Проект по приоритетному направлению "Большие права в маленькой ладошке"
проект (старшая группа) по теме

Селищева Евгения Вячеславовна

Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_bolshie_prava_v_malenkoy_ladoshke.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Принят:                                                                                                

на Совете педагогов                                                        

протокол № 1 от 15.09.2015 г.                              

        

Проект

ПО ПРИОРИТЕТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада комбинированного вида № 2 «Калинка»

г. Нижневартовска

«Большие права в маленькой ладошке»

           Разработчик проекта:

                                                                                   Т.Н. Гасанова.–

                                                                                           Заместитель заведующего по ВМР

Воспитатели: Слюсаренко О.Н.

Селищева Е.В.

2015 год

Проект правового воспитания дошкольников

«Большие права в маленькой ладошке»

Паспорт проекта

Наименование проекта:                              

Детский правовой университет

Срок выполнения проекта:                 бессрочно

Дата начала:                                       01.01.2015                        

Дата завершения:                               бессрочно                        

Организации-участники (далее организаторы):

                

Руководители организаций-участников:         О.И. Мельник, заведующий МБДОУ ДСКВ № 2 «Калинка»

Телефон, факс, e-mail:        

тел./факс  (3466) 24-86-52

e-mail: mbdou2@yandex.ru

География проекта: РФ, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Фурманова, 8б                                

Руководитель  организаций-участников _________________ /О.И. Мельник /        

                                                                                                                                   подпись

Руководитель проекта:                             _________________ /Т.Н. Гасанова/        

                                                                                                                                   подпись

        


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИЙ-УЧАСТНИКОВ

  1. Наименование организации в соответствии с документом о регистрации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Калинка»

Юридический адрес: 628600  ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Фурманова, дом 8б

                               

Фактический адрес, телефон, факс, e-mail (офис собственный или арендованный) адрес: 628600  ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Фурманова, дом 8б

 тел./факс 24-86-52,   e-mail: mbdou2@yandex.ru

  1. Данные о руководителе: Мельник Ольга Ивановна, заведующий МБДОУ ДСКВ № 2 «Калинка»

  1. Свидетельство о регистрации:___________________________                    
  2. Статус организации (общественная организация, фонд и пр.)

муниципальное образование

         

  1. Сферы деятельности (благотворительность, религия, образование, культура)

         

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Большие права в маленькой ладошке»

Наименование проекта

Детский правовой университет

Основание для разработки проекта

  •  Социально-педагогический заказ  участников образовательного процесса

  Заказчик

   Участники образовательного процесса МБДОУ ДСКВ

№ 2 «Калинка»

Основные разработчики проекта

Гасанова Татьяна Николаевна - заместитель заведующего по ВМР МБДОУ ДСКВ №2 «Калинка»,

Ольга Николаевна Слюсаренко - воспитатель

Евгения Вячеславовна Селищева - воспитатель

Основная цель проекта

 Использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения по развитию у детей представления об основах права и правовой культуры.

Задачи проекта

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

  • - Познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка, объяснить важность этого документа, который защищает права и свободы каждого ребенка, сформировать осознание наличия собственных прав и прав других детей.
  • - Создание благоприятных условий для формирования свободной и ответственной личности гражданина правового государства, который знает свои права и способы их защиты, обладает чувством собственного достоинства, уважает других членов общества и способен осуществлять осознанный выбор действий.
  • - Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка.
  • - Сформировать чувство причастности к событиям, которые происходят в мире, государстве, городе.
  • - Сформировать в сознании ребенка чувство принадлежности к своей культуре, а также уважение и терпимость к культурам других национальностей;
  • - Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения.
  • - Научить ребенка защищать свои права или находить помощь при невозможности самозащиты.
  • - Развитие социальных навыков.
  •     - Создание необходимых материально-технических условий, обеспечивающих достижение требуемых ФГОС ДО интегративных качеств личности выпускника дошкольника.

