«Свойства воздуха» (конспект непосредственно образовательной деятельности)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сидорова Наталия Сергевна

Автором представлен конспект НОД по познавательному развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sidorova_nataliya_sergeevna.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

(план-конспект непосредственно образовательной деятельности)

с детьми старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей:

-Познавательное развитие.

-Социально- коммуникативное развитие.

-Речевое развитие.

 

Задачи:

  1. Обнаружить воздух и выявить его свойства (занимает место в других предметах; легче воды; имеет силу) («Познавательное развитие»);
  2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования («Познавательное развитие»); 
  3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
    и сверстниками во время исследований. («Социально-коммуникативное развитие»); 
  4. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в иследованиях(«Социально-коммуникативное развитие»);
  5. Активизировать речь и обогащать словарь детей (свойства; прозрачный; невидимый; без запаха; не имеет формы; ёмкость; выделением воздушных пузырьков; провести опыт; упругий)(«Речевое развитие»).

Методы и приемы:

Практические: проведение  опытов, для определения свойств воздуха.

Наглядные: наблюдение за опытами проводимых воспитателем.

Словесные: постановка и решение вопросов проблемного характера.

Материалы и оборудование:

мыльные пузыри, пакеты, вертушки, воздушные шарики, трубочки для коктейлей, ёмкости с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочек земли.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Игровая

 Игра с правилами (подвижная «Самолёты»)

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная

Беседы, отгадывание загадок, вопросы

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Разучивание

Элементарный бытовой труд,

Самообслуживание

Поручения ( индивидуальные), задания

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель предлагает детям закрыть нос и рот рукой. Воспитатель предлагает ответить почему мы не можем дышать?

Дети выполняют действия.

Дети высказывают свои предположения:

не хватает воздуха, не поступает воздух.

Дети обнаружили воздух, знают, что без него мы не сможем дышать.

2

Воспитатель читает стихотворение и сообщает о том, что речь сегодня пойдёт о свойствах воздуха:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Дети слушают стихотворение.

Создан интерес к предстоящей деятельности.

3

Воспитатель берёт пустой пакет, набирает в него воздух, закручивает и предлагает детям ответить, что в пакете?

Почему пакет стал упругим?

Дети наблюдают за действиями воспитателя,

Решение проблемной ситуации: в пакете – воздух, а пакет стал упругим, потому что воздух занял место в пакете.

Дети принимают активное участие в познавательном процессе.

4

Воспитатель

предлагает вспомнить, что о воздухе дети уже знают.

Дети перечисляют свойства воздуха о которых они уже знают (прозрачный, невидимый, без запаха, не имеет формы)

Дети знают свойства воздуха  (прозрачный, невидимый, без запаха, не имеет формы)

5

Воспитатель предлагает подумать, в чём может находиться воздух. Предлагает детям по подгруппам пройти к столам, где приготовлено оборудование для проведения опытов и  принять участие в  опытах, где можно обнаружить воздух. Опыт 1 «Загадочные пузырьки».

Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта.

Дети высказывают свои предположения: в закрытой банке, в закрытом пакете, в шарике и тд. Дети проходят к столу Дети рассматривают твёрдые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся, (вода вытесняет воздух).

 Рассматривают, что изменилось в предметах(намокли, стали тяжелее и пр.)

Вывод: воздух есть в воде.

Дети знают, что воздух есть в предметах, в воде. Дети знают, что вода вытесняет воздух, поэтому мы можем наблюдать за выделением воздушных пузырьков из намокших предметов, намокшие предметы становятся тяжелее.

 

6

Опыт 2 «Надувание мыльных пузырей».

Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта.

Дети надувают, на сколько возможно, большой пузырь. Выясняют, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды, попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвёшь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).  

Вывод: воздух занимает место.

Дети знают, что мыльный пузырь лопается, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвёшь его оболочку.

7

Воспитатель организовывает физминутку под текст стихотворения:

Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок
Кустик ветками взмахнёт.

После физминутки воспитатель предлагает детям вернуться на свои места и продолжить опыты.

Дети выполняют движения повторяя за воспитателем.

Дети возвращаются к проведению опытов.

Сменить статическое положение.

Снять эмоциональное  напряжение.

8

Опыт 3 «Надуй шарик».

Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта.

Дети проводят опыт.

Ход: воспитатель предлагает детям надуть шарики. Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он надут сильно, а другой – мягкий. Воспитатель предлагает подумать, одинаковое ли количество воздуха в шариках.  Дети отвечают, что разное

Вывод: воздух занимает место.

Дети знают, почему один шарик более упругий (в нём воздуха больше), а другой – мягкий (в нём воздуха меньше).

9

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Дети слушают, думают, предлагают варианты ответов.

Дети отгадывают загадку.

Итоговое мероприятие: игра «Самолёты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание» «Свойства воды и воздуха»

Формирование  первых  навыков  рационального  природопользования в процессе экспериментирования....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательскому деятельности "Свойства воздуха".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательской деятельности "Свойства воздуха"...