Программа по экологическому образованию для дошкольников средней группы детского сада
методическая разработка (средняя группа) на тему

Царикова Дарья Сергеевна

Программа по экологическому образованию для дошкольников средней группы детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по экологическому образованию для дошкольников средней группы детского сада

 На формирующем этапе экспериментальной работы была разработана программа «Путешествие в природу» на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» для дошкольников 4-5 лет, рассчитанная на два года. Наша программа направлена не только на работу с детьми, но и с родителями.

1. Пояснительная записка

Специфика программы: особо эффективное формирование познавательного интереса детей различными средствами.

Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают:

  • игры и занимательные игровые задания;
  • отобранные по определенным критериям произведения искусства, в том числе детская художественная литература;
  • эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины явления или события;
  • прогулки;
  • собственная продуктивная деятельность детей в природе и уголке природы;

Методы:

  • игровая деятельность;
  • наблюдение;
  • экспериментальная деятельность.

Экологическое воспитание - это довольно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного знакомства детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников основывается на регулярных наблюдениях за объектами и явлениями природы. Оно включает проектирование, игровую и изобразительную деятельность. Занятия проходят в форме путешествия. В течение года дети путешествуют с различными героями, от которых узнают о природе и окружающем мире.

Данная программа имеет эколого-биологическую направленность и рассчитана на детей 4-5 лет. Программа «Путешествие в природу» состоит из нескольких блоков, в ходе изучения которых дети узнают о разнообразии животного и растительного миров, средах обитания, получают сведения о здоровом образе жизни.

Новизна программы состоит в том, что дети с 3 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой дошкольники совместно с родителями и педагогом создадут мини-проекты «Времена года», «Мое дерево», «Берегите свою планету!».

Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего доброжелательности, человечности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Цели:

  • ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в жизни растений и животных;
  • развитие познавательного интереса и  первоначальных навыков исследовательской работы;
  • формирование двигательной активности и здорового образа жизни детей.

Задачи:

Программа выдвигает важные задачи:

Образовательные:

- дать дошкольникам элементарные знания о природе и формировать на этой основе ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы;

- формировать художественную культуру как неотъемлемую часть культуры духовной;

- формировать первоначальные практические навыкы рационального природопользования.

 Воспитательные:

- воспитыватьу детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;

- воспитывать эстетическое чувство.

Развивающие:

- развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;

- обогащать словарный запас детей.