Сроки реализации проекта

Бессрочный

Перечень мероприятий

  • Создание базы нормативно-правововых документов и актов по проблеме правового воспитания дошкольников.
  • Определение функциональных обязанностей ОУ, работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей.
  • Формирование библиотеки педагогической литературы по данной проблеме.
  • Организация годичного семинара по проблемам соблюдения прав детей в системе образования («О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ», «Защита маленького ребенка:  координация усилий семьи и детского сада»)
  • Модернизация работы по становлению у педагогов ценностной мотивации.
  • Проведение специальных занятий и мероприятий  с дошкольниками.
  • Систематизация работы педагогов по изучению семьи, планов взаимодействия и индивидуального общения с ними.
  • Организация работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
  • Вовлечение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и развития детей посредством мероприятий ДОУ различной направленности.
  • Создание условий для обмена опытом правового воспитания педагогов и родителей.
  • Распространение опыта работы ДОУ по данной проблеме на различном уровне.

Объемы и источники финансирования

Муниципальный бюджет, внебюджетные средства.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей.

Сформированность интегративных качеств личности, моделей поведения выпускника дошкольника.

 

  1. Описание проекта

Название проекта: «Большие права в маленькой ладошке». Муниципальный проект реализации правового воспитания дошкольников «Детский правовой университет»

        

  1. Дата начала 01.01.2015 г.        
  2. Дата окончания         бессрочно
  3. Краткосрочные и долгосрочные цели проекта

Долгосрочные цели

  • определение значимости правовых основ дошкольного образования;
  • формирование гуманного отношения педагогов и родителей к ребенку;
  • формирование правовой культуры;
  • обеспечение защиты прав участников образовательного процесса;
  • создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
  • содействие развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
  • создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
  • развитие коммуникативной компетентности ребенка;
  • развитие социальных навыков;
  • формирование правового сознания детей.

Задачами правового воспитания являются:

  • Создание необходимых материально-технических условий, обеспечивающих достижение требуемых ФГОС  интегративных качеств личности выпускника ДОУ.
  • Формирование библиотеки педагогической литературы по данной проблеме.
  • Модернизация работы по становлению у педагогов ценностной мотивации.
  • Определение меры ответственности ОУ, работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей.
  • Выработка механизма защиты прав детей и родителей от административного произвола.
  • Систематизация работы педагогов по изучению семьи, планов взаимодействия и индивидуального общения с ними.
  • Организация работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
  • Вовлечение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и развития детей посредством мероприятий ДОУ различной направленности.

II. Основное содержание и принципы правового воспитания дошкольников

Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Воспитание основ правовой культуры детей в ДОУ осуществляется в соответствии с рядом педагогических принципов:

– гуманитарно-пропедевтическим (процесс правового воспитания ребенка дошкольного возраста выполняет подготовительную по отношению к школьному образованию функцию, обеспечивая преемственность с такой гуманитарно-образовательной областью, как граждановедение; и закладывает первоначальную базу гуманитарного знания посредством ознакомления с историей человеческой цивилизации, многочисленностью и многообразием народностей, проживающих на Земле, с развитием труда человека, элементарными представлениями о возникновении и совершенствовании технического прогресса, нормах и правилах поведения в человеческом обществе)

– содержательно-доминирующим (содержание работы по правовому воспитанию реализуется как в специально-организованных формах работы с детьми (занятия, беседы), так и свободной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.);

деятельностного и интеграционного подходов (праксиологический (деятельностный) подход - правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной; интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия)

включенности субъекта (предполагает "включенность" ребенка в образовательный процесс, когда накопление и обогащение социального опыта происходит путем полноправного участия дошкольника в событиях окружающего мира)

регионально-обусловленного содержания (принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего города)

– открытости (предполагает использование разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимание через организацию учебного диалога)

- принцип взаимодействия педагогического коллектива с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.

В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выделены следующие линии:

1. «Мои права и обязанности»;

2. «Моя страна»;

3. «Гражданин мира».

