«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему

          Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники дают возможность и детям, и взрослым на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы, избегая при этом примитива. Неклассические техники, ни при каких обстоятельствах, не исключая основ изобразительной грамоты, являются неким проводником в «большое искусство». Ведь с их помощью автор имеет возможность наглядно видеть проявление многих композиционных закономерностей, узнать способы смешивания красок разного цвета. Так, акватипия демонстрирует особенности построения линии горизонта, монотипия раскрывает симметричность изображения, а рисование пластиковыми карточками знакомит с перспективным построением композиции.

         В каждой неклассической технике кроется изобразительный потенциал. Однако его необходимо актуализировать. Иначе любая техника становится самоцелью. В этом случае внешняя эффективность, обусловленная спецификой самой техники и применяемых материалов, может ограничивать вариативность ее использования. Довольно частое применение в детском саду монотипии, когда темой НОД педагог выбирает к примеру, «Бабочку». Тем самым он содержательно сужает горизонты реализации этой техники.

        На практике в детском саду неклассические техники предполагают решение трех задач, а именно:

·         создание условий для расширения представлений о художественной выразительности рисунка;

·         создание условий для развития изобразительных умений и навыков;

·         создание условий для формирования творческой активности, способности к альтернативным решениям.

Все эти задачи будут реализованы в том случае, если четко определяется место и значение той или иной неклассической техники в каждой конкретной теме.

         Рисование с помощью пищевой пленки – в сырой поверхности листа, когда на увлажненную поверхность чистой кисточкой наносится акварельная краска. Цвета при этом смешиваются, образуя обогащенное яркое пятно. Затем, пока краска не высохла, на лист накладывается пищевая пленка. Подчеркнем: пленку не натягивают и не разглаживают. Выразительность заключается в том, чтобы на пленке было как можно больше складок. Тогда рисунок получится изящным и интересным по композиции. Как только краска подсохнет, пленку можно снять. Складки, образованные ею, создают удивительный рисунок, который, во-первых, может стать основой фона для аппликации; во-вторых, этот фон можно дорисовать до образа, взяв складки за основу для композиции. Вариаций для данной техники множество. Наиболее эффективно ее применение в следующих видах творчества:

1.      «Листопад».

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений об особенностях динамической композиции с помощью техники матриц и пищевой пленки.

Матрицы выполняются из картона, имеют рельефное изображение. Краска наносится либо сразу на всю их поверхность, либо поочередно на ее части. Для фона подойдут любые цвета. Однако важно определиться с колористической гаммой. Она должна быть или теплой, или холодной. Акварельные краски наносятся на влажный лист, который покрывается пленкой. Детей следует научить чувствовать динамику композиции. Возможно это только тогда, когда отпечатки матрицами заключаются в круговую или диагональную композицию. Так создается динамический образ.

2.      «Узоры Деда Мороза»

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений о том, как строить узоры, нанося в разных направлениях мазки тонкой кистью.

Для фона выбираются только холодные оттенки. Пленка в этом случае подчеркнет характер зимних узоров.

3.      «Весенний лес»

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений об особенностях техники восковых мелков и пищевой пленки.

Восковыми мелками изображаются различные по цвету и фактуре деревья. Композиция может иметь различные вариации, например: или деревья рисуются только на уровне веток, или изображается лишь их основание, или только крона. Дополняется изображение листьями с помощью штриховки.

4.      «Ветка рябины»

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений о том, как с помощью штампов следует изображать гроздья рябины. В качестве фона используется пищевая пленка, цветовая палитра при этом может быть различной.

5.      «Фантазия»

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений о том, как преобразовывать линии в образ.

Цвет фона может быть различным, образовавшиеся от пленки складки дорисовываются до образа.

6.      «Горный пейзаж»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений об особенностях пейзажа.

Последовательность работы: фон заполняется любыми цветами и оттенками. После снятия пленки на рисунке вычленяется силуэт гор. Сделать это несложно, поскольку ломанные линии по своему характеру напоминают изломы поверхности гор. Композиция может быть дополнена изображением горных растений, моря.

Рисование с помощью бумажных салфеток.