Принципы, лежащие в основе программы

  1. Ведущей формой организации педагогического процесса является комплексная образовательная деятельность, в которой реализуется одновременно несколько видов деятельности.
  2. Ведущим принципом взаимоотношений воспитателя и дошкольников является педагогика сотрудничества, позволяющая максимально раскрыться всем потенциальным возможностям личности ребенка.
  3. Ведущим принципом обучения является научность. Детям нужно давать только правильные знания. Не следует высказывать сведения, в истинности которых воспитатель не уверен.
  4. Ведущим принципом организации педагогического процесса является разнообразие форм и методов обучения.
  5. Ведущими методами экологического образования являются наблюдение, экспериментальная и игровая деятельность дошкольников в природе и уголке природы. С одной стороны, они предельно соответствуют данным возрастным особенностям мыслительных процессов детей (наглядно-образному и наглядно-действенному), с другой - дозволяют воспринимать реальные связи, существующие в природе.
  6. Доминирующей эмоцией ребенка является радость от общения со взрослым, радость от процесса познания, от ощущения собственной силы и своей значимости в мире.
  7. Интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его в образовательной деятельности в полном объеме не представляется возможным. Поэтому мы планируем обширную предварительную работу и разнообразные сопутствующие формы работы, в свободной деятельности, в процессе каждодневного личностного обобщения воспитателя с дошкольниками, при ответе на бесчисленные детские вопросы.
  8. Много внимания уделяется в программе умственному воспитанию детей и формированию интеллектуальных умений. Экологическое мышление подразумевает способность видеть динамику явлений, умение прогнозировать конечный результат многочисленных сложных процессов, протекающих в природе, наличие навыков моделирования, дозволяющее объединять увиденное своими глазами со знаниями, полученными из других источников.
  9. Обязательным условием благополучного осуществления экологического воспитания и образования является правильная постановка работы по ознакомлению с природой и вырабатыванию естественно-научных представлений. В этом случае у детей не только накапливаются знания о тех или иных объектах, но и формируются многие обобщенные представления и понятия, служащие базой для экологических понятий.
  10. Познавательные возможности дошкольников среднего возраста в области экологии еще не очень велики, их можно анализировать как сенситивный период по изучению общебиологических закономерностей.
  11. Помимо приобретения установленного багажа знаний, немаловажное внимание уделяется нравственному воспитанию детей. Экологическое воспитание рассматривается как высшая форма ознакомления с природой, умноженная на высокий нравственный потенциал личности, то есть, это не что иное, как процесс формирования экологического сознания. В нем, как в фокусе, сходятся все стороны воспитания: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, патриотическое.
  12. Программа рекомендует создавать огромный простор для детского творчества, поощрять пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей.
  13. Работа по программе невозможна без создания богатой развивающей среды – очень важного метода экологического воспитания.
  14. Экологическое образование базируется на основах теории развития понятий. Это требует соблюдения преемственности в использовании различных форм обучения и, как следствие, - объединения образовательной деятельности в циклы, модули, технологические блоки.
  15. Экологическое образование и воспитание представляет собой основной компонент целостного педагогического процесса и реализуется через все виды деятельности.

 Отличительные особенности программы по формированию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста состоит в следующем.

Экологическое воспитание реализовывается в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и в образовательной деятельности. В реализации задач экологического воспитания огромное значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, зимний сад, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Успех реализации программы обеспечивается следующими педагогическими условиями:

  1. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
  2. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.
  3. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
  4. Создание экологической среды в ДОУ.
  5. Установление педагогом связей с родителями, педагогами и учреждениями дополнительного образования.

6. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды:

- положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;

- развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;

- сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Система оценки и условные обозначения:

- работает на занятии самостоятельно, теоретические знания может применить на практике

- работает на занятии в среднем темпе, в основном самостоятельно

- несамостоятельный, слабо справляется с заданиями, теоретические знания малы.

6. Направления программы

Работа по данной программе предусматривается по двум направлениям:

С детьми:

  • самостоятельная деятельность детей;
  • совместная деятельность взрослых с детьми;
  • специально запланированная образовательная деятельность.

Со взрослыми (педагогами и родителями):

  • выставки;
  • КВН, викторины, конкурсы;
  • праздники;
  • природоохранные акции;
  • семинары-практикумы;
  • собрания;
  • тестирование;
  • экскурсии;

Сотрудничество с родителями:

  • выполнение домашнего задания «Где можно найти воду дома?» (Опыт. Дети должны показать в доме места, где можно найти воду: раковина, унитаз, кувшин для полива цветов и другие места). После этого в группе проводится развивающее мероприятие «Путешествие капельки воды»;
  • конкурс на лучшую поделку из бросового материала;
  • конкурс на лучшую экологическую сказку;
  • проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу, в музеи;
  • совместная работа детей и родителей «Золотая осень» (поделки из овощей, фруктов);
  • участие в конкурсе «Мама, папа, я - экологическая семья»;
  • участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада);
  • фотоконкурс «Дети и домашние животные».

 Содержание программы

Каждый блок программы состоит из комплекса тем, позволяющих ознакомить детей с проблемами социальной, биологической, прикладной экологии, в том числе и с правилами экологической безопасности, экологически грамотным поведением в природе. Так, например, изучая блок «Вода», мы знакомили дошкольников с водой в природе, водными животными и растениями, значением воды в жизни живых организмов, включая человека, необходимостью экономить воду. Учили видеть красоту инея, росы, дождя, снега.