Средствами формирования основ правовой культуры у дошкольников в соответствии с целями и задачами работы являются:

        

1. Любая совместная деятельность, где необходимо согласовывать свою деятельность с действиями других детей. Это может быть игровая, образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность, в которой детям необходимо согласовывать свои действия и поступки с действиями и поступками других членов детского коллектива. Каждый вид детской деятельности и, прежде всего игра, формирует у детей умения соподчинять свои интересы с интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, принимать окружающих такими, какие они есть, и терпимо относиться к различиям людей, находить взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.

2. Социокультурная среда,  окружающая  ребенка:

- учреждения культуры: театры (драматические, кукольные, музыкальные), музеи (краеведческие, художественные, народного творчества);

- учреждения социального назначения: больница, почта, аптека, ателье, промышленные и продуктовые магазины, кафе и т.п.;

- административные учреждения: администрация, милиция, суды и т.д.

- архитектурные, монументальные достопримечательности города (архитектурные ансамбли, памятники, здания), такие учреждения, которые являются своеобразной визитной карточкой города Нижневартовска и делают его уникальным и неповторимым;

- историко-культурные даты (государственные и региональные праздники, торжественные события, юбилеи в детском саду);

- центральные и прилегающие к дошкольному учреждению улицы (краткая история их названия).

Социокультурная среда города содействует обогащению восприимчивой детской души впечатлениями, развитию и поддержанию интереса к повседневной жизни, расширению кругозора, позволяет ребенку соотнести себя с окружающим миром, знакомит дошкольников с элементарными правами человека, помогает накапливать начальный нравственно- правовой опыт.

3. Художественные средства.

- художественная литература и фольклор (пестушки, заклички, поговорки, пословицы, загадки, сказки, легенды, былины, сказания); адаптированные для детей жизнеописания знаменитых граждан; современные литературные произведения;

- изобразительное искусство (живопись, скульптура, архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство);

- музыка (песни, оперетта, детская опера, мюзикл, танцы).

Уникальность Российской культуры заключается в том, что она вобрала в себя самобытность культур разных народов в единой культуре России. Приобщаясь к ценностям культуры, особенно посредством произведений устного народного творчества, ребенок усваивает нравственно-правовые представления народов своей страны, имеет возможность сравнивать и приблизиться к пониманию единых общечеловеческих ценностей различных народов. Художественные средства обладают сверхмощным зарядом, который способствует глубокому погружению в историю и культуру своей страны, позволяет отследить преемственность российских поколений, взращивает начала понимания и взаимодействия в окружающем мире.

4. Средства массовой информации (СМИ). К компонентам этой группы относятся - телевидение, радио, периодические издания (газеты, журналы), а также Интернет.

Ценность этой группы средств заключается в предоставлении дошкольнику возможности самостоятельно получать и "добывать" информацию из различных источников, перерабатывать ее и использовать в общении с детьми и взрослыми. СМИ имеют возможность приобщать детей к правам и свободам человека, демонстрировать реальную правовую культуру общества и личности, ценностные модели поведения.

Хотя в настоящее время СМИ и Интернет оказывают и негативное воздействие на формирование правовой культуры личности, но грамотно организованный педагогический подход позволяет предотвратить последствия полученной ребенком негативной информации

При разработке стратегии правового воспитания исходят из следующего:

– Формировать у детей представления о нравственных нормах и поведение, соответствующее им; важно, чтобы уровень сформированности нравственной нормы был достаточно высок. Это даст возможность детям приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающий им комфортное пребывание в коллективе сверстников;

– Опираясь на усвоенные нравственные нормы, формировать конкретные и обобщенные представления о правах и обязанностях людей. При этом необходимо приучать детей анализировать свои взаимоотношения друг с другом и другими людьми с позиции уважения прав;

–Акцент должен быть сделан на обращении к сознанию, пониманию объективной необходимости соблюдения норм, а не на страх перед наказанием, несмотря на то, что наказание присутствует как в нравственной, так и в правовой норме. Однако его наличие в механизме правового воспитания маленьких детей не является обязательной. Более того, воспитывающий, развивающий смысл нравственно-правового воспитания значительно снижается, если исходить из непременного присутствия наказания за нарушение нормы.

