«Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника»
статья на тему

Пантелеева Елена Александровна

Статья о влиянии семейного воспитания на эмоциональное развитие дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №12»

городского округа Самара.

Доклад

«Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника»

Составила: Пантелеева Е.А.

Самара 2014г.

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, являясь важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. Огромно значение эмоций в познавательной сфере, приобретении навыков учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами и родителями, обретении уверенности в себе и своих возможностях, развитии потребности в успехе. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятными и неприятными. Влияние эмоций сказывается и на восприятии: для радостного человека все вокруг позитивно рассерженный замечает в предмете своего гнева  лишь то, что усиливает раздражение. Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Психологической особенностью эмоциональной памяти  является так называемое вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Существуют определенные связи эмоциональных состояний с мышлением. Женевский психолог Клаус Шеррер убеждает, что чувства соотносятся с восприятием и суждением, которые придают им смысл. Эмоции не только ощущаются, но и осмысливаются. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, отрицательные – уменьшают. Волевые процессы также связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым.

Разбалансировка эмоций способствует возникновению расстройств и психических заболеваний, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, нарушению социальных контактов. Вот почему, подчеркивая роль эмоционального развития в дошкольном возрасте, мы говорим о психологическом и физическом здоровье детей и видим в этом большую социальную проблему, требующую незамедлительных решений.

К наиболее распространенным патологиям эмоций у детей относятся депрессия, тревожный синдром, эйфория и дисфория. Депрессия и эйфория в дошкольном возрасте атипичны, рудиментарны, стерты. Очень часто даже у самых маленьких детей наблюдается эмоциональная неадекватность. Важную проблему представляют собой невротические состояния, детские неврозы, депривация, гиперактивность, аутизм.

Невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны с плохим самочувствием,  усталостью, конкретной ситуацией (отобрали игрушку, обидели). Разрешается ситуация, появляется здоровье, все проходит. Эти дети входят в группу риска. При частых проявлениях невротических состояниях у них развивается невроз.

Невроз – достаточно устойчивое нарушение многих сторон личности в деятельности ребенка, сопровождающееся чувством неуверенности, тревожностью, проблемами в сфере общения. У невротика могут быть страхи, плохой сон, различные психосоматические заболевания(головная боль, тошнота, энурез, заикание, навязчивые действия и движения). При правильном воздействии взрослых невроз может быть преодолен полностью. Нарушения отдельных психических функций (общение, межличностное взаимодействие) могут быть следствием различных деприваций.

Депривация – систематическое угнетение жизненно важных потребностей человека или неполное, частичное их удовлетворение. Депривация может возникать на фоне сенсорного недоразвития, когда ребенок мало видел, слышал и еще меньше чувствовал мир вокруг себя. Данные отставания в познании вызывают отсутствие интереса к окружающему, сниженную активность, вялость, апатичность. Депривация может быть следствием отсутствия ласки, тепла, любви, эмоциональной поддержки   физического контакта  с малышом. Без правильных эмоциональных проявлениях дети еще долго остаются инфантильными, неуправляемыми. И наконец, социальная депривация обнаруживается в неумении ребенка руководствоваться принятыми в обществе нормами и правилами, что является следствием отсутствия этих норм в систематическом поведении взрослых. Таким детям трудно принять смысл нравственных оценок, они плохо ориентируются в системе общечеловеческих ценностей.

Гиперактивность с нарушением внимания носит характер синдрома, то есть целого блока специфических  проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения рук. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что – либо делать совместно с другими. Чаще всего такие дети являются орудием в руках взрослых с асоциальной направленностью.

Аутизм проявляется в замкнутости, отстраненности, погруженности в собственный, непонятный для окружающих мир. Алекситимия – специфическое состояние, выражающееся в неспособности рассказать о собственных эмоциональных переживаниях, неумении распознать и учитывать чувства других людей.

Эти нарушения эмоционального благополучия и психического здоровья детей являются сегодня острейшими детскими проблемами. Приходится признать, что чаще всего приобретаются эти проблемы в довольно раннем возрасте в семье. Их корни надо искать в незначительных на первый взгляд семейных ситуациях и ошибках родителей, которые оказываются в итоге источником психической травмы ребенка.

Семья служит духовным укрытием человека от жизненных невзгод. Она укрепляет силы и волю к жизни. Воспитание ребенка в семье с первых дней его жизни закладывает основу личности, подготавливает ту почву, на которую в дальнейшем будут ложиться воспитательные воздействия школы и влияния окружающей среды.