Мы уделяем большое внимание чувственному познанию детьми окружающего мира. В процессе обучения ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и, даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Так, при изучении блока «Вода» дети самостоятельно экспериментировали с водой для ознакомления с ее свойствами. Непосредственное целенаправленное оперирование с объектом познания способствует развитию наглядно-действенного мышления. Опыты побуждали детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они способствовали развитию наблюдательности и сосредоточенности внимания.

Кроме детского экспериментирования в работе с детьми мы использовали такую исследовательскую деятельность как кратковременные наблюдения «Испарение воды при сушке одежды на батарее», «Высыхание пола после мытья». Хвалили своих воспитанников даже за самые незначительные самостоятельные наблюдения: кто-то из них увидел первую сосульку, кто-то «обычное» облако. Учили обобщать собственное наблюдение, не бояться высказать свою точку зрения, даже если она оказывалась неверной. И видели, что наше положительное отношение к их действию симулировало интерес детей к окружающему миру. «Мы с вами живем на дне огромного воздушного океана», – с таких слов мы начинали знакомство по блоку занятий «Воздух». Этот блок, как и другие блоки программы, включают в себя несколько тем, связанных друг с другом. Каков он, этот воздух? Какую роль играет в жизни людей и других живых существ? Какие животные научились использовать атмосферу для жизни, как приспособились к обитанию в каких условиях? Изучая «Воздух», большое внимание уделяли природным взаимосвязям. Дети постигали причинно-следственные связи в окружающем мире, поэтому, говоря о воздухе, мы изучили летающих животных, их приспособленность к обитанию в этой среде, распространение семян ветром и многое другое. Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольников 3-5 лет, то мы проводили различные игры «Теплый и холодный воздух», «С какого дерева семена», «Северный и Южный ветер». Помимо игровой деятельности увлекали детей в исследовательскую работу – проведение простейших наблюдений и опытов. Это помогло выработать у детей познавательный интерес, их мышление, память, внимание. При обучении старались задействовать все органы чувств дошкольника. Огромную радость, например, доставляло дошкольникам угадывание предметов в ящике ощущений.

В течение нескольких дней во время прогулок, обращали внимание детей на солнце: какая погода – солнечная или пасмурная, какое солнышко сегодня – яркое или скрытое в дымке, на что оно похоже. Обращали внимание на то, что солнце в течение дня меняет свое положение. Такие наблюдения привели нас с детьми к изучению блока занятий «Солнце».

Очень понравились детям темы «Солнце – большая звезда», «Строение Солнечной системы». Они узнали, что Солнце – это такая звезда, как и другие, но она находится ближе к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Затем мы познакомили детей с тем, что Земля это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Создали свой макет Солнечной системы и закрепили свои знания игрой «Планеты, по местам». Не менее интересной была экспериментальная работа, где дети увидели, как обычный солнечный луч может превращаться в разноцветный. Через игру «Догони свою тень» и наблюдения мы познакомили детей с понятием «свет» и «тень», а через театр теней развивали у детей воображение, дети испытывали радость открытия новых свойств знакомого предмета (показ обычного предмета под неожиданным углом зрения). Дети становились актерами и были чрезвычайно рады этому.

Прекрасный материал для развития ребенка найти несложно, стоит лишь только более внимательно присмотреться к окружающему. Например, камни – природный материал, который в буквальном смысле валяется у нас под ногами, еще в древности камни служили детям игрушками. Что-то из того времени – эпохи «детства человечества» перешло к нам. Мы тоже с детьми собирали камешки, использовали их для экспериментирования и игр. Такая деятельность способствовала сенсорному развитию детей, побуждала их логически мыслить, сравнивать, выражать свои мысли и чувства. Во время поисков мы находили не только природные, но и искусственные камешки. Это позволило нам с детьми сравнивать разные камни и на их примере закрепить значение терминов «природа» и «неприрода», а также узнать о том, что, разрушаясь, камни превращаются в песок и глину. Знакомство с этими природными материалами помогло развить у детей такие мыслительные операции, как анализ и синтез. Дети самостоятельно делали вывод о таких свойствах песка и глины, как плотность и сыпучесть, вязкость и рыхлость. Эти знания послужили основанием для самостоятельной поисковой деятельности «Как используется песок и глина человеком». Совместно с родителями дети искали ответ на вопрос в книгах, энциклопедиях, составляли рассказ по теме поиска. Это способствовало развитию познавательного интереса у детей. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому в программе «Путешествие в природу» большое внимание уделяется опытам и наблюдениям.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При наблюдении развивались следующие познавательные процессы: мышление, восприятие, память, речь, внимание.

