Диспут для педагогов-психологов "Индивидуализация дошкольного образования. Особенности реализации"
консультация на тему

Лесникова Анастасия Николаевна

Современное общество свободно от стериотипизации. Мы реже употребляем слова «инвалид», «даун», «дебил». В наш лексикон прочно вошло такое понятие как особый ребенок/человек.  Множество социальных проектов, в том числе и Федерального уровня, говорят о том, что общество не стоит на месте, оно развивается как экономически, так и социально. Если раньше в общеобразовательных школах и детских садах мы не могли увидеть ребенка- колясочника или слабовидящего, то сегодня мы не только можем это наблюдать, но и констатировать, что для них создаются все условия для безопасного передвижения и пребывания. Это стало возможно, в том числе, и с введением единых стандартов для всей системы образования - ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

«Центр аналитики и методологии образования»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»

Диспут: «Индивидуализация дошкольного образования. Особенности реализации»

                                                   Разработала: Лесникова Анастасия Николаевна,  

                                                   Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 6»

Диспут организован в рамках ГМО педагогов- психологов

                                                           

                                                           

                                                             

Г.Березники, 2016г.

Диспут: «Индивидуализация дошкольного образования. Особенности реализации»

Современное общество свободно от стериотипизации. Мы реже употребляем слова «инвалид», «даун», «дебил». В наш лексикон прочно вошло такое понятие как особый ребенок/человек.  Множество социальных проектов, в том числе и Федерального уровня, говорят о том, что общество не стоит на месте, оно развивается как экономически, так и социально. Если раньше в общеобразовательных школах и детских садах мы не могли увидеть ребенка- колясочника или слабовидящего, то сегодня мы не только можем это наблюдать, но и констатировать, что для них создаются все условия для безопасного передвижения и пребывания. Это стало возможно, в том числе, и с введением единых стандартов для всей системы образования - ФГОС.

Во многом благодаря этому стандарту,  общество стало обращать внимание на особенности и потребности каждой личности, в частности ребенка. Стало возможным воспитание и развитие индивидуальности.

Основным принципом дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) является принцип индивидуализации дошкольного образования.  Что должно поменяться в нашей работе, в наших отношениях с ребенком, в нашем представлении о результате дошкольного образования?

Давайте вместе вспомним, что такое индивидуальный подход  и индивидуализация образования (в Приложении памятка для педагогов).

Педагоги называют  отличия и преимущества индивидуализации и индивидуального подхода. Объединяются в две группы.

 Индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создает особую психологическую ситуацию между выбирающим (ребенком) и тем, кто стремится повлиять на этот выбор.  Помощь  в выборе, принятии решения, даже и ошибочном, и есть поддержка развития.  А выбирать дошкольник может материал, вид активности, участников совместной деятельности и общения.

Согласно ФГОС ДО Поддерживаем:

  • Положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях дошкольников
  • Положительные, доброжелательные отношения детей друг к другу и их взаимодействие в различных видах деятельности
  • Инициативу и самостоятельность детей в специфических видах деятельности
  • Родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность

А как мы можем проявить свою поддержку к воспитаннику, проявить принятие к нему?

Педагоги предлагают примеры в соответствии со своей позиции и доказывают эффективность своего подхода над противоположным.

Действительно, реализуя подход индивидуализации, мы можем действительно помочь развиваться ребенку в нужном именно ему направлении и с его скоростью.

Т.О. позволяя дошкольнику самостоятельно делать выбор, поддерживая его во всех начинаниях, принимая его личностные особенности безусловно мы реализуем основной принцип ФГОС ДО- ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Мы, как психологи, должны понимать, что ФГОС ДО – это современное отражение гуманистического подхода. И мы являемся не только примером, но и носителем этого знания и умения  для всего коллектива ДОУ.  А значит,  должны быть готовы предоставить информацию, показать личным примером, проконсультировать и направить всех участников образовательного процесса.

        В ваших памятках есть свободные строки, давайте, попробуем уже сейчас набросать наши возможные действия  по поддержке и сопровождению индивидуализации процесса образования в наших учреждениях.

Приложение

Индивидуальный подход

Индивидуализация  образования

Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в процессе  которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Предмет:

Как правило, внешние проявления явных отличий *проблем* от общей массы

( несформированность структур речи,  отсутствие практических умений, явные поведенческие особенности, «академическая успеваемость»), или, наоборот, сильная сторона ребенка как противовес.

Индивидуальный темп, динамика, направленность  развития, которые не могут быть подвергнуты сравнению с другим детьми и безусловно принимаются.

Согласно ФГОС ДО Поддерживаем:

  • Положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях дошкольников
  • Положительные, доброжелательные отношения детей друг к другу и их взаимодействие в различных видах деятельности
  • Инициативу и самостоятельность детей в специфических видах деятельности
  • Родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность

(п.3.2. ФГОС ДО)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 105

2.Михайлова – Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/Л.В. Михайлова – Свирская.- М.:Просвещение, 2015.- 128с.

3. ФГОС ДО 14.11.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа дошкольного образования по реализации основной образовательной программы ДОУ в средней "А" группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 у.г.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в средней группе....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

Дидактические материалы в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования для реализации задач образования по образовательным областям

«Развивающие дидактические игры для дошкольников»       Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с ц...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в младшей «Б» группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 учебный год

В своей педагогической деятельности в системе применяю знания, полученные в результате дополнительного профессионального образования: с учетом современных требований, в условиях реализации ФГОС д...

Круглый стол для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Проблемы реализации ФГОС ДО»(презентация)

Круглый стол для педагогов ДОУ  по изучению ФГОС дошкольного образования «Проблемы реализации ФГОС ДО»(презентация)...

ФГОС дошкольного образования - практика реализации.

ФГОС  дошкольного образования обеспечивает целевые ориентиры(социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений) ,позволяя ребенку с ясельного возраста быть мотивированным на жи...