Лавина социально – экономических  проблем, перестройка социальных отношений больнее всего ударили по детям. Дети, пропитанные духом наших эмоциональных комплексов и страхов, видя нашу несостоятельность бессилие, растут несвободными, ущербными людьми. С ранних лет они испытывают непомерную эмоциональную нагрузку, теряют радостное, яркое восприятие окружающего мира, детскую непосредственность.

Говоря о трудностях и проблемах современного семейного воспитания, обратимся к данным исследования, проведенного в г. Тара Омской области среди родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Родителям было предложено ответить на вопросы теста «Родительское отношение к ребенку» (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин). 90% опрошенных отмечают недостаток свободного времени, более 46% опрошенных – недостаток общения с ребенком. Такие родители мало рассказывают о себе, редко интересуются жизнью сына или дочери, их делами, самочувствием, увлечениями. А между тем дефицит общения приводит от родителей, лишает взрослых возможности активно влиять на жизнь ребенка.

Большинству опрошенных (более 80%) не хватает терпения, культурных, педагогических и психологических знаний. Родители не контролируют режим дня детей, их развитие, не умеют организовывать детский труд и отдых, что существенно обедняет жизнь дошкольников эмоционально и духовно.

Часто родители ожидают, что все негативные эмоции маленьких детей с возрастом исчезнут. Однако опоздание в принятии решений, упование на то, что, когда ребенок подрастет, он поумнеет и исправиться, как правило, не оправдываются и влекут за собой возникновение педагогической запущенности, требующей перевоспитания.

К педагогически неграмотным воспитательным воздействиям со стороны взрослых можно отнести их бессистемность. Такие родители склонны от случая к случаю проверить выполнение домашних поручений, наказать за проступки и прочее. Подобные действия, к сожалению, не способствуют выработке нравственного иммунитета, хотя и способны вызвать довольно устойчивые эмоции.

90% опрошенных родителей принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, но вместе с тем склонны раздражаться, срывать на ребенке свои эмоциональные состояния.

Лишь 40% опрошенных проявляют искренний интерес к тому, что говорит ребенок, что его интересует, высоко оценивают его способности, поощряют самостоятельность и инициативу. Как правило, они стараются быть на равных со своим ребенком. В большинстве семей, принявших участие в опросе, родители склонны устанавливать жесткие дисциплинарные  рамки для своих детей, требуя безоговорочного послушания. Наблюдается гиперопека и явные дефицит доверия к ребенку со стороны взрослых. Вместе с гиперопекой в этих семьях существует система запрете как основа семейного воспитания – результат неумения воспитывать на положительном примере, организовывать жизнь ребенка так, чтобы он мог постоянно упражняться в правильном поведении. Эта система порождает отрицательное отношение к воле старших, замедляет развитие самостоятельности.

Серьезной проблемой современных семейных взаимоотношений стали губительные для здоровья стрессы их испытывают не только взрослые, но и дети. Многих людей эмоциональное напряжение заставляет мобилизовать свои внутренние ресурсы, повысить уровень активности. Это конструктивная форма поведения. Однако не все ведут себя таким образом. Некоторые пытаются избавиться от беспокойства неконструктивными способами. Одним из самых конструктивных способов разрядки является агрессия, направленная на других людей, которые воспринимаются как препятствие в удовлетворении своих потребностей. Люди, склонные к агрессивной форме реагирования на жизненные затруднения, испытывают гнев, сердятся, кричат, ругаются, критикуют и обвиняют в своих бедах других, интересы которых при этом игнорируются. Информационный стресс возникает в результате ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в необходимом темпе при высокой ответственности за это решение.  Эмоциональный стресс проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и других. Самым простым выходом из стрессовых ситуаций является изменение отношения к ней. Известно высказывание Марка Аврелия: «Измените свое отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности». Для того чтобы снизить негативное влияние нервно – физическое напряжение, необходимо уметь переключаться. Ганс Селье, автор теории стресса, рекомендует прибегать к физической нагрузке в необходимом объеме. Она обеспечит дополнительную энергию, радостное настроение, появиться блеск в глазах, привлекательный внешний вид.

В последнее время педагоги все чаще поднимают вопрос о несогласованности действий родителей с системой общественного дошкольного образования или разногласиях с ней. Как следствие у ребенка возникает и растет недоверие к взрослым, негативизм, неприятие окружающих, ведущих к девиантному поведению, педагогической запущенности.

Это лишь некоторые, но самые серьезные причины эмоциональных отклонений и недостатков семейного воспитания. Как исправит ситуацию? Парадоксально, но факт, в этом нам помогут сами дети. Общение с ребенком позволит избавиться от стрессов и негативных эмоций, лучше разобраться в ситуации, оценить себя и свои поступки, найти правильное решение. Нужно лишь уметь принять своего ребенка, постараться понять, услышать его суждения и оценить, увидеть мир его глазами. Нужно просто быть рядом с ребенком. И не только физически и везде должен чувствовать, что он любим и принят безусловно, ведь дети, в свою очередь, любят всегда и в любых обстоятельствах. Эмоциональное принятие заключается в безусловном положительном отношении к тому, что происходит в жизни ребенка, без оценок и ярлыков.

Сформулируем несколько правил психогигиены и здоровых взаимоотношений с ребенком.

Идеальные представления о детях и их воспитании следует соотносить с конкретными обстоятельствами. Это значит, что родители должны уважать и ценить самые первые проявления личности ребенка, поддерживать и развивать его «Я», помогать и объяснять ему,  что хорошо и плохо. При этом важно помнить, что право выбора остается за ребенком.

Посмотрите, чем занят ребенок? Что привлекает его внимание, вызывает положительные эмоции? Эмоции оказывают огромное влияние на деятельность. Они проявляются в игре и учении, поведении ребенка, выражаются в особенностях его речи, мимике и моторике. Роль эмоций значительно возрастает, когда они не только сопровождают деятельность, но и предшествуют ей. Задача взрослых – предоставить ребенку широкие возможности для разнообразных игр, занятий, общения и отдыха, наполнить их богатыми впечатлениями. Привлекая ребенка к совместной со взрослыми деятельности, предлагая новые знания, вещи, игрушки, условия жизни, родители сформируют эмоции престижности.

Часто взрослые заставляют ребенка действовать по образцу, инструкции.  А слыша ответ, выносят приговор: «Неправильно, не думаешь, плохо выполнил задание». В результате самостоятельности и творчество не развиваются. Как изменить способ общения с ребенком, чтобы повысить уровень его самостоятельности? Взрослые должны чаще говорить малышу: «Ты так думаешь?», «Попробуй доказать свою правоту», «»Хочешь послушать другое мнение?, «Давай рассмотрим…» Такое общение изменит отношение ребенка к ситуации: с его мнение читаются, могут выслушать, разобраться. У него появится интерес к познавательной деятельности, желание рассуждать, находить правильное решение, доказывать, спорить, а не только запоминать и воспроизводить.

Семья должна дать ребенку первые эмоции, связанные с преодолением трудностей, достижением успеха, обретением уверенности в себе и своих силах. В случаях неуверенности типа «Я не знаю»!, «Не могу!» важно получить согласие ребенка на участие в деятельности и перевести его негативные высказывания в позитивные: «Я стараюсь, но у меня ничего не получается…» Можно даже е обращать внимания на мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, разговоры, отвлечения. Предложите ребенку сменить вид деятельности, проведите релаксационную динамическую паузу, расскажите подходящую к случаю притчу, сказку, загадайте загадку, научите новой игре. В отдельных случаях можно даже позволить ребенку покинуть комнату, заняться другим, более интересным ему делом. Однако о том, что не получилось и не было достигнуто, нужно помнить и обязательно вернуться к этому через определенный промежуток времени, когда ребенок будет к этому готов.

В семье ребенок должен получить первые эмоции, связанные с познанием нового, необычного, своими первыми открытиями. Все это невозможно без искусства близких взрослых подбирать интересные задания, организовывать игру, занятие, прогулку с ребенком, создавать положительный эмоциональный настрой.

В современных условиях информационного пространства остро необходимы помощь и руководство близких ребенку взрослых в развитии и информировании партнерских навыков общения. Поэтому очень важна в семье атмосфера раскованности и психологического комфорта. Об эмоциях сопереживания при общении очень образно говорил В.А. Сухомлинский: «Самое трудное в воспитании – это учить чувствовать». Обучение культуре чувств включает понимание душевного состояния другого человека, умение поставить себя на место другого, понять его интересы как свои собственные. Важно, чтобы старшие и младшие  в семье, доверяя друг другу, соблюдали суверенитет и права каждого на выбор, собственные мнения и оценку, неприкосновенность индивидуального пространства личности, её неповторимость и ценности. Каждый эпизод обращения взрослого к ребенку – дошкольнику должен быть эмоционально окрашен позитивным отношением к его суждениям и впечатлениям, формирующимся нравственным нормам и правилам, проступкам и неудачам. Обращаться к ребенку следует по имени, ласково и доброжелательно, подчеркивая свое участие и поддержку.