Для нас было очень важно, чтобы дети научились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты. В мини-лаборатории мы старались создавать  такие условия для проведения опытов с водой, почвой, чтобы дети не боялись пролить воду или рассыпать почву. В качестве лабораторной посуды мы использовали стаканчики из-под йогуртов, пластиковые бутылки, тем самым показывали детям возможность вторичного использования материалов. Во время проведения исследовательской работы детям  было показано, что в почве есть воздух и при сжимании комочка земли он «уходит». Было показано, как происходит загрязнение почвы, при этом проводилось обсуждение возможных последствий загрязнения. Детей очень заинтересовали вопросы: Если бы они были на месте дождевого червя или крота, какую бы почву выбрали для своего дома? Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву, о чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Вместе с детьми был сделан вывод: в жизни, как в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом, она поит растения, животных), но есть и «мертвая вода» – грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть). Мы провели игру – превращение «Подземные жители», так как дети любят волшебные превращения. Используя эти игры, мы воспитывали у детей эмоциональное отношение к природе. Формировали уважительное отношение к ее представителям, восприятию их как равных человеку.

Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу умственного развития. Дети 3-5 лет еще не многое знают и умеют. Знания они получают в общении со взрослыми и сверстниками через телевизор и книги, они быстро решают специально поставленные умственные задачи. Игра остается, но усложняется – по содержанию и форме она уже соответствует возрастным возможностям и умениям детей. Мы работали с детьми по таким блокам как: «Растения», «Животные», «Лес», «Человек и природа». Указанные блоки не имели авторского методического обеспечения, поэтому материал для экологического воспитания детей мы подбирали сами в соответствии с разработанными Н.А. Рыжовой компонентами блоков. Знакомство с блоком «Растения» мы начали с закрепления знаний детей о частях растения (корень, стебель, листья, цветы, плоды). Для этого с детьми был придуман кроссворд. Далее дети были ознакомлены с разнообразием растений на Земле. Дети закрепили и приобрели новые знания о том, что растения растут всюду, где есть необходимые для их жизни условия (свет, тепло, вода, воздух), но природа на Земле не одинакова, поэтому разнообразна и растительность. Одни растения растут на полях, другие – на водоемах, третьи – на лугах, а некоторые предпочитают лес. Полученные знания были закреплены через игру «Разложи по группам». В процессе нашей работы дети получили элементарные знания об экологии растения, у них закладывалось понимание связи роста и развития (семени гороха) с условиями окружающей среды. А сколько радости давала детям красота комнатных растений, умение любоваться ими, бережное к ним отношение! В процессе дежурства детей в уголке природы мы воспитывали у них чувство ответственности за порученное дело, закрепляли название комнатных растений, их размножение. Развивая познавательные способности, используя различные анализаторы, мы провели занятие «Лекарственные и ядовитые растения», где дошкольники досконально узнали о произрастании этих растений и закрепили понятие роли растений в жизни человека, детей привела в восторг игра «Знатоки лекарственных растений». Главной целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. Поэтому мы продолжали формировать систему знаний у детей о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Воспитывали осознанное деятельное отношение к природе, желание охранять все растения, с которыми ребенок встречается. Для этого мы знакомили детей с растениями, занесенными в Красную книгу, а также создали в группе свою Красную книгу. Свое знакомство с блоком «Растения» мы закончили просмотром видеоэнциклопедии для детей и подтвердили исследования ученых, что при построении иерархической системы знаний и соответствующей организации обучения дошкольники среднего возраста на примере растений усваивают проявления закономерности о единстве организма и среды. Природа отличается необычным многообразием форм жизни. Всюду произрастают не только разнообразные растения, но и обитают животные, живущие в самых различных условиях. Необъятен мир животных, они для нас - как братья меньшие. С такого сообщения мы перешли к изучению блока «Животные», для формирования представления о том, что животное – живое существо, оно имеет определенное строение, может двигаться, чувствовать. В процессе проведенных игр, чтения, развивающих мероприятий мы воспитывали бережное отношение к животным, подводили к пониманию необходимости к существованию всех видов без исключения. Дети познакомились с сезонными изменениями в жизни диких животных, насекомых, птиц. Показали различие в размножении животных (птиц, бабочек, лягушек). Мы воспитывали у детей понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома» – места обитания. Мы закрепили у детей полученные знания через игры, работу с карточками – схемами. Ребенок должен знать, что животный мир дает человеку, как животные могут помогать человеку в его жизни, какую приносят пользу. Для этого через игру-путешествие сформировали обобщенное представление о домашних животных. Не осталась без внимания и наша ранее созданная книга, на страницы которой мы занесли охраняемых животных.