В соответствии с этим можно выделить следующие основные группы методов правового воспитания в зависимости от того, что именно в процессе становления нравственно-правовых качеств они преимущественно обеспечивают:

– методы формирования правового сознания:

у дошкольников: убеждение, доказательство; обсуждение произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение.

у педагогов и родителей воспитанников: беседы, лекции, рассказы, диспуты на правовые темы; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику.

– методы поощрения и наказания для стимулирования правомерного поведения [18, c.69].

Используя те или иные методы правового воспитания, необходимо ориентироваться на то, какие качества педагог хочет с помощью этих методов сформировать. Четкое представление об этих качествах обусловливает целенаправленность использования воспитателем  отдельных методов и всей их совокупности. В результате правильно организованного правового воспитания (в сочетании с другими направлениями воспитательной работы) у детей формируются такие качества, как, нетерпимость к нарушениям, чувство ответственности, справедливости, долга и др. Сформировать эти качества можно только при условии, если в работе с детьми будут использованы все перечисленные методы правового воспитания.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:

– права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

– права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

– права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.

С целью формирования представлений у старшего дошкольника о правах человека нами разработана программа правового воспитания в МБДОУ ДСКВ № 2 «Калинка», целью которой является формирование представлений о правах человека у дошкольников. Поставленные задачи реализуются в трех направлениях:

  • с родителями воспитанников
  • с педагогами
  • с воспитанникам

Ш. Ресурсное обеспечение

проекта правового воспитания дошкольников в МБДОУ ДСКВ  детском саду комбинированного вида № 2 «Калинка»

1. Кадровые ресурсы:

  • заведующий МБДОУ
  • заместитель заведующего по ВМР
  • старший воспитатель
  • педагог – психолог
  • уполномоченный по правам ребенка в МБДОУ
  • общественный инспектор МБДОУ по охране прав детства
  • воспитатели
  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физической культуре

2. Нормативно-правовые ресурсы

Основные международные документы:

  • Всеобщая декларация прав человека
  • Декларация прав ребенка
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Нормативные документы федерального уровня:

  • Конституция РФ
  • Гражданский кодекс
  • Семейный кодекс РФ
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • ФЗ РФ «Об образовании»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:

  • законы, принятые законодательными органами субъектов РФ
  • постановления, распоряжения органов исполнительной власти

Локальные акты и документы:

  • распоряжения, приказы по МБДОУ
  • паспорт и программа муниципального проекта по правовому воспитанию дошкольников

3. Образовательные ресурсы:

  • организованная и совместная образовательная деятельность (игровая, образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность, коммуникативная и т.д.)
  • социокультурная среда
  • художественные средства
  • тематические мероприятия (праздники, досуги)
  • лекторий для родителей
  • средства массовой информации

4. Осуществление социального партнерства в реализации правового воспитания дошкольников.

  • МОУ СОШ № 21
  • Детская пол-ка  № 1
  • отдел УВД по г. Нижневартовску

5. Осуществление проектной деятельности по правовому воспитанию дошкольников:

  • средняя группа –

                                      «Наши добрые дела»

                                     «Подарю я вам улыбку»

                                      «Город будущего»

  • старшая группа –  «Герб моей семьи»

                                       «Я, нижневартовец, имею право!»

  • подготовительная группа - «Все люди на большой планете должны  

                                                            всегда дружить!»

                                                        «Спорт любить – здоровым быть!»

IV. План реализации проекта

по правовому воспитанию дошкольников

в МБДОУ детском саде комбинированного вида № 2  

в 2015 – 2016 учебном году

1. Работа по формированию правовой грамотности у ребенка.

Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:

1. Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.

Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.

Важным является воспитание в процессе любой деятельности в ребёнке любознательности, произвольного внимания, потребности в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.


Период

Тема

Задачи

Формы работы

Средняя группа

Сентябрь

                                          «Я – человек»

Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем, будущем («я был маленьким, я расту, когда я вырасту»)

Рассматривание себя в зеркале. Рассматривание фотографий.

 Беседы: «Одинаковые и разные», «Кто у нас такой». Дид. игры: «Назови по имени», «Угадай, кто позвал», «Как зовут, угадай и предмет передай», «Давайте познакомимся».