Для того чтобы ребенка разговорить, нужно посмотреть ему в глаза ,верхняя часть туловища при этом наклонена в сторону ребенка, взрослый поддерживает беседу, создает положительный эмоциональный фон. Как правило, такая беседа сопровождается выразительными жестами, тактильными поглаживаниями, выразительной мимикой взрослого. В общении с ребенком следует развивать наблюдательность, помогать фиксировать позитивные самоощущения, а также все хорошее, что происходит с другими.

Экология отношений с детьми состоит в том, что взрослый использует только позитивные установки и инструкции: «Будь здоров!», «Будь внимателен!», вместо «Не отвлекайся!» «не крутись!», «Не болтай!». Даже самые маленькие дети слово «Нельзя!» воспринимают как определенный психологический барьер и часто действуют вопреки запретам взрослого. Психологи предлагают заменить эту запретную форму обращения к ребенку словом «Опасно!». Так ли не лучше ли делать ставку на здоровый инстинкт самосохранения?

Если ребенок затрудняется в выражении своих чувств и опыта, взрослым стоит перевести диалог с ним в форму фантазий, придумать про себя историю «Если б это было так…», рассказать о себе, своих чувствах и эмоциях.

Не стоит бояться отрицательных эмоций: во-первых, они неизбежны и, во-вторых, должны присутствовать наряду с положительными. Не нужно захваливать ребенка, искусственно изолировать, излишне опекать: могут возникнуть легкомысленность, потребительство, эмоциональный инфантилизм. Отрицательные эмоции поддерживают устойчивую мотивацию избегания. Они обязательно должны смениться положительными, составить вместе с ними широкую эмоциональную палитру, создать атмосферу эмоционального комфорта.

И наконец, родителям вместе с детьми нужно учиться быть счастливыми и благополучными, показывать ребенку, что значит быть здоровым и успешным, добиться равновесия и гармонии. Важно и полезно учиться у детей их непосредственному восприятию мира, принять точку зрения ребенка. Для этого просто стоит чаще задавать себе вопросы: «Чему я научил своего ребенка?», «Чему я у него научился?», «Что у меня получилось особенно хорошо?», «Чему я еще хочу научиться?», «А что можно изменить?».

Трудно всю жизнь подчинить интересам ребенка, но следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают в нем старшие.

Уважаемые взрослые! Только мы отвечаем за свое эмоциональное и физическое благополучие, за наше будущее – наших детей. Не позволяйте другим людям и обстоятельствах определить, быть или е быть вам и ваших детям здоровыми и счастливыми! Достигайте такой степени эмоционального благополучия, которая позволит вам полноценно прожить каждый день вашей жизни и достойно воспитать вашего ребенка.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. «Практическая психология». М.:  Академия, 1997.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С.  «Психология» М.: Просвещение, 1988.
  3. Ветрова В.В. «Уроки психологического здоровья». М.: Педагогическое общество России, 2000.
  4. Волков Б.С. «Психология младшего дошкольника: Учеб.Пос». М.: Акад. Проект. Альма Матер,2005»
  5. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Сценарии по комплексному развитию дошкольников». М.: Вако, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Родительское собрание общее "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника".

Методическая разработка общего родительского собрания ДОУ  "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника". Цель: Установление  сотрудничества ДОУ и семьи в вопроса...

Мастер -класс "Эмоциональное развитие дошкольника важнейший фактор психического здоровья"

Целью мастер - класса является повышение психолого - педагогической грамотности педагогов....

Конспект родительского собрания (младший возраст) «Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника»

Собрание по данной теме рекомендовано проводить с родителями воспитанников в период адаптации....

Роль семейного воспитания в духовно-нравственном развитии дошкольников

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В своей работе мы стараемся создать все ...

Теоретический семинар «Интеграция семейного воспитания в нравственно-патриотическом развитии дошкольников»

Теоретический семинар «Интеграция семейного воспитания в нравственно-патриотическом развитии дошкольников»...