          Прежде всего отметим: салфетки – незаменимое подручное средство. С их помощью изображаемому образу можно придавать художественную выразительность. Специфика данной техники: салфетки накладываются на влажный фон. Только после этого краска наносится кистью на отдельные участки. Влажная салфетка придает рисунку фактурность.

          Данную технику можно использовать для реализации следующих тем:

1.      «Осенний лес»

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений о том, как изображать деревья с помощью салфеток.

Фон для этой работы выполняется акварельными красками, которые накладываются на влажный лист. Цветовая гамма может быть различной. Ширину полосок, обозначающих стволы деревьев, дети определяют самостоятельно. Этот вид работы лучше вынести на предварительный этап. Композиция стволов также выстраивается без помощи взрослого. В качестве средства, развивающего творческую активность детей, целесообразно представить эскизы, выполненные педагогом. Окрашиваются полоски акварельными красками. Цвет стволов обязательно соотносится с фоном. Крону деревьев и траву изображают малярной кистью или в технике прикладывание цветового пятна к фону, после черного лист бумаги, на который наносится пятно, отрывается от поверхности. Работу можно дополнить деталями по выбору самих детей.

2.      «Тучи»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений о том, как с помощью бумажных салфеток изображать тучи.

Лист бумаги закрывается салфеткой любого цвета, отражающего характер неба. Затем бумажная салфетка окрашивается цветом, характерным для туч. Пока салфетка не высохла, ее прикладывают к влажному фону и для удержания на бумаге еще раз увлажняют кисточкой. Капли дождя изображают с помощью малярной кисти или зубной щетки.

3.      «Горный пейзаж»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений о том, как с помощью салфеток изображать горы.

Силуэты гор дети вырезают самостоятельно и размещают на плоскости листа.  Композиция работы может различаться в вариантах. Приложив силуэты гор, дети окрашивают их, соотнося с цветом фона. Работу можно дополнить изображением моря или отрогов, покрытых травой или деревьями. Пластилин используется для включения в композицию элементов пластилинографии, салфетки – для передачи фактуры травы, гуашь – для изображения моря или растения.

4.      «Морской пейзаж»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений о том, как изображать море с помощью салфеток.

Особенность морского пейзажа – линии горизонта. Это начало работы. Сперва тонкой кисточкой проводится линия по всей ширине листа. Затем закрывается верхняя часть листа, обозначающая небо. Цветовое решение может быть любым. На нижнюю часть листа прикладывается бумажная салфетка, имитирующая море. Пока поверхность листа еще влажная, салфетка окрашивается акварелью или гуашью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

          Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники дают возможность и детям, и взрослым на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы, избегая при этом примитива. Неклассические техники, ни при каких обстоятельствах, не исключая основ изобразительной грамоты, являются неким проводником в «большое искусство». Ведь с их помощью автор имеет возможность наглядно видеть проявление многих композиционных закономерностей, узнать способы смешивания красок разного цвета. Так, акватипия демонстрирует особенности построения линии горизонта, монотипия раскрывает симметричность изображения, а рисование пластиковыми карточками знакомит с перспективным построением композиции.

         В каждой неклассической технике кроется изобразительный потенциал. Однако его необходимо актуализировать. Иначе любая техника становится самоцелью. В этом случае внешняя эффективность, обусловленная спецификой самой техники и применяемых материалов, может ограничивать вариативность ее использования. Довольно частое применение в детском саду монотипии, когда темой НОД педагог выбирает к примеру, «Бабочку». Тем самым он содержательно сужает горизонты реализации этой техники.

        На практике в детском саду неклассические техники предполагают решение трех задач, а именно:

  • создание условий для расширения представлений о художественной выразительности рисунка;
  • создание условий для развития изобразительных умений и навыков;
  • создание условий для формирования творческой активности, способности к альтернативным решениям.

Все эти задачи будут реализованы в том случае, если четко определяется место и значение той или иной неклассической техники в каждой конкретной теме.

