«Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)»
методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме

Плотникова Любовь Николаевна

 

Тема моей работы: «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)».

       Способность к изобразительной деятельности проявляется у детей уже в раннем возрасте и развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Едва научившись держать в руке карандаш, ребенок пытается рисовать линии, кружочки, овалы. По мере взросления дошкольники осваивают навыки изобразительной деятельности, проявляют фантазию.

       Рисование для детей – игра. Между тем, даже маленькие художественные неудачи, могут свести на нет, их желание заниматься рисованием. Использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечит элементы сюрприза, подарит дошкольникам много положительных эмоций и поможет сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.

       Призвание воспитателя – помогать ребенку открывать мир, вооружать его знаниями, умениями, навыками, максимально раскрывать творческий потенциал, учить видеть волшебное в обыкновенном.    Главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструменте, ни в технике. Чтобы передать эту веру детям, я попробовала рисовать с детьми с помощью плотной полоски бумаги, выдыхаемой струи воздуха и даже пластилином. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании материалов можно создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_vospitatelya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема моей работы: «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)».

       Способность к изобразительной деятельности проявляется у детей уже в раннем возрасте и развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Едва научившись держать в руке карандаш, ребенок пытается рисовать линии, кружочки, овалы. По мере взросления дошкольники осваивают навыки изобразительной деятельности, проявляют фантазию.

       Рисование для детей – игра. Между тем, даже маленькие художественные неудачи, могут свести на нет, их желание заниматься рисованием. Использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечит элементы сюрприза, подарит дошкольникам много положительных эмоций и поможет сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.

       Призвание воспитателя – помогать ребенку открывать мир, вооружать его знаниями, умениями, навыками, максимально раскрывать творческий потенциал, учить видеть волшебное в обыкновенном.    Главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструменте, ни в технике. Чтобы передать эту веру детям, я попробовала рисовать с детьми с помощью плотной полоски бумаги, выдыхаемой струи воздуха и даже пластилином. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании материалов можно создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

  1. Рисуем плотной полоской бумаги: для этого нужно вырезать полоску из картона длиной 3 – 5 см., шириной 0,5 – 1,5 см. Затем нужно обмакнуть край полоски в краску и, изменяя ее движения рисовать различные картины: цветы, деревья, рыбы, волнистые линии: волны, флаг и т.д.
  2. Следующий нетрадиционный прием рисования – с помощью направленной выдыхаемой струи воздуха «Рисунок ветра». Надо набрать немного больше, чем необходимо, краски и воды на кисть, поставить каплю или провести черту и подуть на них (можно с помощью коктейльных трубочек) в желаемом направлении. И на глазах подрастают трава, веточка, без помощи кисти расцветает цветок. Приемы при рисовании можно комбинировать, дорисовывая детали кистью.
  3. Опускаем пальцы в краску: следующий вид «забавного» художественного творчества заключается в том, что ребенок опускает палец (до второй фаланги), например, в желтую краску, а затем круговыми движениями, как бы раскручивая спираль, со всех сторон вытирает палец о бумагу. Оставшуюся на пальце краску убирают мокрой салфеткой. Затем опускают второй пальчик в краску другого цвета (краски берется меньше, чем в первый раз). Аналогичным движением поверх желтой краски наносится красная краска. Получилась красивая роза. Украсим ее зелеными листьями, используя технику отпечатывания свежими или засушенными листьями. Детское воображение может создать удивительные, волшебные сиреневые, голубые, радужные розы. Предлагаю ребятам придумать для них названия, дать имена сказочных героев или своих мам.
  4. Техника печатания поролоновыми тампонами усиливает контакт между рукой ребенка и рабочей поверхностью. Сжимая и разжимая упругий материал, ребенок активно массирует кончики пальцев. Если проводит работу под музыку, можно развивать у детей не только мелкую моторику, но и чувство ритма. Поролоновые тампоны для рисования несложно изготовить самим. Я использую в своей работе тампоны, которые ребенок легко удерживает в руке, длиной 8 – 10 см., d = 3см. Очень удачно в такой технике получается осенний лес. Отпечатки поролоновых тампонов получаются «кружевными» и напоминают ажурные кроны деревьев. Емкости палитры заполняют слегка разбавленной гуашью желтого, красного и зеленого цветов. Дети опускают в краски кончики тампонов и печатают кроны, заполняя почти всю поверхность затонированного в цвет неба листа.  Стволы и ветви деревьев дорисовывают кисточками.

    Для изображения зимнего леса лучше использовать цветную бумагу. Заснеженные кроны деревьев и сугробы рисуют белой гуашью.

