Развитие мелкой моторики рук в дошкольном возрасте
статья на тему

Фитиалова Елена Сергеевна

В статье раскрывается поняте мелкой моторики, научно обосновывается необходимость ее развития в дошкольном возрасте, даются методические рекомендации по ее развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук в дошкольном возрасте

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же для этих занятий существует бытовая техника. Ситуацию с дефицитом занятий для развития мелкой моторики усугубляет информационная революция, ведь время, которое еще 20 лет назад дети тратили на рисование, склеивание моделей самолетиков и собирание конструкторов, новое поколение проводит за игровыми компьютерами.

Родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим интеллектуалом, знающим несколько языков. Будущим Ломоносовым стараются дать все самое лучшее: нанимают репетиторов, покупают компьютеры и обучающие фильмы, записывают сразу на несколько курсов. И чтобы чадо успевало поглощать этот громадный поток информации, заботливые мамы ограждают ребенка от физических нагрузок, домашних обязанностей и бесполезных хобби, вроде лепки, рисования. Однако ученые уверены, что именно отсутствие элементарных навыков ручного труда так пагубно сказывается на общем моторном отставании, а, следовательно — на интеллектуальном развитии детей.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности руки является общая неготовность большинства современных детей к письму и проблемы с речевым развитием.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому, развивать мелкую моторику рук нужно начинать задолго до школы — еще в дошкольном возрасте.

Навыки взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира определяются прежде всего уровнем его владения своим собственным телом, т. е. уровнем развития сферы двигательных функций организма — моторики.

Изучение проблемы моторики и движений с давних пор интересовало исследователей: физиологов, психологов, педагогов. Развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики является одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. Еще в 18 веке просветитель Н. И. Новиков в XVIII утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

Среди отечественных ученых-физиологов на движение как необходимое условие нашей жизни и деятельности впервые обратил внимание И. М. Сеченов. В своей книге «Рефлексы головного мозга» (1866 г.) он писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение».

В своих научных исследованиях физиолог И. П. Павлов также придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. На рисунке 1 хорошо видно, что в коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью.

Передняя центральная извилина мозга — это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение.

Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны.

Рис. 1. Карта речевых зон У. Пенфилда. Штриховкой показаны речевые зоны: слева — передняя (Брока), справа — задняя (Вернике) и сверху — добавочная. Цифрой 1 обозначена передняя центральная извилина (область двигательных проекций), цифрой 2 — задняя центральная извилина (область чувствительных проекций).

Особенно наглядно огромная пальцевая проекция руки видна на так называемом «гомункулусе (человечке) Пенфилда» (У. Г. Пенфилд (1891–1976) — канадский нейрохирург, составитель карты речевых зон мозга) на рисунке 2. На человечке Пенфилда показаны проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозга. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зоны навели ученых на мысль, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиоло-гических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Выдающийся русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы Владимир Бехтерев в конце XIX — начале XX века доказал, что манипуляции рук напрямую воздействуют на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают снять напряжение с речевого аппарата, улучшая произношение звуков и развивая речь ребенка. Зона в мозге, ответственная за речевую моторику, расположена в непосредственной близости от зоны, отвечающей за пальчиковую моторику. И любые движения пальцами рук, активизируя зону пальчиковой моторики, также способствуют активизации речевой моторики.

Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2-х лет — иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности. А. В. Запорожец в своих трудах тоже указывал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи.

Работы советских ученых века А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению), а не наоборот.

Рис. 2. «Человечек Пенфилда»

Отечественный физиолог Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. Так же он считал, что умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Н. А. Бернштейн писал, что письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное станов-ление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований — на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Кроме выше названных, изучением движением и моторики занимались такие ученые как: В. Н. Аванесова, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, Г. Л. Розенгард-Пупко, П. Я. Гальперин, М. Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже и др.

Известным исследователем детской речи М. М. Кольцовой на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие ребенка, задерживается. Она пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Сотрудники И. П. Павлова и В. М. Бехтерева — психологи Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета — это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Также в ходе многочисленных исследований доказано, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Эта взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения сохраняется на протяжении всего детства ребенка. Если попросить старшего дошкольника сосчитать несколько одинаковых предметов пристально смотря на них, то можно отметить, что без движений рук он этого сделать не сможет.