         Рисование с помощью пищевой пленки – в сырой поверхности листа, когда на увлажненную поверхность чистой кисточкой наносится акварельная краска. Цвета при этом смешиваются, образуя обогащенное яркое пятно. Затем, пока краска не высохла, на лист накладывается пищевая пленка. Подчеркнем: пленку не натягивают и не разглаживают. Выразительность заключается в том, чтобы на пленке было как можно больше складок. Тогда рисунок получится изящным и интересным по композиции. Как только краска подсохнет, пленку можно снять. Складки, образованные ею, создают удивительный рисунок, который, во-первых, может стать основой фона для аппликации; во-вторых, этот фон можно дорисовать до образа, взяв складки за основу для композиции. Вариаций для данной техники множество. Наиболее эффективно ее применение в следующих видах творчества:

  1. «Листопад».

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений об особенностях динамической композиции с помощью техники матриц и пищевой пленки.

Матрицы выполняются из картона, имеют рельефное изображение. Краска наносится либо сразу на всю их поверхность, либо поочередно на ее части. Для фона подойдут любые цвета. Однако важно определиться с колористической гаммой. Она должна быть или теплой, или холодной. Акварельные краски наносятся на влажный лист, который покрывается пленкой. Детей следует научить чувствовать динамику композиции. Возможно это только тогда, когда отпечатки матрицами заключаются в круговую или диагональную композицию. Так создается динамический образ.

  1. «Узоры Деда Мороза»

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений о том, как строить узоры, нанося в разных направлениях мазки тонкой кистью.

Для фона выбираются только холодные оттенки. Пленка в этом случае подчеркнет характер зимних узоров.

  1. «Весенний лес»

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений об особенностях техники восковых мелков и пищевой пленки.

Восковыми мелками изображаются различные по цвету и фактуре деревья. Композиция может иметь различные вариации, например: или деревья рисуются только на уровне веток, или изображается лишь их основание, или только крона. Дополняется изображение листьями с помощью штриховки.

  1. «Ветка рябины»

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений о том, как с помощью штампов следует изображать гроздья рябины. В качестве фона используется пищевая пленка, цветовая палитра при этом может быть различной.

  1. «Фантазия»

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений о том, как преобразовывать линии в образ.

Цвет фона может быть различным, образовавшиеся от пленки складки дорисовываются до образа.

  1. «Горный пейзаж»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений об особенностях пейзажа.

Последовательность работы: фон заполняется любыми цветами и оттенками. После снятия пленки на рисунке вычленяется силуэт гор. Сделать это несложно, поскольку ломанные линии по своему характеру напоминают изломы поверхности гор. Композиция может быть дополнена изображением горных растений, моря.

Рисование с помощью бумажных салфеток.

          Прежде всего отметим: салфетки – незаменимое подручное средство. С их помощью изображаемому образу можно придавать художественную выразительность. Специфика данной техники: салфетки накладываются на влажный фон. Только после этого краска наносится кистью на отдельные участки. Влажная салфетка придает рисунку фактурность.

          Данную технику можно использовать для реализации следующих тем:

  1. «Осенний лес»

Цель: создание условий для формирования эстетических представлений о том, как изображать деревья с помощью салфеток.

Фон для этой работы выполняется акварельными красками, которые накладываются на влажный лист. Цветовая гамма может быть различной. Ширину полосок, обозначающих стволы деревьев, дети определяют самостоятельно. Этот вид работы лучше вынести на предварительный этап. Композиция стволов также выстраивается без помощи взрослого. В качестве средства, развивающего творческую активность детей, целесообразно представить эскизы, выполненные педагогом. Окрашиваются полоски акварельными красками. Цвет стволов обязательно соотносится с фоном. Крону деревьев и траву изображают малярной кистью или в технике прикладывание цветового пятна к фону, после черного лист бумаги, на который наносится пятно, отрывается от поверхности. Работу можно дополнить деталями по выбору самих детей.

  1. «Тучи»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений о том, как с помощью бумажных салфеток изображать тучи.

Лист бумаги закрывается салфеткой любого цвета, отражающего характер неба. Затем бумажная салфетка окрашивается цветом, характерным для туч. Пока салфетка не высохла, ее прикладывают к влажному фону и для удержания на бумаге еще раз увлажняют кисточкой. Капли дождя изображают с помощью малярной кисти или зубной щетки.

