Мастер класс Использование нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню», как средства активизации мыслительной деятельности
материал (старшая группа) по теме

Цыбигей Наталья Алексеевна

Представление опыта работы педагогам ДОУ города через показ приемов организации работы с детьми нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню» как средства активизации мыслительной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цыбигей  Наталья  Алексеевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Страна чудес»

Использование нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню»,  как средства активизации мыслительной деятельности

Цель

Представление опыта работы педагогам ДОУ города через показ приемов организации работы с детьми нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню» как средства активизации мыслительной деятельности.

Задачи

  1. Включить педагогов  в совместную практическую деятельность через использование организационных и мотивационных методов и приемов.
  2. Показать приемы организации работы с детьми нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню» как средства активизации мыслительной деятельности.

 Материал

Камушки различной формы и размера, краски, кисти, горшочки  разных размеров для кактусов, игровое поле с цветами, шаблоны для рисования, маркеры, бейджи.

Ход

Художественно-эстетическая деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Творчество дошкольника неразрывно связано с практической деятельностью, работой воображения, развитием речи. Один из приемов активизации мыслительной деятельности  -  нетрадиционная техника рисования «Роспись по камню».

Немного истории. Камни - это величайшая природная энергия нашей планеты. Камни всегда были связаны с жизнью людей, как материал для строительства жилища, как украшение, как магический символ. Роспись камня очень древний вид искусства. Еще в первобытные времена наши предки наносили изображения животных и птиц на покатые стены пещер и отдельные камни. Например, на Востоке и в настоящее время существует очень интересная традиция дарить  друг другу камушки, расписанные своими руками. Считается, что камни обладают собственной «душой», и общение с «душой камня» самая ценная часть процесса росписи.

(Демонстрация на слайде)

Для участия в мастер-классе приглашаю 6 активных участников, прошу выбрать любой камень и занять рабочее место, остальные слушатели – играют роль экспертов.

Экспертам раздаются карточки с вопросами (см. Приложение № 1)  и дается инструкция,   по ходу мастер-класса проанализировать содержание  и ответить на вопросы. Прошу обратить внимание на глоссарий мыслительных операций, которым эксперты могут воспользоваться при ответах на вопросы по ходу мастер класса.

Как же я к пришла к росписи камней? Бывает так, что вы гуляете по берегу речки или моря и видите камушек, который хочется взять с собой? У меня такое бывает часто, и я периодически набираю несколько камушков.

(Далее по тексту курсивом выделена инструкция для активных участников и комментарии к ним)

  1. Подготовительный этап обучения нетрадиционной техники рисования «роспись по камню».              

Возьмите в руки камушек, обследуйте его. (участники группы манипулируют с камнем) Назовите какой он? (ровный, гладкий, шероховатый, зернистый, вытянутый,  заостренный)

Именно с этих шагов  я и начала свою работу с детьми. Прежде чем раскрасить камень, необходимо дать ребенку с ним наиграться. Гуляя на участке детского сада, на берегу реки, в лесу сначала  мы просто обращаем внимание в природе на камушек, рассматриваем, даем представление о свойствах камней, находим общее и различие.

Погрузившись в природу камней, мы решили сделать коллекцию. Камешки собирали разной величины, формы, цвета, привозили с отдыха.

(Демонстрация слайда)

Рассмотрев и обследовав камни разных форм и размеров, с различной поверхностью использую различные приемы для активизации мыслительной деятельности детей. Сериации – строим возрастающие или убывающие ряды по выбранному признаку выкладываем камушки по размеру, цвету, строим башенки, выкладываем дорожки).

Анализ – выделяем группу камней по определенному признаку («Найди все большие», «Найди все гладкие». Предлагаю участникам группы игру «Разложи камушки»

Цель игры: развитие элементарной исследовательской деятельности.

Разложите камушки в ряд, в следующем порядке:

• один большой, за ним 2 маленьких;

• один светлый, два темных.

Вопрос экспертам: Как вы думаете,  на какую мыслительную операцию направлен этот прием?(сериации)

Детям,  какого возраста можно предложить задание такого типа?

Далее усложняем инструкцию:

Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур. Чем похожи? Чем отличаются?

Выложите образ животного или предмета.

Вопрос экспертам: Как вы думаете,  на какую мыслительную операцию направлен этот прием? (Синтез)

Также на этом этапе с детьми тонирую камушки (они могут быть одноцветные, многоцветные, с элементарным декором пятнышки, полосатые), применяю их в различных играх, используя  операции  анализа и синтеза, сериации, обобщения.

(В это время на слайде демонстрируются различные варианты с тонированными камнями)

  1. Выкладывание узоров и образов разными способами  (цветы и бусы) – от центра, чередуя, рапортом. Сложность орнамента зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.
  2. чередование элементов по форме, по величине (большой – маленький), декору (одноцветный - с пятнышками). Постепенно усложняется алгоритм. Чередование  более двух элементов в разных сочетаниях: два камешка больших – один маленький камешек.
  3. Выкладывание орнамента. Дети  попробуют выкладывать узоры на круге, квадрате, овале. В круге основной мотив идёт по окружности, а в квадрате прежде всего выделяются уголки и центр.
  4. «Графический диктант» -  ориентировка на плоскости
  5. Использование заместителей в изображении  (детям предлагаю игры «Найти колесо для машины», «Укрась дерево яблочками»)

Так, рассматривая с детьми камушки, постепенно учу видеть образ.  Фантазии могут быть самыми разными. Иногда рисунок подсказывает сама форма камушка.

Давайте пофантазируем. Рассмотрите внимательно камушек и расскажите,  что он вам напоминает. (участники рассматривают камни  с целью увидеть образ).

В таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы. Камешек на какое-то время теряет свою сущность как природный объект и становится тем, что в нём удалось увидеть: облаком или котёнком. Мы приходим к выводу, что важно сделать фон и детали, чтобы получился образ.

  1. Основной этап обучения нетрадиционной техники рисования «роспись по камню»

На этом этапе превращаем камушки в отдельные предметы, где детям  предлагаю  основу, и  прошу превратить  в образ, добавив точки, полоски.

Возьмите на выбор желтый или зеленый камень (3 желтых, 3 зеленых, камни разных размеров) и детализируйте до образа. Желтые камушки – это пчелки. Какие детали вы дорисуете?  (полоски) Зеленые камушки – это кактусы. Вам необходимо дорисовать точки-иголки.

Экспертам раздаю шаблоны с изображением различной формы, предлагаю дорисовать образы.  (см. Приложение № 1)

Наши камушки превратились в образы. Давайте поиграем.

«Посадим пчелку на цветочек»

Перед вами три разных цветочка. Подумайте,  какой цветочек подходит  для вашей  пчелки и посадите пчелку на этот цветок.

«Посади кактус в горшочек»

Перед вами  горшочки разной величины, посадите кактус в горшочек, который для него подойдет. В какой горшочек вы посадили этот кактус?

Вопрос экспертам: Как вы думаете,  на какие  мыслительные операции направлены эти игры? (сравнение)

В данных играх дети учатся выявлять сходство и различие между признаками группы  предметов.

Следующий шаг – это простейшие изображения. В самостоятельной деятельности  могут быть - пчелка и жучок, грибочки,  дома,  фрукты, овощи. (Демонстрация слайда)

Такие камни можно использовать в играх:

 -   на классификацию («Разложи на группы», «Найди лишний камушек», «Назови одним словом»);

- на развитие речи: найти парные картинки; составляем уменьшительно-ласкательные слова (дом - домик, гриб - грибок);

- на формирование элементарных математических представлений. Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры, считаем количество грибочков, домиков и др.

Так на основе практических действий дети учатся сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать

 (Демонстрация слайда)

На завершающем этапе предполагается, что дети могут создавать сложные  образы с мелкой детализацией и сюжет. (животные)

(Демонстрация слайда)

Предлагаю создать образ на камушке, который вы выбрали вначале нашего мастер класса, для  этого вам понадобятся: простой карандаш для разметки и маркеры.

Экспертам  проанализировав, содержание мастер класса предлагаю ответить на вопросы.

Рефлексия:

1.Рассматривание полученных образов активных участников и экспертов.

Анализируем понятность образа, вариативность и творческий подход.

2. Работа с приложением № 1. В случае затруднения задаю вопросы.

- Какие игры с камушками вы можете предложить для развития памяти?

- Какие игры с камушками вы можете предложить на формирование элементарных математических представлений?

3. По окончанию мастер-класса выдаются памятки «Технология росписи по камню» (см. Приложение № 3)

Список литературы и интернет-источников

1. Веракса Н. Галимов О. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Мозаика-Синтез, 2012г.

2. Микляева Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Сфера, 2013г.

3. Никитина А. В.  Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Каро, 2010

4. Огнева Дарья.  Рисуем на камнях . Аст-Пресс  Книга, 2012г.

5. Рогачевски-Ногай, Розани, Фойерштайн: Расписываем камни. Работаем с проволокой.              Практическое руководство. Ниола-пресс, 2011г.

6. http://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschie-igry-s-kamnjami.html

7. http://www.diets.ru/post/597280/

8. http://www.liveinternet.ru/users/olgaalexeevna42/post277375027

9. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1247767.htm

Приложение №1

  1. Какие игры с камушками вы можете предложить в областях:

(2-3 области на выбор)

     Социально - коммуникативное развитие детей

     __________________________________________________________

Познавательное развитие детей

___________________________________________________________

Речевое развитие детей

__________________________________________________________

Художественно-эстетическое развитие детей

          _____________________________________________________________

Физическое развитие детей

___________________________________________________________

  1. Какие бы вы выделили плюсы  использование нетрадиционной техники рисования  «Роспись по камню» в деятельности с детьми?

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение № 3

Памятка

Нетрадиционная техника рисования «Роспись по камню»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. Чтобы начать работать, камни надо промыть пресной водой и высушить. Теперь он готов к раскрашиванию.
  2. Для росписи подойдут гуашевые краски. Также можно использовать и акриловые краски. Они создают боле прочное покрытие, не пачкают руки и не осыпаются со временем.
  3. Для работы с акриловой краской можно использовать как беличьи, так и синтетические кисти.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1.Сначала камень тонируется, то есть весь камень покроется фоновой краской или грунтовкой (смесь клея ПВА и белой гуаши). Если ваш камень темный, покройте его слоем белой краски, таким образом, последующие цветные слои будут выглядеть более яркими. Если хотите получить более однородную окраску, нужно покрасить на 2-3 слоя.  Для ровного нанесения краски используется  кисть с грубым ворсом.

2. Простым карандашом делается набросок,  наносим контуры рисунка.

3.Теперь можно начинать роспись по камню.  Раскрашивается основа. Если после высыхания краска всё-таки выглядит тускло, то нанесите второй слой.

4. Далее тонкой кистью рисуются детали.

5. Для закрепления росписи, а также для придания глянцевого блеска камень покрывается лаком. Для этого можно использовать как акриловый, так и мебельный или паркетный лак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству"

В конспекте описан прием использования соли как одного из видов нетрадиционной техники рисования....

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству»

Опыт работы с нетрадиционными техниками рисования  старшей группы для воспитатетелей...