Не только ученые понимали важность развития мелкой моторики. Писатель и журналист В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики». А М. Горький писал, что рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга.

 «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, вырезания, напрямую влияет на работу мозга, — считает кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения Николай Хвалько, — на кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов, через которые в мозг поступают нервные сигналы. И чем тоньше будет ручная работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что как бы тренирует мозг. У детей нервные импульсы проходят быстрее, поэтому их мозг после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением когнитивных способностей. Однако даже если взрослые люди будут несколько часов в неделю посвящать ручному труду, показатели их памяти и скорости мышления заметно улучшатся».

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики в педагогической практики предлагается:

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Мозаика  игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры  этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр.

Игры-шнуровки Монтессори — они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.

Пазлы — красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и мелкую моторику.

Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, одним из назначений которых является развитие мелкой моторики рук.

Как мы видим, в педагогике предлагается широкий выбор деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Кроме этого детям предлагаются игры на пальцах, театр пальчиков, где движения являются доступными для детей, очень увлекательными и дети получают от них удовольствие — это является хорошим средством для развития движений пальцев рук

К старшему дошкольному возрасту мелкую моторику нужно развивать для успешного овладения письмом. Эта подготовка включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

  • развитие ручной умелости (выполнение различных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);
  • развитие пространственной ориентировки детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева — направо, сверху — вниз, вперед — назад). Развитие у детей чувства ритма, умения согласовать темп и ритм движений, слово и жест;
  • развитие изобразительных и графических умений (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции — аппликации. К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Например, ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа  с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

Таким образом, мы можем подытожить, что ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей (Л.С.Рубинштейн И. М. Сеченов И. П. Павлов А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) доказали, что существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Недостаточное развитие мелкой моторики, может привести к возникновению негативного отношения к детскому саду, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки.


В связи с вышесказанным, хочется отметить, что изобразительная деятельность будет способствовать развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста при условии:

  • регулярном (1–2 раза в неделю) проведению НОД по изобразительной деятельности;
  • формирования и развития устойчивого интереса к НОД по изобразительной деятельности;
  • учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
  • подбора заданий, выполнение которых предполагает активную работу пальцев и кисти рук (использование разнообразных декоративных приемов и материалов);
  • создания развивающей среды, направленной на развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М., АСТ: Астрель, 2007.
  2. Безруких М. 10 простых шагов к красивому и правильному письму. — М., Рама Паблишинг. 2010.
  3. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М., В. Секачев, 1998.
  4. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. — СПб., АСТ, Сова. 2010.
  5. Воробьёва Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., — СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
  6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. — М., Академия Развития. 2009.
  7. Гатанова В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. Пособие для подготовки детей к школе / Н. — СПб.; М.; Харьков: Питер, 2000.
  8. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведении. — М., 1999.
  9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под. Ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е переработанное. — СПб., Детство-Пресс, 2000.
  10. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. — М., РИПОЛ классик, 2008.
  11. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить; Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг. — М., У-Фактория, 2006 г. (Серия: Психология детства: Современный взгляд).
  12. Комарова Т.С. Формирование способности к регуляции движений руки у детей дошкольного возраста // Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. — М., Педагогика, 1976.
  13. Логинова Г. П. Развитие тонких движений пальцев рук как метод восстановления нарушенной речи. // Информационный сайт Учительской газеты www.ug.ru
  14. Люльчак Е. Познавательная деградация // РБК daily. 2008. 01. 08.
  15. Маклаков А.Г. Общая психология — СПб, Питер, 2009. 
  16. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. — М., Академия, 2000.
  17. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. — М., Издательский центр «Академия», 1999.
  18. Психофизиология. Словарь / Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М., ПЕР СЭ, 2006.
  19. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: — М., РИПОЛ классик, 2008.
  20. Cакулина, Н.П., Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. — М., Просвещение, 1971.
  21. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. — М., «Олма-Пресс», 2001.
  22. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М., Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  23. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Поддьякова и В.Н.Аванесовой. — М., Новое время, 1981.
  24. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. — М., ТЦ Сфера, 2001.
  25. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. — М, 2005.
  26. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. — М., Просвещение, 1977.
  27. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной, — М., 1965.
  28. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. — М., Эксмо, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...