Октябрь

Формировать первичные гендерные представления, воспитывать  уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Рассказ воспитателя «Как люди заботятся друг о друге».

Беседа «Как можно позаботиться о товарище», «Как утешить товарища». Рассматривание иллюстраций и пиктограмм об эмоциях. Мини – проект «Подарю я вам улыбку» (приуроченный Всемирному дню приветствий 21.11)

Рассказ воспитателя о чутком и внимательном отношении друг к другу.

Дид. игра «Какое настроение»

Ноябрь

Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.

Беседы: «Наша группа». Обзорная экскурсия по МБДУ.

Чтение: Е.Яниковская «Я вхожу в д/с», О.Кригер «На прогулку». Разучивание пословиц о дружбе. Дид. игры: «Что есть в нашей группе». Продуктивная деятельность: «Мой друг», «Наша группа», «Моя любимая игрушка в д/с».

Декабрь

 

«Я и моя семья»

Расширять представления о своей семье, формировать первоначальные представле-ния о родственных отношениях в семье.

Рассматривание семейных фотографий. Беседа «У меня есть братишка (сестренка)» Дид. игры: «Какая твоя мама», «На кого ты похож».

Продуктивная деятельность «Игрушки для малышей»

Январь

Формировать обобщающее понятие «родители», учить называть имена, отчества членов семьи; формировать бережное отношение к родным, заботу друг о друге.

Фотовыставка «Моя семья». Беседа «Моя семья», «Ласковые имена моих близких людей». Рассматривание семейных фотоальбомов.

Чтение: К Ушинский «Петушок с семьей», Л.Квитко «Бабушкины руки», Н.Артюхова «Трудный вечер», В.Вересаев «Братишка», Р.Гамзатов «У меня есть дедушка…». С/р игра Семья»

Чтение: «А.Барто «Машенька», «Е.Благинина «Аленушка», Д.Габе «Моя семья», В.Шуграев «Мама»

Февраль

Познакомить с обязанностями членов семьи, формировать и развивать стремление оказывать посильную помощь членам семьи.

Беседы о членах семьи и помощи им со стороны ребенка, культуре поведения. Мини-проект «Наши добрые дела» (приуроченный ко Дню доброты 17.02)

Чтение: С.Михалков «Три копейки на покупку», Ю.Тувим «Овощи»

С/р игры «Семья», «Семейный праздник»

Продуктивная деятельность: «Моя любимая игрушка дома», «Вот какой наш дом»

Март

«Мой родной город»

Воспитывать любовь к родному краю; знакомить с красивыми местами родного города.

Целевая прогулка по близ лежащим улицам.

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о родном городе. Беседы: «Как люди заботятся о красоте своего города». «Как мы участвовали в субботнике», «Какие дома есть в нашем городе». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Апрель

Познакомить с социокультурной средой вблизи МБДОУ № 2 (Дом творчества, школа искусств, библиотека, скверы, парки, магазины и пр.), способствовать развитию и поддержанию интереса к повседневной жизни, расширению кругозора.

Целевые прогулки по близ лежащим улицам. Рассматривание иллюстраций: цирк, театр кукол, стадион. Беседы «Что есть в Нижневартовске для детей», «Как мы с родителями ходили в цирк (кукольный театр)»,  «Что вы видели в Нижневартовске». Чтение книг о Нижневартовске, писателях г. Нижневартовска. Экскурсия в музей, библиотеку.

май

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках (день труда, день Победы). Воспитывать любовь к Родине. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Целевые прогулки по празднично украшенным улицам города. Беседы: «Как нижневартовцы готовятся к празднику?». Рассказ воспитателя «Кто такие ветераны». Рассматривание фотоиллюстраций на тему «Праздник в нашем городе». Мини-проект «Город будущего»

Июнь - август

Праздничное мероприятие «Волшебная ромашка», посвященное Дню защиты детей («Справочник старшего воспитателя», № 7 2010 г.)

Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по закреплению полученных знаний (игровая, художественная, музыкальная, спортивная и пр.)