  1. «Горный пейзаж»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений о том, как с помощью салфеток изображать горы.

Силуэты гор дети вырезают самостоятельно и размещают на плоскости листа.  Композиция работы может различаться в вариантах. Приложив силуэты гор, дети окрашивают их, соотнося с цветом фона. Работу можно дополнить изображением моря или отрогов, покрытых травой или деревьями. Пластилин используется для включения в композицию элементов пластилинографии, салфетки – для передачи фактуры травы, гуашь – для изображения моря или растения.

  1. «Морской пейзаж»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений о том, как изображать море с помощью салфеток.

Особенность морского пейзажа – линии горизонта. Это начало работы. Сперва тонкой кисточкой проводится линия по всей ширине листа. Затем закрывается верхняя часть листа, обозначающая небо. Цветовое решение может быть любым. На нижнюю часть листа прикладывается бумажная салфетка, имитирующая море. Пока поверхность листа еще влажная, салфетка окрашивается акварелью или гуашью.

  1. «Капель»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений о том, как с помощью бумажных салфеток изображать сосульки.

На влажный фон накладываются кусочки бумажных салфеток – сосульки- в форме вытянутых треугольников. Цвета для них выбираются разные, но преимущественно холодные. Окрашивать салфетки лучше акварельными красками, добавляя немного белил. Самое главное научить детей передавать эмоции через цветовые отношения.

  1. «Цветы»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений о том, как изображать цветы с помощью бумажных салфеток.

Для фона используются акварельные краски и прием центрического вливания, т.е. когда на влажный лист бумаги наносятся поочередно краски, образуя сразу несколько цветовых пятен. Пятна могут быть многоцветными. Далее к листу бумаги приклеиваются кусочки бумажной салфетки, имитирующие бутоны. Сердцевина бутонов окрашивается акварельными красками. Листья и стебли рисуются или выполняются из пластилина.

  1. «Птицы на ветке»

Цель: создание условий по формированию эстетических представлений о том, как изображать птиц с помощью бумажных салфеток.

Прежде всего, используя акварельные краски и прием вертикального вливания цвета в цвет, дети выполняют фон. Прием вливания, демонстрирующий эффект смешивания красок, позволяет получить интересные цветовые сочетания. Параллельно с выполнением фона акварельными красками окрашивается салфетка. Но вот на что следует обратить внимание: салфетка должна быть сложена в два раза. Выбирается тот цвет, что подходит для оперения той или иной птицы. Пока салфетка не высохла, ей придают соответствующую форму тела птицы, а затем наклеивают на фон. Расположение птицы на фоне позволит определить характер композиции: деревья, направленность веток. Следует учесть: дети дошкольного возраста не могут заранее продумать все структурные элементы композиции. По этой причине они чаще всего действуют стереотипно – изображают каждый объект таким, каким привыкли его видеть. Вот почему детский рисунок выглядит упрощенно и искажает пропорциональные отношения. И здесь, разумеется, необходима помощь педагога.

             Что касается деталей, выполняются они с помощью различных предметов и материалов (зубная щетка, малярная кисть, фольга, мятая пленка, валик). Все зависит от того, какое время года, время суток, состояние природы задумал представить ребенок. Листья, гроздья рябины можно изобразить с помощью пластилина или скульптурной массы.

           Как показывает практика, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личностных качеств и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданине. И в этом длительном и сложном процессе творческого становления, когда речь идет о дошкольнике, следует помнить: ребенку необходимы средства выразительности, адекватные его возрастным и индивидуальным возможностям. Только тогда он почувствует определенную изобразительную свободу. Отчасти к этим средствам выразительности относятся художественные неклассические техники. Ведь они раскрывают суть формирования образа, наполненного содержанием и эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)»

Тема моей работы: «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)».       Способность к изо...

Технология использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми

В консультации представлены задачи, которые решаются в процессе приобщения детей в рисованию и предполагаемый результат практической работы. Представлено описание различных техник изобразительной деят...

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата»

В статье «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата» представлен опыт работы учителя-дефектолога по использов...

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...