  1. Следующий вид нетрадиционного рисования: « Тычок  жесткой полусухой кистью».  Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности: замечательные котята, щенки, ежики, новогодние елочки и мягкие игрушки. Глаза и нос животным удобно рисовать ватной палочкой.
  2. Мягкой «лохматой» кисточкой можно нарисовать созвездия сказочной Галактики: созвездие Бабочка, Золотой Петушок и т.д. Пусть дети помечтают и сами придумают им названия. Рисовать звезды лучше всего желтой или белой гуашью на цветной бумаге темных тонов. Чтобы отобразить в рисунке многочисленные звезды я предлагаю детям сделать набрызг (набрать краску на кисть и ударить о картон , который держит над бумагой). Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование пальчиками:

  1. Чтобы развить у детей коммуникабельность, способность работать сообща предлагаю выполнить коллективную работу «Муравейник». Ставлю ритмичную музыку, дети берут фломастеры или цветные карандаши различных оттенков: зелёного, коричневого и жёлтого цвета. И быстро заполняют контур муравейника разноцветными линиями, штрихами и чёрточками. Затем каждый из строителей поселит в новом доме своего муравьишку. Тельце муравья рисуем тремя прилегающими друг к другу отпечатками подушечек пальцев, предварительно опущенных в чёрную краску. Можно муравьишку нарисовать гигиеническими ватными палочками. Они оставляют на листе круглые отпечатки, только меньшего размера. Лапки и усики дорисовывают фломастерами. Оживят  работу листочки, случайно упавшие на муравейник или кружащиеся в воздухе, выполненные в технике отпечатывания свежими листьями. Свежий лист помещают на дощечку тыльной стороной вверх, окрашивают тушью или акварелью и используют как печать,т.е кладут на рисунок окрашенной стороной, накрывают салфеткой, слегка прижимают и аккуратно снимают.

    Данная техника - рисования пальчиками, позволяет изобразить целый «народец» маленькой страны: это жуки, паучки, гусенички. Чтобы нарисовать паука или жука, достаточно сделать один отпечаток пальцем (тельце), а другой ватной палочкой (головка). Лапки и рожки дорисовывают фломастерами.

  1. Детям очень нравится «печатать» рисунок природными материалами. Кроме листьев деревьев я предлагаю детям печати из картофеля (вырезанные из картофеля грибочки, ягоды, силуэты животных, облаков и т.д.)

    Появившиеся в нашем обиходе новые сорта овощей (например, цветной капусты, брокколи, китайского кочанного салата), а так же некоторые цветущие растения (веточки и соцветия  бархатцев) дают прекрасную выразительную основу для использования нетрадиционного приема – печати природным материалом. Например, соцветия бархатцев позволяют создавать изображения, напоминающие крону деревьев (дуба). Изображение травы и ежей под деревьями  я предлагаю выполнить оттиском смятой бумаги. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдца и смятая бумага.

    Очень хорошо рисовать траву еловыми шишками. Дети окунают шишку в нужную краску и быстро наносят отпечатки на лист бумаги.

    Листья деревьев также можно нарисовать печатками из ластика.

  1. Следующий вид  нетрадиционного рисования – рисование восковыми мелками или свечой. Ребенок  рисует восковыми мелками, свечой на белой бумаге. Затем я предлагаю закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
  2. Для рисования симметричных предметов, я предлагаю детям предметную монотипию. Этим методом можно нарисовать бабочку, кувшин, т.е. все симметричные предметы. Дети складывают лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуют половину изображаемого предмета. Пока не высохла краска, лист снова складывают пополам для получения отпечатка.
  3. Тиснение с использованием подложек из бросового материала открывает перед дошкольниками больше возможности в творчестве. В качестве подложек можно использовать куски ткани, кружева, мешковины, сетки из искусственных и натуральных волокон, циновки, наждачную бумагу, виниловые обои. Оттиск делается широкой стороной цветного мелка. Тиснение может быть положено в основу рисунка, а может дополнять основное изображение, выполненное в традиционной технике. С помощью этого метода можно создать натюрморт на тему: «Фрукты», «Сказочный торт», «Корзина с цветами».

    С помощью синтетической сетки и циновки за считанные мгновения может быть создана фактура одежды на портретах. На рисунках с изображением фигурок животных, например кита, подложка даст возможность оформить окружающее его водное пространство – море.

  1. И, наконец, самое нетрадиционное рисование - пластилиновое рисование. Пластилин должен быть ярким и мягким (тот, в котором содержание парафина меньше).

    Итак, на листе бумаги ребёнок делает карандашный набросок рисунка. Потом он большим пальцем правой руки или стекой растирает по контуру рисунка крохотный комочек пластилина до прозрачности. Такой пластилиновый рисунок легко превращается в коллаж, нужно лишь дополнить работу лепниной из теста, оригами, аппликации.

    Пластилиновое рисование можно использовать в работах детей частично, например, изображать с помощью этой технике только отдельные детали: озеро, тучки или солнце. Такие пластилиновые картины нравятся и детям, и родителям: они яркие, оригинальные, необычные, ими хорошо украшать групповые помещения детского сада. Рисовать пластилином могут  дети с  4-х лет.

    Использование перечисленных нетрадиционных приёмов в изобразительной деятельности с детьми среднего возраста представляется весьма перспективным и позволяет решить следующие задачи:

  1. Развитие у детей образного эстетического восприятия, образного представления, чувство композиции и колорита.
  2. Обогащение сенсорного опыта, включая в процесс ознакомления с предметами и движение рук по предмету.
  3. Развитие воображения дошкольников.
  4. Знакомство с выразительными возможностями уже известных детям и новых изобразительных материалов.
  5. Знакомство с нетрадиционными приёмами рисования, в том числе в изображении деревьев и пейзажа.
  6. Воспитание самостоятельности, развитие умения творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Картотека нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста"

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют  быстро достичь желаемого результата. Поэтому дети дошкольного возраста проявляют повышенный инт...

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

        Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

опыт работы на тему "Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста"

    Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и резуль...

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...