Старшая группа

Сентябрь

«Здравствуйте, это Я!»

Воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам. Объяснять на примере, что у каждого есть свое мнение, увлечение, которые необходимо уважать.

Беседы о сходстве и различии людей. Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседы: «Почему девочки не играют в разбойников», «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек». Дид. игры «Я знаю 5 игр девочек (мальчиков)», «Вопрос-ответ», «Посмотрите на меня» Фотовыставка:  «Автопортрет»

Октябрь

«В гостях у Конвенции»

Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что у каждого ребенка есть права. Ввести в словарь детей понятие «конвенция».

Игра «Для чего этот предмет»

Домашнее задание:

Придумать вместе с родителями и нарисовать эмблему к макету книги «Конвенция о правах ребенка». Экскурсия к стенду МБДОУ «Конвенция для детей».

Ноябрь

«Всемирный день ребенка» (20.11)

Продолжать формировать у детей понимание того, что у каждого ребенка есть права. Познакомить с праздником, его историей.

Беседа «Каждый имеет право», «Мои права в семье и детском саду». Чтение А.Усачев «Приключения маленького человечка». Игровая программа «Азбука правоведения» (совместно с родителями).

Декабрь

«Я, ты, он, она!» (право ребенка на имя, отчество и фамилию)

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию.

Игра «Назови ласково».

Домашнее задание:

Придумать вместе с родителями и сделать визитную карточку ребенка.

Январь

«В кругу семьи»

(право ребенка жить и воспитываться в семье)

Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка.

Беседы с детьми «Моя семья», С/р игра «Семья».Игра «Кто где живет»

Создание рукописной книги «В кругу семьи». Мини-проект «Герб моей семьи».

Февраль

«Права и обязанности ребенка»

Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.

Игра «Для чего этот предмет». Домашнее задание: с помощью родителей определить обязанности ребенка в семье.

Март

«Мне хорошо, если у меня есть...»

Познакомить с правом на достойный уровень жизни. Способствовать установлению взаимосвязи между достойным уровнем жизни и обязанностями членов семьи.

Фотовыставка «Мой дом, моя комната». Беседы «Моя любимая игрушка (предмет интерьера, бытовая техника)» Рассказы детей о традициях семьи, обязанностях членов семьи.

Апрель

«Под небом голубым» (право на свободу)

Формировать значимость свободы для человека.

Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино»

Домашнее задание: вспомнить и записать с помощью родителей сказки и рассказы, где нарушаются права героев на свободу. Мини-проект «Я, нижневартовец, имею право!»

май

«Сделал дело – гуляй смело»

(право на отдых)

Познакомить с правом на отдых, правом собираться вместе.

Целевая экскурсия в дом детского творчества, парк и сквер. Беседа «Как мы отдыхаем с семьей», «Как я люблю отдыхать». Оформление фотовыставки «Моя семья на отдыхе» и фотоальбома «Праздник в нашей группе». Продуктивная деятельность из разных материалов «Мой двор», «Мои игрушки».

Июнь - август

Праздничное мероприятие «Пусть всегда буду я!», посвященное Дню защиты детей («Справочник старшего воспитателя», № 6 2010 г.).

Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по закреплению полученных знаний (игровая, художественная, музыкальная, спортивная и пр.)

Подготовительная группа

Сентябрь

«Наша дружная семья»

Формировать чувство коллективизма; понятие, что у всех детей есть общие и отличительные черты.

Беседа «Наша группа дружная», «Пока мы едины, мы не победимы». С/р игры «Детский сад», «Семья». Составление коллективного портрета группы. Составление герба группы.

Октябрь

«Мы все разные, мы все равные»

Формировать представление о том, что на Земле живут люди разных национальностей; понятие о том, что все люди равны независимо от национальности и веры.

Рассматривание иллюстраций, атласов, карты мира. Чтение художественных произведений разных народов мира. Виртуальное путешествие вокруг Земли. Выставка рисунков «Люди планеты Земля». Мини-проект «Все люди на большой планете должны всегда дружить!»

Ноябрь

Международный день толерантности. (16.11)

Познакомить с понятием «толерантность» (терпимость). Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.

Рассказ воспитателя «Что такое толерантность». Чтение «Вовка добрая душа». Игры «Спиной друг к другу», «Что там за спиной», «Где мы были, мы не скажем». Спортивные командные игры (игры в парах).

Декабрь

«Право на защиту»

Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту.

Рассказ воспитателя. Дидактические игры «Пожалей товарища». Рассматривание пиктограмм настроения. Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и нарисовать плакат о защите ребенка.

Январь

«Как важно быть грамотным»

 (права ребенка на образование)

Довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека

Игра «Вставьте слово».

Домашнее задание: Нарисовать детский сад. Экскурсия в МОУ СОШ № 21

Февраль

«Моя тайна»

(право на жилье, пищу, личное имущество)

Познакомить детей со статьей о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

Игра «Кому какой дом», Игра "Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем».            Домашнее задание Рисование «Мой дом». Целевая прогулка по близ лежащим улицам, рассматривание домов.

Март

«Если что у вас болит, вам поможет Айболит!»

(право на медицинскую помощь и охрану здоровья)

Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход.

Игровое упражнение «Как вызвать «скорую помощь». Целевая прогулка к детской поликлинике № 1, в кабинет старшей м/с МБДОУ. Мини-проект «Спорт любить – здоровым быть!»

Домашнее задание:  Нарисовать крупно номер телефона скорой помощи.

Апрель

«Непосильное задание»

Ввести в активный словарь детей понятия: «непосильный труд», «тяжелый физический труд»; формировать понятие о том, что непосильный труд может нанести вред здоровью.

Труд на экспериментально-опытном участке – огороде  (посадка рассады, рыхление, полив). Беседа «Труд членов моей семьи», «Мой труд на благо семьи (страны)». С/р игры по теме «Разные профессии»

май

«Мы тоже имеем право!»

Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах детей. Обобщить знания основных статей Конвенции.

Продуктивная деятельность «Мои права и обязанности», оформление выставки детского творчества. С/р игры «Семья», «Больница», «Детский сад» и пр.

2. Работа  с педагогами по повышению правовой культуры

Форма работы

Тема

Цель

Сроки

Ответственный

Совещание с руководителем

Формирование единого представления о защите прав детей в ДОУ

сентябрь

заведующий,

зам.зав. по ВМР

Семинары

«Конвенция ООН о правах ребенка. Её основные положения»

Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе. Ознакомление с НПБ.

октябрь

декабрь

 февраль

зам.зав. по ВМР

«Правовой статус ребенка»

Уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах человека.

«Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка»

Определение функциональных обязанностей ОУ, работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей.

Педагогический совет

«Правовое воспитание дошкольников – миф или реальность»

Содержание, методы, технологии по правовому воспитанию детей, повышение правовой культуры педагогов

октябрь

заведующий,

 зам.зав. по ВМР

Деловая игра

Справочное педагогическое бюро «Защита прав и правовое воспитание ребенка»

Закрепить знания педагогов по проблеме «Защита прав и правовое воспитание ребенка»

январь

ст. воспитатель

Конкурс

«Слабое звено»

Уточнить, закрепить знания педагогов о правах человека

май

ст. воспитатель

Заседание творческой группы

Планирование работы по содержанию и формам работы с детьми среднего, старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию.

В течение года

зам.зав. по ВМР -руководитель проекта

Тематический контроль

Состояние развивающей среды, способствующей  правовому воспитанию дошкольников.

февраль

ст. воспитатель


3. Работа с родителями (законными представителями) воспитанников по повышению правовой культуры

Форма работы

Тема

Цель

Сроки

Ответственный

Информационное поле

Папки – ширмы «Нормативные основы прав детей»

Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей.

сентябрь

воспитатели

стенд «Права ребенка»

ноябрь

заведующий МБДОУ

Памятки, листовки «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Искусство быть родителем»,  «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Правовое воспитание в семье»

в течение года

педагог – психолог, воспитатели, старший воспитатель

Родительские собрания

Встречи с представителями организаций, осуществляющих контроль за соблюдением прав детей

Повышение ответственности родителей за воспитание детей

По плану

Воспитатели

Разработка общегрупповых традиций

Вовлечение в процесс воспитания и развития детей

в течение года

 воспитатели

Досуговая деятельность

Тематические праздники, выставки детского рисунка, мероприятия ДОУ.