Дальше мы отправились с детьми в лес. Мы и раньше были в лесу, много наблюдали, читали книги, поэтому ответы на некоторые «Почему?», «Отчего?», «Что?» и «Зачем?» мы знали. Значит, возникла необходимость дополнить знания о лесе новыми сведениями. Так уточнили и расширили представление о многоярусном сообществе – «многоэтажном» доме. Дети познакомились с видами леса (сосновый бор, хвойный лес, березовая роща, лиственный лес, смешанный лес, тайга), им было показано значение леса в жизни человека. У детей воспитывалось умение видеть красоту леса и формировалось эмоциональное отношение к нему. Для этого мы рассматривали и читали журнал «Свирелька», разгадывали кроссворды, играли, устраивали выставку пейзажей и изделий из дерева. Все это способствовало умственному развитию детей.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы. Человеку нужен чистый воздух, чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. Мир огромен, поэтому мы знакомили детей с природой постепенно, создавали условия, чтобы у наших детей сформировалось правильное представление о ней. С такими знаниями мы подошли к изучению последнего блока программы «Путешествие в природу» - «Человек и природа». Мы познакомили детей с созданием заповедников, заказников для охраны редких видов животных и растений, на конкретных примерах рассмотрели некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой и возможные пути их решения. Был закреплен навык экологически-правильного поведения в природе. При этом мы опирались на материал всех предыдущих блоков. Для обобщения знаний детей по блокам программы использовались материалы видео-энциклопедии для детей, которая имеется в видеотеке детского сада, прослушивались грамзаписи звуков природы. Опираясь на положение о том, что книга является видом искусства и воздействует на чувства и сознание ребенка, мы использовали в работе с детьми рекомендуемые Рыжовой Н.А. произведения Б.Заходера, Э. Мошковской, С.Маршака; народные и авторские сказки; сказки Л.Павловой, В.Бианки. Книга выводит за пределы наблюдаемого; с помощью книги дети знакомились с явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно: явления природы, жизнь растений и животных других климатических зон  (степи, пустыни, тундры). Также с помощью поэтических произведений дети учились замечать необычное в привычных для детей явлениях: морозных узорах, ветре, солнце. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы развивает способность детей к пониманию речи, к длительному произвольному вниманию и сосредоточении на содержании, передаваемом словом.

Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

На втором году формирующего эксперимента мы создали уголок экспериментирования.

Задачи уголка:

  • развивать у детей первичные естественно-научные представления;
  • развивать у детей 4-5 лет наблюдательность, любознательность, интерес;
  • развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);  
  • формировать умения комплексно обследовать предмет, умение видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать  гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.

