Статья Музыка в общении с ребенком
статья по теме

Волкова Елена Николаевна

Музыка в общении с ребенком

Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_muzyka_v_obshchenii_s_rebenkom.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка в общении с ребенком

Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков.

  • Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыку можно слушать специально, включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать и др.
  • Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий. Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.
  • Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.
  • Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.
  • Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.
  • Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.
  • Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.
  • Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.
  • Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас – звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.

О пользе пения

Малыши - музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь, используя выражение П.Тюленева, "раньше, чем ходить". Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении всё больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон, либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.

Это прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция, развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня - это не только музыка, но еще и стихи. Кроме того, раннее пение - путь к развитию музыкальности. Именно ручеек хорошей песни рано или поздно приведет вашего малыша к хорошей музыке, как серьезной, так и лёгкой.

Однако при обучении детей пению необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Петь громко - не значит петь хорошо!

Несколько слов об особенностях голосового аппарата ребенка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до этого возраста дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь или, как выражаются музыканты, "сорвать". Поэтому маленьким нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду.

  1. При совместном пении не заглушайте голос ребенка.

Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. В интересах ребенка спойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать его голос. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.

  1. Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво.

Это важно. Ребенок, особенно маленький, не уверен в своих возможностях, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребенка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом, или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.

  1. Используйте игрушки и рисунки.

Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню "Зайка", возьмите игрушку-зайку и сопровождайте пение песни его движениями. Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку, положите перед ребенком рисунок деда мороза, снегурочки, или просто зимний пейзаж. Песенку о лете проиллюстрирует летний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе - изображения этих животных. Это помогает маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.

Когда начинать музыкальное воспитание ребенка?

Известный венгерский педагог и композитор Залтан Кодаи отвечает так: "За 9 месяцев до рождения ребенка. А еще лучше за 9 месяцев до рождения его матери". Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет - от 0 до 4-х.

У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в детях эту свежесть и обостренность чувств. "Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны, - писал известный американский педагог Бенджамин Спок. - Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми". Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций - родной. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью. Слушая музыку, исполняя ее, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.

Начинайте с колыбели.

Когда начинать музыкальное воспитание ребенка. Как организовать слушание музыки?

Чем раньше, тем лучше

Хотя многие привыкли считать, что воспитание ребёнка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трёх-четырёх растёт здоровеньким, и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От момента рождения до 4-х.

Многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен, что у детей до трёх-четырёх лет огромный жизненный потенциал. Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое. Познаёт окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются. Дети до 4-х лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учёбы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

Масаре Ибука рассказывает об эксперименте, проведённом в Японии в центре раннего развития, который он возглавлял. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.

Что получается? То, чему дети постарше, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи. Яркий пример — изучение иностранных языков. В семидесятые годы у авторов в Москве был знакомый афроамериканец. Его пятилетняя дочка свободно говорила на четырёх языках — русском, английском, французском и испанском, хотя ни одному из языков специально не училась. Просто папа говорил с ней по-английски, мама — по-русски, жившая с ними бабушка — по-французски, и, что особенно удивительно, другая бабушка на испанском. Удивительно потому, что эта испаноговорящая бабушка приходила к внучке только два раза в неделю на несколько часов. Сказанное выше в полной мере относится и к музыкальному воспитанию.

Первый год. Звуковое окружение

Итак, у вас в семье большая радость — родился ребёнок. Сынок или дочка. Как правильно создать музыкальную среду его обитания? Как развить в этом возрасте музыкальные способности?

С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами источник звука, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит — гулит, произносит отдельные звуки, иногда даже напевает. Ребёнок начинает понимать, что и звуки, которые издаёт он сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, не улавливая ещё смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито — пугается, плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Услышав громкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что ещё хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо кушает и спит. Мелодичные, тихие и нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг малыша звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Уместны колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки. В том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери.

Пусть мама (да и папа тоже) поет малышу.

С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери или няни (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин об Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.

Сегодня песня, в том числе у колыбели, уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники и что петь малышу несовременно. У многих в нашей суматошной жизни голова забита другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Иногда папа или мама спрашивают: «А как быть, если у меня нет слуха, и я пою фальшиво?» У педагогов на этот счёт нет единого мнения. Главное в пении родителей — не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. А также - личный пример. Остаётся добавить: представление, что если у родителей нет слуха, то и у ребёнка не будет, не имеет под собой достаточных оснований.

Когда музыка звучит с первых дней

Из огромного мира звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Музыка, которую вы даёте слушать самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит искусственно ограждать маленьких слушателей от Баха, Чайковского, Бетховена и включать для них только музыку простую, элементарную, написанную специально для детей . Но есть и некоторые ограничения. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, чёткую форму. Как в литературе. Сначала сказки Пушкина, и только значительно позже — «Преступление и наказание» Достоевского.

Как организовать слушание музыки?

Без ответа на него все предыдущие рассуждения теряют смысл. Вот несколько основных правил.

— Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.

— Музыка не должна звучать слишком громко.

— Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а, иногда и раньше ребёнок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту его реакция на музыку (нравится/не нравится) станет более определённой.

И здесь нам поможет игра.

Игра первая. Малышу уже два-три месяца. В это время малыш начинает улавливать связь между звуком и его источником. Вы звоните в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребёнка. Потом отводите источник звука в сторону, чтобы малыш его видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы снова.

Игра вторая. В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звоните. Малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться всё дальше и дальше.

Игра третья. В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете секунд 20-30. Потом накрываете его легкой тканью и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки?» Ребёнок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползёт к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается обратно и ждёт, пока вы снова включите музыку. После такого «подвижного момента» малыш слушает музыку с новым интересом.

В заключение хочется вспомнить слова замечательного русского педагога К. Д. Ушинского: «Только хорошо поставленное общее воспитание может стать надёжной базой специального образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка в общении с ребенком (консультация для родителей)

Музыка в общении с ребенком (консультация для родителей)...

Консультация для родителей "Музыка в общении с ребенком"

Музыка в общении с ребенком. Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы р...

Музыка в общении с ребенком

Консультация для родителей...

МУЗЫКА В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ

МУЗЫКА  В  ОБЩЕНИИ  С  РЕБЕНКОМ...

Консультация для родителей «Музыка в общении с ребенком»

Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями....

Консультация для родителей "Музыка в общении с ребенком"

Консультация для родителей об использовании музыки  дома с детьми дошкольного возраста...

Музыка в общении с ребенком. Советы для родителей. Статья.

Музыка дарит и родителям,и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышрм в удиви...