Вовлечение в процесс воспитания и развития детей

в течение года

воспитатели, муз. руководитель, инструктор по ФИЗО

Анкетирование

«Как мы понимаем своих детей», «Я и мой ребенок», «Ребенок и игра»

Анализ детско-родительских отношений в семье

в течение года

воспитатели, педагог - психолог

Лекторий

«Каждый ребенок имеет право», «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Общение между нами и детьми»

Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей.

в течение года

Заведующий МБДОУ, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель, воспитатели, педагог – психолог,

4. План работы педагога – психолога по защите прав ребенка

Цель

Дети

Педагоги

Родители

Изучение детско-родительских отношений

Методики: «Рисунок семьи», «Цветопись»

Тесты: «Подставные лица», «День рождения»

Интервьюирование детей «За что вас родители хвалят и наказывают?» (запись на магнитофон для родительского клуба)

Анкетирование: «Как мы понимаем своих детей», «Я и мой ребенок», «Ребенок и игра»

Диагностика детско-родительских отношений (авт. Варга-Столин)

Профилактика пренебрежительного и жестокого отношения к детям

Тренинги для снятия психо-эмоционального напряжения (релаксация, игротерапия)

Тесты: «Направленность личности педагогов», «Самооценка затруднений в общении с родителями»

Индивидуальные консультации (по результатам диагностики детей и родителей)

Расширение психологических и правовых знаний.

Формирование социально-коммуникативных навыков через социализирующие  игры, тренинговые занятия.

Тренинги: «Особенности работы с тревожыми детьми», «Взаимодействие с агрессивными детьми».

Консультация «Классификация нервных нарушений у детей и их проявления».

Деловая игра: «Права ребенка. Что это такое?»

Родительский клуб: «Искусство хвалить», «Право на любовь».

Совместные консультации специалистов и врача-психиатра по выбору ДОУ.

Индивидуальные консультации об основных закономерностях психического развития ребенка и его индивидуальных проявлениях на различных стадиях развития.

Спектакли для родителей «О правах – играя», «Ты и твое имя», «Право на любовь»


V. Ожидаемые результаты реализации проекта.

В результате работы по формированию правовой грамотности у ребенка-дошкольника  ожидается:

1. вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков.

На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение во время организованной и совместной деятельности с педагогом (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);

2. развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.

Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

Данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей.

4. формирование у детей навыков организованного поведения, образовательной  и трудовой деятельности в условиях семьи.

 Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995.
  2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
  3. Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.
  4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.
  7. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.
  9. Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс - 1984 - 80с.
  10. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
  11. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
  12. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
  13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.; Академия, 2000 - 252с.
  14. Методика правового воспитания учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
  15. Мордовец А.С., Магометов А.А., Силантьев Л.В., Чинчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 год.
  16. Репина Е.А. Общение детей и детском саду и семье. - М.: Педагогика, 1990. -152с.
  17. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). - М.: «Прогресс», 1989, - 400с
  18. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для самых маленьких" Ладошки множества детей сердца согреют всех людей"

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение.Игры с крупой полезны для мелкой моторики малыша. На мой взгляд, рисование на манки не только полезно, а еще и очень приятно....

Проект в средней группе по теме «Маленьким детям - большие права»

Создание условий для формирования правосознания  у детей среднего дошкольного возраста....

Проект по приоритетному направлению «Большие права в маленькой ладошке»

Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое...

Мастер класс "Маленькие Ладошки"

Мастер класс "маленькие ладошки"...

Проект в старшей группе детского сада "Маленьким детям- большие права"

Проект "Маленьким детям - большие права"Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правильного поведен...

ПРОЕКТ «МАЛЕНЬКИМИ ЛАДОШКАМИ - ЦЕЛЫЙ МИР»

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....