ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
материал на тему

Дудкина Татьяна Викторовна

Выступление на районном обучающем семинаре для председателй и членов ПМПк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_pmpk_v_dou_komp._vida.docx32.24 КБ
Файл deyatelnost_pmpk_v_dou_komp._vida.pptx300.26 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

                                                                Дудкина Татьяна Викторовна

учитель–логопед высшей квалификационной категории

                                                                МБДОУ ДСКВ № 46

                                                                г. Нижневартовск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 «Кот в сапогах» посещают дети с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 3 до 7 лет по заключениям ТПМПК, имеющие диагноз: Расстройство экспрессивной речи (Общее недоразвитие речи I, I-II, II-III, III уровня) при алалии (моторной, моторной с элементами сенсорной), дизартрии, ринолалии. (СЛАЙД 2)

Из 205 воспитанников, посещающих ДОУ:

  • ОНР  I уровня. Моторная алалия -  47 человек;
  • ОНР II уровня. Моторная алалия. Дизартрия. (Ринолалия) - 78 человек;
  • ОНР II-III, III уровня. Дизартрия. (Ринолалия) - 79 человек;
  • Смешанные специфические расстройства психологического развития –1 человек.
  • Статус "Ребенок-инвалид»  - 13 человек.

Численный состав групп - 19-21 человек. 

В ДОУ функционирует:                         (СЛАЙД 3)

  • - 11 групп компенсирующей направленности:
  • 1 группа для детей младшего дошкольного возраста;
  • 3 группы для детей среднего дошкольного возраста;
  • 4 группы для детей старшего дошкольного возраста 6-го года жизни;
  • 3 группы для детей старшего дошкольного возраста 7-го года жизни;
  • 4 логопедических кабинета, оснащенных в соответствии с программными требованиями и нормами СанПин;

Коррекционно-образовательный процесс осуществляют 9 учителей-логопедов, 2 педагога-психолога, 2 инструктора по физической культуре и плаванию, 2 музыкальных руководителя,  22 воспитателя.

Из них:

  • 82% педагогов имеют высшее образование;
  • 95% являются специалистами высшей и первой квалификационной категории;
  • 90% имеют педагогический стаж более 10 лет. (СЛАЙД 4)   

        Целью ДОУ компенсирующего вида является создание единого коррекционно-образовательного пространства, обеспечивающего оптимальную коррекцию отклонений в развитии, полноценное физическое и психическое развитие детей и выравнивание их стартовых возможностей при поступлении в школу. (СЛАЙД 5)   Поэтому диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных учреждений выдвигается как наиболее значимое и приоритетное.

        Весь коррекционно-образовательный процесс строится на основе грамотного сочетания основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой (с внесенными в нее изменениями в соответствии с действующими ФГТ, приказ № 655 от 23.11.2009г. (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)), и коррекционной программы  «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» под ред. Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной. На основе этих программ и Закона «Об образовании» (ст.14 п.5, ст.32 п.1)  разработана образовательная программа МБДОУ, приложениями к которой являются  рабочие учебные программы по всем видам деятельности  педагогов для всех возрастных групп. (СЛАЙД 6)

Данные программы обеспечивают комплексно-интегративный подход, способствующий выравниванию стартовых возможностей детей с проблемами развития для обучения в общеобразовательной школе.

Одним из условий коррекционного образования является работа психолого-медико-педагогического консилиума. В дошкольном учреждении  деятельность ПМПк служит связующим звеном всех участников образовательного процесса, так как  направлена на обеспечение раннего выявления отклонений в развитии ребенка и осуществление соответствующей коррекционной помощи.  В нашем  ДОУ  ПМПк  функционирует уже более 10 лет.

Деятельность ПМПк  ДОУ осуществляется в соответствии с нормативно – правовой базой:          (СЛАЙД 7)

  • законом РФ «Об образовании»,
  • Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее Консилиум) (ПМПк) образовательного учреждения»
  • Договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника,
  • Договором между ПМПк и территориальной  психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).
  • Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

В ДОУ консилиум создается с целью обеспечения диагностико- коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения  воспитанников с ОВЗ исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
 (СЛАЙД 8)

Задачи ПМПк:               (СЛАЙД 9)

  1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
  2.  Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  3.  Выявление резервных возможностей развития;
  4.  Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
  5.  Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Состав ПМПк     (СЛАЙД 10)

  В состав консилиума по приказу заведующего ДОУ входят:

Председатель консилиума: заместитель руководителя образовательного учреждения по воспитательно - методической  работе;  

Члены консилиума:

  • учитель-логопед;
  • педагог-психолог;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатель, представляющий ребенка;
  • инструктор по физическому воспитанию, инструктор по плаванию;    
  • медицинская сестра,

Врачи: педиатр, невролог,

Родители

ПМПк проводится в плановой и внеплановой формах:         (СЛАЙД 11)

На Плановых заседаниях консилиума происходит ознакомление с планом  работы консилиума на учебный год и обсуждение результатов мониторинга и достижений  воспитанников на начало, середину и конец года (как правило это октябрь, январь, май), уточнение стратегии и определение тактики психолого – медико – педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Внеплановые консилиумы (срочные)  собираются по запросам педагогов, непосредственно работающих с ребёнком или перед проведением ТПМПК,  

(в течение года).

        В работе консилиума выделяются следующие этапы: (СЛАЙД 12)

  • Психолого–педагогическая диагностика
  • Выявление и обсуждение проблемы у детей
  • Коллегиальное заключение специалистов
  • Составление индивидуального маршрута сопровождения развития ребенка
  • Рекомендации и консультирование родителей, воспитателей.

Деятельность ПМПк регламентируется соответствующей документацией. (СЛАЙД 13, 14, 15)

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится комплексной психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:   (СЛАЙД 16)

•своевременно выявить детей с ОВЗ и изучить их индивидуальные психолого-педагогические особенности;

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в ДОУ;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

• консультировать родителей ребенка.

Результаты комплексного обследования обсуждаются педагогами, работающими с данной группой детей (логопедом, воспитателями, педагогом-психологом): кому из детей нужно индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (как правило, это неговорящие дети и дети, усваивающие образовательную программу на низком уровне). Эти данные выносятся  на заседание ПМПк, где специалисты высказывают свое мнение по каждому особенному ребенку, вырабатывается коллегиальное решение, профильные специалисты дают рекомендации (направления работы)  воспитателям.

На каждого ребенка заполняется соответствующий пакет документов  (СЛАЙД 17-24). На основании рекомендаций специалистов ПМПк разрабатываются, а затем корректируются индивидуальные маршруты развития детей. По результатам диагностики и консилиума логопеды, психологи, воспитатели проводят индивидуальные беседы с родителями и доводят в доступной для понимания и тактичной форме заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк. Выслушивается мнение родителей по обозначенной проблеме, происходит совместное обсуждение проблемы и  пути ее решения.

Кроме того родителей знакомят с графиком работы профильных  специалистов с их ребенком для реализации индивидуального коррекционно- образовательного маршрута.

Предложенные рекомендации реализуются только с согласия родителей. В ДОУ практикуются индивидуальные занятия с детьми для родителей, на которых рассказывают об индивидуальных особенностях ребенка, о необходимости комплексного медикаментозного лечения и показывают игровые приемы развития речи и психических процессов. Такие занятия  очень полезны и информативны для родителей, побуждают их к повышению своей педагогической, родительской компетентности и совместной деятельности с ребенком в домашних условиях, мотивируют  на достижение положительных результатов.

Наряду с родителями (законными представителями) рекомендации получают и воспитатели группы, которую посещает ребенок.

Воспитатели осуществляют коррекционные мероприятия как  во время НОД, так и вне ее.  Эта работа проходит как индивидуально, так и в подгруппе (если имеется не один такой ребенок).  В индивидуальном маршруте  отражается ход коррекционной работы, степень усвоения того или иного процесса с помощью условных  обозначений.

Динамическое (итоговое) обследование ребенка проводится  после цикла коррекционно-развивающей работы, либо по ее окончанию. Если в ходе данного обследования выявлено, что динамика развития незначительная, либо  отсутствует вообще, то происходит корректировка коррекционно-образовательного маршрута, выработка рекомендаций для всех участников образовательного процесса включая родителей (законных представителей). Все мероприятия повторяются.

Если же и в данном случае не отмечается положительная динамика, и все педагоги отмечают, что ребенок не усваивает программу, то консилиумом с согласия родителей  может быть принято решение о досрочном предоставлении воспитанника на ТМПМПК с целью определения другой программы обучения. Все специалисты готовят пакет документов.

Итак: основным итогом деятельности консилиума является разработка стратегии и тактики сопровождения ребенка с ОВЗ и инклюзивной образовательной среды  в контексте индивидуализации образовательного маршрута.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах» для детей с тяжелыми нарушениями речи ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА Дудкина Татьяна Викторовна учитель – логопед высшей квалификационной категории

Слайд 2

Состав МБДОУ № 46 МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» посещают 205 воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 3 до 7 лет по заключениям ТПМПК, имеющие диагноз: ОНР I уровня. Моторная алалия - 47 человек; ОНР II уровня. Моторная алалия. Дизартрия . ( Ринолалия ) - 78 человек; ОНР II-III, III уровня. Дизартрия. ( Ринолалия ) - 79 человек; Смешанные специфические расстройства психологического развития –1 человек. Статус "Ребенок-инвалид» - 13 человек .

Слайд 3

Структура МБДОУ № 46 В ДОУ функционирует 11 групп компенсирующей направленности: 1 группа для детей младшего дошкольного возраста; 3 группы для детей среднего дошкольного возраста; 4 группы для детей старшего дошкольного возраста 6-го года жизни; 3 группы для детей старшего дошкольного возраста 7-го года жизни;

Слайд 4

Кадровый состав ДОУ Коррекционно-образовательный процесс осуществляют : 9 учителей-логопедов, 2 педагога-психолога, 2 инструктора по физической культуре и плаванию, 2 музыкальных руководителя, 22 воспитателя. Из них: • 82% педагогов имеют высшее образование; • 95% являются специалистами высшей и первой квалификационной категории; • 90% имеют педагогический стаж более 10 лет.

Слайд 5

Цель ДОУ компенсирующего вида создание единого коррекционно- образовательного пространства , обеспечивающего : оптимальную коррекцию отклонений в развитии, полноценное физическое и психическое развитие детей, выравнивание их стартовых возможностей при поступлении в школу.

Слайд 6

Программное обеспечение «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой; И нновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Закон РФ «Об образовании» (ст.14 п.5, ст.32 п.1) П рограмма «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» под ред. Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной; Образовательная программа МБДОУ; Рабочие учебные программы по всем видам деятельности для каждой возрастной группы.

Слайд 7

Закон РФ «Об образовании», Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого – медико - педагогическом консилиуме (далее Консилиум) ( ПМПк ) образовательного учреждения» Договор между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника, Договор между ПМПк и территориальной психолого – медико - педагогической комиссией (ТПМПК). Положение о психолого – медико - педагогическом консилиуме образовательного учреждения Нормативно - правовая база ПМПк

Слайд 8

Цель деятельности ПМПк Обеспечение диагностико -коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ - исходя из реальных возможностей образовательного учреждения, - в соответствии со специальными образовательными потребностями, - возрастными и индивидуальными особенностями, - состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Слайд 9

Задачи ПМПк Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; Выявление резервных возможностей развития; Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей; Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Слайд 10

С остав ПМПк Председатель консилиума: заместитель руководителя образовательного учреждения по воспитательно - методической работе; Члены консилиума: учитель-логопед; педагог-психолог; музыкальный руководитель; воспитатель, представляющий ребенка ; инструктор по физическому воспитанию, инструктор по плаванию; медицинская сестра, Врачи : педиатр,невролог , Родители

Слайд 11

Формы организации ПМПк Плановые консилиумы – ознакомление с планом работы консилиума на учебный год и обсуждение результатов мониторинга и достижений воспитанников на начало, середину и конец года (как правило это октябрь, январь, май), уточнение стратегии и определение тактики психолого – медико – педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам педагогов, непосредственно работающих с ребёнком или перед проведением ТПМПК, (в течение года).

Слайд 12

Психолого –педагогическая диагностика Выявление и обсуждение проблемы у детей Коллегиальное заключение специалистов Составление индивидуального маршрута сопровождения развития ребенка Рекомендации и консультирование родителей, воспитателей Этапы работы ПМПк

Слайд 13

План работы ПМПк ; Договор с ТПМПК; Договор с родителями (законными представителями); Уведомления; Отказ или акт о несогласии родителей (законных представителей) на обследование ребенка; Материалы для обследования обучающегося (инструментарий, диагностики); Результаты обследования ( протоколы, результаты мониторинга и т. д) Локальные акты деятельности ПМПк

Слайд 14

Документация ПМПк Журнал записи детей на ПМПк (Приложение 1). Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк ( Приложение 2). Индивидуальная карта (папка) развития ребенка ( Приложение 3). 4. Договор между образовательным учреждением и родителями ( законными представителями) воспитанника о его психолого- медико-педагогическом обследовании и сопровождения ( Приложение 4). Договор о взаимодействии территориальной психолого-медико- педагогической комиссии (ТПМПК) и психолого-медико- педагогического консилиума ( ПМПк ) образовательного учреждения (Приложение 5). 6. Протокол заседания ПМПк .

Слайд 15

Документация ПМПк Приложение 1 О формах учета деятельности специалистов ПМПк Журнал записи детей на ПМПк Приложение 2 Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк № П/П Дата обращения ФИ ребенка Дата рождения Проблема Заключение специалистов Рекомендации Примечание № П/П Дата обращения ФИ ребенка Дата рождения Инициатор обращения Повод обращения График консультирования Примечание

Слайд 16

позволяет : своевременно выявить детей с ограниченными возможностями и изучить их индивидуальные психолого-педагогические особенности; определить оптимальный педагогический маршрут; разработать программы коррекционной работы, спланировать коррекционные мероприятия ; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребенка; консультировать родителей ребенка. Комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика

Слайд 17

Разделы программы Дети усвоившие программу Дети не усвоившие программу Дети требующие повышенного педагогического внимания Характерные трудности Примечание Кол-во % Кол-во % 1.Образовательная область «Познание» ФЭМП Ознаком. с окружающ. Конструирование 2.Образовательная область «Коммуникация» Развитие речи З К Р Образовательная область « Физическая культура» Физкультурные занятия 4 . Образовательная область «Здоровье» Бассейн КГН 5.Образовательная область «Социализация» Культура поведения Игровая деятельность 6.Образовательная область «Художественное творчество» Рисование Аппликация Лепка 7.Образовательная область «Музыка» Музыкальная деятельность 8. .Образовательная область «Чтение художественной литературы» 9.Образовательная область «Труд» 10.Образовательная область « Безопасность » ПДД ПБ ОБЖ Анализ выполнения программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой , Т.С. Комаровой группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-года жизни № 2 МБДОУ № 46 за 2014 – 2015 учебный год (начало, конец учебного года)

Слайд 18

Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника. Приложение 3 Педагогическая характеристика; Анамнез; Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам); Речевая карта воспитанника; Индивидуальный маршрут развития обучающегося График динамического наблюдения.

Слайд 19

Результаты наблюдений за детьми (середина учебного года) Список детей Характерные трудности Динамика в развитии РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ за детьми ____________ - го возраста группы № _____ МБДОУ ДСКВ № 46 январь месяц 2014 - 2015 учебный год Воспитатели____________________________________________________

Слайд 20

Узкие специалисты Динамика Рекомендации Подпись положи тельная незначи тельная отсутствие Психолог Логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Воспитатель ИЗО Группа __________________________ Дата _____________________ Список детей:1. 2. Рекомендации ПМПк

Слайд 21

Выписка из протокола ПМПк

Слайд 22

Карта развития ребенка

Слайд 23

Лист динамики развития ребенка

Слайд 24

Лист динамики речевого развития ребенка

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду необходимо для своевременного  компелексного обследования и оказания ребенку целенаправленной специальной помощи. Специалист...

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении       Одним из основных механизмов в работе с детьми является оптимально ...

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ

ПМПК-это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами. Главной ее целью является выявление каких-либо отклонений в психо-физическом развитии ребенка. Члены ком...

«Организация деятельности психолого – медико -педагогического консилиума в ДОУ»

Психолого-медико-педагогический консилиум  (ПМПк) организуется  в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения восп...

Деятельность психолого-медико-педагогической-комиссии

Уважаемые родители! В городе Прокопьевске функционирует ПМПК ( психолого- медико -педагогическая комиссия). Целью которой является не только проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 ле...

Консультация для родителей «Деятельность психолого – медико – педагогического консилиума ДОУ, не имеющем в своей структуре групп компенсирующей направленности»

Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду необходимо для своевременного  комплексного обследования и оказания ребенку целенаправленной специальной помощи. Специалисты...

Организация деятельности психолого – медико – педагогического консилиума.

Краткое описание деятельности ПМПк на базе детского сада....