Cтатья «Особенности психологической готовности к школе детей 6 – 7 лет с различными психоэмоциональными состояниями»
статья (подготовительная группа) на тему

Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности психологической готовности к школе детей

6 – 7 лет с различными  психоэмоциональными состояниями»

     Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

  1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
  2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
  3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, специалист должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

– понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

– выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;

– распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

– отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.

Тревожность

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:

  • внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988 и др.);
  • нарушения внутрисемейного и / или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., 1988; Прихожан А. М., 1998; Спиваковская А. С., 1988 и др.);
  • соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П. И., 1998 и др.).

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

  • негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;
  • неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  • противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями и / или школой, сверстниками (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988).

 «Негативистическая демонстративность». Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Особый вариант развития негативистическая демонстративность, наиболее неблагоприятный вариант (ребенок стремится привлечь к себе внимание через сознательное нарушение правил и требований взрослых, если ребенка просят не кричать, не шуметь, то он делает все наоборот). Так ведут себя дети с эмоциональной депривацией - они не получают от значимых взрослых необходимого тепла и ласки. Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может приобрести патологический характер и перейти в клиническую истерию.

« Уход от реальности».                                                                                                                  Уход от реальности - это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке.

Гиперактивность.                                                                                                                                                      В настоящее время некоторые дети (от 8 до 10%) все чаще проявляют такое качество, как гиперактивность. В дошкольном возрасте они доставляли неудобство родителям, а придя в школу, не могут самостоятельно работать, мешают учителю, постоянно отвлекают детей в классе. Американские психологи установили, что всем гиперактивным детям присущи сходные симптомы: невнимательность, импульсивность, сверх подвижность. Они разработали систему критериев, по которым взрослые могут определить, является ли ребенок гиперактивным.

При невнимании:

  • имеет незаконченные проекты;
  • отличается нарушением устойчивого внимания;
  • слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
  • с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
  • имеет трудности в организации;
  • часто теряет вещи;
  • избегает скучных задач и таких, которые требуют приложения умственных усилий;
  • часто бывает забывчив.

Сверхактивность обнаруживается в том, что ребенок:

  • ерзает, не может усидеть на месте;
  • проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в кресле, ему трудно неподвижно сидеть, он бегает, забирается куда-либо);
  • спит намного меньше других, даже в младенчестве;
  • находится в постоянном движении (с «мотором»);
  • очень говорлив;

Импульсивность. Ребенок с этим качеством:

  • отвечает до того, как его спросят;
  • не способен дождаться своей очереди;
  • часто вмешивается, прерывает говорящего, не может ждать;
  • плохо сосредоточивает внимание;
  • не может дождаться вознаграждения, о том чтобы его отложить, и речи быть не может;
  • не может регулировать свои действия (повеление ребенка плохо подчиняется правилам: хочет сейчас — и ломает правило);
  • имеет разный уровень выполнения заданий (на некоторых занятиях спокоен, на других — нет).

Если в возрасте около семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше моментов, мы можем предположить, что ребенок является гиперактивным. Ребенка с ярко выраженной и постоянно проявляющейся гиперактивностью следует показать врачу. Но не всякий ребенок, который не может усидеть на месте, постоянно бурлит, извивается, носится как сумасшедший, может быть отнесен к категории гиперактивных. Многие дети на ранних этапах онтогенеза проявляют повышенную двигательную активность.

Проблема застенчивых детей.

Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности.

 Для застенчивого ребенка любое выступление перед аудиторией — это дистресс, то есть чрезмерно перенапряжение. В школе же застенчивому ребенку грозит не разовый дистресс, о котором можно забыть, а ежедневный, повторяющийся и предчувствуемый заранее.

Проблема агрессивности.

Проблема адаптации связана с вхождением ребенка в новую для него среду общения, в класс, в микрогруппу. Один из мощных факторов, негативно влияющих на адаптацию (помимо застенчивости), — это агрессивность. Агрессивность, как и застенчивость, может создать и внутриличностные трения, и проблемы с успеваемостью. Понятие агрессии очень широко. Определить повышенный уровень агрессивности у ребенка помогут поведенческие реакции. Агрессивность обычно понимается, как стремление причинить ущерб другому человеку, причем проявления ее могут быть как физическими, так и вербальными, как прямыми, так и косвенными. Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе. При взаимодействии с классом, микрогруппой следствием агрессивности станет неприятие ребенка как личности, формирование негативного отношения к нему. И таким образом ребенок в ответ начнет получать в свой адрес больше негативных действий, чем другие дети. Отсюда прямой путь к эмоциональному напряжению, стрессовому состоянию, которое агрессивный ребенок будет испытывать чаще остальных, что также укрепляет его агрессивность — образуется порочный круг, вернее, восходящая спираль. Ребенок приходит в школу, может быть, с незначительной степенью агрессивности. Но каждая негативная, враждебная реакция (пусть исходящая и не от всех детей, а от нескольких) в ответ только укрепляет ребенка в мысли, что к нему плохо относятся, стимулируя его агрессивность, которая в следующий раз проявится еще более резко. Как видим, повышенная агрессивность не несет в себе ничего хорошего со всех точек зрения: и с точки зрения воздействия на окружающих, и в отношении реакции родителей, и для самого ее носителя.

 Мы рассмотрели некоторые психологические особенности развития старшего дошкольника, которые важны для начального этапа обучения в школе. Надо помнить о том, что по мере возрастного развития человека доминирующую роль будут играть другие психические функции, а также их сочетание.

Изучения проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе. Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника».

Трудно сказать, какие из перечисленных факторов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.                                                                                                                                                

Список использованной литературы:

  1. Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.                                              
  2. Арнаутов Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  3. Безруких М.. М., Ефимова С.П.Ребенок идет в школу:  Издательский центр «Академия» , 1996 г. 
  4. Венгер Л.А. «Психология развития».    
  5. Выготский Л.С.«Педагогическая психология».    
  6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2009г.        
  7. Ильина С.Е., Никифорова С.Н., Суровцева С.С. «Теоретические основы психолого-педагогической работы с дошкольниками группы риска» 2009г.      
  8. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995  
  9. Каган В.С. Психогенные формы школьной дезадаптции // Вопросы психологии.-1984.-№4.-с.93)
  10. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000г.
  11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М,: Гуманит. изд. центр Владос, 2001г.  
  12. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //  “Психологическая наука и образование”. – 1998, № 2.
  13. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М. Г.Ярошевского. – М.: 1990. – 178 с.    


                                     

       

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Составляющие психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"

презентация для использования в детском саду - воспитателями, психологами для повышения педагогической компетентности родителей...

Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"

Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...

Особенности психологической готовности к школе детей с нарушениями речи

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отста...

Особенности психологической готовности к школе у детей с ЗПР

В статье рассмотрены аспекты готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Рассмотрены и выделены различные подходы к проблеме готовности к школе. Проанализированы аспекты...

Родительское собрание «Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста»

Сценарий родительского собрания в виде семинара. Что включает в себя готовность ребенка к школе, из каких компонентов состоит психологическая готовность к школе....

"Особенности психологической готовности к школе детей со слуховой депривацией"

Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельност...

«Социально - психологическая готовность к школе детей подготовительной к школе группы»

Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе....