.

Социально – коммуникативное развитие

Центр игры

 «Мы играем»

  1.  Стеллаж для игрушек:
  • Гараж: различные машины, набор инструментов, трактор,  мелкие игрушки.
  1. Мебель для кукольного уголка:
  • стол и 2 кресла, диванчик,
  • кроватка, куклы разных видов и размеров
  • трюмо с зеркалом: расчески, игрушечные наборы для парикмахерских, гладильная доска, утюжки.
  • кухня: кухонный стол, стулья, кран, плита, игрушечная посуда  - кухонная, чайная, столовая.
  • шкаф с атрибутами для ряженья: аксессуары сказочных персонажей, шапочки, шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.
  • набор «Больница»

Стимуляция сюжетной игры. Воспитание коммуникативных навыков, желание объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила. Развитие творческого воображения, фантазии. Закрепление в игре примеров эмоционального социального, речевого поведения.

Речевого развития

Речевой центр «Говори красиво»

Центр книги «Библиотека юного читателя»

  1. Стеллаж для книг.
  2. Тематическая подборка детской художественной литературы.
  3. Дидактические игры по развитию речи.
  4. Наборы сюжетных картинок.
  5. Наборы предметных картинок.
  6. Развивающие тематические картинки.
  7. Настольно-печатные игры по развитию речи и сказкам: «Отгадай сказку и расскажи», игра-лото «У сказки в гостях», «Ассоциации – русские сказки»
  8. Мнемотаблицы.
  9. Картотека игр по развитию речи.
  10.  Картинки, изображающие эмоции.

Обучение приёмам использованию игрового материала для развития речи. Обобщение активного словаря детей. Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире.

Театрализованная деятельность

Центр театра

 «В гостях у Сказки»

  1. Ширма для проведения  театрализованных  игр и сказок.
  2. Кукольный театр.
  3. Настольный театр.
  4. Театр резиновых игрушек.
  5. Маски: сказочных героев,  животных.
  6. Пальчиковый театр – перчатка.
  7. Мелкие игрушки для  обыгрывание сказок.
  8. Картотека «Театрализованные игры в младшей группе»

Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений. Формирование навыков перевоплощения с использованием мимики, интонации, голоса, пантомимики.

Развитие творческого воображения и подражательности, работа над  выразительным исполнением ролей.

Центр музыки «Веселые нотки»

  1. Музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан, колокольчики, дудочки, маракасы.
  2. Диски с музыкой и сказками.
  3. Картотека музыкальных и театрализованных игр.
  4. Аудиокассеты с записью детских песенок.
  5. Видеомагнитафон.
  6. Телевизор.
  7. Альбом «Музыкальные инструменты».

Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности. Совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах. Развитие слухового внимания, эмоциональной отзывчивости.

Познавательного развития

Математический центр «Мы учимся считать»

  1. Раздаточный материал по ФЭМП (карточки с отображением количества, цифр и т. п.).
  2. Геометрические фигуры, предметы разных  геометрических форм.
  3. Развивающие  игры вкладыш: «Геометрические кубы», «Домик».
  4.  Развивающие  игры:  «Цифры»,  «Геометрическое лото», «Цветные фигурки», и др.
  5. Картотека «Дидактические игры по развитию математических преставлений у детей».
  6. Счетные палочки.
  7. Наглядно – дидактическое пособие: «Время суток», «Дни недели»,
  8. Наглядные пособия (для счета и сравнения).
  9. Магнитная доска с цифрами.

Развивать умение видеть общий признак предметов группы. Обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров. Ориентироваться в контрастных частях суток. Совершенствование навыков последовательного наложения и приложения

 предметов одной группы к предметам другой.

Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»

  1. Мерные и одноразовые стаканчики.
  2. Ёмкости разной вместимости.
  3. Песочные часы.
  4. Материал для экспериментирования.
  5. Лупы.
  6. Картотека опытов.
  7. Игровой персонаж – Капитошка.

Саморазвитие ребенка в экспериментальной деятельности. Развитие у ребенка исследовательских навыков. Формирование познавательных эмоций и развития любознательности.

Центр природы  «Зеленый уголок»

  1. Комнатные растения.
  2. Календарь природы.
  3. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартучки.
  4. Альбомы:  «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Птицы», «Деревья», «Цветы».
  5. Дидактические игры: «Кто где живет», «В мире растений», «Домашние животные», «Дикие животные», «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Животные».
  6. Календарь природы «Какая сегодня погода» со значками: ясно, пасмурно, дождливо, облачно, снег, ветер и т.п.
  7. Картина сезонов, модели года и суток.
  8. Книги о временах года,  о животных.
  9. Набор игрушек домашние и дикие животные.
  10.  Набор овощей и фруктов.

Формирование у детей первичных естественнонаучных представлений. Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Развитие представления детей о растениях и животных.  Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе, замечать изменения в природе.

Центр безопасности «Светофорик»

  1. Плакаты: «Безопасная улица», «Один дома», «Правила пожарной безопасности»
  2. Иллюстративный материал: транспорт, дорожные знаки, ситуации на дорогах, пожарная безопасность, безопасного передвижения в помещении.
  3. Дорожные знаки.
  4. Коврик со схематичным изображением перекресток дороги и улицы с дорожными знаками и разметкой.
  5. Картотека дидактических игр по ППД.
  6. Игрушки мелкие машинки.

Формирование знаний детей с правилами дорожного движения,

различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах.

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении.

Центр патриотического воспитания «Приамурье моё»

  1. Глобус.
  2. Флаг России.
  3. Кукла в народном костюме.
  4. Символика нашей страны.
  5. Альбомы: «Моя семья», «Мой поселок», «Природа родного края», «Животные родного края», «Заповедники», «Профессии», «Чудо Приамурья – лотос».
  6. Сказки Нагишкина.
  7. Развивающая игра «Прогулка по городу».
  8. Фотографии достопримечательностей поселка.

Формирование  интереса  к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название поселка, в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни. Формирование патриотических чувств. Развитие знаний  детей о символике  нашей страны.

Художественно-эстетического развития

Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»

  1. Столы для изобразительной деятельности.
  2. Мольберт.
  3. Материал для рисования:  альбомы, цветные и простые карандаши, акварельные и гуашевые краски, мелки, баночки для воды, кисти, трафареты для рисования, раскраски.
  4. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные доски для лепки, салфетки влажные и бумажные.
  5. Материал для аппликации ручного труда: клей-карандаш, клей ПВА, кисти, емкости для клея (тарелочки) салфетки, цветная бумага и картон, гофрированная бумага.
  6. Альбомы: «Хохломская роспись», «Дымковская роспись», «Городецкая роспись», «Сказочная гжель», «Матрешкины потешки»

Развитие умений и навыков в рисовании, лепке. Аппликации. Освоение новых способов рисования. Развитие пальцевой моторики, творческого воображения, фантазии. Расширение представлений о цвете, свойствах разных материалах. Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Центр

сенсорной и

конструктивной деятельности «Маленькие строители»

  1. Дидактический стол
  2. Крупный и средний строительный конструктор.
  3. Пластмассовый напольный конструктор.
  4. Конструктор «Лего»
  5. Мозаика с образцами.
  6. Матрешки с вкладышами.
  7. Пирамидки разной величины.
  8. Игрушки-шнуровки разного вида,
  9. Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой
  10. Настольно-печатные игры.
  11. Пазлы: «Теремок», «Вини Пух» и др.
  12. Домино.
  13. Картотека игр по сенсорному развитию.

Совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали,

сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения, использовать в постройках детали разного цвета.

Развитие мышления и пальчиковой моторики. Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков. Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме.

Физического развития

Двигательный центр «Юные спортсмены»

  1. Метательные мешочки.
  2. Кольцеброс.
  3. Разноцветные кегли.
  4. Детские скакалки.
  5. Комплект резиновых мячиков.
  6. Кегли (набор).
  7. Гантели.
  8. Платочки.
  9. Шнуры для гимнастики.
  10. Флажки.
  11. Погремушки.
  12. Массажные коврики.
  13. Картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, антистрессовой гимнастики.
  14. Альбом «Виды спорта».

Создание условий для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц верхних и нижних конечностей, профилактика плоскостопия, предупреждение скалиоза. Профилактика простудных заболеваний.

         Предметно-пространственная развивающая среда в группе построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, эстетически привлекательна, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.  Созданная предметно-пространственная развивающая среда группы «Солнышко»  отражает возрастные особенности детей.  Способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности группы, отражает  содержание областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

         Фотографии предметно-пространственной  развивающей среды группы можно посмотреть на моем сайте   http://nsportal.ru/alla-pavlovna а альбоме «ППР среда моей группы «Солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-пространственной среды для познавательного развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях....

Предметно-пространственная развивающая среда для детей младшего возраста (2-3 года)

Предметно-пространственная развивающая среда для детей младшего возраста (2-3 года)...

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды дома в соответствии с ФГОС

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды дома в соответствии с ФГОС...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды в ДОО

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный пер...