В план проекта по экспериментальной деятельности были включены такие направления как:

  • эксперименты  с водой, где дети  исследуют и узнают ее тайны, знакомятся со свойствами воды, способностью окрашиваться, менять вкус, запах и т.д. и делают выводы.
  • эксперименты с воздухом, где на собственных примерах дети понимают, что воздух легче воды, занимает место, прозрачен и многое другое.
  • опыты с почвой, где дети выясняют значения почвы для человека, растений, живых организмов.  
  • опыты с песком, глиной, камнями  и др.

При создании предметно-развивающей среды учитывалась совместная  образовательная  деятельность педагога с детьми и самостоятельное экспериментирование.

Для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда, в которой возможно проведение  опытов, наблюдений.

Пополнили исследовательский уголок:

  • природным материалом: камнями, ракушками, спилом и листьями деревьев, мхом, семена, почвой разных видов, шишками, птичьми перьями и др.;
  • утилизированным материалом: проволокой, кусочками кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  • техническими материалами: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
  • разными видами бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
  • красителями: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинскими материалами: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи, пилки, сито, воронки, разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы и др.;
  • половинки мыльниц, формы для льда
  • приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, весы,  компас, магниты и др.;
  • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

В уголке экспериментальной деятельности выделили:

- место для постоянной выставки, где различные коллекции (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

- место для приборов, для хранения материалов (природного, «бросового»);

- место для проведения опытов;

Далеко не все явления доступны осознанию детей. Однако то, что может быть понято ими, не должно представлять собой сумму отрывочных сведений. Знакомство ребенка с различными явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его интеллектуальной деятельности.

Важнейшая задача педагогов – формировать у детей познавательный интерес. Как решить эту задачу в условиях воспитания и обучения детей? «Правильно организовать воспитательный процесс – это значит поставить такую задачу, которую без эксперимента не решить», - считает известный психолог В.В. Давыдов [43]. В процессе постоянного познания нового, экспериментирования, экскурсий, решения задач – дети выступают как исследователи, они познают скрытые связи и отношения объектов.

Принимаем во внимание то, что детский сад не может осуществлять экологическое воспитание детей отдельно от семьи. В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений к окружающему миру, специфическое мировоззрение и система воздействий, обеспечивающих экологическое воспитание детей.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Совместно с родителями и детьми мы провели родительские собрания, открытые занятия, развлечения и праздники по проблемам экологии, а также они получили знания на экологическую тему через печатную информацию.

К родительскому собранию готовились различные сообщения на тему «Экспериментирование в домашних условиях и формирование познавательного интереса»,  пополнялся фотоальбом «Мир Почемучек».

Родители участвовали в качестве персонажей в праздниках «Новый год в подводном царстве», «На балу у Золушки», развлечении «Что за прелесть эти сказки!», где родители радовались полученным детьми знаниям.

Проводя работу с родителями, мы советовали родителям следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» [45].

Программа «Путешествие в природу» рассматривается нами как одно из средств развития познавательного интереса у детей и подготавливает их к следующей образовательной стадии, в основе которой будет программа Рыжовой Н.А. «Наш дом – природа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

НОД по экологическому воспитанию/ экспериментированию в средней группе детского сада "Вода вокруг нас"

Скоро наступит лето, дети с родителями поедут отдыхать на водоёмы. На этом занятии мы с детьми закрепили знания о том, как же образуются реки и озёра. И усвоили, что воду нужно беречь, её нельзя загря...

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР для средней группы детского сада средней группы

Рабочая программа воспитателя содержит целевой, содержательный и  организационный разделы...

Сценарий экологического праздника Весны в средней группе детского сада

Сценарий экологического праздника в средней группе .Действующие лица: Взрослые Весна, ведущий. Дети: Сорока, медведь, заяц , лиса....

Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей в средней группе детского сада" 2016-2017 у.г.

Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей в средней группе детского сада" 2016-2017 у.г....